Теория и методика дошкольного образования
227
от самых простых и доступных каждому ребёнку к более сложным. В каждом занятии необходимо опираться на то, что ребёнок уже умеет и что, но любит делать самостоятельно.
Список литературы:
1. Лещинская Ю.С. Волшебная изонить / Ю.С. Лещинская. - Харвест, 2011. - 112 с.
2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. / Н.Н. Гусарова -СПб.: изд. «Детство-Пресс», 2008. - 35 с.
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
© Кузьмина Л.А.*, Питерскова М.Н.*, Шибаева Р.В.*
Детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района, г. Санкт-Петербург
Необходимость обучения детей уличной безопасности становиться всё более важной задачей. Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий, поэтому, начиная с детского сада необходимо проводить работу с детьми и родителями для повышения ответственности за соблюдением правил дорожного движения.
Ключевые слова дети, дорожное движение, безопасность.
Зачастую виновниками ДТП являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города очень важная проблема. Формирование сознательного поведения - это длительный процесс. Сегодня ребенок идет за ручку с мамой, а завтра, он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематичной. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми.
* Воспитатель.
* Воспитатель.
* Учитель-логопед.
228
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым языком» без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Уже в раннем возрасте ребенок становится участником дорожного движения. Он осваивает роль пешехода, пассажира, велосипедиста сначала вместе со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), а затем включается в этот процесс самостоятельно. Однако у детей, в отличие от нас взрослых, еще нет ничего кроме внутреннего потенциала. Нет знаний, навыков, умений... А потому мы, взрослые, просто обязаны помочь ребенку найти свое место в огромном пока неизведанном мире, осознать себя частицей этого мира. Мы должны научить ребенка жить и действовать в этом мире, сообразуясь с его законами и правилами.
Ребенок начинает знакомиться с Правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни Правил дорожного движения.
Современный мир предъявляет к ребенку высокие требования. И одно из таких требований - разумное поведение на улице, в различных ситуациях дорожного движения. Именно поэтому такое большое значение имеет своевременное формирование у детей навыков и умений поведения на улице, соблюдение ими правил дорожного движения. Не подлежит обсуждению мысль о том, что правильное поведение пешехода, велосипедиста на дороге вырабатывается, формируется с установкой на неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения. Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях. Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно. Ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача - донести ин-
Теория и методика дошкольного образования
229
формацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась привычка соблюдать правила дорожного движения и научить так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо [1].
Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения является развитие пространственного представления и представление о скорости движения. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также малышу необходимо воспринимать и скорость движения, как транспорта, так и пешеходов.
В процессе обучения очень важно не напугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность и невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения детей правилам дорожного движения является поведение взрослых на улице.
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения, ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста [4].
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД [4].
Разговаривать с детьми о безопасности следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности [4].
В процессе обучения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные и возрастные возможности, а также следует придерживаться следующих принципов:
1. Систематичность.
2. Психологический комфорт.
230
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
3. Смысловое отношение к миру.
4. Наглядность.
5. Доступность.
6. Непрерывность.
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы работы, работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения [3].
В группе должно быть: оборудование для игр; настольные игры, дорожные знаки; макет перекрестка на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика» [3].
В группе следует разместить дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Валеология», «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки» [3].
Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструирования.
В любом возрасте знания должны закрепляться прочтением и анализом произведений художественной литературы, таких как: «Дядя Степа - милиционер» С. Михалкова; «Что я видел» Б. Житкова; разучиванием стихов С. Михалкова «Моя улица»; В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек»; разгадыванием загадок о машинах, дорожных знаках [4].
Знания детей о Правилах дорожного движения хорошо закрепляются и на творческих занятиях. Ребята могут слепить из пластилина всевозможные машины, пешеходов, светофор, изобразить в рисунках дома, переходы, светофоры, машины, дорожные знаки.
А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Азбуку движения дети постигают во время прогулок, наблюдая за окружающей обстановкой и при проведении подвижных игр, эстафет, а кроме того учатся культуре поведения в общественных местах.
Однако содержание деятельности коллектива не должно сводиться только к работе с детьми. Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. В решении нашей главной задачи-воспитания грамотного пешехода - именно родители должны являться непосредственными помощниками, только так мы сможем избежать случаев детского травматизма.
Теория и методика дошкольного образования
231
Воспитывать у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
На прогулке, по дороге в детсад и домой закреплять знания, полученные ранее, чаще задавать ему проблемные вопросы, беседовать с ним, обращать внимание на свои действия. Разработать вместе с детьми маршрут безопасного пути «Дом - детский сад».
Задачи разработки маршрута:
- повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно;
- научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;
- научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.
Порядок разработки маршрута:
1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.
2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.
3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.
Особое внимание нужно обратить на выделение участков повышенной
опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть, идти по двору, где ездят автомобили.
После составления маршрута родители, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно они вырабатывают у него привычку переходить улицу шагом, строго под прямым углом, тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а также стоящий или движущийся автомобиль воспринимался ребенком как сигнал опасности.
Улица для ребенка - это сложный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. И главная задача - научить ребенка безопасно жить в этом мире.
Список литературы:
1. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.
2. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения.
3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД?
4. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице.