Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма у курсантов вузов МЧС России на занятиях по английскому языку'

Воспитание патриотизма у курсантов вузов МЧС России на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма у курсантов вузов МЧС России на занятиях по английскому языку»

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

С.В. Могильниченко, доцент, к.пед.н., И.Ю. Конорева, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Важнейшей целью современного российского образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальная и педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Изменения, происходящие в современном обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и другие, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Патриотическое воспитание - одно из основных направлений развития успешной личности и высоконравственного гражданина своей страны. Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан РФ, начатая в 2001 году, позволила создать и практически реализовать систему патриотического воспитания. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» направлена на сохранение сложившихся за последние десятилетия традиций патриотического воспитания граждан Российской Федерации и поддержание непрерывности воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан в контексте инновационных процессов развития российского общества [1].

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: от греч. «patriotes» -соотечественник; «patris» - родина. Любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями». Происходящие в Российской Федерации процессы общественно - политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности [2]. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формировании в России гражданского общества.

В последнее время в мире наблюдаются сознательные искажения фактов истории. Все чаще происходит фальсификация событий, связанных с историей России и ее ролью в мировой истории. В условиях политического, экономического, идеологического давления на Российскую Федерацию требуется консолидация социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и государства в целом. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор

объединения всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Методы работы по патриотическому воспитанию включают в себя содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга [1].

Главным в педагогической деятельности является не только обучение, но и воспитание гражданина своей Родины, бережно относящегося к историческому и культурному наследию народов России, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру. В диалоге культур важную роль играет знание иностранного языка, которое позволяет взаимодействовать с представителями другой культуры на более качественном уровне.

Преподавание иностранного языка предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Наряду с ознакомлением с реалиями англоязычных стран необходимо изучать государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Межкультурная коммуникация может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой [3].

Народная самоидентификация - особый пласт культуры. Любой гражданин, прежде чем назвать себя патриотом своего народа должен идентифицировать себя частью одной страны независимо от национальности. Ингуш, башкир, калмык, дагестанец должны ощущать себя одной большой нацией - россиянин. Такая позиция является началом патриотизма.

Обсуждению вопросов патриотизма и культуры межнационального общения способствуют материалы различной направленности о своей и иностранной культуре, просмотр видеоматериалов и различные формы урочной и внеурочной деятельности. Занятия по иностранному языку могут включать такие задания, как:

- подготовить сообщение о выдающихся русских/ национальных

путешественниках, полководцах, героях, учёных, изобретателях, музыкантах, писателях, художниках и т.д.;

- разработать маршрут и провести экскурсию по родному городу, аулу, району, краю для зарубежных гостей, рассказать, чем особенно мы гордимся;

- составить рассказ о наиболее ярких событиях истории, культуры, науки и прочее для зарубежного друга.

Коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантную к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель - привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации.

Необходимо подвести курсантов к пониманию важности изучения иностранного языка как средства разрешения многих проблем межкультурного общения и повышения престижа, усиления роли России в мире. Моральный облик учащегося, чувство гордости за свою страну, патриотизм, жизненные ценности и принципы - это не просто качества, которыми должен обладать истинный гражданин своей страны, это основа системы образования, где ярко прослеживаются тенденции ведения диалога культур.

Список использованной литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».

2. Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы./ М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции» - М.: АС. Траст, 2009 - 240 с.

3. Демченко Е.А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности / Молодой ученый, 2015. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.