Научная статья на тему 'Воспитательное пространство как сфера самореализации и саморазвития личности'

Воспитательное пространство как сфера самореализации и саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна

Рассмотрена проблема формирования и функционирования личностного пространства как одного из форм регулирования отношений личностей в воспитательном пространстве. Воспитательное пространство раскрывается как педагогическая категория и как условие самореализации личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательное пространство как сфера самореализации и саморазвития личности»

концептосфера определяется нами как системообразующий элемент индивидуального педагогического мировоззрения специалиста, составляющий сущность его профессиональной педагогической картины (образа) мира.

Таким образом, представление концепта в качестве духовно-практического образования, способствующего вхождению индивида в культуру и, одновременно, ее преобразованию, на наш взгляд, становится чрезвычайно значимым в контексте реализации культурологической идеи в педагогике, в том числе и для решения проблем профессиональной подготовки в ее смыслообразующем для личности значении.

Литература

1. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: антология. М.: Academia, 1997. С.280 - 287.

2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред, и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

3. Воркачев, С. Г. Концепт как «зонтико-вый термин» / С. Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. М., 2003. Вып. 24. С. 5-12.

4. Григорьев, А.А. Культурологический смысл концепта: дис. ... канд. филос. наук / А.А. Григорьев. М., 2003.

5. Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваггари. СПб., 1998. С. 256.

6. Дмитриева, Е.Н. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.Н. Дмитриева.

Н. Новгород, 2004.

7. Ильин, В. Г. Город как концепт культуры: дис. ... д-ра социол. наук / В.Г. Ильин. Ростов н/Д., 2004.

8. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словесность: антология. М.: Academia, 1997.

9. Неретина, С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра / С.С. Неретина. М.: Гнозис, 1994. 216 с.

10. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1997. 824 с.

З.О.КЕКЕЕВА

(Элиста)

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрена проблема формирования и функционирования личностного пространства как одного из форм регулирования отношений личностей в воспитательном пространстве. Воспитательное пространство раскрывается как педагогическая категория и как условие самореализации личности ребенка.

Категория «пространство» принадлежит к числу наиболее важных, фундаментальных универсалий структуры мироздания, влияющих на развитие личности. Формирование и функционирование категорий пространства и времени как общезначимых ориентиров деятельности и обыденного сознания человека осуществлялись еще в первобытном обществе. Представления человечества о пространстве уходят корнями в далекое прошлое. В мифах многих народов можно найти указания на центр мира, разделенные между собой небо и землю, на выделенные четыре стороны света. Пространство древних имеет центр, границы, составные части; оно неоднородно и анизотропно, лишено непрерывности. Место и местность в структуре пространства всегда были сакральны. Пространство (в отличие от более поздних, античных моделей, ставших классическими) - не идеальное пустое вместилище. Оно заполняется вещами и само создается ими. Вне вещей пространство древних не существовало. Среди других элементов этой модели следует назвать неразличимость пространства и времени; наличие центра пространства, от которого начинаются его развертывание и развитие через упорядочение материальных и духовных объектов; наполненность пространства сакральными символами, связанными с судьбой индивида или социальной группы.

Время и пространство, которыми руководствовались первобытные люди в своей деятельности, были объективны по своему содержанию. С возникновением государственных объединений опорными пунктами созерцающего сознания были приняты абстрактные ориентиры, привя-

© Кекеева З.О., 2007

занные к самой природе. В первобытном сознании человека пространство и время представлялись в единстве с качеством бытия, т. е. синкретично количественной и качественной их характеристикам.

В период великих научных открытий пространство понимали как пустоту, вместилище, внутри которого находятся тела. В концепциях немецкой классической философии И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха пространство и время рассматривались как априорные формы чувственного созерцания. И. Кант считал, что предпосылкой любого нашего опыта является способность индивида упорядочивать свои ощущения в двух планах (в плане сосуществования и смены) всегда в одном и том же пространственном и временном фоне. Пространство и время выражают способы данности мира человеку. Посредством пространства и времени ощущаем «являющийся» для нас мир и, с другой стороны, обнаруживаем себя «являющимися» в этот мир [1; 6].

Потребность человека в сохранении пространства имеет как биологические, так и психологические характеристики, закрепленные в чертах поведения, детерминируемых культурными традициями. Личностное пространство индивида формируется в социальном пространстве, в отношениях с другими людьми, является частью культуры. Соответственно, любые нарушения личностного пространства воспринимаются через культуру отношений в социальном пространстве.

Культурно-образовательное пространство является важным фактором гуманизации общества, процесса образования и воспитания человека. Пространство - это среда, на которую можно влиять. Среда в контексте категории «пространство» - это все, что окружает данную систему и с чем она взаимодействует, контактирует и на что реагирует. Среда не является пространством. Среда - то, среди чего пребывает человек. Пространство не выделяет из себя человека. Человек в нем, оно в человеке. Представить пространство без человека невозможно. Следовательно, человек является субъектом пространства.

В образовательном пространстве происходит осмысление укладов жизни и деятельности личности в определенном культурно-историческом времени. В современном мире все очевиднее и активнее про-

исходит процесс осмысления образования как особой формы существования человека в мире; формы, которая поддается рациональному осмыслению и разумному управлению, сознательному и целеосмысленному конструированию.

По мнению В.В.Серикова, образование невозможно без обращения к личности. Ситуация развития личности - педагогически преобразованная среда. Представление о формирующей роли среды -едва ли не одна из самых древних педагогических истин. Ситуация развития личности - это ее жизненная среда, функционирующая (или организованная) в соответствии с закономерностями становления личностной сферы человека. Полипарадиг-мальность понятия «личность» позволяет рассматривать востребованность личностного жизнепроявления человека в идеале во всех ситуациях образовательного процесса. Полипарадигмальное видение многомерного пространства личностно ориентированного образования является своеобразным интегратором идей множества сущностей, бытийностей, культур и укладов личности [7: 95].

Пространство личности как психологическое образование обеспечивает человеку возможность совершать поступки, осуществлять акт свободного, ответственного выбора, отстаивать собственную позицию. Пространство социального поведения человека - факт, отражающий включенность субъекта в социальные связи и отношения [3: 31].

По мнению К. Левина, психология, имея дело со множеством сосуществующих фактов, будет вынуждена обратиться к использованию не только концепта времени, но и концепта пространства. Пространство -множество возможных событий. Концепт «жизненного пространства» строится на «признании динамичного, изменчивого характера детерминации поведения человека за счет действия внешних и внутренних сил. Актуальные ситуационные влияния могут при этом оказывать более мощное воздействие, чем личностные детерминанты» (Там же: 42-43).

Согласно теории поля, поведение не зависит ни от будущего, ни от прошлого, а зависит от поля, существующего в данный момент времени. Оно включает в себя психологическое прошлое, будущее и настоящее, являющиеся измерениями жиз-

ненного пространства в данный момент жизни. Временная перспектива включает в себя психологическое прошлое и психологическое будущее уровня реальности и различных уровней ирреального. Психологическое прошлое и психологическое будущее - это синхронные части психологического поля, существующего в данный момент времени.

Определение местоположения в жизненном пространстве - первейшее условие понимания поведения личности. Все это имеет принципиальное значение, поскольку область, где находится индивид, определяет, во-первых, свойства его непосредственного окружения; во-вторых -какие области примыкают к его области, задавая возможности его последующих передвижений; в-третьих - какие действия означают приближение к цели, а какие -удаление от нее.

По мнению Э. Холла, окружающая среда для человека есть пространство, где происходит взаимодействие в разнообразных формах. Территория - это область, или пространство, в котором человек имеет собственную личную территорию, в которую входят дом, машина, личные вещи человека, а также определенное воздушное пространство вокруг тела. Личная зона зависит от плотности населения и культурных условий.

Личностное пространство - это одна из форм регуляции пространственного контакта между людьми. Личностное пространство можно представить в виде пространственной сферы вокруг человека, очерченной мысленной чертой, за которую другим не следует ходить; она не является кругообразной, а напоминает «0»-об-разную форму. Личностное пространство человека может представлять собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство самости. Это часть субъективного опыта, которая включает в себя реальность, обозначаемую человеком понятием «мое» [ 4: 96-97].

Следовательно, личностное пространство - физический барьер против давления внешнего мира, которое гарантирует индивиду право принимать решение о том, какую информацию о себе он будет передавать и при каких условиях. Личностное пространство имеет два параметра: свобода от нежелательного появления чужого и свобода принятия решения о времени и месте персональных отношений.

Человеческая территориальность представляет собой переплетение социального, культурного и исторического опыта развития человеческого общества. Границы личностного пространства строго не фиксированы и зависят от состояния субъекта и его отношений с другими людьми. Подвижность границ определяется рядом важных факторов: характеристикой физической среды (формой и местоположением), характеристикой индивида (возрастом, полом и др.), сложившейся эмоциональной атмосферой, характером индивидуальных отношений (сотрудничество, симпатией/антипатией) и характером других (склонностью к лидерству или подчинению). Границы личностного пространства могут искусственно расширяться или сужаться.

В пространстве межличностных отношений понятие «персональная территория» - это фиксация человеком «для себя» определенной части пространства, что обеспечивает возможность пространственного отделения от других. От характера и свойств этой персональной территории зависит, насколько полно может осуществляться регуляция пространственного контакта.

Существуют некоторые особенности поведения и отношения субъекта персонализированного пространства к данному пространству. Во-первых, это контроль над пространством личной территории; контроль над пространством как над физическим объектом (право введения преобразований на данной территории и др.); контроль над контактами, взаимоотношениями на данной территории (право определения того, кто, когда и как может «войти» на территорию, вступить в контакт с субъектами и др.). Во-вторых, идентификация с пространством, характеризуемая определенным отношением человека к данному месту. Человек относится к этой территории как к самому себе, воспринимая данное место как часть или «удлинение» самого себя. Это выражается в эмоциональной привязанности, в бережном отношении к ней.

Личность в процессе своего развития варьирует протяженность личностного пространства в сторону увеличения или уменьшения, в зависимости от индивидуально -психологических, социально-психо-логических характеристик, ситуативных характеристик общения. Гармоничное

развитие личности в воспитательном пространстве есть следствие ее субъектной позиции в нем. Воспитательное пространство, предоставляя возможности для самореализации личности, тем самым обеспечивает субъектность ее позиции в нем, условия для ее самореализации. Личность, являясь субъектом пространства, сама его структурирует и создает «для себя и под себя». В этой связи создатели воспитательного пространства могут предложить ребенку лишь поле для возможного освоения. Вероятность реализации субъектной позиции личности в предлагаемом пространстве будет выше, если богаче, разнообразнее его структура.

Воспитательное пространство рассматривается как педагогическая категория и как условие развития личности ребенка, проживающего в определенной освоенной им среде (природной, культурной, социальной). Воспитательное пространство становится важным фактором гуманизации современного общества. Его создание включает в себя внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых культуры отношений в окружающей среде [2].

Воспитательное пространство - системообразующее ядро культурно-образовательного пространства, которое можно рассматривать с различных позиций и «радиусов»: от воспитательного пространства класса или кружка до воспитательного пространства государства, региона, города, этноса и т. д. От радиуса зависит технология его создания и использования в воспитательном процессе.

Необходимо отметить, что любое пространство, освоенное и присвоенное личностью, обществом, конкретной группой, индивидом, наполняется определенным смыслом, активностью и является воспитательным.

Следовательно, воспитательное пространство - это элемент культурного ПОЛЯ, обеспечивающий условия для создания зон ближайшего и перспективного развития и саморазвития личности. Воспитательное пространство может «мигрировать», перемещаясь с одной реальной территории на другую вместе со своими носителями. Воспитательное пространство рассматривается как сфера самоопределения и саморазвития личности, где базовыми понятиями являются пространство личности, социокультурное пространство. Воспитательное пространство личности задается извне (ин-трауровень - воспитателями, воспитательной системой) и формируется под влиянием внутренних условий самой личности (интеруровень - осознанные действия по развитию собственного образа Я, своей индивидуальности, реализация интересов и потребностей, адаптация и «присвоение» среды, в том числе - несоциального и социокультурного пространства).

Литература

1. Грюнбаум, А. Философские проблемы пространства и времени / А. Грюнбаум. М.: Прогресс, 1969.

2. Борытко, Н.М. Категория пространства в современной теории воспитания / Н.М.Борытко // Наука и образование. 2003. № 4. С. 61-66.

3. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л.Селивановой. Калуга: Ин-т усовершенствования учителей, 2000.

4. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. СПб.: Сенсор, 2000.

5. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин. М.: Смысл, 2001.

6. Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени: пер. с англ. / Г. Рейхенбах; под ред. А.А. Логунова. М.: Прогресс, 1985.

7. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.