Научная статья на тему 'Воспитание в новых реалиях современного мира: проблемы, тенденции и перспективы'

Воспитание в новых реалиях современного мира: проблемы, тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1114
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ / СУЖЕНИЕ ЗОНЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЛИЯНИЙ / ДЕФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ / ПСЕВДОИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЦИВИЛИЗАЦИИ / PROBLEMS / TENDENCIES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION UNDER MODERN CONDITIONS / THE NARROWING OF EDUCATIONAL INFLUENCE ZONE / DEFECTS OF SOCIALIZATION / MARGINALIZATION OF THE POPULATION / CIVIL IMMATURITY / PSEUDO INTELLIGENCE / THE FORMATION OF HUMAN CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаязов Альфис Суфиянович

Социальные, экономические, экологические и культурные изменения в окружающем мире происходят настолько быстро и широко, приобретают глобальный характер, затрагивая непосредственно каждого из нас. Это требует от каждого участника сегодняшних преобразований принципиально нового взгляда на образующегося в системе целостного изменяющегося мира, прежде всего природы, общества и самого себя в этом мире. Говоря другими словами, необходимо достаточно ясно ответить на вопрос: каким должен быть современный образованный и воспитанный человек, чтобы он был в состоянии ответить на быстрое изменение окружающего мира? Требования к персонализации педагогических взаимоотношений и педагогического воздействия реализуются в адекватном включении личностного опыта, состоящего из комплекса чувств, эмоциональных переживаний, действий и поступков, во взаимодействии учителей и учащихся, преподавателей и студентов. Эти отношения вбирают в себя все сферы взаимодействия, а не только узкообозначенные границы между обучающими и обучающимися. При соблюдении данных условий может быть реализован полисубъектный (диалогический) подход в образовательном процессе, который обеспечивает использование позитивного потенциала человека, его творческие возможности для развития и самосовершенствования на основе равенства партнеров по общению, открытости и доверии, принятии другого как ценности, ведет к творческому «соучастию» в развитии другой личности как Человека Цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social, economic, ecological and cultural changes spread worldwide in such a quick pace that they become global having direct impact on everyone. Every participant of today’s transformations should be aware of the society being created within the completely changing world and realize the place of a man in this world. In other words, there comes a question: what a modern well-bred and well-educated man should be to cope with the challenges of the permanently changing environment? The requirements of pedagogical relationship personification and pedagogical impact are fulfilled through the adequate use of personal experience including feelings, emotions, actions, through teacher-student cooperation. These relationship comprises of all the interaction spheres not only the narrow distinction between educators and educatees. Only in that case poly-subjective approach can be applied to the educational process providing the use of a man’s positive potential, his creative abilities for the development and self-perfection due to the equality of communication partners, openness and trust, values, that result in development of the other as the Civilization Person.

Текст научной работы на тему «Воспитание в новых реалиях современного мира: проблемы, тенденции и перспективы»

УДК 37.017.7

Гаязов А.С.

Академия наук Республики Башкортостан, г Уфа, Респ. Башкортостан, Россия

E-mail: 2728061an@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Социальные, экономические, экологические и культурные изменения в окружающем мире происходят настолько быстро и широко, приобретают глобальный характер, затрагивая непосредственно каждого из нас. Это требует от каждого участника сегодняшних преобразований принципиально нового взгляда на образующегося в системе целостного изменяющегося мира, прежде всего природы, общества и самого себя в этом мире. Говоря другими словами, необходимо достаточно ясно ответить на вопрос: каким должен быть современный образованный и воспитанный человек, чтобы он был в состоянии ответить на быстрое изменение окружающего мира?

Требования к персонализации педагогических взаимоотношений и педагогического воздействия реализуются в адекватном включении личностного опыта, состоящего из комплекса чувств, эмоциональных переживаний, действий и поступков, во взаимодействии учителей и учащихся, преподавателей и студентов. Эти отношения вбирают в себя все сферы взаимодействия, а не только узкообозначенные границы между обучающими и обучающимися.

При соблюдении данных условий может быть реализован полисубъектный (диалогический) подход в образовательном процессе, который обеспечивает использование позитивного потенциала человека, его творческие возможности для развития и самосовершенствования на основе равенства партнеров по общению, открытости и доверии, принятии другого как ценности, ведет к творческому «соучастию» в развитии другой личности как Человека Цивилизации.

Ключевые слова: проблемы, тенденции и перспективы развития воспитания в новых условиях, сужение зоны воспитательных влияний, дефекты социализации, маргинализация населения, гражданский инфантилизм, псевдоинтеллектуализация, формирование человека цивилизации.

Преобразования в образовательной сфере сегодня трудно представить без согласования данного процесса с другими, определяющими лицо современного общества, особенностями его развития, деятельности и поведения участников этих преобразований. Эти преобразования, хотя и не всегда воспринимаются с пониманием в силу своих острых характеристик (взрыв, безумие, крах, катастрофа образования, тупики и ловушки образования), оказывали и продолжают оказывать прямое и косвенное влияние на развитие образования [4].

Главным среди множества характеризующих сегодняшний этап преобразований процессов выступает видоизменение системы образования, в которой все процессы соотносятся с другими социальными и культурными процессами, а ее составляющие тесно связаны между собой. Говоря об особенностях развития современного образования, мы имеем в виду то, что сейчас переживается принципиально новая историческая ситуация, которая в общественной жизни характеризуется несоответствиями между политическими процессами и линией поведения власти (что не всегда совпадает), между формами культуры и меняющимся экономическим укладом (что формирует новое восприятие происходящего и связанным с этим

выбором форм поведения), между формальными организациями и набирающими силу неформальными движениями (когда деятельность неформальных объединений в силу наибольшей активности и неординарности перемещается на передний план), между потребностями человека и не всегда связанными с этим перспективами развития как общества, так и самого человека (что традиционно не совпадает и что становится поводом для активности человека).

Опыт и наблюдения показывают, что важной особенностью современного педагогического процесса является наличие проблемы субъект-субъектных взаимосвязей всех участников образовательного процесса, среди которых не только профессиональные педагоги (воспитатели, преподаватели), но и представители различных социальных структур и организаций, что, по мнению В.А. Лобова, «говорит уже о произошедшем сужении зоны воспитательных влияний» [13].

Сегодня мы вынуждены повторить печальную истину: в кризисном обществе молодежь все более и более отодвигается на жизненную периферию. И новые условия организации воспитательной работы требуют учета и других составляющих современной жизни, определяют ее задачи.

Необходимо подчеркнуть и следующий момент. Концептуальной основой государственных документов в области образования является идея формирования личности как субъекта образовательного процесса, интеграция, а не конфронтация в построении модели общественно-личных и межличностных отношений, в истолковании фактов истории и современности. Научно-педагогическое сообщество в первую очередь обязано искать ответы на этот запрос времени и найти способы их«встраивания» в образовательную среду через обновление действующих и создание новых воспитательных конструкций. Изучение накопленного позитивного опыта обучения и воспитания, соответствующая коррекция господствовавшей длительное время российской практики европоцентристской системы образования становится актуальнейшей задачей.

В продолжение тезиса о влиянии новых реалий на воспитательную работу и ее ориентиры, есть необходимость остановиться на некоторых из них, приобретающих сегодня характер тенденций.

В первую группу оказывающих такое влияние реалий объединяются дефекты социализации. Сегодня, когда так активно меняются ценностные ориентиры в обществе, возникает и усиливается феномен «негативной идентичности», известных углубляющихся оппозиций «свой - чужие», мы - они». Опыт последних лет общественной жизни (марш несогласных, несистемная оппозиция и др.) показывает, что рост негативной идентичности ведет к росту мобилизации различных ксенофобных установок и националистических настроений, к объединению по оппозиционным интересам, к организации различных экстремистских молодежных групп.

Противопоставление этим дефектам активной социальной работы обуславливается рядом идей, знание которых определяет успешность такой работы. С одной стороны, в эпоху бурного развития средств массовой коммуникации, киберпространства, сдвига ценностей при социальной неоднородности поколений, многомерности характеристик, тенденций к разрыву «связей времен», с другой, - мы становимся свидетелями, когда глубокий кризис переживает институт семьи, не выдерживающий конку-

ренции с другими институтами социализации (религия, СМИ, Интернет). Сегодня представляется бесперспективным рассматривать семью в отрыве от указанных не менее эффективно работающих институтов общества. Все это приводит к тому, когда на переживающее кризис образование в обществе возлагаются большие социальные ожидания и большие социальные задачи, связанные с компенсацией дефектов социализации в семье, дефектов неформального образования и попыток выстраивания узко и только личностно оправданных моделей поведения.

Продолжением и конкретным проявлением данной реалии, определяющей направления развития образования и приобретающей угрожающие размеры, выступают девиации в развитии личности. Девиантность в науке определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Это говорит о том, что один и тот же поступок разными людьми в разные периоды развития общества одновременно может считаться девиантным и недевиантным. Поэтому критерии определения девиантности неоднозначны и часто вызывают разногласия.

Ученые выделяют три составляющих понятия девиантность: человек, которому свойственно определенное поведение; норма или ожидание, являющиеся критериями оценки поведения как девиантного; другая группа или организация, реагирующие на данное поведение. Следует назвать некоторые типы девиаций (по Мертону), связанных с поступками: конформизм (единственный тип недевиантного поведения), ритуализ, ретреатизм, бунт.

Опыт показывает, что основным средством противодействия девиациям является воспитание. Успешность процесса может иметь место только в том случае, если девиация рассматривается как процесс развития, имеющий несколько стадий. Разделение на стадии позволяет ввести нормы поведения и социальный контроль. В обществе активно используются три основные формы контроля: изоляция; обособление; реабилитация. По ряду особенностей первые две формы неприменительны к воспитательному процессу, но третья форма, связанная с подготовкой к возвращению к нормальной жизни, должна найти свое место в образовательной практике.

Педагогические науки

Другая реалия, в которой идет образовательный процесс, своего рода продолжение содержания понятия «люмпен», и процесс люмпенизации связан с понятием маргинальность, которое отражает процесс культурного сдвига в социальной инфраструктуре. И, наконец, третья реалия, оказывающая влияние на развитие образования, связана с развивающейся в молодежной среде гражданской инфантильностью [3, с. 53-71]. Основными характеристиками гражданского инфантилизма выступает, в первую очередь, позднее взросление, плохое понимание социальных взаимосвязей, неумение правильно выстроить свои отношения с обществом в целом. Как следствие, наблюдаем гипертрофированное выражение крайнего индивидуализма и эгоизма.

Среди причин возникновения гражданской инфантильности стали социальные пороки и тактические ошибки в построении системы воспитания, такие, идеологии выгоды, равнодушие, откровенный эгоцентризм.

Корни сказанного выше - в неправильной расстановке приоритетов на уровне общества и государства. «Государство как общественный институт, призванный заниматься организацией жизни своих граждан, как правило, настороженно относится к людям, интеллектуально одаренным, явно отдавая свои симпатии людям с любым другим типом одаренности (спортсменам, певцам, поэтам, мастерам по вышивке бисером и т.д.)... В целом по характеру ориентации общества на свою интеллектуальную элиту можно судить о том, здорово оно либо поражено вирусом тоталитаризма (независимо от того, исповедуется при этом коммунистическая,

национальная, демократическая или религиозная идеология). Ни один тоталитарный режим не заинтересован в развитии интеллектуальных возможностей своих граждан, поскольку неумными людьми управлять значительно легче» [9, с.11]. В связи с этим остро стоит проблема существования российской интеллигенции, оказавшейся в непростых социальных условиях.

Можно только удивляться прозорливости Н.А.Бердяева, который писал, что «интеллигенция вновь оказалась перед расколом в обществе, в котором на первом месте не знания, не ответственность, не стремление служить Родине, а совершенно другие качества, которыми, как фиговым листочком, прикрываются отошедшие от своих собратьев более или менее успешные «новые интеллигенты», что «интеллигенция приняла раскольнический характер... Она жила в расколе с окружающей действительностью, которую считала злой, и в ней выработалась фанатическая раскольничья мораль» [1, с.18].

Актуальны и слова академика Д. С. Лихачева относительно перспектив образования, сказанные давно, не утратившие своего значения и сегодня - «человек должен быть интеллигентен», что «образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового», интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого (проявляется в умении уважительно спорить, незаметно помочь другому, беречь природу и множество другого) [6, с. 5154]. Это одна из приоритетных задач, которая поставлена перед образованием самим временем и от решения которой зависит духовное и нравственное будущее страны.

23.08.2017

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. - 224 с.

2. Булычев К. Перевал: Роман, повести. - СПб.: Азбука-Терра, 1997-480с.

3. Гаязов А.С., Баязитов С.Б., Амиров А.Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования. -Уфа: БГУ 2000. - 197 с.

4. Предлагаем заинтересовавшихся познакомиться со следующими трудами автора: Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. - М.: Наука, 2003. -256 с.; Гаязов А.С. Образование как пространство формирования личности гражданина. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 284 с.; Семь проблем современного образования - Уфа: Вагант, 2008. - 236 с.; Лидирующая роль образования в обществе: Уфа: изд-во БГПУ, 2011 -152 с.; Этнообразовательное пространство и развитие современного образования. - М.: Дрофа, 2012. - 168 с.

5. Наумова Т. Расколотая интеллигенция // Свободная мысль - ХХ1. - № 12. - 2001. - С. 26.

6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература, 1989. - 207 с.

7. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманистического образования. - Волгоград: Перемена, 2001. - 289 с.

8. Рерих Н. О вечном.- М.: Республика, 1994. - 462 с.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Томского университета; М.: Барс, 1997. -392 с.

10. Холодная М.А. Указ. соч., с. 11.

11. Vaskovics L. Marginlität // Worterbuch der Sociology / Ferdinand Enke Verlag. Stutgart, 1989. Band 2.

12. См.: Scopf R. Versuch einer Eingrenzung des Begriffs "Marginalisierung" // Marginalisierung im Sozialstaat: Beitr. aus Grossbritannien u. der Budesrep. / Autorengruppe: Blahusch F. Gekeler G. Vitchel V. et al. Marburg: Verl. Arbeiterbewegung u. Gesellschaftswiss., 1986. S. 38.

Сведения об авторе:

Гаязов Альфис Суфиянович, gрезидент Академии наук Республики Башкортостан, заведующий кафедрой педагогики Башкирского государственного университета, доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО E-mail: 2728061an@mail.ru

450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.