Научная статья на тему 'Воспитательные средства народной педагогики'

Воспитательные средства народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL TRADITIONS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирдиянова Бибинур Мукатдисовна

В данной статье рассматривается воспитательный процесс на традициях народной педагогики, раскрывается значение народной педагогики. Автором приводятся воспитательные средства, методы, основные правила народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные средства народной педагогики»

- формирование осознанного активного отношения студентов к поликультурному образованию [4, с. 8].

Опираясь на наш многолетний опыт использования в педагогической практике активных методов преподавания иностранного языка, мы выделили следующие 5 групп: традиционные методы (грамматико-переводной метод, прямой метод, аудиолингвальный метод, объяснение, упражнение, демонстрация учебных видеофильмов, визуализация); проблемно-коммуникативные методы (мозговая атака, управляемое чтение, перекрестное чтение, альтернативное сравнение, мини-лекция, избирательное прослушивание, интервью); методы стимуляции мотивирования студентов к активному освоению иноязычной речевой деятельности (использование аутентичных образцов, ролевая игра, функциональные игры); продуктивные методы (проектная работа).

Литература

1. Абаева Ф. Б. Развитие навыков межкультурной коммуникации в процессе преподавания делового английского языка. Автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. 22 с.

2. Буланкина Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. М.: АПКиПРО, 2011. 208 с.

3. Вересов Н. Н. Культурный контекст образования и пространство развития // Перемены. № 3, 2012. С. 34-40.

4. Ибрагимов Г. И. Ключевые компетенции - как новая парадигма результатов среднего профессионального образования //Социальное партнерство как условие управление качеством подготовки специалистов в образовательном комплексе «Сельская школа - колледж - село»: Материалы научно-практической конференции (г. Чайковский, 27-28 января 2004 г.). Под ред. Г. И. Ибрагимова, Н. С. Игнатьева. Казань - Чайковский, 2009. 8 с.

5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1997. 263 с.

6. РавенДж. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2012.

Воспитательные средства народной педагогики Мирдиянова Б. М.

Мирдиянова Бибинур Мукатдисовна /Mirdiyanova Bibinur Mukatdisovna - старший

преподаватель,

кафедра иностранных языков, цикл русских и татарских языков, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Нижнекамск

Аннотация: в данной статье рассматривается воспитательный процесс на традициях народной педагогики, раскрывается значение народной педагогики. Автором приводятся воспитательные средства, методы, основные правила народной педагогики.

Abstract: this article discusses the educational process on the traditions of folk pedagogy, reveals the importance of folk pedagogy. The author provides the educational tools, techniques, and basic rules of folk pedagogy.

Ключевые слова: воспитание, народная педагогика, народные традиции, обычаи, устное народное творчество.

Keywords: upbringing, folk pedagogy, national traditions, customs, folklore.

17

Как отмечается в философии, развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности. Она есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. Здесь можно выделить следующие компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными компонентами. Отсюда следует понимать, что включая растущего человека в действительность по «распредмечиванию» различных сторон общественного опыта, можно помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность.

Таким образом, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Всякое воспитание, рассматриваемое в его широком и узком значениях, начинается с обучения, базируется на нем, и не может осуществляться в отрыве от него. Из этого следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания [3, с. 34].

Роль воспитания возрастает еще больше, если воспитательный процесс строится на традициях народной педагогики. Значение народной педагогики обусловлено тем, что она берет на попечение ребенка с первых дней его рождения и охватывает все стороны, воспитания: социальную, психолого-педагогическую, этническую, нравственную, этическую, эстетическую, хозяйственную. Говоря словами К. Д. Ушинского, «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Народ, лишенный традиций, не может не только успешно развивать свою культуру, но и воспринимать высшие общечеловеческие ценности.

В последние годы все больше возрастает интерес к народной педагогике, к ее воспитательным традициям и обычаям. Такое отношение к народным традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют на все стороны духовной сферы личности. Знание и использование традиций народной педагогики в воспитании и социализации детей особенно важно в условиях многонациональной республики, какой является Татарстан. А всякая национальная культура, замкнутая в себе, теряет свою ценность, общечеловеческие черты. В условиях переходного периода, когда Россию захлестнули мутные волны безнравственности, жестокости, преступности, - в этой ситуации проблемы воспитания и социализации детей приобрели небывалую остроту и вошли в число общенациональных проблем первостепенного значения.

В народной педагогике воспитательные средства объединяют в четыре блока:

- устное народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, сказки, баиты, риваяты, песни, монаджаты, дастаны, легенды, предания, шутки, загадки, частушки;

- праздники, игры, трудовые традиции: Сабантуй, Навруз, Нардуган, Карга боткасы, Каен бэйрэмэ, Жыен, вечерние игры, посиделки, каз омэсе, ой кутэру омэсе;

- обычаи, обряды, ритуалы: праздничные обряды, свадебные, похоронные, обряд рождения ребенка, ритуалы первого урожая, дождя, весны;

- ремесла: рукоделие (вышивание, вязание, шитье), промыслы по изготовлению головных уборов, резьба по дереву, работа с соломкой.

Методы народной педагогики:

- убеждения: слово, диалог, умение выслушать собеседника;

- упражнения: поручение, дело, игра, метод примера (подражания);

- поощрения: ведущий метод - поощрение;

Приемы воздействия:

- доброжелательное предложение без адреса, похвала; сообщение интересного, полезного;

- вовлечение в интересное дело, педагогическое взаимодействие, стимулирование состязательности, изменение заданий, показ умений, обучение ремеслам, тренировка и закрепление навыков;

- обращение за советом; проявление внимания, заботы, одобрения, снисхождения, радостного удивления; проявление доверия, внушение уверенности [2, с. 56].

Основные правила народной педагогики имеют четкие и очень доступные требования: милосердие, заботливое отношение к детям, старшим, беспомощным, больным, уважение к окружающим, чуткость, отзывчивость, доброта. Они передаются нам через следующие основные методы народной педагогики: общение (возрастное, ритуальное, гостевое, заповеди...), дело (труд, действие), традиции (обряды, ритуалы), пример старших, проявление взаимопонимания, игру, слово. Источниками народной педагогики являются: устное народное творчество, социальные явления (язык народа, письменность), духовная культура (древние памятники истории, литературы, просвещения), материальная культура и природа (народные рецепты, лекарства, ремесла, орудия труда и быта, инструменты), народный этикет (общение, взаимоотношения между родственниками), которые осуществляются в форме праздников, различной помощи, обычаев, ритуалов, конкурсов [1, с. 43].

Народные традиции, обычаи, устное народное творчество как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре ее -многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте - главные задачи народной педагогики.

Литература

1. Нигматов З. Г. Гуманистические основы педагогики: учеб. пособие. М.: Высш.

шк., 2004. 400 с.

2. Сахипова Р. А. Народные традиции заботливого отношения к людям. Набережные

Челны, 1997. 104 с.

3. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд., перер. и доп. /

И. Ф. Харламов. М.: Юристъ, 1997. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.