Научная статья на тему 'Воспитательная работа - ведущее средство исправления осужденных'

Воспитательная работа - ведущее средство исправления осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6655
971
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов Максим Вячеславович

В статье анализируется одно из ведущих средств исправления осужденных - воспитательная работа. Рассматриваются особенности ее проявления в процессе исполнения различных уголовных наказаний, исследуется эффективность основных направлений и форм воспитательного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанов Максим Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational work as the leading means of convicted persons correction

The educational work as the leading means of convicted persons correction is analyzed in the article. The peculiarities of its manifestation in the process of criminal punishments execution, the effectiveness of main directions and forms of educational influence are considered.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа - ведущее средство исправления осужденных»

СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Степанов М.В.

4.6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Степанов Максим Вячеславович, канд. юрид. наук. Должность: доцент кафедры уголовного и уголовноисполнительного права.

Место работы: Нижегородская академия МВД России. E-mail: stepanov52m@mail.ru

Аннотация: В статье анализируется одно из ведущих средств исправления осужденных - воспитательная работа. Рассматриваются особенности ее проявления в процессе исполнения различных уголовных наказаний, исследуется эффективность основных направлений и форм воспитательного воздействия.

Ключевые слова: осужденные, исправление,

воспитательная работа.

THE EDUCATIONAL WORK AS THE LEADING MEANS OF CONVICTED PERSONS CORRECTION

Stepanov Maksim Vyacheslavovich, PhD at law. Position: associate professor at criminal and penal law chair.

Place of employment: Nizhny Novgorod Academy of MIA Russia.

E-mail: stepanov52m@mail.ru

Annotation: The educational work as the leading means of convicted persons correction is analyzed in the article. The peculiarities of its manifestation in the process of criminal punishments execution, the effectiveness of main directions and forms of educational influence are considered.

Keywords: convicted persons, correction, educational work.

Воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных. Важность этого направления обусловлена тем, что в последние годы в результате объективных факторов возможности некоторых средств исправления, таких как общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка, значительно снизились. Отсутствие оплачиваемой работы для большинства отбывающих лишение свободы, проблемы организации и функционирования образовательных учреждений в местах лишения свободы и другие проблемы ведут к тому, что изменяется быт осужденных. Появляется свободное время, которое необходимо чем-то замещать, для того, чтобы исключить или минимизировать отрицательное влияние осужденных на установленный порядок исполнения и отбывания наказания. И здесь воспитательная работа является фактически (и, к сожалению) единственным, универсальным средством, реально участвующим в исправлении спецконтингента.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня (ст. 109 УИК РФ) [1].

К сожалению, законодатель в Уголовноисполнительном кодексе не раскрывает понятие воспитательной работы, вместе с тем это система мер, способствующая преодолению у осужденных с учетом степени запущенности их личности деформаций в сферах интеллектуального, духовного, нравственного,

физического развития, что имеет очень важное значение для их последующей социальной адаптации после освобождения. При этом воспитательная работа с осужденными организуется с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений [2, с. 3538].

Таким образом при осуществлении воспитательных мероприятий следует учитывать различные обстоятельства, приведшие к совершению преступления и наказанию лица и в зависимости от этого планировать работу.

Проследим возможности и интенсивность воспитательной работы в отношении осужденных к различным видам уголовных наказаний.

Если говорить о наказаниях, не связанных с изоляцией от общества, то реализация воспитательного воздействия гораздо менее интенсивна, чем при исполнении наказаний, связанных с изоляцией.

Например, при исполнении наказания в виде штрафа, законом не предусматриваются какие-либо мероприятия воспитательного воздействия в отношении лиц, осужденными к данной мере. Тем не менее воспитательный момент не следует исключать абсолютно, так как при назначении данного наказания присутствует серьезный поощрительный элемент. Виновный должен понимать, что суд посчитал возможным пойти на компромисс, назначить самое мягкое из предусмотренных Уголовным кодексом наказаний. Это должно быть стимулом к последующему правопослушному поведению и исключению возможности совершения повторных преступлений. Следовательно, можно констатировать, что в рамках штрафа речь скорее нужно вести не о воспитании осужденного субъектом исполнения наказания, а о его самовоспитании, самоубеждении.

При исполнении иных наказаний без изоляции от общества на сотрудников соответствующих учреждений и органов законом возлагается обязанность проводить воспитательную работу с осужденными.

В отношении осужденных к обязательным работам, УИК РФ не формулирует положения о проведении с ними воспитательной работы. Имеется лишь указание на то, что за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 29 УИК РФ).

Приказ Минюста № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [3] также не содержит специальных предписаний о проведении с осужденными к обязательным работам воспитательной работы, однако формулирует перечень мероприятий, которые, по сути, являются воспитательными:

- сотрудники уголовно-исполнительной инспекции проводят с осужденным первоначальную беседу;

- на каждого осужденного инспекция заводит учетную карточку, в которой ведет суммарный учет отработанного осужденным времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения;

- при определении осужденному вида обязательных работ и объекта инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психо-

111

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

логические особенности личности, а также другие обстоятельства;

- еженедельно инспекция получает информацию об отработанном времени и трудовой дисциплине;

- инспекция осуществляет не реже одного раза в месяц посещения объектов для проверки поведения осужденного по месту работы, и другие мероприятия.

В отношении осужденных к исправительным работам в ч. 3 ст. 39 УИК РФ предусмотрена обязанность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по проведению воспитательной работы. В этом вопросе содействие им оказывает администрация организаций, в которых осужденные работают.

Согласно ч. 2 ст. 46 УИК РФ за нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Конкретизируются воспитательные мероприятия для осужденных к исправительным работам также в Приказе Минюста № 142. В их числе:

- сотрудники уголовно-исполнительной инспекции проводят с осужденным первоначальную беседу;

- на каждого осужденного заводится учетная карточка, в которой ведется учет отработанного им времени, заработной платы, произведенных из нее удержаний и отражаются нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения;

- инспекция ведет ежедневный учет осужденных;

- при определении осужденному места отбывания наказания инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, состояние здоровья, профессию, в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства.

- в целях контроля за поведением осужденных инспекция не реже одного раза в квартал с участием сотрудников органов внутренних дел, контролирует поведение осужденных;

- инспекция организует проведение с осужденным воспитательной работы и контролирует проведение администрацией организации, в которой осужденные трудятся, воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением на производстве;

- получает и анализирует информацию о нарушениях, допущенных осужденным, примененных к нему администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременность уведомления об этом инспекции, и другие мероприятия.

Подобный подход используется и в рамках ограничения свободы. В ст. 54 УИК РФ содержится предписание о необходимости проведения с осужденными воспитательной работы. Далее (ст. 57 УИК РФ) перечисляются меры поощрений осужденных к ограничению свободы и (ст. 58 УИК РФ) меры ответственности, которые применяются уголовно-исполнительной инспекцией.

Указание на проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы закреплено и в ведомственном нормативном акте - Приказе Минюста РФ от 11.10.2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» [4] (п. 24).

Одной из новелл уголовно-исполнительного законодательства России является наказание в виде принудительных работ. На исправительные центры, исполняющие указанную меру, также законом возлагается обязанность проведения воспитательной работы (ст. 60.11 УИК РФ). Тут же законодатель четко формулирует конкретные меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным (ст. 60.13, 60.14 УИК РФ).

Однако наиболее подробно вопросы воспитательного воздействия раскрываются в рамках наказания в виде лишения свободы. Для него законодателем выделена специальная глава, посвященная воспитательной работе с осужденными к лишению свободы. Такое внимание вызвано тем, что данная мера связана с изоляцией от общества, сопряжена с многочисленными лишениями и ограничениями прав и свобод осужденных и, следовательно, подходы к организации воспитательной работы с данной категорией лиц требуют большего внимания и ответственности.

Глава 15 УИК РФ «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» закрепляет следующие положения:

1) цели, общие положения по организации воспитательной работы (ст. 109 УИК РФ);

2) основные направления воспитательной работы, среди которых нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных (ст. 110 УИК РФ);

3) формы воспитательной работы, в числе которых индивидуальные, групповые и массовые (ст. 110 УИК РФ);

4) получение осужденными общего образования (ст. 112 УИК РФ).

5) меры поощрения и взыскания, и порядок их применения к осужденным к лишению свободы (ст. 113 -119 УИК РФ).

Можно видеть, что в Кодексе вопросы воспитательного воздействия не конкретизируются. Для этого в системе уголовно-исполнительного законодательства принимаются ведомственные нормативные акты по отдельным направлениям воспитательной работы. Перечислим наиболее важные из них:

- Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» [5];

- Приказ Минюста РФ от 06.10.2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» [6];

- Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» [7];

- Приказ Минюста РФ и Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» [8];

- Приказ Минюста РФ от 21.11.2005 г. № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» [9];

- Приказ Минюста РФ от 07.05.2013 г. № 67 «Об утверждении порядка осуществления начального про-

112

СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Степанов М.В.

фессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы» [10];

- Приказ Минюста РФ от 01.04.2008 г. № 80 «Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы» [11 ];

- Приказ Минюста РФ от 30.12.2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» [12];

- Приказ Минюста РФ от 29.06.2012 г. № 125 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей» [13].

Воспитательная работа с осужденными к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, должна учитывать то, что осужденные находятся в социальнопсихологической дистанции от общества и его ценностей, изолированы от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т.д.) либо связи с ними существенно ослаблены или вообще отсутствуют. Изъятие лица из привычной для него среды вызывает отчуждение, затрудняет усвоение позитивных социальных ценностей, способствуя восприятию криминальной среды как нормы для своего образа жизни.

Важное значение при осуществлении воспитательной работы имеет изучение личности осужденного, которое помогает решить целый ряд практически важных вопросов функционирования мест лишения свободы: комплектования бригад и отрядов, общеобразовательных и профессионально-технических школ, индивидуализации воспитательной работы. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания, переводить осужденного из одного вида исправительного учреждения в другой. Наконец, изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности реализации осужденными законных интересов [14, с. 21-24].

Существенное значение для исправления осужденных имеют направления воспитательной работы, среди которых нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание [15, с. 331].

Большое значение на исправление осужденных способны оказывать меры поощрения, предусмотренные практически для всех уголовных наказаний.

Известно, что поощрение выступает в качестве средства стимулирования. По мнению В.М. Баранова, «стимулирование есть одно из тех диалектических понятий, которое выражает тождество, охватывает единство двух относительных противоположностей: поощрения и ответственности. Если ответственность является негативной стороной метода стимулирования, то поощрение представляет его позитивную сторону» [16, с. 6].

Очевидно, что стимулирование проявляется не только в поощрении, т.е. в создании благоприятных условий для определенной деятельности либо в предоставлении каких-то благ, льгот, преимуществ, наград в качестве поощрения за достигнутые результаты, но и в установлении условий для побуждения к соблюдению правовых предписаний, удержанию от неправомерного

поведения. Так как поощрительные нормы и институты, льготы относятся к средствам позитивного стимулирования исправления осужденных, которые направлены на правовое побуждение к законопослушному поведению [17, с. 17-18].

Уголовно-исполнительное законодательство кроме мер поощрения предусматривает и меры взыскания осужденных. Наиболее широкий перечень данных мер закреплен для осужденных к лишению свободы (ст. 115 УИК РФ).

Указанные меры можно подразделить на: 1) разовые (выговор, дисциплинарный штраф); 1) недлительного характера (водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток); 3) длительного характера (перевод в помещения камерного типа, в единые помещения камерного типа и в одиночные камеры). Безусловно, наиболее «травматичны» меры последней категории.

Специфику имеет воспитательная работа с лицами, ранее испытавшими на себе исправительное воздействие. Как отмечает Е.А. Антонян, в отношении лиц, многократно судимых, целенаправленное воспитательное воздействие должно представлять единый по содержанию процесс, основанный на всестороннем изучении индивидуальных особенностей личности осужденного, способностей и склонностей, мотивов и причин совершения преступления (например, характер воспитательного воздействия будет отличаться в отношении многократно судимых осужденных, отбывающих наказания за насильственные преступления либо за корыстные), а также на научно обоснованных психологических методиках коррекции поведения [2, с. 35-38].

В силу специфики лишения свободы, назначаемого условно, воспитательная работа осуществляемая сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций связано с известными трудностями. Нужно признать, что осуществление мероприятий в отношении указанной категории осужденных малоэффективно без участия органов внутренних дел, общественных формирований и отдельных граждан.

Нужно отметить низкий уровень участия общественности в исполнении условных мер наказания. В настоящее время в России работники уголовноисполнительных инспекций активно сотрудничают лишь с теми организациями и учреждениями, которые напрямую связаны с осуществлением возложенных на условно осужденного обязанностей. Вместе с тем расширение круга лиц, участвующих в исполнении условного осуждения, поможет наиболее активному достижению его целей. В качестве примера можно сослаться на УК Польши, в котором на период испытательного срока суд может передать виновного под надзор куратора, общественной организации либо лица, заслуживающего доверия [18, с. 7].

В настоящее время в механизме воспитательной работы довольна весома роль психологических служб. Основные направления их деятельности выражаются не только в исправлении осужденных и обеспечении деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, но и в профилактике, предупреждении, прогнозировании преступлений, которые являются функциями правоохранительной деятельности. Психологические службы активно включились в данную работу и скоординировали свою деятельность с другими структурными подразделениями [19, с. 49-51].

Высококлассный специалист-психолог оказывает неоценимую помощь и сотрудникам исправительных учреждений и осужденным в преодолении неверных

113

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

взглядов на свое поведение, негативных психологических состояний, в снятии накапливающегося за время работы психологического напряжения.

Некоторыми авторами справедливо выделяются психологические особенности наказания в виде лишения свободы, которые включают в себя: психологию тюремной среды, психологию основных средств исправления осужденных к лишению свободы, психологию самой личности осужденного к лишению свободы и психологию деятельности сотрудников исправительных учреждений [20, с. 18-20].

Бесспорно, что факт изоляции от общества сам по себе вызывает у большинства осужденных глубокие переживания. В особенности это характерно для лиц, впервые отбывающих лишение свободы. Эти переживания часто связаны не с раскаянием, а исключительно с последствиями, которые несут условия изоляции от общества: частичным разрывом тех социальных связей, которые имело лицо до его осуждения к лишению свободы; отсутствием возможности проводить по своему усмотрению свободное время; общением с лицами, являющимися представителями тюремной субкультуры.

Таким образом, эти переживания связаны не столько с утратой самой свободы, сколько с теми последствиями, которые эта утрата несет, - отмечает Е.А. Антонян. Прежде всего это лишение осужденного благ. В прямой зависимости от переживаний будет находиться поведение осужденного, проявляющееся в его стремлении к получению образования, овладению специальностью, отношении к труду, семье (более 50 процентов осужденных имели семью) [20, с. 18-20].

Подводя итог необходимо отметить, что воспитательная работа с осужденными требует от представителей администрации исправительных учреждений, в особенности от начальников отрядов, сложного, многогранного и последовательного подхода, основанного на тесном взаимодействии служб и подразделений исправительного учреждения как между собой, так и с целым рядом учреждений и организаций, не входящих в уголовно-исполнительную систему (образовательных, культурных, производственных и других). Если угодно, воспитательная работа это искусство, не терпящее формализма, шаблонности и стандартов. Оно требует постоянного совершенствования, выработки новых форм, отвечающих требованиям современности.

Список литературы:

1. Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2. Антонян Е.А. Исправительное воздействие в отношении многократно судимых // Юридическая психология. - 2008. - № 4.

3. Российская газета. 2009. № 151.

4. Российская газета. 2010. № 243.

5. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

6. Российская газета. 2006. № 233.

7. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46.

8. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 17.

9. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 49.

10. Российская газета. 2013. № 116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Российская газета. 2008. № 82.

12. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 10.

13. Российская газета. 2012. № 180.

14. Афанасьев С.А. Уголовно-правовая характеристика осужденных, отбывающих уголовные наказания в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2008. - № 1.

15. Уголовно-исполнительное право России: учебник // Под ред. В.И. Селиверстова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М, 2012.

16. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. - Саратов, 1978.

17. Бабаян С.Л. Поощрительные нормы уголовноисполнительного права как средства реализации законных интересов осужденных // Российский следователь. - 2011. - № 20.

18. Бельгарова Н. Роль уголовно-исполнительных

инспекций в исправлении условно осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика,

управление. - 2007. - № 2.

19. Бережнова Н.Д. Правоохранительная деятельность психологических служб уголовноисполнительной системы // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 4.

20. Антонян Е.А. Психологические особенности наказания в виде лишения свободы // Юридическая психология. - 2007. - № 1.

Literature list:

1 .Collection of legislation of the Russian Federation. 1997. № 2. Article. 198

2. Antonyan E.A. Treatment in respect of the repeatedly convicted // Legal psychology. - 2008. № 4

3. Russian newspaper. 2009. № 151

4. Russian newspaper. 2010. № 243

5. Bulletin of statutory acts of Federal enforcement authorities. 2005. № 4

6. Russian newspaper. 2006. № 233.

7. Bulletin of statutory acts of Federal enforcement authorities. 2005. № 46.

8. Bulletin of statutory acts of Federal enforcement authorities. 2006. № 17.

9. Bulletin of statutory acts of Federal enforcement authorities. 2005. № 49.

10. Russian newspaper. 2013. № 116.

11. Russian newspaper. 2008. № 82.

12. Bulletin of statutory acts of Federal enforcement authorities. 2006. № 10.

13. Russian newspaper. 2012. № 180.

14. S.A. Afanasiev, Criminal-legal characteristic of convicts serving sentences in colonies-settlements // Criminal-Executive system of law, Economics, management. -2008. - № 1.

15. Criminal Executive law in Russia: textbook /Ed. V.I. Seliverstov. - 6th ed.,

Rev. and extra - M, 2012.

16. V.M. Baranov, Incentive norms of the Soviet socialist law. - Saratov, 1978.

17. Babayan S.L. Incentive norms of penal law as a means of achieving the legitimate interests of convicts // Russian investigator. - 2011. - № 20.

18. Belgarova N. The role of the criminal-executive inspection in the correction of the convicted // Criminal-Executive system of law, Economics, management. -2007. - № 2.

19. Berezhnova N.D. Law enforcement psychological services of the penal system // Administrative and municipal law. - 2011. - № 4.

114

СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Степанов М.В.

20. Antonyan E.A. Psychological peculiarities of a sentence of imprisonment // Legal psychology. - 2007. - № 1.

Рецензия

на статью, подготовленную доцентом кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России, к.ю.н. М.В. Степановым на тему: «Воспитательная работа - ведущее средство исправления осужденных»

Реализация такого средства исправления как воспитательная работа прошла длительный исторический путь. С течением времени необходимость данного направления работы с осужденными то отрицалась, то признавалась основополагающей как национальными нормативными правовыми актами, так и международными договорами.

Значимость воспитательной работы заключается в том, чтобы донести до сознания каждого осужденного идею о том, что, несмотря на реализацию карательного начала, присущего уголовному наказанию, государство заинтересовано в позитивном изменении личности осужденного, в формировании у него социально полезных качеств, позволяющих вернуться к нормальной жизни. При этом важно показать, что наказание есть справедливое возмездие, а не насильственная и чрезмерная мера, сущность которого осознается и признается осужденным.

Данные обстоятельства, особенно в условиях значительной криминализации российского общества, высокого уровня рецидивной преступности свидетельствуют об актуальности и важности рассматриваемой в статье проблемы.

Ознакомление с представленной рукописью позволяет констатировать, что она направлена на решение важной проблемы, имеющей значение для совершенствования современной уголовно-исполнительной политики, соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию в открытой печати.

Рецензент:

Главный научный сотрудник Московской академии экономики и права доктор юридических наук, профессор Агутин Александр Васильевич

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.