УДК 378.187:37.062
Воспитательная работа в студенческом общежитии
А.В. ЛЮБИН, к.м.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
ФГБОУ ВО Читинская государственная медицинская академия (ЧГМА) (Россия, 672000, г. Чита, ул. Горького, д. 39а).
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрен опыт организации внеучебной воспитательной работы в студенческом общежитии Читинской государственной медицинской академии. В основу данного анализа легла деятельность администрации, описаны основные подходы и принципы организации внеучебной деятельности, представлены основные направления работы с молодыми людьми в студенческом общежитии, показана их роль в воспитании личности. Автор рассматривает вопросы профилактики девиантного поведения, трудности, с которыми сталкивается куратор в процессе своей работы. Показана роль органов самоуправления в вопросах социализации студентов к проживанию в общежитии. Анализируется удовлетворенность учащихся условиями проживания, оценивается социально-психологический климат в общежитии.
Ключевые слова: общежитие, внеучебная воспитательная работа, студенческое самоуправление.
Внеучебная воспитательная работа со студентами в высшей школе является важнейшей составляющей в подготовке специалистов и нацелена на формирование у каждого студента сознательной гражданской позиции, стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также выработки навыков конструктивного поведения в новых экономических условиях. С учетом особой актуальности воспитательной работы со студентами внеучебная деятельность призвана сформировать высоконравственную, духовно развитую и физически здоровую личность будущего специалиста, способного к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения [1].
Среди требований, предъявляемых к современному специалисту, важнейшими являются профессиональная и социальная компетентность, активная жизненная позиция, твердость нравственных убеждений, способность отстаивать свои принципы. В связи с этим одной из первостепенных задач высшего образования является формирование духовности будущих специалистов. Важную роль в решении данной задачи играет правильное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и внеучебной работе. Особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной работы имеют общежития [2].
Новые отношения в общежитии формируют сознание студентов, побуждают осмыслить свой опыт и опыт окружающих их людей применительно к себе. Повышение уровня общения молодежи улучшает формирование стремления к постоянному духовному росту. Большое значение приобретают
инициатива, активность, самодеятельность личности. Поэтому в общежитии важно создание благоприятной психологической атмосферы для успешного развития личности студентов и их активного взаимодействия [2].
Воспитательная работа в студенческих общежитиях ЧГМА является составной частью воспитательной деятельности академии и осуществляется под руководством проректора по учебно-воспитательной работе, деканов факультетов, заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов общежитий, комендантов и студенческого самоуправления. Знакомство с общежитием и фактически начало воспитательной работы происходит с момента знакомства с академией на первом организационном собрании, проводимом с первокурсниками, где представители факультета освещают все аспекты предстоящего обучения в вузе, в том числе и вопросы, связанные с проживанием в общежитии. В этот же день происходит заселение студентов в общежитие и заключение договоров найма жилого помещения между администрацией академии и проживающими студентами. При заселении учащихся в общежитие оформляется паспорт комнаты с указанием имущества, за которое они будут нести ответственность. В обязательном порядке все проживающие в общежитии под роспись проходят инструктаж по пожарной безопасности и знакомятся с положением «Об общежитиях ЧГМА» и Правилами внутреннего распорядка студенческого общежития, в которых прописаны все вопросы взаимодействия администрации и жильцов. На все время обучения студентам, проживающим в общежитии, предоставляется регистрация по месту пребывания. Поскольку в заведении осуществляется пропускной ре-
жим, то каждому жильцу оформляется пропуск. В целях обеспечения безопасности проживания общежитие оборудовано системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения. Для осуществления обратной связи в вестибюле общежития размещен ящик для обращений, куда каждый из проживающих может анонимно отправить свое послание.
Куратор общежития непосредственно организует деятельность студенческого самоуправления,представленного советом общежития, который является одним из инструментов воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся активной жизненной позиции, для защиты прав и интересов жильцов, решения реальных проблем, существующих в общежитии. Основной целью деятельности совета является: организация системной работы и проведение мероприятий по приоритетным функциональным направлениям студенческой жизни в общежитии, создание условий для полного раскрытия творческого потенциала студентов [3].
Студенческий совет является общественным постоянно действующим органом самоуправления и создается в общежитии для широкого привлечения его жильцов к разработке, организации и проведению мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для обучения, отдыха и проживания студентов. Являясь выборным коллективным органом общежития, совет избирается общим собранием студентов сроком на один год и представляется старостами этажей и старостой общежития.
На своих заседаниях совет рассматривает вопросы организации быта и досуга, выполнения учащимися режима, организации самоподготовки, заслушивает отчеты ответственных за
U4
История и педагогика естествознания
1 ■2017
сектора, старост этажей, поощряет и наказывает учащихся. Решения совета общежития принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколом и являются обязательными для выполнения проживающих в общежитии.
Одним из направлений воспитательной работы в общежитии являются совместные рейды представителей администрации и студсовета общежития. Ежеквартально в общежитии выездное заседание проводит деканат факультета в составе: декана, помощника декана по воспитательной работе, куратора и заведующего общежитием, представителя студенческого самоуправления ЧГМА и органа самоуправления общежитием. При этом анализируются показатели работы совета, оцениваются санитарно-гигиенические условия проживания, осуществляется рейд по жилым комнатам и подсобным помещениям, проводится профилактическая работа. В процессе доверительной беседы жильцы высказывают свое мнение относительно условий проживания, обсуждаются проблемы студенческой жизни, высказываются предложения по оптимизации работы общежития [4].
Важнейшим направлением проводимой работы является борьба с де-виантным поведением в студенческой среде и предупреждение нарушения правил проживания в общежитии, где наиболее продуктивная мера - профилактика. В связи с этим выделяют несколько видов профилактической деятельности. Важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении студентов является именно первичная профилактика. Данная работа осуществляется планомерно, что способствует повышению уровня осознанного отношения учащихся к собственному здоровью, воспитанию ценности здорового образа жизни, о чем свидетельствуют результаты мониторинга, проводимого среди студентов [5]. Возможно, что применяемые способы и методы воспитательной работы, поиск новых форм воспитания определяют высокие показатели удовлетворенности условиями проживания в нашем общежитии.
В некоторых случаях приходится прибегать ко вторичной профилактике для той категории студентов, которые были уличены в каких-либо нарушениях правил проживания. По опыту работы, заслуживают внимание следующие аддикции: курение в общежитии или на территории академгородка, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, попытки проноса спиртного в общежитие, неуважительное отношение между студентами, конфликты,
оскорбления, драки, грубые нарушения санитарно-гигиенических норм. Данные ситуации разбираются на заседании совета общежития, в деканате факультета, а в исключительных случаях - на заседании комиссии по профилактике правонарушений ЧГМА. В каждом из случаев ситуация подробно анализируется и применяются меры административного воздействия, результатом чего может быть вынесение выговора (с формированием группы риска и последующим наблюдением), выселение из общежития (в случае повторных нарушений) либо отчисление из академии.
Бесспорно, одним из важнейших условий успешного и комфортного обучения студентов является психологический климат в общежитии. Проживая в общежитии, каждый ежедневно сталкивается с большим количеством разных по культурному и социальному уровню людей, что может послужить основанием для конфликтных ситуаций, происходящих как на межличностном уровне, так и на уровне коллектива. В то же время именно комфортные отношения с окружающими людьми помогают студенту сохранять благоприятное психологическое состояние, обеспечивая тем самым собственную работоспособность и настрой на успешное обучение.
Так, в 2015 году в нашем общежитии проводилось исследование социально-психологического климата студентов [6]. По результатам анализа установлено, что большинство опрошенных устраивает материально-техническое обеспечение, безопасность, доступность жилья, наличие условий для подготовки к занятиям. Проблемными моментами, по мнению опрошенных, является высокая плотность проживающих, ограничение времени прихода/ ухода и межличностные отношения между студентами.
С целью оказания психологической помощи учащимся в академии успешно функционирует центр развития личности студента, деятельность которого направлена на развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала студента, содействие и психологическую поддержку в обучении и воспитании студентов. Данное направление деятельности призвано выявлять основные проблемы и причины их возникновения, предлагать пути, методы и средства их разрешения и тем самым обеспечивать гармонизацию социально-психологического климата в студенческих коллективах, в том числе в общежитии. Проделываемая работа содействует формированию у студентов принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в себе и спо-
собствует их активному социальному взаимодействию и самовыражению [7].
Формирование культуры молодого специалиста тесно связано со сферой досуга. Повышение уровня общения молодежи и культуры - это две стороны единого педагогического процесса в студенческом общежитии. К культурно-массовым мероприятиям, непосредственно проводимым в общежитии, относятся: Новый год в студенческом общежитии, празднование Татьянина дня и Дня студента, проведение праздника День всех влюбленных, выпуск газет к 23 февраля и 8 Марта, участие в мероприятиях, посвященных Дню молодежи России. Проживающие в общежитии принимают участие во всех воспитательных мероприятиях, проводимых в академии, таких как митинги, празднование Дня города, Дня Победы, Дня донора, кросса наций, субботников в весенне-осенний период и т. д. Информация о планируемых событиях ежемесячно размещается на информационных стендах общежития, на официальном сайте ЧГМА и студенческой группе в социальной сети «ВКонтакте».
Так, одним из показателей эффективной воспитательной работы, проводимой в общежитии, явилась победа нашего общежития на протяжении двух лет в конкурсе-смотре «Лучшее общежитие ЧГМА». Данное событие представляет собой комплексную оценку всех направлений деятельности общежития: социально-бытовое благоустройство, дисциплина, профилактика правонарушений, спортивный, творческий, интеллектуальный конкурсы и т. д.
Важнейшим моментом в жизни общежития является безопасность проживающих в нем студентов. Анализируя опыт воспитательной работы в общежитиях других вузов, дискуссионным по сей день остается вопрос входа и выхода проживающих в студенческих общежитиях в ночное время. В соответствии с рядом нормативных актов (Письмо Минобрнауки России о «комендантском часе» в студенческих общежитиях № ВК-951/09, Письмо Минздрава России № 16-1/2055836) вузам рекомендовано переработать нормативную базу в части круглосуточного доступа обучающихся в студенческие общежития. На наш взгляд, ключевым моментом в данном вопросе является именно безопасность. Введение круглосуточного доступа в студенческие общежития не должно приводить к нарушению прав обучающихся, в том числе к бесконтрольному доступу посторонних лиц на территорию студенческого общежития и росту числа противоправных действий. Вузы обладают разными материальными и техническими воз-
1 ■ 2017 История и педагогика естествознания
можностями по охране правопорядка в общежитиях, в результате каждая организация изыскивает свои способы чтобы, с одной стороны, соответствовать действующему законодательству, а с другой - решить задачи по обеспечению порядка в общежитиях.
Говоря о безопасности и профилактике, следует уточнить еще одно важное событие в жизни общежития в 2016 году - комплексные пожарно-так-тические учения, проведенные Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю на базе общежития № 3 ЧГМА. Согласно легенде учений, в одной из комнат общежития произошло возгорание. Очевидцы включили пожарную сигнализацию, позвонили в службу спасения, после чего начались спасательные работы, во время которых около 400 человек были эвакуированы различными способами. Отрабатывались приемы само- и взаимопомощи, навыки транспортировки пораженных. Следующим этапом специалисты МЧС провели анализ учений, высказали рекомендации студентам, вахтерам, коменданту и руководству академии на случай возникновения данной ЧС. После чего
всем студентам, проживающим в общежитиях ЧГМА, в актовом зале академии демонстрировался учебный фильм по вопросам пожарной безопасности.
Являясь непосредственными участниками условного пожара, после проведенных учений студенты ярко и эмоционально оценивали вопросы эвакуации из горящего здания, тактику оказания помощи , высказывали предположения по проведению медицинских манипуляций. Фактически впервые находясь в условиях, приближенным к реальным, учащиеся высказали мнение о том, что проведенные тактико-специальные учения позволили осмысленно, с практической точки зрения взглянуть на вопросы медико-санитарного обеспечения при подобного рода ЧС. В конечном счете это повысило уровень подготовки студентов как будущих специалистов и, конечно же, укрепило безопасность в общежитии.
Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды, которая может быть сформиро-
вана путем массового и, самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых, гражданско-па-триотических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Воспитательная работа в общежитии - сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, и говорить о полноценном содействии становлению социально компетентной личности можно лишь при реализации всех направлений воспитательной работы. При этом недо-оценивание или неиспользование воспитательного потенциала общежития не может в полной мере реализовать ведущую задачу вуза - становление социально компетентной личности выпускника.
Данная публикация не претендует на полноту отражения всех направлений и возможностей воспитательной работы в общежитиях учебных заведений, но, надеюсь, будет полезна в плане обмена опытом между специалистами, работающими в данном направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трухачев, В.И. Система воспитательной работы в вузе: традиции и качества / В.И. Трухачев, С.И. Тарасова, Е.В. Хохлова, О.Н. Федиско // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 72-80.
2. Марчук, Ю.Н. Формирование умений сотрудничества у студентов педагогических вузов через общественную деятельность в общежитии / Ю.Н. Марчук // Мы строим свое будущее сами : сб. матер. II Междунар. форума студенческих и молодежных общественных объединений. Екатеринбург. 2014. С. 100-103.
3. Любин, А.В. Самоуправление студенческого общежития / А.В. Любин, А.Б. Долина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 6. С. 57-62.
4. Любин, А.В. Опыт курации студенческого общежития / А.В. Любин, А.Б. Долина // Вестник СОГУ им. К.Л. Хетагурова. 2016. № 1. С. 92-96.
5. Любин, А.В. Удовлетворенность условиями проживания в общежитии / А.В. Любин // Изв. вузов. 2015. № 6 (2). С. 136-139. Сер. Гуманитарные науки.
6. Любин, А.В. Социально-психологический климат студенческого общежития / А.В. Любин // Вестник КРСУ. 2016. Т. 16. № 8. С.146-149.
7. Любин, А.В. Деятельность куратора учебной группы в медицинском вузе / А.В. Любин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2016. № 4 (255). С. 176-183. Сер. Гуманитарные и общественные науки.
EDUCATIONAL WORK IN A DORMITORY
LYUBIN A.V., Cand. Sci. (Med.), Associate Prof.
Chita State Medical Academy (39A, Gorkogo St., 672000, Chita, Russia).
E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article describes the experience of organization extracurricular educational work in the dormitory in Chita State Medical Academy. The basis of this analysis is administration's activities. The article describes basic approaches and principles of extracurricular activities organization; main directions of work with young people in the dormitory are presented; their role in a personality development is shown. The author examines the issues of prevention from deviant behavior, the challenges that the curator faces in his work. The role of student self-governing in socialization of students in dormitory is shown. The article deals with the analytic investigation in students' satisfaction in their living conditions as well as assess in socio-psychological climate in the dormitory.
Keywords: hostel, extra-curricular educational work, student self-government. REFERENCES
1. Trukhachev V.I. The system of educational work in the university: traditions and qualities. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2010, no. 10, pp. 72-80 (In Russian).
2. Marchuk, YU.N. Formirovaniye umeniy sotrudnichestva u studentov pedagogicheskikh vuzov cherez obshchestvennuyu deyatel'nost' v obshchezhitii [Formation of cooperation skills among students of pedagogical universities through public activities in the hostel]. Trudy II Mezhdunarodnogo foruma studencheskikh imolodezhnykh obshchestvennykh ob'yedineniy "My stroim svoye budushcheye sami" [Proc. the 2nd International Forum of Students and Youth Public Associations "We build our future ourselves"]. Ekaterinburg, 2014, pp. 100-103.
3. Lyubin A.V., Dolina A.B. Self-management of the student hostel. Alma mater, 2015, no. 6, pp. 57-62 (In Russian).
4. Lyubin A.V., Dolina A.B. The experience of curating the student hostel. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova, 2016, no. 1, pp. 92-96 (In Russain).
5. Lyubin A.V. Satisfaction with living conditions in the hostel. Izvestiya vuzov, 2015, no. 6 (2), pp. 136-139 (In Russian).
6. Lyubin A.V. Socio-psychological climate of the student hostel. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo slavyanskogo universiteta, 2016, vol. 16, no. 8, pp. 146-149 (In Russian).
7. Lyubin A.V. Activities of a curator of the training group in a medical college. Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU, 2016, no. 4 (255), pp. 176-183 (In Russian).
46
История и педагогика естествознания
1 ■2017