С. В. Левшин
ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ И ВОЛИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Работа предоставлена кафедрой общей биологии Ставропольского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Горовая
В статье рассматривается проблема воспитания внимания и воли как личностных характеристик студентов - будущих юристов. Рассмотрены различные виды внимания, роль волевого поведения, имеющие важное значение для профессии юриста. Показано, что воспитание внимания и воли связано с процессами регуляции личности и деятельности, личностных и деятельностных проявлений. Особое внимание уделено формированию у студентов привычки и упорства как проявления воли.
The author examines the problem of training attention and will as personal characteristics of law students. The author views different types of attention and the role of strong-willed behaviour, which are of great importance for the legal profession. Attention and will training is proved to be connected with processes of regulation of individuality and practice, personal and action manifestations. Special attention is paid to forming of students’ custom and persistence as an act of will.
В работах Б. Г. Ананьева, Ф. Н. Гоно-болина, Н. Ф. Добрынина, И. В. Страхова и других исследователей неоднократно указывалось, что внимание следует воспитывать, как и самого человека, формируя у него интересы, ответственность, дисциплинированность, самоконтроль. Нетрудно заметить, что многое из перечисленного является не чем иным, как полезными привычками, которые обеспечивают волевое, целенаправленное поведение обучающихся, помогают им в учебной деятельности. Иначе говоря, вполне очевидна связь внимания со сформированностью личностных качеств индивида.
Особенно важна связь внимания с функцией самоконтроля. Действительно, при наличии самоконтроля в самом широком его понимании заметно улучшается то, что принято называть вниманием. Не случайно задачу воспитания внимания педагоги нередко связывают с задачей воспитания прилежания, активной направленности
личности на усвоение знаний, с задачей формирования положительных мотивов учения. «Внимание действительно связано со всеми другими сторонами личности, -пишут П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльниц-кая1. Однако, как показывает практика, этот путь косвенного воздействия оказывается не всегда эффективным. В этой связи студента как субъекта учебной деятельности необходимо обучать корректированию своих действий с помощью сосредоточенности активности на выполняемой деятельности.
В психологии внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс, выполняющий функцию контроля. Эта функция может быть представлена в виде специальной развернутой деятельности контроля, в которой сопоставляются реальные характеристики процесса решения поставленной задачи или выполнения действия с его образцом, а может быть представлена и в виде автоматизированно-
го свернутого действия. Помогая студенту поначалу выстроить эту специальную развернутую деятельность контроля, а затем всячески способствуя автоматизации и сокращению контрольных действий мы тем самым формируем у него внимание.
Изучение контроля за выполнением обучающимся действий так или иначе затрагивает и другие моменты регуляции. Дело в том, что налаживание отдельной функции контроля, со стороны обучающегося влечет за собой налаживание всего контура регуляции: моделирования условий деятельности, подбора подходящего способа ее осуществления, оценки результатов и привнесения необходимых коррекций. Все это обеспечивает студенту успешное выполнение действия и полноценное управление этим действием, т. е. его саморегуляцию.
Однако внимание как нацеленность студента на решение поставленной задачи не может быть сведено лишь к функции контроля, если только этот контроль не толковать расширительно - как функцию сознания, включенного в деятельность. В то же время внимание не может быть сведено и к функции рефлексии. Оно, скорее, связано с действительной занятостью субъекта каким-либо видом деятельности, нацеленностью его на то или иное действие в процессе этой деятельности. Иными словами, сущность внимания составляет не что иное, как направленность активности личности студента (осознаваемой и неосознаваемой), связанной с саморегуляцией его деятельности.
Наши наблюдения показывают, что внимание как личностная характеристика студента - будущего юриста связана с такими особенностями его проявления, как
объем, распределеность, устойчивость. Анализ проявления этих характеристик у разных студентов показал следующее: у внимательных студентов отдельные характеристики внимания более независимы между собой, и каждую из них эти студен-
ты в состоянии регулировать в отдельности. Эта регуляция внимания определяется в основном требованиями того задания, которое выполняет студент. Кроме того, у внимательных студентов при более быстрой и продуктивной работе над заданием обнаруживается устойчивое предпочтение контроля либо за точностью выполнения задания, либо за скоростью его выполнения. Иными словами, внимательные студенты сами устанавливают себе критерии, по которым они оценивают результаты работы, правильность или ошибочность действий.
Анализ связи внимательности с отдельными свойствами саморегуляции позволил установить любопытные закономерности. У внимательных студентов, медлительных в работе, с меньшим объемом внимания, отмечается и меньшая обеспеченность системы саморегуляции, слабое осознание недостатков саморегуляции. Недостаточная обеспеченность системы саморегуляции в свою очередь снижает точность и продуктивность работы.
Внимание и его дефекты обнаруживаются в деятельности студентов и в те моменты, когда осуществляется переход от одной регуляторной функции к другой или когда этот переход по каким-либо причинам оказывается затрудненным. Например, пытаясь решить поставленную преподавателем профессионально ориентированную задачу студент стремится разобраться в условиях, и пока он этим занимается, то нередко упускает из «поля видимости» сам вопрос задачи. Ему приходится делать дополнительное усилие, чтобы вспомнить, что ему нужно сделать в анализируемых условиях. То же нередко случается и на фоне оценки полученного результата, когда студент не соотносит его с условиями задачи. Иными словами, только отлаженная работа всей системы саморегуляции обеспечивает как безошибочную направленность отдельных действий, так и правильность их осуществления. Когда же нет элементар-
ных навыков саморегуляции того или иного вида деятельности - отвлечь внимание может любой достаточно сильный внешний раздражитель.
Действительную природу воли и внимания необходимо искать на стыке процессов регуляции личности и регуляции деятельности, личностных и деятельностных проявлений индивида. Если волевое поведение, моменты необходимого подключения воли обнаруживаются больше в осознаваемых, личностных проявлениях, то проявления внимания мы обнаруживаем равно в осознаваемых и неосознаваемых компонентах деятельности. Внимание соотносится с данной личностью лишь постольку, поскольку оно связано с особенностями ее деятель -ности и рефлексии. Так, говоря о непосредственном, непреднамеренном внимании мы отмечаем, что студент может быть внимателен к привлекающим его объектам, событиям и невнимателен к другим. Однако об устойчивости внимания, об умении распределять это внимание на нескольких объектах, т. е. о показателях, связанных с работоспособностью студента, мы можем судить, присоединяя компоненты волевого поведения.
Необходимо отметить еще один существенный момент воспитания внимания у будущих юристов - его связь с процессами прогнозирования, предвосхищения наступления тех или иных событий. По ходу регуляции деятельности при тесном взаимодействии с личностной регуляцией результативной стороной прогнозирования выступают стратегия и тактика осуществляемых действий. В этой связи воспитание внимания как личностной характеристики студента в значительной мере определяется способностью предвосхищать дальнейшие действия, предвидеть направленность своей активности. Именно способность к прогнозированию обеспечивает устойчивость системы регуляции личности.
В практике подготовки студентов юри-дических специальностей особое значение приобретает раскрытие видов внимания: запаздывающего и упреждающего. «Запаздывающее» внимание - это непреднамеренное внимание, вызванное силой раздражителя, его психологического воздействия. Оно пассивно, зависит не столько от самого субъекта, сколько от силы воздействия внешних раздражителей. «Упреждающее» внимание - это внимание преднамеренное. Оно определяется актив -ностью субъекта, его нацеленностью на достижение определенных результатов, на решение той задачи, которую он ставит перед собой. Такое внимание определяется в конечном счете направленностью прогнозов, предвидением очередных изменений в ситуации, очередных действий. Помехой этим прогнозам может быть многое: и непредвиденная ситуация, и встречный вопрос, и новая, неожиданно возникшая мысль. Вновь вернуться к прогнозируемым условиям и собственным действиям помогает «сила» той задачи, той цели, которой движим субъект.
Таким образом, обучая студентов намеренному и непреднамеренному прогнозированию событий, мы приучаем их и к вниманию. А обучая прогнозу на разных уровнях регуляции, мы обучаем тонкости, дифференцированное™ внимания и соотнесенности его с различными регуляторными моментами.
Преподавателю следует учитывать это обстоятельство. Ведь для него должны быть важны задачи совмещения своих педагогических усилий с усилиями студентов для того, чтобы обеспечивать не только сосредоточенность последних в работе над заданием, но и формировать навыки волевых усилий.
В воспитании волевого поведения личности обучающегося существенное значение играет так называемый регуляторный подход. По словам В. Э. Чудновского,
волю необходимо рассматривать «как определенное средство, инструмент, используемый личностью, подобно тому как есть мускулы, благодаря которым человек способен поднимать тяжесть»2. В свою очередь заметим, что воспитание воли у студента необходимо связывать прежде всего с активностью личности и устойчивостью ее направленности. Именно воля в нужный момент помогает студенту, а в дальнейшем специалисту достичь цели. При этом она легче обнаруживается в моменты преодоления препятствий, затруднений и выведения тех или иных моментов регуляции деятельности на уровень осознанного контроля.
Обращение к личностному уровню саморегуляции деятельности, в немалой степени определяющему активность субъекта, позволяет отметить, что привлечение ценностных оснований к решению задач саморегуляции деятельности составляет первичную основу волевого усилия. А вот способы волевого усилия, его реальная, материальная основа закладываются и в нужный момент формируются путем программирования в общем процессе регуляции деятельности. В учебной работе при относительно стабильной мотивации учения навыки опережающего программирования собственных действий, став привычными, помогают студенту в самоорганизации усилий, превращаются в «личный инструмент», способствующий выполнению заданий и поручений преподавателя, реализации замыслов и достижению целей.
Способы программирования действий, постигаемые студентом с помощью преподавателя и самостоятельно, в значительной мере определяют формирование волевого поведения. Для студента - будущего юриста важна так называемая «волевая привычка», которая непосредственно связана с юридической профессией. Поэтому в профессиональной подготовке студентов необ-ходимо особое внимание уделять формированию у них «волевых привычек», которые
можно рассматривать в качестве одного из средств саморегуляции личности, складывающейся в ходе овладения самыми различными видами профессиональной деятельности. Это и умение осуществлять задачи целеполагания, и способность привлекать для решения поставленных задач внутренние ресурсы, и арсенал приемов преодоления неопределенных и угрожающих ситуаций. Безволие при таком понимании определяется как уклонение от решения поставленных задач, пассивно-оборонительное поведение, своеобразная «реакция избегания».
С понятием воли связано другое понятие - «упорство». Говоря об упорстве в поведении студентов, мы имеем в виду что, будучи проявлением воли, оно имеет, как правило, причиной сильное желание, которое может быть и не осознано. Но если мы сталкиваемся с проявлением воли или с переживанием «дефицита» волевых навыков, то непременно отыщем и сильное желание, с которым воля (или потребность в ней) связана. Это может быть и желание «быть хорошим профессионалом», и любое другое желание, нравственная ценность и сила которого определяют направленность воли.
Однако одного желания мало, нужны еще и определенные средства его реализа-ции. К тому же это сильное желание могут заслонять текущие, сиюминутные стремления, ставящие человека в ситуацию выбора - чему отдать предпочтение. И непросто бывает самому принять решение, а тем более перейти к реальному действию в условиях, когда какая-то ближайшая цель становится более привлекательной, отвлекает от ранее поставленных задач.
Рекомендуя студентам, пытающимся сознательно справиться с затруднениями в своей деятельности, средства, с помощью которых они могли бы последовательно реализовать свои желания и стремления, следует помнить мудрое изречение: «Если
не можешь сделать сто шагов - сделай хотя бы шаг».
В заключение отметим, что на примере анализа педагогической задачи - воспитания внимания и воли - мы стремились по-
казать, что такое проявление личности, как внимание и воля выступают результатом функционирования и взаимосвязи двух уровней субъектности - личностного и деятельностного.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гальперин П. Я., Кабылъницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С. 18.
2 Чудноеский В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М., 1981. С. 51.