Научная статья на тему 'Воспитание специальных силовых способностей у курсантов образовательных организаций МВД России'

Воспитание специальных силовых способностей у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / правоохранительная деятельность / организация / средства / методы / физическая подготовка. / modeling / law enforcement / organization / tools / methods / physical training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Львович Дементьев, Дмитрий Анатольевич Платонов, Владислав Юрьевич Капитонов

Работа посвящена построению, выявлению средств и методов проведения физической подготовки в образовательных организациях МВД России с акцентом на воспитание у курсантов специальных силовых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Львович Дементьев, Дмитрий Анатольевич Платонов, Владислав Юрьевич Капитонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SPECIAL POWER ABILITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The work is devoted to construction, to identify means and methods of conducting physical training in educational institutions of the MIA of Russia with a focus on educating the students special strength abilities.

Текст научной работы на тему «Воспитание специальных силовых способностей у курсантов образовательных организаций МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10049 © В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов, В.Ю. Капитонов, 2019

Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Владимир Львович Дементьев,

профессор кафедры физической подготовки УНКСП, доктор педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Дмитрий Анатольевич Платонов, начальник кафедры физической подготовки УНКСП Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Владислав Юрьевич Капитонов, преподаватель кафедры физической подготовки УНКСП Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: fizpo-mosumvd@yadex.ru

Аннотация. Работа посвящена построению, выявлению средств и методов проведения физической подготовки в образовательных организациях МВД России с акцентом на воспитание у курсантов специальных силовых способностей.

Ключевые слова: моделирование, правоохранительная деятельность, организация, средства, методы, физическая подготовка.

EDUCATION OF SPECIAL POWER ABILITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Vladimir L. Dement'ev,

Professor, Department of Physical Training UNKSP, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Dmitriy A. Platonov, Head of the Department of Physical Training UNKSP Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Vladislav Yu. Kapitonov, Lecturer, Department of Physical Training UNKSP Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Abstract. The work is devoted to construction, to identify means and methods of conducting physical training in educational institutions of the MIA of Russia with a focus on educating the students special strength abilities.

Keywords: modeling, law enforcement, organization, tools, methods, physical training.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Дементьев В.Л., Платонов Д.А., Капитонов В.Ю. Воспитание специальных силовых способностей у курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):243-6.

Введение. Основным направлением работы об- ходят свое отражение в содержании государствен-

разовательных организаций МВД России является ного образовательного стандарта» [4, с. 18].

осуществление профессиональной подготовки, пе- Согласно Федеральному закону «О полиции» [1],

реподготовки и повышения квалификации кадров деятельность сотрудников ОВД должна быть направ-

сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Успеш- лена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граж-

ность данной работы во многом зависит от четко- дан Российской Федерации, иностранных граждан,

го и правильного выделения видов деятельности, лиц без гражданства, для противодействия преступ-

которые будут осуществлять выпускники данных ности, охраны общественного порядка, собственно-

образовательных организаций после своего обуче- сти и для обеспечения общественной безопасности.

ния. Это определяется тем, что «виды деятельности В настоящее время деятельность сотрудников

определяют предметную направленность обучения ОВД в соответствии с активизацией таких вызовов,

как на уровне вуза (учебный план), так и на уровне как международный терроризм, наркомания, усиле-

кафедры специализации (учебная программа), и на- ние миграционных процессов, социально-экономи-

ческая напряженность в обществе, в полной мере связана с обеспечением сохранения жизни и здоровья граждан, а также с обеспечением собственной безопасности. В этой связи многократно возрастает значимость такого вида профессиональной деятельности как применение физической силы, который должен быть обеспечен определенным уровнем развития специальных физических качеств (в первую очередь силы) [6], уровнем владения боевыми приемами борьбы [9] и сформированной психической готовностью к их применению в условиях правоохранительной деятельности [8].

Цель исследования — определение организации, средств и методов проведения физической подготовки в образовательных организациях МВД России с акцентом на воспитание у курсантов специальных силовых способностей.

Методы исследования — анализ научно-методической литературы, интервьюирование, педагогическое наблюдение за обучением курсантов в Московском университете МВД России.

Результаты исследования. Проведенный анализ специальной литературы позволяет утверждать, что потребность в применении физической силы в профессиональной деятельности сотрудника ОВД возникает из-за наличия определенных противодействующих и сбивающих факторов в обеспечении правопорядка, основным из которых является активное и пассивное сопротивление правонарушителя. Причем наличие высокого уровня развития специальных силовых способностей является обязательным условием эффективного применения боевых приемов борьбы (БПБ) против противоборства правонарушителя. У специалистов [9] не вызывает сомнений тот факт, что успешное освоение БПБ напрямую зависит от организации максимально возможного сопротивления партнера (ассистента) на учебно-тренировочных занятиях. В то же время, проведенное педагогическое наблюдение за овладением БПБ и интервьюирование преподавателей и курсантов Московского университета МВД России показало практически полное отсутствие у респондентов мотивированности к совершенствованию БПБ в условиях, приближенных к полному противоборству с ассистентом (аналогичных соревновательным). Данное положение, на наш взгляд, связано с достаточно большой вероятностью получения травмы и необходимостью обеспечения травмобезопасности курсан-

тов на занятиях по физической подготовке [5]. В этой связи многократно увеличивается роль и значение специальной физической подготовки (СФП).

В спортивных и боевых единоборствах главной целью СФП является обеспечение необходимого уровня силовой и функциональной подготовленности бойца для совершенствования технико-тактического мастерства и максимальной подготовленности к состязаниям. Исходя из этого, основные задачи СФП заключаются: 1) в организации такой тренировочной работы бойца, которая бы позволяла превзойти характерные для состязательной деятельности показатели силовой и функциональной подготовленности; 2) в обеспечении поступательного развития специальной физической подготовленности бойца [2].

Начало проведения СФП, как правило, связывают с освоением будущей профессиональной деятельности, с развитием необходимых силовых способностей и с дальнейшим укреплением здоровья. При осуществлении СФП физическое качество сила чаще всего выступает системообразующим фактором для комплексного развития других физических качеств [7]. На наш взгляд, данное положение полностью соответствует организации и проведению физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России.

Таким образом, развитие силовых способностей курсантов в процессе их обучения в образовательных организациях МВД России нужно считать приоритетным направлением в СФП, совмещая их формирование с параллельным и последовательным развитием других физических способностей. Это объясняется тем, что осуществление только силовой подготовки может, например, привести к «огрублению» мышц, уменьшению их гибкости и появлению скованности в движениях, а в последующем повлечь за собой резкое уменьшение взрывной силы, скоростно-силовых и скоростных качеств.

Рассмотрим и выделим основные средства и методы проведения физической подготовки в образовательных организациях МВД России с акцентом на воспитание у курсантов специальных силовых способностей.

В настоящее время ключевым средством при проведении физической подготовки для воспитания и последующего развития специальных силовых способностей у курсантов и сотрудников ОВД яв-

ляются упражнения с отягощениями и с ассистентом. Необходимо отметить, что использование данных упражнений представляет собой регулярную и спланированную программу процедур, выполняя которые, занимающиеся применяют такие вспомогательные средства как: штанга, гантели, самые различные эспандеры и тренажеры, а также собственный вес и вес ассистента.

В случае достаточно хорошей силовой подготовленности курсантов, т.е. при правильном отборе абитуриентов, развивать силовые способности возможно следующими двумя основными способами: 1) развивать их без явного увеличения мышечной массы; 2) развивать их с ростом мышечной массы. В первом случае увеличение силовых способностей сопряжено с совершенствованием условно-рефлекторных взаимосвязей и межмышечной координации, а во втором — с интенсификацией обменных процессов в мышцах. Реализация первого способа основана на применении упражнений с отягощениями, близкими к индивидуальному максимуму (90—100%), с небольшим числом (1—3) повторений в одном подходе и значительными промежутками отдыха между подходами. Использование второго способа подразумевает, что применяемые упражнения обязаны активизировать довольно большое, но не максимальное мышечное напряжение (60—70%). Длительность единичного упражнения должна быть настолько малой, чтобы его энергетическое обеспечение осуществлялось за счет анаэробных механизмов, но при этом до такой степени продолжительной, чтобы обменные процессы успевали активизироваться.

В спортивной тренировке борцов используется и третий способ, который базируется на комбинации двух предыдущих. При этом методика силовой подготовки борцов подразумевает осуществление двух стадий. На первой стадии происходит формирование абсолютной (максимальной) силы и мышечной массы на основе использования ключевых упражнений атлетизма и методов максимальных и повторно-серийных усилий, применяя приседания со штангой, жим штанги лежа, становую тягу и т.п. Вторая стадия нацелена на проработку отдельных групп мышц в зависимости от силовой подготовленности, морфологических особенностей и с учетом отстающих или слабо развитых групп мышц. На второй стадии применяются методы непредельных усилий с норми-

рованным количеством повторений, метод динамических усилий, «ударный» метод. Данная методика, по мнению специалистов [3], увеличивает характеристики специальной силовой подготовленности борцов и положительно влияет на эффективность и результативность технико-тактических действий.

В целом высоко оценивая использование вышеприведенных средств и методов специальной силовой подготовки в многолетнем процессе подготовки единоборцев, как впрочем, и курсантов в образовательных организациях МВД России, нельзя не согласиться с Е.М. Чумаковым, что «основным методом совершенствования способности борца рационально использовать силу являются схватки» [10, с. 9]. Другими словами, в изучаемом аспекте наиболее направленным методом развития и совершенствования специальных силовых способностей курсантов и сотрудников ОВД требуется признать метод моделируемых схваток, т.е. определенным образом организованное противоборство с ассистентом в моделируемых характерных ситуациях профессиональной деятельности сотрудника полиции при применении БПБ. В данных схватках (как в одиночку, так и в составе наряда) возможно максимальное приближение к реальному активному противоборству с правонарушителем, а также обеспечение практически полного соответствия преодолению его пассивного сопротивления. В моделируемых схватках и специальных игровых заданиях в полной мере можно использовать определенным образом организованное сопротивление ассистента. При этом выполняемые и осваиваемые в них движения тренируют и воздействуют именно на те мышцы, которые обеспечивают успешность и эффективность применения БПБ против действий правонарушителя. Таким образом, у курсантов образовательных организаций МВД России непосредственно формируются специальные силовые способности и оттачиваются умения и навыки выполнения БПБ на сопротивляющемся ассистенте, осуществляется освоение специальных действий (передвижений, подачи команд и т.п.) в типичных ситуациях профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Заключение. При осуществлении специальной силовой подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России нужно четко понимать, что базовая задача данного процесса заключается в создании условий для целенаправленного развития

у них специфических силовых способностей, необходимых для освоения и эффективного использования двигательных действий, являющихся основой успешного применения физической силы в последующей профессиональной деятельности.

При решении базовой задачи необходимо помнить, что специальная силовая подготовка курсантов должна осуществляться с помощью широкого спектра средств и методов и быть нацелена на развитие целостной структуры силовых способностей (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой ловкости и силовой выносливости). Но при этом в зависимости от видов (специфики) профессиональной деятельности тех или иных сотрудников полиции должен реализовываться акцент в развитии силовых способностей.

Специфика тренировок, направленных на развитие специальных силовых способностей, должна заключаться в применении таких силовых упражнений, в которых занимающийся сам должен ощущать и понимать тождественность мышечных напряжений после данных упражнений и после выполнения определенных профессиональных действий (например, фрагмента или части БПБ). Развитие специальных силовых способностей на основе использования таких упражнений предоставляет возможность улучшать технику выполнения профессиональных действий, т.к. при осуществлении упражнений развиваются определенные усилия, которые условно-рефлекторным путем формируют динамический стереотип и позволяют добиться большей результативности в работе мышц при проведении БПБ. Подбор силовых упражнений должен осуществляться с учетом следующих основных положений: 1) выбирать упражнения, близкие по направленности и амплитуде к профессиональным действиям; 2) использовать упражнения, в которых прилагаются наибольшие усилия в критический (нужный) момент для эффективного выполнения профессионального действия (например, расслабляющего удара, рывка, толчка и т.п.); 3) применять упражнения с тождественными профессиональным действиям динамическими параметрами воспроизводимых усилий при их выполнении.

Наиболее специализированным (направленным) методом воспитания специальных силовых способностей у курсантов образовательных организаций МВД России является метод моделирования схваток и ис-

пользования специальных игровых заданий, в которых моделируются характерные ситуации профессиональной деятельности сотрудников ОВД, требующие применения физической силы (в том числе и БПБ).

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»: [фед. Закон : принят Гос. Думой 28 января 2011 г.]. М.: Проспект, 2011.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988.

3. Греко-римская борьба: учеб. для СДЮШОР, спорт. фак. пед. ин-в. техникумов физ. культуры и училищ Олимпийского резерва / под общ. ред. Ю.А. Шулика. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

4. Дементьев В.Л. Методология научного исследования в сфере высшего физкультурного образования / В.Л. Дементьев // Вестник учебных заведений физической культуры. 2006. № 2.

5. Дементьев В.Л. Травматизм и его профилактика на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России / В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов // Экстремальная деятельность человека. 2014. № 4.

6. Капитонов В.Ю. Выявление режимов работы мышц в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел / В.Ю. Капитонов, Е.В. Кукало // Матер. XVI Междунар. науч.-практ. конф.: «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвящ. памяти проф. Е.М. Чумакова. М.: РГУФКСМиТ, 2017.

7. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей / В.Н. Курысь. М.: Советский спорт, 2004.

8. Платонов Д.А. Развитие волевых качеств в учебно-воспитательном процессе подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России / Д.А. Платонов, В.Л. Дементьев // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4.

9. Пужаев В.В. Содержательные аспекты освоения тактики выполнения боевых приемов борьбы / В.В. Пужаев, Ю.В. Чехранов, В.Л. Дементьев // Матер. Всерос. науч.-практ. конф.: «Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание». М.: РГУФКСМиТ, 2016.

10. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца / Е.М. Чумаков. М.: РГАФК, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.