Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников'

Воспитательный потенциал артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1329
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АРТПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / АРТТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА АРТПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уматова Алпият Уматовна

В статье рассмотрена модель использования воспитательного потенциала средств артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников, выступающая в данном контексте инновационным ресурсом обеспечения благоприятных условий воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников»

Психолого-педагогические науки

85

УДК 371

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТПЕДАГОГИКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE EDUCATIONAL CAPACITY OF ART-PEDAGOGY IN MORAL EDUCATION OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN

©2014 Уматова А. У.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Umatova A. U.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассмотрена модель использования воспитательного потенциала средств артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников, выступающая в данном контексте инновационным ресурсом обеспечения благоприятных условий воспитания.

Abstract. The author of the article explains the model of the use of funds art pedagogy in moral upbringing of the younger students serving in this context, an innovative resource ensure favorable conditions for education

Rezjume. V stat’e rassmotrena model’ ispol’zovanija vospitatel’nogo potenciala sredstv artpe-dagogiki v nravstvennom vospitanii mladshih shkol’nikov, vystupajushhaja v dannom kontekste innovacionnym resursom obespechenija blagoprijatnyh uslovij vospitanija.

Ключевые слова: нравственное воспитание, артпедагогика, нравственный потенциал искусства, духовно-нравственное развитие личности, арттехнологии, средства артпе-дагогической деятельности, артпедагогические игры.

Keywords: moral education, art-pedagogy, moral potential of art, spiritual-moral development of the personality, art technology, tools of the art-pedagogical activities, art-pedagogical games.

Kljuchevye slova: nravstvennoe vospitanie, artpedagogika, nravstvennyj potencial iskusstva, duhovno-nravstvennoe razvitie lichnosti, arttehnologii, sredstva artpedagogicheskoj dejatel’nosti,

artpedagogicheskie igry.

В 2008-2009 году были приняты документы, которые легли в основу Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения (ФГОС II поколения). Данные ФГОС начального общего образования приняты 6 октября 2009 года. В рамках принятия новых образовательных стандартов декларировалось, что важнейшей целью современного образования является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Другими словами, образование - и общее, и дополнительное -через систему базовых национальных ценностей воспитывают личность в рамках общенациональной максимы: «Мы - российский народ». Поэтому процесс образования - это процесс воспитания и развития личности, принятия

духовно-нравственных, социальных, семейных и иных ценностей.

В Стандартах определены следующие результаты воспитания: чувство гражданской аутентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и др. В этой связи основные результаты воспитания рассматриваются через личностную (ответственность за самого себя, реализация своей социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки -«становится лучше»; способности к самостоятельным поступкам и действиям; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению

86

Известия ДГПУ, №2, 2014

трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни), семейную (осознание безусловной ценности семьи, как первоосновы нашей принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, ответственность за другого; бережное отношение к жизни другого человека) и социальную (осознание себя гражданином России на основе принятия общих ценностей; вера в Россию, адекватное восприятие ценностей общества; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; забота о преуспевании единого многонационального государства, поддержание межэтнического мира и согласия) культуру. В качестве приоритетного направления выделено развитие нравственных и эстетических начал личности ребенка. При этом подчеркивается, что в действующих программах предметные цели обучения недостаточно ориентированы на возрастные возможности и особенности младших школьников. Особое внимание в учебных стандартах уделено смене соотношений между «основными» (русский язык, математика и др.) и «второстепенными» (изобразительное искусство, музыка и т. д.) предметами. Все это создает основу для разработки новых технологий способных более полноценно реализовать задачи развития детей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости актуализации средств артпедагогики в процессе нравственного воспитания.

Исследования М. И. Воловиковой, Т. А. Соколовой, Е. А. Ямбурга свидетельствуют о том, что существенное место в образовательном процессе занимают отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Е. В. Янгичер констатирует, что многим современным школьникам свойственны такие негативные состояния как тревожность, неуверенность, озлобленность, неуравновешенность и т. д. Сегодня же ребенок живет в мире, перегруженном информацией. При этом он должен сохранить свое творческое «Я» и эмоционально устойчивую нервную систему. Поэтому особо актуальным, по мнению автора, становится предупреждение негативных эмоциональных состояний, их закрепления в

характере, а также проблема развития творческих способностей учащихся. Значимость данного положения уточнена в исследовании Е. В. Тарановой, которая отмечает, что воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства в практике образовательных учреждений не принимаются в полной мере [11]. Эту же мысль подтверждает ведущий специалист в области художественного воспитания А. А. Мелик-Пашаев, утверждая, что «этот канал перекрыт сегодня в школе. И в лучшем случае художественный цикл бесплоден, ибо неадекватны способы преподавания предметов, непонятно их значение и возможности. Наблюдается недооценка способности детей к творческому освоению искусства; статус художественных дисциплин снижен до третьестепенных, что обуславливает соответствующее снисходительно-десертное отношение и детей, а также учителей, руководителей школьного дела и родителей к урокам искусства» [7. С. 57].

В связи с этим, актуальной задачей педагогической науки является возможность рассматривать артпедагогику, как новое научное направление, изучающее механизмы привлечения искусства к решению различных педагогических проблем.

Поэтому, утверждает А. Ю. Сметанина, применение артпедагогики будет оказывать более эффективное воздействие в связи с тем, что она базируется на данных современной педагогической психологии ценностно-деятельностного типа, учитывающего индивидуальные особенности каждого в проявлении своих ценностных ориентаций. При этом автор обосновывает свою позицию тем, что обеспечивается психологический комфорт детей в процессе восприятия и воспроизведения продуктов эстетической деятельности, создающее условия для здоровьесберегающего образования [9].

Необходимо учитывать, что артпеда-гогика, являясь новым направлением педагогической науки, находится в стадии становления, которая обусловливает существование различных интерпретаций самого понятия «артпедагогика», что может привести к подмене значения, возникновению неточностей, сме-шанию функций различных областей научно-практической деятельности. Так, Л. А. Аметова-Давыдовская тракту-

Психолого-педагогические науки •••

ет понятие как «арт-терапевтическая педагогика» [1]; В. П. Анисимов в своих трудах называет «эстетпедагогика или психопедагогика искусства» [2]; О. С. Булатова понимает сущность понятия, как «арт-педагогический подход» [3]. Следует отметить, что определение арт-педагогики, данное Е. А. Медведевой, позволяет определить ее, как особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса [6].

Сущность артпедагогики в наиболее общем виде определяется, как синтез двух областей научного знания - искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного воспитания проблемных детей через искусство и художественно-творческую деятельность. Но в целом соглашаясь с этим определением, Е. В. Хрисанова и Н. Ю. Сергеева считают, что оно должно быть дополнено, так как сфера применения артпедагогических форм, средств и методов должна охватывать воспитание не только проблемных, но и всех остальных детей, не имеющих патологических отклонений в развитии. На основании анализа психолого-педагогической литературы и полученных экспериментальных данных, авторы предлагают следующее определение артпедагогики: «Артпедагогика - отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития детей средствами интегрированного воздействия искусства, целью которой является помощь ребенку в понимании общечеловеческих ценностей, сконцентрированных в искусстве». [12. С. 137]. Это способствует нравственной направленности: научиться жить вместе с другими людьми; познавать окружающий мир; помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации. Разделяя данную точку зрения, Е. В. Таранова доказывает необходимость включения артпедагогики в процесс воспитания и формулирует определение артпедагогики с учетом этической направленности. Так, под артпеда-гогикой автор понимает «отрасль педагогической науки о специфике и закономерностях интегрирующего воздействия всех видов искусства и побуждае-

87

мых ими формах продуктивной активности личности на систему ее социальных связей и отношений, поведенческих стратегий, следствием чего является адаптация ребенка в коллективе сверстников, овладение практическими умениями в разных видах художественной деятельности» [11. C. 55]. Достижение вышеозначенного результата возможно при развитии у детей способности понимать общечеловеческие ценности, сконцентрированные в искусстве и формирование умения строить свою жизнедеятельность с учетом их нравственной направленности.

Особенностью артпедагогики является то, что в качестве развивающего и воспитывающего потенциала она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими воспитывающим и развивающим потенциалом. Артпедагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.

Следовательно, задачей артпедагогики не является повышение уровня художественно-технических умений детей, так как для нее основными являются задачи социально-нравственного направления, разработка гуманно-ориентированных моделей поведения, благодаря которым преодолеваются тенденции ограниченного воспитательного влияния на личность учащегося в рамках школьного художественного обучения.

Ж. С. Валеева, М. В. Гузева едины в формулировке специфических признаков арт-педагогики:

- использование в воспитательно-образовательном процессе средств искусства;

- доминирование диалога педагога с воспитанниками в воспитательно-образовательном процессе;

- совместное художественное творчество педагога и ученика, вплетенное в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;

- включение произведений искусства при изучении самых разнообразных предметов [4; 5].

Специфическими целями артпедагогики В. П. Анисимов считает формирование этического и эстетического им-

88

Известия ДГПУ, №2, 2014

мунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. [2]. Объектом артпедагогической науки является сфера искусства, как сфера обучения, воспитания, развития и корреляции личности. Предмет артпедагогической науки обоснован в трудах В. П. Анисимова, М. В. Гузевой, А. Ю. Сметаниной, Е. А Медведевой как психологопедагогический механизм обретения участниками воспитательно-образовательного процесса этического и эстетического иммунитета.

Под этическим иммунитетом понимается интегральное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микросреде и макросреде; адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся ситуацию в обществе, мобилизацию ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности.

В качестве эстетического иммунитета рассматривается характеристика духовного новообразования личности, несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости; гармонию от дисгармонии; видеть красоту в искусстве, в человеке, в творчестве, в поступках; быть устойчивым к воздействию массовой, безликой эрзац-культуры.

Соглашаясь, что артпедагогика, безусловно, имеет много общего с арттера-пией, В. П. Анисимов считает неоправданным тенденцию использования средств искусства приоритетно в коррекционно-терапевтических целях, что значительно снижает понимание воспитательного, педагогического потенциала искусства. Очевидно, полагает автор, что то многообразие форм, методов и приемов, которое применяется в артпе-дагогике, имеет лишь отдаленное отношение к «лечению» [2]. С другой стороны, нельзя не согласиться с мнением Т. А. Соколовой, что артпедагогика во многом реализует и психотерапевтическую функцию, помогает детям справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, или устранить нарушения в поведении [10]. Сущность артпедагогики в большей степени выражается в воспитательной функции, направленной на то, чтобы воздействовать на нравственно-этические, комму-

никативно-рефлексивные, эстетические основы личности, и способствовать её адаптации с помощью искусства. Следует отметить, что арттерапия первоначально получила широкое развитие и распространение в зарубежной теории и практике в специфическом контексте врачебной лечебно-коррекционной практики. Впоследствии на основании гуманистической концепции развития личности, разработанной К. Роджерсом, арттерапия параллельно с лечебными задачами приобрела педагогическое направление. Поэтому, в связи с данной трансформацией оправданным является термин артпедагогика и ее направление - изменение стереотипов поведения личности, воспитание через искусство. Согласно данному положению искусство обозначено как один из основных гуманистических путей воспитания, и артпедагогика является прогрессивной областью педагогической практики.

Гуманизация - стержень нового педагогического мышления, основная установка которого - восхождение к личности человека как высшей ценности (С. Г. Якобсон, М. Г. Яновская и др.). Идея гуманизма является основополагающей, она превращается в принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его художественных, интеллектуальных и других особенностей. И искусство должно рассматриваться в качестве воспитательной среды, необходимой для развития личности каждого школьника.

Принимая данную точку зрения, Н. Ю. Сергеева признает, что спецификой артпедагогики является объединение воспитательных возможностей различных видов искусств для воздействия на детей, когда через эстетическое воздействие осуществляется максимальное воспитательное влияние по линейному типу педагог - младший школьник -детский коллектив и при этом фундаментом является продуктивность творческой деятельности. На основании создания художественного образа происходит развитие нравственного взаимодействия между участниками процесса -детьми и учителем [8].

Согласно исследованию Е. А. Медведевой, для артпедагогики характерен приоритет воспитательных целей, идея гуманизма реализуется в насыщении

Психолого-педагогические науки •••

воспитания «вечной» проблематикой (добро и зло, мудрость, красота и так далее), обращении к внутреннему миру ученика. Эффективное взаимодействие между педагогом и учеником является основанием для взаимного развития, самосовершенствования и служит раскрытию индивидуального творческого потенциала, как детей, так и взрослых учителем [6].

Большинство методов и приемов артпедагогики, подтверждает М. В. Гу-зева, может освоить любой учитель, вне зависимости от его специализации, что позволит ему по-новому взглянуть на воспитательные возможности искусства и снять психологическую инерцию традиционного мышления. Наиболее важным достижением является создание атмосферы коллективного нравственноэстетического переживания, в котором все участники становятся свидетелями самоценного действа, что сводит к минимуму дух конкуренции и оценивания учителем [5].

Изучая художественную деятельность как способ духовно-нравственного развития детей, А. Ю. Сметанина выделяет возможности искусства, которые являются особенно значимыми при организации нравственного воспитания средствами артпедагогики:

- целостность и глубина воздействия искусства, обусловленная комплексным взаимодействием, а так же воздействие окружающей среды, усиленное эффектом групповой деятельности;

- импровизационность действия, дающая участникам высокую степень свободы, самовыражения, и в то же время защищенная наличием устойчивой формулы;

- безоценночность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания, не опасаясь оценки и сравнения;

- высокий уровень включенности в происходящие действия, позволяющий участникам более глубоко и полно осознать и проработать собственные проблемы;

- вариативность способов выражения проблемы, обусловленной самим характером народного искусства, где присутствуют элементы импровизирования, что позволяет каждому участнику найти адекватный способ самовыражения;

89

- создание ситуации вынужденного успеха, так как артпедагогические занятия не требуют наличия специфических способностей и в то же время способствуют творческому самовыражению, позволяющему каждому участнику ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

- создание атмосферы коллективного эстетического переживания, что является фактором успешности, создавая благоприятный эмоциональный фон;

- относительная доступность применения методов артпедагогического воздействия, являющегося технологическим преимуществом [9].

Включение артпедагогики в процесс нравственного воспитания позволит преодолеть стереотипность педагогического процесса в начальной школе и рассмотреть артпедагогику как технологию, развивающую нравственность при максимальном использовании воспитательного потенциала искусства. В данном направлении представляет особый интерес работа Е. М. Клемяшовой, изучающей арттехнологии как процесс творческого конструирования средствами искусства эмоционально значимых для школьника творческих действий (взаимодействий), систему педагогических методов, реализация которых способствует активному формированию личности. Арттехнологии воспитания, по утверждению автора, должны быть направлены на осмысление и поиск путей взаимодействия ребенка с природным и внутренним миром, на внутреннее принятие ребенком этических ценностей и норм, стремление к нравственному совершенствованию. При этом технологии должны носить прикладной характер, ориентированы на психовозрастные особенности младших школьников, специфику их мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающими. Реализация арттехнологий содействует:

- развитию эмоционально-чувственной, образной сферы ребенка, способности к чувственно-эстетическому восприятию окружающего мира;

- развитию эмоционально-эмпати-ческой впечатлительности, способности к переживанию, состраданию, вживанию в образы природы, искусства, состояние окружающих людей и собственный внутренний мир; желание перейти от сопереживания и сочувствия к взаимодействию, помощи;

90

Известия ДГПУ, №2, 2014

- развитию чувства ответственности, умения и желания делать нравственный выбор, уважения к себе и ко всему окружающему;

- накоплению опыта эстетического переживания, взаимодействия с произведениями искусства, постижению чувства гармонии с собой и окружающим миром.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что арт-педагогика способствует: налаживанию отношений между учителем и учениками для создания наиболее благоприятных условий для ведения диалога; развивает рефлексивную культуру и чувство внутреннего контроля, упорядочивает эмоциональную сферу; позволяет получить диагностические заключения о воспитаннике; комплексно воздействует на эмоциональную, этическую и эстетическую сферу личности; приобщает к духовной культуре через единую систему педагогики, искусства, науки; содействует адаптации личности в социуме через приобщение к творчеству и через собственное творчество. Следовательно, конструирование артпедагоги-ческой системы воспитания младших школьников позволит рассмотреть арт-педагогику как педагогическую технологию, максимально использующую воспитательный потенциал искусства.

Вышеизложенное актуализирует необходимость решения проблемы нравственного воспитания средствами арт-педагогики на основе ценностнодеятельностного подхода (Г.Е. Залесский), который является фундаментом разработанной нами модели. Для этого нами была разработана и сконструирована поэтапная модель нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами артпедагогики.

Целью являлось определение и создание условий, необходимых для введения артпедагогики в процесс нравственного воспитания личности младшего школьника и включающих в себя способность понимать нравственноэстетическое содержание различных произведений искусства и осознанно включать нравственные ценности в собственное поведение. Следовательно, объединяя возможности различных видов искусств и комплексно воздействуя на воспитание учащихся. Артпедагогика (согласно С. А. Смирнову) может быть определена как нравственная технология,

позволяющая научно проектировать и воспроизводить успешные педагогические действия в определенной последовательности.

Для реализации поставленных моделью целей необходимы следующие условия:

- рассмотрение артпедагогики как педагогической технологии, развивающую нравственность детей на основе максимального использования воспитательного потенциала искусства;

- организация взаимодействия учащихся с искусством с помощью различных видов художественной деятельности с целью формирования нравственной позиции и развития нравственной активности;

- обогащение нравственного содержания основных форм художественной деятельности в начальной школе;

- интеграция учебного и воспитательного процессов, теснейшая связь учебной и внеучебной деятельности.

Принципы реализации разработанной модели были сконструированы на основе анализа артпедагогических исследований Н. Ю. Сергеевой, Е. В. Тарановой, Е. А. Медведевой, А. Ю. Сметаниной, Ж. В. Гузевой:

Принцип культуросообразности

нравственного воспитания средствами искусства, позволяющий не только познать культуру, ее ценности, но и активно функционировать в ней, реализоваться как ее субъект в качественно новом отношении к окружающему.

Принцип деятельностного подхода в процессе нравственного воспитания, где артпедагогическая деятельность обеспечивает развитие познавательной и социальной активности, социокультурного становления личности младшего школьника.

Принцип творческого характера развития личности в искусстве, предполагающий ценность всех этапов детского развития и проявления в разнообразных творческих формах.

Принцип гуманистической направленности, отражающий гуманное отношение к личности младшего школьника, опору на его положительные качества, веру в его силы, стремление помочь преодолеть проблемы в нравственном развитии средствами артпедагогики.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, позволяющий

Психолого-педагогические науки •••

максимально индивидуализировать воспитательный процесс и организовать посредством артпедагогики процесс нравственного развития личности.

Принцип социально-личностной ориентации, развивающий мотивационную сферу личности, способность осознавать свою самоценность во взаимоотношениях с окружающим миром, адекватно оценивать себя и свои поступки и оказывать посильное сопротивление негативному внешнему влиянию; общаясь с искусством в образной форме усваивать культурно-коммуникативные способы взаимодействия.

Определяя средства артпедагогиче-ской деятельности мы руководствовались положениями, доказанными Н. Ю. Сергеевой, которая рассматривает «средство» как носитель содержательной основы воспитания (обучения). Поэтому, доказывает исследователь, при соответствующей педагогической интерпретации «практически все, что окружает человека, потенциально может стать средством воспитания и обучения (предмет, событие, ритуал, ситуации и т. д.) По аналогии, в качестве средств артпедагогической деятельности можно использовать все многообразие предметов и явлений, связанных со сферой искусства» [8]. К таким средствам Н. Ю. Сергеева относит:

- произведения искусства как объект восприятия, интерпретации, оценки;

- художественные образы; спонтанную и планируемую художественную деятельность;

- продукты художественной деятельности участников в контексте педагогического содержания и задач педагогического характера.

При решении воспитательных задач, по нашему мнению, должны быть учтены следующие факторы:

- объективные, к которым мы отнесли социально-экономическую ситуацию в регионе; социально-культурные особенности общества, региона и микросреды (социальные нормы и культурные ценности, идеалы общества и микросреды; уровень культурного, этического и эстетического развития общества; менталитет народа);

- субъективные, к которым относятся опыт общения с окружающими; особенности адаптации детей к условиям младшей школы.

91

Нами определены основные направления поэтапного формирования нравственных отношений друг к другу и деятельности по решению поставленных в исследовании задач:

- артпедагогическая диагностика индивидуальных особенностей нравственного развития детей в единстве когнитивного, эмоционального, деятельностного компонентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание климата эмоционального благополучия, позволяющего детям свободно самовыражаться, активизировать бесконфликтное взаимодействие, способствующие образованию ценностно-смысловых идеалов, норм, убеждений, придающих позитивную направленность нравственному развитию учащихся;

- моделирование нравственных отношений с помощью педагогически обоснованных и управляемых ситуаций, имеющихся в художественных произведениях или специально создаваемых в реальном художественном общении детей;

- реализация полученного нравственно-художественного опыта в реальном взаимодействии с окружающим социумом.

Для педагогов были разработаны правила артпедагогического сопровождения нравственного воспитания:

- способствовать развитию у учащихся позитивного «образа-Я», чувства собственного достоинства;

- обсуждать ситуацию, поступок, его последствия, не переключаясь на личность и характер учащегося;

- постоянно отмечать динамику совершенствования личностного роста каждого ребенка посредством сравнения с самим собой;

- доброжелательно относиться к результатам детской творческой деятельности, не применяя отрицательных оценок;

- не принуждать детей к выполнению тех заданий, в которых он отказывается принимать участие, так как ребенку должна предоставляться возможность наблюдать за деятельностью группы или заниматься по интересу при условии, если это не противоречит групповым или социальным правилам;

- младший школьник может работать в собственном ритме, выбирать материалы и инструментарий для творческой деятельности.

92

Известия ДГПУ, №2, 2014

Признавая неэффективность используемых в образовательных учреждениях методов передачи готового нравственного опыта, мы поддерживаем мнение Тарановой о необходимости реконструкции педагогических и художественных методов, стимулирующих нравственное воспитание и развитие младших школьников. К ним автор относит методы формирования нравственного сознания (художественное объяснение и анализ произведений; сопоставительного анализа; тематического отбора; художественного убеждения с помощью искусства; решения нравственных задач на основе анализа проблемных художественных ситуаций; художественного воплощения нравственной идеи).

К методам и приемам формирования нравственных чувств Е. В. Таранова относит создание ситуаций эмоциональной децентрации; развития эмоционально-чувственного сопереживания художественным образам; создание ситуаций совместных переживаний; взаимообогащения нравственными чувствами окружающих.

Методами и приемами формирования нравственного поведения в художественно-практической деятельности являются педагогическое моделирование игр с показом альтернативных форм поведения; создание проблемно-нравственных ситуаций, побуждающих к нравственной активности; стимулирование гуманистически ориентированных моделей поведения.

Первый этап разработанной нами модели, подготовительный, имеет целью артпедагогическое погружение и направлен на выявление уровня нравственной воспитанности детей, основным показателем которой является определение на основе теоретического анализа отношения младших школьников друг к другу. Нравственная диагностика на основе творческой художественной деятельности базируется на учении о том, что созданные детьми произведения являются индивидуальным показателем восприятия внешнего мира, который как бы проецируется во внутреннее состояние (А. А. Люблинская, В. С. Мухина). Особое место в данных диагностиках уделено продуктам изобразительной деятельности, так она формируется по мере развития психики детей и графический язык рисунка служит показателем нравственного развития. Следовательно,

данное направление артпедагогической диагностики будет способствовать корректному определению интересующих нас индивидуальных нравственных особенностей личности младшего школьника. Диагностический инструментарий должен соответствовать таким требованиям как:

- соответствие диагностических методик особенностям возрастного развития детей;

- комплексный характер исследования аспектов нравственного развития учащихся;

- достаточная вариативность изучения одного и того же показателя;

- использование в диагностических методиках ситуаций морального выбора.

На данном этапе также необходим комплекс мероприятий, направленных на создание артпедагогической среды в образовательном учреждении, стимулирующей гуманное отношение младшего к окружающим и способствующей творческому поиску различных форм взаимодействия между участниками образовательного процесса. Формами межсубъективного взаимодействия в артпедагогике являются:

- ученик-искусство-педагог;

- ученик-искусство-сверстник;

- ученик-искусство-родители;

- ученик-искусство-родители-педагоги.

При этом эффективное взаимодействие между педагогом и детьми, педагогом и родителями является основанием для взаимного раскрытия, совершенствования, развития индивидуального творческого потенциала как детей, так и взрослых в процессе совместных художественно-творческих проектов.

Второй этап - основной имеет целью артпедагогическое разъяснение и артпе-дагогический креатив, направленные на систематизацию имеющихся нравственных знаний и расширение диапазона нравственных чувств младших школьников. На данном этапе происходит развитие у детей понимания индивидуальных особенностей других людей и формирование ценностного отношения к ним. Необходимым является обеспечение условий для переживаний воспринимаемых художественных произведений и создание собственных по нравственной теме как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности. Решение поставленных задач происхо-

Психолого-педагогические науки •••

дит с помощью артпедагогических средств, к которым отнесены театр, музыка, изобразительная деятельность, художественное слово, движение и артпедагогических форм - артсессий, занятий, игр. При этом необходимо отметить некоторые специфические особенности проводимых мероприятий. Арт-педагогические занятия могут быть:

- доминантными, где знакомство с одной из ценностей или чувств в ее конкретном выражении осуществляется через один вид искусства, а затем отражается в художественной деятельности и общении (как в индивидуальной, так и в коллективной форме), в многообразии выражения (в цветовой гамме, расположении фигур на рисунке);

- комплексными, когда познание ценности, чувства, явления происходит

93

одновременно в разных видах искусства - в литературном образе, музыкальном, изобразительном, театральном и т. д. На основе рекомендаций кемеровского исследователя Ж. С. Валеевой было организовано систематическое музыкальное сопровождение начала и окончания уроков, релакс минуты в ходе самого занятия. Материалы диссертационной работы ставропольского исследователя Е. В. Тарановой по использованию произведений литературы в процессе нравственного воспитания дошкольников были творчески интерпретированы и применены в рамках нравственного воспитания младших школьников. Рекомендации Н. Ю. Сергеевой и Н. Ю.Шумаковой послужили ориентиром в проектировании артпедагогических занятий в период адаптации.

О

д

<

н

и

X

д

д

д

о

S

ДГ.,

pq о S ю н о

ш

S

д

ш

д

ш

ш

ем

Д

О

III III

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СТИМУЛЯЦИЯ НРАВСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СРЕДСТВА: ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, ПРОДУКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ: ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ, ПРОЕКТЫ, АРТСЕССИИ ПРИНЦИПЫ АРТПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИТЕРИИ: ЭМОЦИОНАЛБЫЙ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ, КОГНИТИВНЫЙ

I I

pq H U

Ш

Д , < ем « О

pq со О H ем и >> pq

ш <

§ Д

Ш

д H «и

1=1

Щ

ем

Д

О

О < Д н

< д £>• и щ ш ем Д

<

<

Д

щ

ДГ

О

РЕЗУЛЬТАТ: ПЕРЕВОД ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИСКУССТВА

В ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ

Схема 1. Модель нравственного воспитания младших школьников средствами артпедагогики

94

Известия ДГПУ, №2, 2014

Артпедагогические игры, применяемые в процессе реализации модели нравственного воспитания средствами артпедагогики, также имеют различные цели и направления. В частности, знаково-символические игры помогают увидеть особенности окружающего мира через восприятие их в искусстве и обогатить опыт каждого ребенка умением выразить в собственной художественной деятельности. Образно-отобрази-тельные игры способствуют овладению детьми способами адекватной образной передачи настроения, чувств, состояния в художественной деятельности - рисунке, песне, танце, сценическом действии. Образно-ролевые игры основаны на собственных действиях ребенка в образе социальной роли, персонажа, где через идентификацию с образом он овладевает новыми моделями поведения и отношений, отраженных в художественном произведении. Режиссерские игры помогают проявиться ребенку как субъекту определенного художественного действия, отражающего реальные социальные межличностные отношения и фантазии, творческие модели их выражения в сюжетной форме.

Третий этап модели - артпедагогиче-ская рефлексия, имеет цель реализацию полученного нравственно-художественного опыта в реальном взаимодействии детей с окружающим социумом.

Таким образом, поиск путей совершенствования воспитательного процесса становится закономерным явлением для современной начальной школы. Модель использования средств артпедагогики в нравственном воспитании (Схема № 1) выступает в данном контексте инновационным ресурсом обеспечения благоприятных условий воспитания. Средства артпедагогики способны эмоционально обогатить воспитательно-образовательный процесс, адаптацию и интеграцию детей в социальное пространство школы, раскрыть феномен семейного воспитания. Основой технологии предложенной модели были определены арттехнологии, которые рассматривались в качестве способов одновременного воздействия на коммуникативную, творческую, личностную сферы, что способствует созданию эмоционального комфорта и стремления к межличностному взаимодействию как со сверстниками, так и с другими окружающими людьми.

Литература

1. Аметова-Давыдовская Л. А. Эмоциональный ренессанс. Арттерапия. М. : Ремдер, 2005. 259 с.

2. Анисимов В. П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога: материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогического факультета по итогам научно-исследовательской работы за 2004 год. Вып. 4. Тверь, 2005. С. 250-252.

3. Булатова О. С. Артпедагогический подход в образовании. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. 230 с.

4. Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в культурно-

досуговой деятельности общеобразовательного учреждения. Автореф. дисс канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 21 с. 5. Гузева М. В. Формирование профессиональной готовности будущих

педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 20 с. 6. Медведева Е. А. Формирование личности

ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М. : Институт консультирования и системных решений, 2009. 300 с. 7. Мелик-Пашаев А. А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного

образования. М. : Просвещение, 2008. 175 с. 8. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогическое

сопровождение профессинальной подготовки будущего учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Чебоксары, 2010. 43 с. 9. Сметанина А. Ю. Художественная деятельность как способ духовнонравственного развития учащихся. Великий Новгород, 2008. 70 с. 10. Соколова Т. А. Теоретикометодологические основы артпедагогики // Методист. 2008, № 8. С. 62-65. 11. Таранова Е. В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий // Электронный журнал «Педагогика и психология». Вып. 1. Т. 2. Май 2012. С. 7-12.

12. Хрисанова Е. А., Сергеева Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания // Народное образование. 2003, № 7. С. 137-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Ametova-Davydovskaya L. A. Emotional Renaissance. The art-therapy. M. : Remder, 2005. 259 p.

2. Anisimov V. P. The art-pedagogy as a system of psychological maintenance of the educational process. // Traditions and innovations in professional preparation of future teachers: materials of

Психолого-педагогические науки

95

scientific-practical conference of students and teachers of the Pedagogical faculty on the results of research work for 2004. Issue 4. Tver, 2005. P. 250-252. 3. Bulatova O. S The art-pedagogical

approach in the education. Tyumen: TSU Publishing, 2004. 230 p. 4. Valeeva Zh. S. Socialization of the teenager's personality by means of art-pedagogy in cultural and leisure activities of the educational institutions. Autoabstr. of diss. for Cand. of Pedagogy. Kemerovo, 2007. 21 p. 5. Guzeva M. V.

Formation of professional preparedness of future teachers-psychologists to Patriotic education of children by means of archidiocese.Abstract of Diss. ... Candidate of Pedagogy. Stavropol, 2004. 20 p.

6. Medvedeva E. A. The development of a child's personality with mental health problems by means of art in the art-pedagogy and the art-therapy space. M: Institute of consulting and system solutions,

2009. 300 p. 7. Melik-Pashayev A. A. Artist in every child: goals and methods of artistic education. M: Prosveshchenie, 2008. 175 p. 8. Sergeeva N. Yu. Art-pedagogical support of the future teachers' professional training. Abstract of Diss. ... Doctor of Pedagogy. Cheboksary, 2010. 43 p. 9. Smetanina

A. Yu. Artistic activities as a way of spiritually-moral development of students. Veliky Novgorod, 2008. 70 p. 10. Sokolova T. A. Theoretical-methodological bases of the art-pedagogy // Methodist. 2008, # 8. P. 62-65. 11. Taranova E. V. Analysis of the term “Artmedica” in the conceptual field of

pedagogical and art-therapeutic categories // “Pedagogy and psychology” electronic journal. Issue 1. Vol. 2. May, 2012. P. 7-12. 12. Khrisanova E. A., Sergeeva N. Yu. Art-pedagogy in the system of the

contemporary education // National education. 2003. # 7. P. 137-141.

Literatura

1. Ametova-Davydovskaja L. A. Jemocional'nyj renessans. Artterapija. M. : Remder, 2005. 259 s.

2. Anisimov V. P. Art-pedagogika kak sistema psihologicheskogo soprovozhdenija obrazovatel'nogo

processa // Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke budushhego pedagoga: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i prepodavatelej pedagogicheskogo fakul'teta po itogam nauchno-issledovatel'skoj raboty za 2004 god. Vyp. 4. Tver', 2005. S. 250-252. 3. Bulatova O. S.

Artpedagogicheskij podhod v obrazovanii. Tjumen': Izd-vo TGU, 2004. 230 s. 4. Valeeva Zh. S.

Socializacija lichnosti podrostka sredstvami artpedagogiki v kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija. Avtoref. Diss. kand. Ped. nauk. Kemerovo, 2007. 21 s.

5. Guzeva M. V. Formirovanie professional'noj gotovnosti budushhih pedagogov-psihologov k patrioticheskomu vospitaniju detej sredstvami artpedagogiki. Avtoref. diss. kand. Ped. Nauk. Stavropol',

2004. 20 s. 6. Medvedeva E. A. Formirovanie lichnosti rebenka s problemami psihicheskogo razvitija sredstvami iskusstva v artpedagogicheskom i artterapevticheskom prostranstve. M. : Institut konsul'tirovanija i sistemnyh reshenij, 2009. 300 s. 7. Melik-Pashaev A. A. Hudozhnik v kazhdom rebenke: celi i metody hudozhestvennogo obrazovanija. M. : Prosveshhenie, 2008. 175 s. 8. Sergeeva

N. Ju. Art-pedagogicheskoe soprovozhdenie professinal'noj podgotovki budushhego uchitelja. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk. Cheboksary, 2010. 43 s. 9. Smetanina A. Ju. Hudozhestvennaja dejatel'nost' kak sposob duhovno-nravstvennogo razvitija uchashhihsja. Velikij Novgorod, 2008. 70 s. 10. Sokolova T. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy artpedagogiki // Metodist. 2008, № 8. S. 6265. 11. Taranova E. V. Analiz termina «artpedagogika» v ponjatijnom pole pedagogicheskih i art-

terapevticheskih kategorij // Jelektronnyj zhurnal «Pedagogika i psihologija». Vyp. 1. Tom 2. Maj 2012.

S. 7-12. 12. Hrisanova E. A., Sergeeva N. Ju. Artpedagogika v sisteme sovremennogo vospitanija //

Narodnoe obrazovanie. 2003 № 7. S. 137-141.

Статья поступила в редакцию 11.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.