Научная статья на тему 'Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре'

Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5870
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / VOLITIONAL QUALITIES OF THE PERSON / PURPOSE / PERSEVERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким М. Г.

В статье рассматриваются вопросы воспитания волевых качеств личности ребенка дошкольника, дается анализ психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания волевой сферы детей дошкольного возраста. Автор показывает возможности игры в воспитании целеустремленности и настойчивости у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UPBRINGING OF PURPOSE AND PERSEVERANCE OF THE PRESCHOOLERS DURING THE GAME

The article is devoted to the questions of the upbringing of volitional qualities of the preschoolers; here is the analysis of psychopedagogical researches to the problem of the upbringing of the volitional sphere of the preschoolers. The author shows opportunities of the game for the upbringing of purpose and perseverance of the elder preschoolers.

Текст научной работы на тему «Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре»

УДК 373.2

М.Г. Ким, аспирант Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: doshfak@mail.ru ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ И НАСТОЙЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ

В статье рассматриваются вопросы воспитания волевых качеств личности ребенка - дошкольника, дается анализ психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания волевой сферы детей дошкольного возраста. Автор показывает возможности игры в воспитании целеустремленности и настойчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: волевые качества личности, целеустремленность, настойчивость.

Проблема воспитания целеустремленности и настойчивости является актуальной на современном этапе развития общества и привлекает к себе большое внимание отечественных ученых. Формирование нравственно-волевой сферы -важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Исследователи в области дошкольной педагогики интересуются различными аспектами проблемы формирования целеустремленности и настойчивости детей дошкольного возраста. Целеустремленность и настойчивость являются одним из основных волевых качеств личности, их исследование имеет, несомненно, теоретический интерес. С другой стороны, изучение целеустремленности и настойчивости заключает в себе и практическую ценность: закономерности в формировании целеустремленности необходимо учитывать при воспитании детей, начиная с первых лет жизни. Особую важность эти вопросы приобретают в связи с развитием активной личности ребенка, с подготовкой его к школе.

Современная ситуация в России выявила целый ряд проблем связанных с новым пониманием роли и места человека в обществе. Российское общество нуждается в творческих, целеустремленных, мыслящих людях способных адаптироваться к постоянно меняющейся среде, а также обеспечивающих свое собственное личностное развитие.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» отмечается, что нравственный, волевой, самостоятельный человек представляет собой основной ресурс в развитии страны. Данная точка зрения также обосновывается в «Концепции дошкольного воспитания», в которой особо подчеркивается необходимость формирования волевой культуры личности. Уже в дошкольные годы ребенок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, совершать усилия воли. В основе воспитания волевых качеств личности лежит сложный механизм формирования волевого действия.

Гуманистические цели и ценности предполагают раскрытие всей полноты личностных, волевых проявлений, поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих максимальному воспитанию волевых качеств у ребенка в различных видах деятельности.

Современному ребенку необходимо уметь общаться друг с другом в процессе различных видов деятельности, принимать собственные решения в ситуации выбора, доводить дело до конца, проявлять при этом волевые усилия, настойчивость.

Имеющийся материал по проблеме формирования и развития волевых качеств личности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения социально-экономических преобразований, происходящих в обществе и анализа психологопедагогических исследований.

В отечественной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах А.И. Ти-таренко, Л.М. Архангельского, А.И. Афанасьева,

И. Ф. Свадковского, В. Т. Лихачева и др.

Своеобразие нравственного воспитания дошкольников и методика формирования нравственных качеств нашли отражение в трудах Т.И. Бабаевой, Р.С. Буре, С.В. Петери-ной, А.М. Виноградовой, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой и др. Изучением вопросов воспитания волевых качеств личности дошкольников занимались В.К. Котырло, А.В. Су-

ровцева, А.В. Веденов, Н.А. Цыркун и др. По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких волевых качеств, как целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность, выдержка.

Логика нашего исследования предполагает рассмотреть различные подходы к использованию игры в формировании волевых качеств личности.

Воспитание целеустремленности и настойчивости является одной из актуальных задач теории дошкольного воспитания. Однако, специальных исследований, посвященных изучению возможностей, своеобразия развития этого качества у дошкольников в настоящее время почти нет. Хотя в научных работах по детской психологии и дошкольной педагогике высказано много ценных и интересных положений, касающихся формирования отдельных компонентов данных волевых качеств. Однако до настоящего времени они не обобщены и не проанализированы.

Следует оговориться, что в этой статье автор остановится лишь на отдельных моментах воспитания целеустремленности и настойчивости, которые возможно обсуждать в связи с имеющимся научным материалом. В детской психологии и дошкольной педагогике до сих пор отсутствует единое и четкое понятие целеустремленности и настойчивости, как качества личности. Определяя целеустремленность и настойчивость, как умение ребенка принимать цель взрослого или ставить ее самому, планировать основные этапы работы, доводить дело до конца. Задачей данной статьи мы поставили следующее: путем изучения психолого-педагогической литературы установить некоторое своеобразие проявления целеустремленности и настойчивости у дошкольников и возможности ее формирования в игровой деятельности.

Цель у ребенка появляется в первые годы жизни. В раннем возрасте сами движения как бы подсказывают ребенку их цель. Позднее наглядно воспринимаемые цели, начинают руководить движениями, но цели в этом возрасте кратковременны и неустойчивы. Поведение ребенка определяется не заранее поставленными целями, а зависит от конкретных предметных обстоятельств.

И.П. Павлов писал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... Вся жизнь делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящихся к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

В дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольных движений к произвольным. В различных видах деятельности дети начинают выделять ее цель, управлять своим поведением, подчинять свои действия сознаваемым целям, учатся доводить дело до конца. Но цели дошкольника продолжают оставаться ситуативными, недлительным и неустойчивыми (Я.З. Неверович, А.Н. Давыдова, К.М. Гуревич, Е.А. Аркин, А.В. Веденов, Р.И. Жуковская, А.В. Суровцева).

Н.К. Крупская отмечает, что в первые годы жизни цели носят подражательный характер, дальше они становятся обдуманными, мотивированными. У дошкольника следует различать два типа возникновения цели: принятие от взрослого и самостоятельная постановка. Цель от взрослого дети почти всегда принимают, необходимо специальное педагогическое руководство, что бы цель, предложенная взрослым, была, не только принята ребёнком, но удержана и реализована [1].

Вместе с тем, дошкольник оказывается способным поставить перед собой цель и самостоятельно. Это становится возможным при наличии у ребенка большого желания что-то сделать и определенных условий для реализации его, где существенное место занимают умения и навыки, представление плана действий результата деятельности в целом. Если отсутствует одно из их условий, то дети даже 5-6 лет при постановке цели нуждаются в непосредственной помощи взрослого. (А.А. Люблинская, Р.И. Жуковская). А младшие школьники вообще затрудняются самостоятельно ставить цели, они принимают их от педагога (В.Г. Нечаева). Это положение В.Г. Нечаевой требует на наш взгляд, некоторого уточнения. «Оно верно относительно учебной и трудовой деятельностей. Что же касается игры (особенно сюжетноролевой), то здесь уже и младшие дошкольники способны самостоятельно ставить цель. Ребенок в дошкольном возрасте может вычленять цели внешние и относящиеся к собственному поведению. Цель должна быть посильна, близка и понятна детям»

Умение словесно сформулировать цели и подчинить свои действия развивается у ребенка в тесной связи с изменением и усложнением содержательной стороны этих целей. Вначале они неустойчивы и лишь на короткое время могут определить его деятельность. Однако чем старше становится дошкольник и, следовательно, чем шире у него опыт практического и успешного достижения целей, тем устойчивее цели его деятельности, тем настойчивее и планомернее он их достигает. Важно, что ребенок ставит цели и стремится их реализовать. Цель составляет существенное звено волевого акта и по этому формирование целей детской деятельности, а также способов их достижения является первостепенной задачей воспитании воли (Я.З. Неверович). Длительность сохранения цели зависит от успеха и неуспеха деятельности. При неудаче даже большинство детей старшего дошкольного возраста отвлекаются от цели (Я.З. Неверович, А.И. Голубева).

Для дошкольников доступны близкие цели. Важно, что бы реализация цели шла сразу же за постановкой. Если между постановкой и выполнением проходит определенный промежуток времени, то цель не удерживается даже детьми подготовительной группы. Чем отдаленнее цель, тем больше промежуточных звеньев включено в процессе ее реализации, тем труднее ребёнку подчинить свои действия поставленной цели. Чтобы такая цель была осуществлена, необходима мотивация деятельности (К.Я. Вольцис).

Существует прямая зависимость между постановкой, устойчивостью цели и мотивационной сферой. Мотив - это движущая сила целенаправленной деятельности. Для возникновения действия, как утверждает А.Н. Леонтьев надо, чтобы цель была осознана в своем отношении к мотиву деятельности. Из этого следует, что цель одного и того же действия может осознаваться по-разному, в зависимости от того, в связи с каким именно мотивом она возникает (А.Н. Леонтьев). Чем реальнее для ребенка выступает связь между тем, что он делает, и тем, для чего он это делает, тем более планомерный и целенаправленный характер приобретает детская деятельность (Я.З. Неверович).

В дошкольном возрасте мы впервые встречаем соотношение между главными и второстепенными мотивами. Дошкольник уже вычленяет для себя оптимальный мотив, благодаря чему деятельность его становиться более устойчивой. Деятельность ребенка побуждается не отдельными мотивами, а известным соподчинением мотивов. Выбор мотива приводит к принятию решения. Это является центральным моментом волевого акта. Теперь ребенок может стремиться к достижению цели, которая сама по себе не привлекательна для него, ради чего-нибудь другого, или, наоборот, отказаться от чего-либо приятного, для того, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного. Так развиваются у дошкольника целенаправленные процессы. Нужно, чтобы была тесная связь между сознательной целью и мотивом (А.Н. Леонтьев).

Первые целенаправленные действия могут возникнуть и должны формироваться внутри более сложной деятельности, включающей определенное отношение продукта данного действия к мотиву, благодаря которому и становится возможным выделение его цели. (Н.И. Непомнящая). Характер целенаправленно й деятельности идет от деятельности, в которой цели и мотивы совпадают, постепенно переходят к более сложным ее формам, в которых достижение цели диктуется уже мотивами социального порядка (Я.З. Неверович). К концу дошкольного возраста дети начинают выполнять такую деятельность, в которой мотив и цель относятся как конечный и промежуточные продукты (Н.И. Непомнящая).

За постановкой цели следует ее реализация. Ребенок должен продумать основные этапы предстоящей деятельности, найти пути и методы их осуществления, преодолевая трудности, добиться выполнения поставленной цели (А.Г.Ковалев, В.А.Яковлев, А.А. Люблинская). Проявление замысла и плана действий впервые фиксируется у детей 3го года жизни в процессе игры. Но замысел у них еще очень неустойчив, часто меняется (Н.М. Щелованов, Н.М. Акса-рина, С.В. Яковлева) [2].

В дошкольные годы основой для развития у детей умения планировать, достигать результата является активность и определённая самостоятельность, достигнутые ребенком вследствие всей предшествующей жизни и воспитания, появления более сложных видов деятельности, при которых ребенок самостоятельно выполняет задачу. В дошкольном возрасте ставится возможным переход от использования объекта к его созданию в результате реализации системы последовательных действий.

Необходимо учитывать своеобразие планирования индивидуальной и коллективной деятельности детей. В индивидуальной деятельности ребенку нужно продумать основные пути для реализации своей цели самостоятельно. При коллективной же деятельности он должен согласовать свой план с предложением сверстников, принять активное участие в совместном обсуждении выполнения общей цели. Таким образом, появляется дополнительный фактор, влияющий на умение планировать деятельность коллектива детей.

При организации индивидуальной деятельности, планировать ребенка учит педагог путем непосредственного включения в детскую деятельность, или путем создания определенных педагогических условий, способствующих планированию.

В процессе совместной деятельности роль педагога изменяется. Он должен продумать систему вопросов, помогающих обсуждать выполнение этапов деятельности, представляя детям максимальную самостоятельность при разборе, эффективно используя знания и умения каждого ребенка группы. В совместной деятельности следует различать предварительное планирование, которое осуществляется коллективно, и планирование в процессе, которое производится каждым участником общего дела (К.Я. Вольцис).

На основе изучения опыта работы детских садов В. Г. Нечаева делает вывод о том, что предварительное планирование чаще осуществляется самим педагогом. Воспитатель нередко устраняет все трудности, неправомерно облегчает этап планирования. Все это отрицательно сказывается на воспитании целеустремленности в целом.

Как свидетельствуют научные исследования, дети младшего дошкольного возраста затрудняются в планировании, старшие дошкольники же более активно стремятся довести дело до конца, способны, в определенной степени, своими силами преодолеть трудности (А.И. Голубева, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович). Для детей этого возраста характерна критическая оценка своих действий. У старших дошкольников в деятельности начинает проявляться определенная целенаправленность, более или менее продолжительный период деятельности (А.Н. Леонтьев, И.Т. Бжалава, И.А. Арямов).

Эффективными средствами воспитания целеустремленности советские психологи и педагоги считают разнообразную деятельность детей, прежде всего игру.

Процесс воспитания целеустремленности и настойчивости в игровой деятельности заключается в своевременном привитии ребенку умения задумывать и выполнять самую простую задачу в ролевом действии, умение развивать сюжет игры. В ролевой игре есть цель и результат. Цель игры -осуществление роли. «Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят, цель игры считает

Н.К. Крупская, важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают, план выбирают средства осуществления его. По мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу».

Детей интересует конечный продукт деятельности, причем они всегда его включают в дальнейшую игру. Действия имеют определенную последовательность (Д.Б. Элько-нин, Р.И. Жуковская).

Игровая цель ставиться самими детьми. Обязательность цели, упорство в ее достижении основано на увлечении игрой, на удовлетворении, которое она доставляет (Н.К. Крупская). В игре происходит совпадение цели и мотива (Д.Б. Эльконин, Н.И. Непомнящая). Необходимо детей дошкольного возраста учить планировать игру, доводить замысел до конца. Педагог может ребенку подсказать цель, проводить с детьми специальные игры-занятия, вызвать желания играть с известной игрушкой (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская).

Анализ психолого-педагогической литературы позволяют, в некоторой степени, определить возможности и своеобразие формирования целеустремленности и настойчивости у детей-дошкольников в игровой деятельности в условиях общественного воспитания. Анализ сформированности целеустремленности проводится по трем компонентам: постановка цели, планирование, доведению дела до конца в индивидуальной и совместной сюжетно-ролевой игре.

В индивидуальной и совместной игре цель, как правило, ребенок ставит самостоятельно или принимает от товарища. Мотив вносится самим ребенком. Цель и мотив всегда совпадают. Это создает условия, при которых возникает оптимальный интерес к деятельности.

Планирование в индивидуальной игре установить трудно. Оно осуществляется в процессе деятельности самим ребенком. План определяется ролью, которая довольно свободно в зависимости от уровня знаний и умений, воображения отдельного ребенка может изменяться.

В совместной игре имеет место предварительное планирование и в процессе деятельности. Предварительное планирование происходит частично: дети обсуждают, во что они будут играть, распределяют роли, готовят игровое место. Но сюжет игры почти никогда не разбирается. Планирование в процессе игры осуществляется самими детьми через роль и общий сюжет, причем, каждый участник игры непрерывно корректирует ведение общего замысла.

Как видно из анализа, в игре не создаются оптимальные педагогические условия для воспитания у детей умения планировать. Необходимость обязательного планирования исключается структурой самой игровой деятельности. Педагог непосредственно формировать у детей этот компонент целенаправленности, не нарушая природы игры, может ограничено. У него на вооружении остаются, в основном, опосредованные методы.

Доведение дела до конца, осуществление замысла в игре (индивидуальной и совместной) также зафиксировать довольно трудно из-за творческого разнообразия выполнения сюжета. Однако показателями этого компонента можно считать в индивидуальной игре степень выполнения взятой роли, разнообразие замысла, а в совместной игре: степень уча-

стия ребенка в реализации общего замысла (выполнение взятой роли, согласованность между ролями). Для того чтобы ребенок оказался способным осуществить свою роль и общий сюжет, у него должны быть развиты оценка, самооценка, элементы самоконтроля, ответственность за выполнение дела, как в индивидуальной, так и общей игре. В процессе игровой деятельности почти исключается непосредственное влияние педагога на формирование этих качеств у детей. У него остается, опосредованное управление. Однако ценность коллективной игры для развития целеустремленности у детей заключается в том, что играющие ставятся в прямую зависимость друг от друга (в отличие от продуктивной деятельности, где зависимость выражается через продукт труда). В связи с этим возникают благоприятные условия для воспитания у детей ответственности за выполнения общего дела, что, в свою очередь, способствует формированию у них общественной направленности.

По мнению А.В. Суровцевой процесс воспитания в игре целеустремленности, настойчивости, упорства заключается в своевременном привитии ребенку умения задумывать и выполнять самую простую задачу в ролевом действии, умения развивать сюжет игры, сооружать постройку, изготавливать игрушку-самоделку [3].

В каждом возрасте как показывают исследования (Г.Н. Авхач), личность имеет определенный стержень, вокруг которого формируются волевые качества, особенно целеустремленность, настойчивость. В экспериментальном исследовании, проведенном Г.Н. Авхач, при создании проблемной ситуации дети усваивают формы поведения и деятельности еще недоступные им в действительной жизни. Решение проблемных ситуаций обогащает жизненный опыт детей и позволяет усложнить игру, в которой происходит усвоение ребенком форм и способов деятельности, норм и правил морали.

В исследовании Р.И. Жуковской представлен опыт воспитания целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, упорство в игре - драматизации и сюжетно-ролевой игре. На наш взгляд, в данном исследовании воспитание целеустремленности дошкольников осуществляется благодаря наличию интереса детей к игровой деятельности и не связано с проявлением волевого усилия - к отсутствию целеустремленности. Но на наш взгляд, именно волевое усилие является одним из главных средств, с помощью которых личность осуществляет власть над своими побуждениями [4].

Нам представляется интересной точка зрения Р. М. Геворкян, которая отмечала, что воспитание у детей целеустремленности в поведении дошкольников заключается в умении поставить реальную цель, выбрать средства для ее достижения, спланировать примерный ход действий, преодолевать трудности. Работа по воспитанию целеустремленности - это длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. При воспитании целеустремленности необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности детей, обычно проявляющиеся в мотивах выбора темы игры (у одного - подражание на основе заинтересованности, у другого - сознательный интерес и т.д.), в верности поставленной цели, в творческих поисках, в стремлении преодолении затруднений, умении согласовывать свой замысел с замыслами товарищей, а также отстоять свое предложение, в степени заинтересованности в игре, развитие воображения [5].

Волевые качества личности дошкольников, по мнению Н.А. Цыркун рождаются и развиваются в игре с правилами. Так, воспитанию воли способствуют подвижные игры с правилами. Наличие правил, которые надо выполнить в игре, воспитывают у детей ответственность за свои действия, содействуют развитию целенаправленности, настойчивости и самоконтроля. Важным моментом является в таких играх появление мотива выиграть при соблюдении правил. Преодоление препятствий в таких играх требует волевых усилий. В

исследовании Н.А. Цыркун акцентируется внимание на подвижных играх, где развивается регулирующая функция воли. Например, в игре «Хитрая лиса» дети должны проявлять выдержку, упорство. Ребенок «лиса» должен вести себя так, чтобы дети не догадались о том, что именно он выбран «лисой» и будет их догонять [6].

Предпосылкой развития воли в дидактической игре является освоение ребенком предметно-содержательной стороны игровой деятельности: формирование умений поставить цель, выбрать роль, взаимодействовать с товарищем, согласовывать свои действия, проявлять усилия для достижения поставленной цели. Для формирования выделенных умений целесообразно выделить время для самостоятельной игры дошкольников (исследование А.Н. Фроловой).

С точки зрения психологов (В. С. Мухина), главный путь воспитания воли у дошкольника - это становление этапов волевого действия. По мнению автора, развитие волевого действия проходит в трех направлениях: развитие целенаправленности действия, установление отношения цели действия к мотиву, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Дошкольник постепенно начинает удерживать цель деятельности в условиях помех, отвлекающих моментов, при отсутствии способа его достижения. Удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

Побуждению детей к волевым усилиям, преодолению трудностей, проявлению выдержки способствует одобрение ребёнка, оценка его поведения взрослым, значимость достигнутых им результатов. Наибольший интерес для нас представляет игра как средство формирования волевых качеств, так как в играх у детей формируется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, проявлять упорство и настойчивость. Можно сказать, что игры являются первой школой воли ребенка. Сначала дети безответственно выполняют взятую на себя роль, часто бросают игру. Причина непостоянства участия в игре не только в недостаточно развитой воле, но и в неясной цели игры, или если роль ребёнка не устраивает. Ребёнок направляет своё поведение в игре в том случае, когда поставленная перед ним цель ему вполне ясна и не может её достигнуть обычным путём, без волевого усилия.

В процессе наблюдения нами выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста появляется способность отказаться от нежелательных действий и продолжить игру, т. е. подчиниться высшим общественным мотивам, которые побуждают ребёнка к проявлению воли.

Как отмечал Л. С. Выготский, умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсивные действия, заменять их другими, вытекающими не из непосредственно воздействующей внешней ситуации, а из стремления подчинить свое поведение известному игровому правилу, направлять поведение сообразно с задачами игры; умение координировать свои действия с деятельностью товарищей, словом, все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов, первоначально возникают и проявляются в какой-либо коллективной форме деятельности. Ее примером может служить игра с правилами. Потом эти формы сотрудничества, приводящие к подчинению поведения игровому правилу, становятся внутренними формами деятельности ребенка, его волевыми процессами [7].

Побуждению детей к волевым усилиям, преодолению трудностей, проявлению выдержки способствует одобрение ребёнка, оценка его поведения, значимость достигнутых им результатов.

В играх у детей формируется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, проявлять упорство и настойчивость. Можно сказать, что игры являются первой школой воли ребенка.

Сначала дети безответственно выполняют взятую на себя роль, часто бросают игру. Причина непостоянства не только в недостаточно развитой воле, но и в неясной цели игры, или

если роль ребёнка не устраивает. Ребёнок направляет своё поведение не только в том случае, когда поставленная перед ним цель ему вполне ясна и не может её достигнуть обычным путём, без волевого усилия.

У детей старшего дошкольного возраста появляется способность отказаться от нежелательных действий и продолжить игру, т. е. подчиниться высшим общественным мотивам, которые побуждает ребёнка к проявлению воли.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания волевых качеств личности дошкольников в игре позволяет сделать вывод о том, что данная проблема является достаточно актуальной на современном этапе развития дошкольной педагогики. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в контексте различных психологических и педагогических исследований (Н.В. Суровцева; Н.А. Цыркун; Р.М. Геворкян; Р.И. Жуковская). Надо сказать, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника. Именно в игре возникают и развиваются фундаментальные личностные новообразования. Игра и психическое развитие находятся в таких же отношениях, как обучение и развитие. Характерными особенностями игры становятся символизм, оперирование предметами-замес-тителями, «оторванными» от реальных предметов, от реальных ситуаций - смыслами, и сознательное построение своих действий в соответствии с ними, преобразование реальных предметов в соответствии с собственным замыслом. Все это содержит в себе возможность прогноза своих действий, их сознательной регуляции, переноса в другие ситуации, что является признаком произвольности. Действие в воображаемой ситуации, порождение собственных, стремления к преобразованию ситуаций и реальных предметов - все это возникает в игре.

Эффективными моментами воспитания целеустремленности и настойчивости в игре можно считать оптимальный интерес к деятельности и общественную направленность. Однако следует отметить определенную ограниченность воспитания целеустремленности в этой деятельности, особенно таких компонентов ее, как планирование, осуществление задуманного.

В воспитании тех или иных волевых качеств личности ребенка немаловажную значимость имеет игра. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности волевых качеств ребенка, его эмоциональность, активность и социально-нравственное развитие.

Используя игру, как средство воспитания волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста, нами в ходе исследования будет разработана модель по формированию таких качеств как целеустремленность и настойчивость, в процессе игровой деятельности. Попытаемся опытно - поисковым путем доказать эффективность, формирования волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста в игре. Предметно - развивающая среда в ДОУ выступит в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становление личности дошкольника и будет способствовать проявлению волевых качеств, таких как целеустремленность и настойчивость, что не мало важно для дальнейшего обучения в школе. Именно наличие этих качеств у дошкольников позволяет довести начатое дело до конца, проявить «силу воли», бороться с возникающими трудностями. Данные качества являются важными на всех последующих этапах жизни человека. Будет создано единое ценностно-смысловое, сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания, сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования волевых качеств личности старшего дошкольного возраста в играх с правилами.

Анализ психолого-педагогических исследований (А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Л.Н. Непомнящая, Н..А. Цыркун и др.. позволяет выделить следующие особенности в развитии волевых качеств детей дошкольного возраста):

В дошкольном детстве начинает складываться сознательное управление поведением. Волевые действия, входящие в структуру волевого качеств, сосуществуют с действиями импульсивными, непреднаренными.

Развитие волевых качеств ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Ребенок начинает сознательно добиваться поставленной цели, не поддаваясь влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать возникающую цель. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий.

Дети младшего дошкольного возраста обладают ограниченной способностью к волевому усилию (волевое усилие -структурный компонент волевого качества). Старшие дошкольники способны к проявлению значительных волевых усилий.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд условий, способствующих воспитанию волевых качеств личности дошкольника:

1. Воспитание волевых качеств личности способствует твердо установленный режим дня.

2. Выполнение детьми различных поручений и обязанностей позитивно влияет на процесс воспитания целеустремленности, настойчивости, упорства и др. волевых качеств личности дошкольника.

3. Наибольшие волевые усилия дети дошкольного возраста проявляют при ожидании обещанных наград, меньше при ожидании наказания.

4. Эффективно в процессе воспитания волевых качеств личности использовать чтение специально подобранных произведений.

5. Успешность воспитания волевых качеств личности зависит от стиля общения взрослого с ребенком. Демократиче-

Библиографический список

ский стиль общения с детьми повышает их волевую активность. Неправильно организованное общение может привести к неприятию цели, задаваемой взрослыми.

6. Большие возможности в воспитании волевых качеств личности дошкольника заложены в игре.

Используя игру, как средство воспитания волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста, нами в ходе исследования будет разработана модель по формированию таких качеств как целеустремленность и настойчивость, в процессе игровой деятельности. Попытаемся опытно - поисковым путем доказать эффективность, формирования волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста в игре. Предметно - развивающая среда в ДОУ выступит в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становление личности дошкольника и будет способствовать проявлению волевых качеств, таких как целеустремленность и настойчивость, что не мало важно для дальнейшего обучения в школе. Именно наличие этих качеств у дошкольников позволяет довести начатое дело до конца, проявить «силу воли», бороться с возникающими трудностями. Данные качества являются важными на всех последующих этапах жизни человека. Будет создано единое ценностно-смысловое, сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания, сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования волевых качеств личности старшего дошкольного возраста в играх с правилами.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания волевых качеств личности дошкольника позволяет сделать вывод о том, что данная проблема является достаточно актуальной на современном этапе развития дошкольной педагогики. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в контексте различных психологических и педагогических исследований, но проблема воспитания волевых качеств личности дошкольника в игре не была заявлена в качестве самостоятельного педагогического исследования. Данная проблема является предметом нашего исследования.

1. Крупская, Н.К. Дети - наше будущее: сборник статей о дошкольном воспитании / Сост. Л.Э. Иоффе, Р.Е. Орлова. - М.: Просвещение, 1984.

2. Непомнящая, Н.И. Фромирование воли // Психология дошкольника: Хрестоматия. - М., 2000.

3. Суровцева, А.В. Воспитание воли детей старшего дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1952.

4. Жуковская, Р.И. Воспитание детей в игре. - М., 1963.

5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник статей / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «Детство- пресс», 2004.

6. Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А. Цыркун. - Мн.: Нар. асвета, 1991.

7. Выготский, Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте // Развитие высших психологических функций. - М., 1960.

Статья поступила в редакцию 18.03.10

УДК: 355.58

Н.В. Авдеева, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: avd-82@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ОБЖ

В работе дается современный анализ понятий «учебно-исследовательская деятельность учащихся», «исследовательские умения», предлагаются задания исследовательского характера используемые в школьном курсе ОБЖ. В статье также рассматриваются требования к использованию заданий исследовательского характера в школьном курсе ОБЖ

Ключевые слова: исследовательские умения, учебно-исследовательская деятельность учащихся, учебные задания исследовательского характера.

Характерной особенностью школьного образования сегодня является развитие личности способной творчески мыслить. В связи с этим разрабатываются различные виды технологий, ориентированные на реализацию собственной индивидуальности и активизацию исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирования логического научного мышления. В последние десятилетия в практику многих обра-

зовательных учреждений по всей стране вошла учебно-исследовательская деятельность учащихся [1].

Необходимо отметить, что учебно-исследовательская деятельность зависит от деятельности педагога и связанное с этим желание ребенка, так же от такой положительной творческой атмосферы, которую задает педагог во время занятий, тем самым, развивая мотивационный интерес к изучению данного курса. В данном случае важным воспитательным потенциалом является функция межличностного взаимодействия ученика и учителя. Он обеспечивает положительную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.