Научная статья на тему 'Воспитание школьников средствами спортивных единоборств'

Воспитание школьников средствами спортивных единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1320
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сен В. Д.

В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы по реализации технологии нравственно-волевого воспитания подростков, занимающихся спортивной дисциплиной кудо. Технология разработана с учетом комплекса педагогических условий средствами спортивного единоборства кудо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание школьников средствами спортивных единоборств»

УДК 37.018

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы по реализации технологии нравственно-волевого воспитания подростков, занимающихся спортивной дисциплиной кудо. Технология разработана с учетом комплекса педагогических условий средствами спортивного единоборства кудо.

Ключевые слова: технология нравственно-волевое воспитание, спортивные единоборства, педагогические условия.

В. Д. Сен

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

[email protected]

Большое значение в воспитании современных российских школьников имеют занятия спортивными единоборствами: как ставшими уже классическими видами, которые входят в программу олимпийских игр, так и относительно новыми дисциплинами. Количество детей занимающихся единоборствами измеряется сотнями тысяч. Государство, обращая внимания на этот факт, в целях координации и систематизации деятельности различных федераций боевых искусств создало организацию «Российский союз боевых искусств» (РСБИ).

РСБИ занимается популяризацией и развитием боевых искусств во всех регионах России, регулярно проводит крупные мероприятия всероссийского и международного уровня. Важнейшей задачей функционирования РСБИ и отдельных федерации единоборств является воспитание подрастающего поколения. Занятия боевыми искусствами призваны развивать не только физические кондиции воспитанников и силу воли, но в первую очередь должны служить целям морального, духовного становления личности. В противном случае изучение навыков ведения рукопашного поединка школьниками может привести к нежелательным последствиям для общества.

Необходимость педагогического обоснования преподавания боевых искусств детям школьного возраста и внесения нового содержания в систему дополнительного образования определяют актуальность проведенного нами исследования, в ходе которого были выявлены педагогические условия, разработана и апробирована технология нравственно-волевого воспитания подростков средствами одного из новых видов единоборств - кудо.

Анализ литературы по проблеме воспитания спортсменов показал, что еще основоположник отечественной системы физического образования и воспитания П. Ф. Лесгафт указывал на тесную связь нравственного воспитания с физическим, на возможность формирования нравственных качеств в процессе занятий физической культурой и спортом [5].

Идеи П. Ф. Лесгафта получили дальнейшее развитие в отечественной науке. Различные аспекты нравственно-волевого воспитания в спортивной деятельности исследовали В. В. Белорусова, А. А. Деркач, Т. Т. Джамгаров, К. П. Жаров, Е. Л. Журкина, Ю. И. Зотов, Е. П. Ильин, В. Н. Казанцев, Н. В. Могильный, М. Я. Набатникова, Н. Г. Озолин, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, И. Н. Решетень, А. А. Тер-Ованесян, Е. П. Ильин, Н. Б. Стамбулова и др.

Несмотря на то, что спортивная деятельность обладает большим воспитательным потенциалом, на практике она не всегда используется в качестве средства воспитания и развития детей [2].

Органическая связь нравственных и волевых свойств личности определила появление в педагогике такого направления воспитания как нравственно-волевое. Нравственно-волевое воспитание подростков средствами восточного единоборства

мы рассматриваем как целенаправленный процесс формирования нравственно-волевых качеств и опыта поведения подростков, на основе преодоления трудностей спортивной деятельности, изучения традиций боевых искусств, общения подростка в разновозрастном спортивном коллективе, положительного влияния личности тренера. Структура нравственно-волевого воспитания представлена единством когнитивного, эмоционального, волевого, мотивационно-потребностного и поведенческого компонентов.

В результате воспитательного взаимодействия в личности подростка происходят изменения, проявляющиеся в формировании и развитии нравственно-волевых качеств. М. Я. Виленский, В. Н. Казанцев определяют нравственно-волевые качества личности как сложные социально-детерминированные личностные образования, позволяющие личности разрешать внутренние противоречия между собственными чувствами и желаниями, осознанными требованиями общества и реальными поступками [2].

Теоретический анализ литературы по проблеме нравственно-волевого воспитания подростков в физкультурно-спортивной деятельности, изучение опыта нравственно-волевого воспитания детей в системе дополнительного образования, анализ собственной педагогической деятельности автора в качестве тренера кудо и руководителя Белгородской региональной Федерации кудо, данные экспертов позволили нам выделить комплекс педагогических условий нравственно-волевого воспитания подростков средствами восточного единоборства кудо: формирование у подростков представлений об эталоне нравственно-волевого поведения спортсмена-единоборца; организация деятельности подростков, направленной на формирование опыта нравственно-волевого поведения; обеспечение педагогического взаимодействия тренера с семьей и школой по созданию целостной воспитательной среды; диагностика и учет индивидуальных особенностей нравственно-волевой сферы подростков; создание воспитательных ситуаций, стимулирующих формирование нравственно-волевых качеств [4; 8].

С учетом выделенных педагогических условий нами была разработана и экспериментально апробирована технология нравственно-волевого воспитания подростков средствами восточного единоборства кудо.

Технология нравственно-волевого воспитания подростков средствами восточного единоборства кудо, включает три этапа: ценностно-ориентационный; развития и гармонизации; совершенствования и генерализации нравственно-волевых качеств. На всех этапах смещаются акценты преимущественного воздействия на структурные компоненты нравственно-волевой сферы: когнитивный, эмоциональный, волевой, мотивационный и поведенческий. Цели и задачи этапов определяют специфику спортивной деятельности, роль и позицию педагога, формы и методы воспитания, а также особенности педагогического взаимодействия с родителями и школой, направленного на повышение эффективности нравственно-волевого воспитания юных спортсменов.

I этап - ценностно-ориентационный. Продолжительность первого этапа -шесть месяцев. Этап сопряжен с начальным периодом обучения спортивной дисциплине и предполагает: ознакомление воспитанников с историей кудо, традициями боевых искусств, обучение базовой технике кудо, основным упражнениям разминки и общей физической подготовки, освоение специализированной терминологии, ознакомление с этикетом восточных единоборств, правилами поведения спортсмена школы кудо, приучение к самостоятельному планированию спортивного режима. Первые дни, недели и месяцы занятий кудо имеют важнейшее значение для нравственно-волевого воспитания подростка. Первый этап технологии получил название - ценностно-ориентационный, потому что его целью стало создание в спортивном коллективе ценностно-значимой среды.

Таблица 1

Характеристика этапов технологии нравственно-волевого воспитания подростков средствами единоборства кудо. Целевой и деятельностный аспекты

Этапы технологии Основные цели и задачи этапов Акценты в воздействии на компоненты нравственно-волевой сферы Виды коллективной деятельности, направленные на развитие нравственно-волевых качеств Виды спортивной деятельности, направленные на развитие нравственно-волевых качеств

I. Ценностно-ориентационный Актуализация нравственно-волевого потенциала Когнитивный и эмоциональный Совместное усвоение этикета кудо, дисциплинарных правил и организационных требований Изучение раз-миночного комплекса, базовой техники кудо, ОФП

II. Развития и гармонизации Закрепление нравственно-волевых качеств в чертах характера Мотивацион-ный и волевой Участие в творческих проектах (праздниках, акциях, мероприятиях различного уровня), организация летнего лагеря Боевая практика, аттестационные мероприятия, соревнования

III. Совершенствования и генерализации Создание условий для реализации нравственно-волевого потенциала в спортивной и неспортивной деятельности поведенческий Инструкторская подготовка, выполнение обязанностей командиров отрядов в летнем спортивном лагере Подготовка и участие в соревнованиях высокого уровня, опыт судейской практики

Таблица 2

Инструментальный и интерактивный аспекты

Этапы технологии Позиция педагога, определяющая специфику межличностного взаимодействия педагог-воспитанник Ведущие формы и методы воспитания Педагогическое взаимодействие с родителями и школой

I. Ценностно-ориентационный Педагог-сенсей (учитель в широком смысле, носитель традиций боевых искусств) Убеждение, приучение, личный пример тренера Родители содействуют созданию непротиворечивой ценностной среды

II. Развития и гармонизации Педагог-тренер Требование, поощрение и наказание, сравнение, создание преднамеренных педагогических ситуаций Родители и учителя стимулируют нравственно-волевое становление

III. Совершенствования и генерализации Педагог-наставник Педагогическое общение, поручение, доверие Родители и учителя поддерживают стремление к достижению высоких результатов, делегируют выполнение ответственных поручений

Ведущим на первом этапе выступало выявленное нами педагогическое условие - формирование у подростков представлений об эталоне нравственно-волевого поведения спортсмена-единоборца. Осуществлялась коррекция представлений воспитанников о целях занятий восточным единоборством. Подросткам объяснялось, что занятия в школе кудо необходимы им, в первую очередь, как инструмент самосовершенствования физических и нравственно-волевых качеств, воспитания характера, гуманного и уважительного отношения к людям. Большую роль в нравственно-волевом воспитании подростка на данном этапе технологии играет формирование спортивного коллектива. Сплочение вокруг общих целей и ценностей создает из членов спортивной команды референтную группу для подростка. Это способствует воспитанию чувства долга и ответственности перед коллективом.

II этап - развития и гармонизации нравственно-волевых качеств. Второй этап технологии направлен на развитие нравственно-волевых качеств, закрепление их в чертах характера, гармонизацию нравственного и волевого потенциалов личности.

Если на первом этапе технологии преобладало влияние на когнитивный и эмоциональный компоненты нравственно-волевой сферы, то на втором этапе акценты смещались на мотивационную и волевую. Воспитательное воздействие на личность на этом этапе проявляется в формировании потребностей в нравственно-волевом поведении. Ведущими на втором этапе являются такие педагогические условия, как: организация деятельности подростков, направленной на формирование опыта нравственно-волевого поведения; создание воспитательных ситуаций, стимулирующих формирование нравственно-волевых качеств. Включение в социальную коллективную деятельность на этом этапе направлено на мотивирование подростков к нравственно-волевым поступкам. На волевую сферу преобладающее влияние оказывает физкультурно-спортивная деятельность и преодоление связанных с ней трудностей.

На втором этапе технологии решающее значение в нравственно-волевом становлении юных спортсменов приобретает собственно спортивная деятельность: преодоление физических нагрузок, соблюдение спортивного режима, участие в соревнованиях и технических аттестациях.

Для одновременного решения технико-тактических и воспитательных задач на тренировках использовались преднамеренные педагогические ситуации. Содержание преднамеренных педагогических ситуаций определялось воспитательными целями, которые ставили педагоги, но наиболее универсальной являлась ситуация поединка неравных соперников.

Преднамеренные педагогические ситуации моделировались и для направленного развития того или иного нравственно-волевого качества. Например, воспитанник по команде тренера развивал атаку, несмотря на действия соперника, что требовало от него проявления решительности и т. д. Моделирование преднамеренных педагогических ситуаций также использовалось в целях повышения самооценки менее одаренных или неуверенных в себе воспитанников.

Большое значение для нравственно-волевого воспитания подростков, занимающихся спортивной дисциплиной кудо, имеет участие в аттестационных поединках и соревнованиях. На соревнованиях педагог может сделать выводы об уровне и особенностях развития нравственно-волевых качеств подростка. Основные трудности во время соревнований по кудо, использовавшиеся для формирования нравственно-волевых качеств юных спортсменов были следующие: необходимость переносить большие физические и психологические нагрузки; соблюдение регламента соревнований, ожидание поединков, переодевание в кимоно синего или белого цветов на фоне нарастающего утомления; строгость правил, система наказаний за их

нарушения; возможность необъективного судейства; адаптация к новым условиям и месту проведения соревнований; непредсказуемость в действиях соперника; волнение.

На втором этапе тренеры расширяли знания подростков о нравственности, воле, нравственно-волевых качествах. Был проведен ряд бесед на темы морали, обсуждались такие категории этики, как добро и зло, справедливость, достоинство, честь, ребятам пояснялось, как эти явления социальной жизни проявляются в спорте.

Важнейшими задачами, стоящими перед педагогами на втором этапе технологии были включение подростков в коллективную социальную деятельность и создание ситуаций воспитывающей деятельности. Коллектив юных кудоистов был задействован в спортивных, детских, молодежных праздниках, пропагандистских акциях, концертах, и других мероприятиях различного уровня и масштаба. Большой воспитательный эффект имели ситуации, когда подростки выступали не только в качестве объекта, но и в роли субъекта воспитания.

Погружение подростков в общественно-полезную деятельность было направлено на формирование у них опыта общественного поведения. Интерес к социальной жизни, признание сверстников и взрослых, вызывали у ребят желание соответствовать декларируемому ими же идеалу человека - здорового телом и духом. Особое значение для нравственно-волевого воспитания подростков на этом этапе технологии имела организация летнего спортивного лагеря.

III Этап - совершенствования и генерализации нравственно-волевых качеств. Этот этап по времени сопряжен с периодом спортивного совершенствования. Тренировочная нагрузка возрастает, ребята выступают на соревнованиях различного ранга. Лучшие спортсмены выходят на всероссийские и международные соревнования.

Задачи третьего этапа технологии заключаются в дальнейшем совершенствовании нравственно-волевых качеств, формировании таких сложных нравственно-волевых качеств личности, как мужество, отвага, героизм. Педагоги ставили задачу добиться проявления нравственно-волевых качеств в различных сферах жизни воспитанников, в том числе в семье и школе, что является показателем их генерализации. Содержание третьего этапа технологии определило смещение акцента педагогического воздействия на поведенческий компонент нравственно-волевой сферы личности подростка.

Педагог на этом этапе технологии выступает и в качестве тренера, и в роли наставника, старшего товарища. Старшие ученики в кудо называются сэмпаями, они помогают сенсею - учителю в организации занятий, воспитании младших учеников. Они уже не просто участвовали в различных выступлениях, а отвечали за их подготовку. Привлечение старших учеников к педагогическому процессу распространялось и на спортивную деятельность. Начиная с зеленого пояса, до которого ученики доходят за 4 - 5 лет, спортсмены проходили инструкторскую практику. Она заключалась в помощи тренеру при проведении занятий в своей группе или в группах младших учеников. Таким образом, реализация третьего этапа технологии была направлена на создание условий, когда старший подросток сам распространял нормы этики кудо, делился с младшими товарищами опытом нравственно-волевого поведения в различных обстоятельствах спортивной деятельности.

Особенности физкультурно-спортивной деятельности на третьем этапе технологии, влияющие на совершенствование нравственно-волевого потенциала спортсмена были обусловлены высоким уровнем сложности и ответственности соревнований, на которых участвовали юные спортсмены в этом периоде. Кроме соревновательной и инструкторской, старшие подростки осваивали и судейскую практику. Выступление в роли судьи на тренировочных поединках и клубных соревнованиях требовало от подростков высокой организованности, дисциплинированности, самостоятельности, честности, принципиальности,

независимости и деликатности. В различных ситуациях оценивания спортсменов, подростки сталкивались с этическими проблемами справедливости и несправедливости и необходимостью их разрешения. Таким образом, на третьем этапе технологии осуществлялось совершенствование нравственно-волевых качеств и опыта нравственно-волевого поведения. Уровень развития нравственно-волевых качеств, с одной стороны, определяет успешность осуществления физкультурно-спортивной деятельности подростков, с другой - сам изменялся в процессе ее осуществления.

В ходе формирующего эксперимента были проведены контрольные срезы (начальный, промежуточный и итоговый) для отслеживания динамики изменений нравственно-волевой воспитанности юных спортсменов. Для объективной оценки нравственно-волевой воспитанности подростков нами были разработаны критерии и показатели, обусловленные целями деятельности по формированию нравственно-волевой сферы личности подростка. В качестве критериев нравственно-волевой воспитанности мы определили сформированность нравственно-волевых качеств и опыта нравственно-волевого поведения подростка.

Критерий «сформированное^, нравственно-волевых качеств» характеризует нравственно-волевой потенциал личности. Критерий раскрывается показателями: сформированность простых (первичных) и сложных (вторичных) нравственно-волевых качеств. Простые (первичные) нравственно-волевые качества: чувство долга; ответственность; целеустремленность; настойчивость; упорство; смелость; решительность; выдержка; самообладание. Сложные (вторичные) нравственно-волевые качества: самостоятельность; инициативность; дисциплинированность; организованность; принципиальность; самоотверженность; мужество; героизм.

Критерий нравственно-волевой воспитанности подростка - «сформированность опыта нравственно-волевого поведения», введен нами для определения возможностей подростка к реализации нравственно-волевого потенциала. Критерий определяется следующими показателями: опыт нравственно-волевого поведения в физкультурно-спортивной деятельности (в ходе тренировочного процесса, на соревнованиях, в творческой и общественной деятельности спортивного коллектива) и опыт нравственно-волевого поведения вне физкультурно-спортивной деятельности (в школе, в семье).

Диагностика сформированности нравственно-волевых качеств осуществлялась с помощью методики Н. Е. Стамбуловой, диагностика сформированности опыта нравственно-волевого поведения осуществлялась с помощью метода экспертных оценок [3].

В результате исследования был разработан ряд практических рекомендаций педагогам для обеспечения процесса нравственно-волевого воспитания подростков, занимающихся кудо:

1. С первых дней занятий кудо ученик должен получить правильную, с точки зрения нравственно-волевого воспитания установку на смысл его занятий боевым единоборством. Тренер должен сформировать у подростков представление о том, что занятия в школе кудо необходимы им, как инструмент самосовершенствования физических и нравственных качеств; воспитания сильного, волевого характера; гуманного, великодушного и уважительного отношения к людям;

2. Важнейшими источниками нравственно-волевого становления подростков на начальном этапе занятий являются изучение истории, этикета, девиза школы кудо. Коллективное освоение этикета вызывает групповую саморегуляцию. Ученики охотно включаются в процесс самоконтроля и контроля поведения членов группы, чем педагог создает предпосылки для усиления роли коллектива в нравственно-волевом воспитании его членов;

3. Воспитание дисциплинированности, самостоятельности и организованности на первом этапе технологии осуществляется через обучение подростков правильно планировать режим дня, готовить инвентарь спортивного зала к занятиям. Изучение

базовой техники необходимо использовать для формирования у занимающихся выдержки, терпения, настойчивости и целеустремленности;

4. Для усиления воспитательного воздействия на нравственно-волевую сферу юных спортсменов, тренер должен организовать педагогическое взаимодействие с родителями и учителями. Цель его создание непротиворечивой ценностной среды;

5. Необходимо использовать индивидуальный подход к воспитанию: предоставлять максимум возможностей для проявления и развития нравственно-волевых качеств каждого воспитанника, с уважением относиться к своеобразию личности подростка, воспитывать у юных спортсменов умение учитывать особенности друг друга в различных видах совместной деятельности, использовать возможности и способности каждого ребенка в интересах коллектива;

6. Обязательным моментом воспитательной работы является диагностика нравственно-волевой воспитанности подростков, отслеживание динамики развития их личности;

7. Спортивный коллектив кудоистов необходимо задействовать на спортивных, детских, молодежных праздниках, пропагандистских акциях, концертах, и других мероприятиях. Совместное коллективное творчество, участие в общественной жизни сплочает команду, воспитывает у них такие нравственно-волевые качества, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность;

8. Необходимо мотивирование воспитанников к продолжению занятий кудо на длительный срок. Для этого педагог должен помочь подросткам поставить конкретные отдаленные и промежуточные цели деятельности;

9. Для одновременного решения технико-тактических и воспитательных задач необходимо использование преднамеренных педагогических ситуаций во время тренировочных занятий: в целях направленного развития того или иного нравственно-волевого качества, повышения самооценки менее одаренных или отстающих воспитанников;

10. Старших подростков необходимо привлекать к инструкторской и судейской практике. Выступление в роли судьи на тренировочных поединках и клубных соревнованиях требует от подростка высокой организованности, дисциплинированности, самостоятельности, честности, принципиальности, независимости и деликатности. В различных ситуациях оценивания спортсменов, подростки сталкиваются с этическими проблемами справедливости и несправедливости. Это способствует более глубокому совершенствованию нравственно-волевых качеств;

11. Выступления на соревнованиях высокого уровня сопряжены с высокими физическими и психологическими нагрузками. Педагог должен оказывать психологическую поддержку воспитанникам, мотивировать их на высокий результат. Выдающиеся успехи спортсменов необходимо освещать в средствах массовой информации, чтобы они чувствовали общественную значимость своего спортивного труда, а другие ребята равнялись на них. Это стимулирует у подростков дальнейшее развитие чувства долга и ответственности.

Список литературы

1. Белорусова В. В. Воспитание в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1974.

2. Виленский М. Я. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика / М. Я. Виленский, В. Н. Казанцев // Физическая культура. - 1997.

3. Ильин Е. П. Психология воли : учеб. пособие для пед. учеб. заведений. - СПб. : Питер, 2000.

4. Исаев И. Ф., Сен В. Д. Нравственно-волевое воспитание подростков средствами кудо/ Исаев И. Ф., Сен В. Д.: Монография - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 160 с.

5. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1988.

6. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. - М. : Физкультура и спорт, 1988.

7. Пуни А. Ц. Воспитание воли спортсмена. - Ленинград, 1958.

8. Сен В. Д. Педагогические условия нравственно-волевого воспитания подростков в процессе занятий кудо // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - № 6 (11), вып. 5. - с. 169 - 176.

9. Тер-Ованесян А. А. Педагогика спорта. - Киев : Здоров'я, 1986.

EDUCATION OF PUPILS BY MEANS OF FIGHTING ARTS

Belgorod National Research University

V. D. Sen

The article reviews the results of experimental work on realization of technology of will-power and morality cultivation of teenagers, who are going in for kudo. Technology is elaborated with taking into consideration the complex of pedagogical conditions of will-power and morality cultivation of teenagers by means of kudo as sports combat.

e-mail:

[email protected]

Key words: technology of will-power and morality cultivation, sports combat, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.