Научная статья на тему 'Воспитание, образ жизни, интересы современных подростков'

Воспитание, образ жизни, интересы современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1340
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / ПОДРОСТКИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / TYPES OF PARENTING / STYLES OF PARENTING / TEENAGERS / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Е.В.

В статье приводятся результаты тестирования родителей подростков с целью определения стиля и типа семейного воспитания, а также результаты исследования образа жизни, отношения к физической культуре и спорту учащихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матвеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING, LIFESTYLE, INTERESTS OF MODERN TEENAGERS

The article shows the test results for parents of adolescents to determine the style and type of family upbringing, as well as the results of a study of lifestyle, attitudes toward physical education and sport of high school students.

Текст научной работы на тему «Воспитание, образ жизни, интересы современных подростков»

УДК 371.044.3/.4+370.156/.157+371.7+613.9

ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Матвеева Е.В.

ОГБУЗ Детская клиническая больница 214000, Россия, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, д.16

Резюме: В статье приводятся результаты тестирования родителей подростков с целью определения стиля и типа семейного воспитания, а также результаты исследования образа жизни, отношения к физической культуре и спорту учащихся старших классов.

Ключевые слова: типы воспитания детей, стили воспитания детей, подростки, здоровый образ жизни.

UPBRINGING, LIFESTYLE, INTERESTS OF MODERN TEENAGERS

Matveeva E. V.

RSBI Children's clinical hospital 214000, Russia, Smolensk region., Smolensk, October Revolution st., 16

Abstract: The article shows the test results for parents of adolescents to determine the style and type of family upbringing, as well as the results of a study of lifestyle, attitudes toward physical education and sport of high school students.

Keywords: types of parenting, styles of parenting, teenagers, healthy lifestyle.

Представление о моделях поведения и стилях общения, которых ребенок, скорее всего, будет придерживаться в своей взрослой жизни, формируются в семье. Окружение, социальные и наследственные факторы тоже играют свою роль, но не обладают таким сильным влиянием на становление личности ребенка. Гораздо большее влияние, по утверждению современных психологов, имеют стили воспитания детей. Они отражаются на уровне их самооценки, школьной успеваемости, подверженности вредным привычкам, а также на склонности к депрессиям и антиобщественному поведению.

Выделяют три стиля воспитания детей: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

Авторитарный стиль

Данный стиль воспитания также называют диктаторским. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на ребенка слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Следует отметить, что зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные». Авторитарный стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к ребенку, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. Они требуют от него не по возрасту взрослых суждений и поступков, при этом всячески подавляя его инициативность. В подростковом возрасте дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей. В подростковом возрасте дети из таких семей легко позволяют манипулировать собой своим сверстникам и часто попадают в «плохие компании». Кроме

того, они редко обращаются к родителям за поддержкой в трудный период. В таких семьях нет привязанности и душевной близости, что проявляется у детей изолированностью и враждебностью по отношению к окружающим. Авторитарный стиль воспитания детей приводит к тому, что во взрослой жизни ребенок из такой семьи, как правило, разочаровывается в родительских ценностях.

Демократический (авторитетный) стиль

Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения.

Для демократического стиля воспитания детей характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители с данным стилем воспитания заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность. Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. Во взрослом возрасте, человек, выросший в семье с демократическим стилем воспитания детей, будет верить в свои силы и знать, что родители ценят и уважают его мнение. Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развиты самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.

Либеральный стиль

При либеральном стиле воспитания родители практически не занимаются детьми. Для них нет запретов и ограничений. Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Родители, которые его придерживаются, в основном, не возлагают на собственного ребенка особых надежд. При этом они сами часто безвольны, безответственны и непоследовательны, поэтому дети, как правило, не считают нужным прислушиваться к ним. В то же время, либеральный стиль воспитания детей вовсе не означает, что взрослые не проявляют заботу о ребенке. На самом деле, они желают ему счастья и стремятся способствовать его самореализации, но отсутствие четких и последовательных воспитательных действий не позволяют им этого сделать. Помимо того, дети не приучены к контролю собственных поступков, а также противостоянию повседневным трудностям.

Проводилось тестирование родителей подростков, находившихся на лечении в Детской клинической больнице. Они отвечали на вопросы психологического теста, предложенного Овчаровой Р.В., согласно которому определялся стиль семейного воспитания. Получены следующие результаты: 91% родителей придерживаются авторитетного (демократического) типа воспитания, 5% - авторитарного, 4% - либерального. Всего в тестировании участвовало 50 респондентов.

Еще один тест, предложенный родителям - тест Шпарь В.Б., согласно которому определяются типы семейного воспитания.

Гиперопека - тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности. Это приводит к отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности.

«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды) воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей - «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.

Гипоопека - противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».

Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное -- неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей [5, с.77-85].

На основании данных тестирования получены следующие результаты:

• гиперопека - 16 (32%);

• «культ болезни» - 12 (24%);

• гипоопека - 1 (2%);

• повышенная моральная ответственность - 4 (8%).

Гиперопека чаще встречалась в семьях, где ребенок единственный (в 76% случаев), гипоопека - у одного ребенка из социально-неблагополучной семьи.

Нами было проведено исследование образа жжизни подростков, участвующих в исследовании.

Независимо от пола большинство опрошенных подростков, помимо плановых уроков физкультуры в школе, занимаются спортом несколько раз в неделю (66, 7% мальчиков и 55, 6% девочек) (табл. 1).

Большинство подростков (83, 3% мальчиков и 61, 1% девочек) проводят на свежем воздухе более 2 часов в день. Среди мальчиков достоверно больше тех, кто проводит на улице более 4-х часов в день (р<0, 05) (табл. 2). Рекомендуемая длительность пребывания на свежем воздухе для подростков - более 2, 5 ч в день.

На приготовление домашнего задания большинство респондентов (38, 9% юношей и 44, 4% девушек) тратят 2-4 часа (табл. 3). Более 4-х часов на приготовление уроков тратят 11, 1% мальчиков и 16, 7% девочек, а рекомендуемое время для приготовления домашнего задания подростками составляет 3-4 часа.

Большое влияние на ограничение двигательной активности оказывает работа за компьютером и просмотр телевизионных передач. Большинство подростков проводят за телевизором, компьютером от 2 до 4-х часов в день: 38, 9% мальчиков и 55, 6% девочек. Мальчики достоверно чаще сидят перед телевизором или компьютером более 4 часов в день (р<0, 01), и в целом проводят за этим занятием больше времени (табл. 4).

Рекомендуемое время просмотра телепередач составляет 2, 5 часа в день. Длительная работа за компьютером может приводить к нарушениям зрения и другим заболеваниям, связанным с электромагнитным облучением и долгим пребыванием в сидячем положении

[1, с.120-122]. Как мальчики, так и девочки отдают предпочтение развлекательным телепередачам (табл. 5).

Девочки достоверно чаще смотрят информационные (р<0, 05) и музыкальные передачи (р<0, 01). Как девочки, так и мальчики при работе с компьютером отдают предпочтение интернету (табл. 6). Мальчики достоверно чаще отдают предпочтение компьютерным играм (р<0, 01), девочки достоверно чаще используют компьютер для приготовления домашнего задания (р<0, 05).

Тенденции последних лет показывают, что проблема компьютерной и интернет-зависимости, зависимости от мобильной связи достойна быть выделенной в самостоятельную нозологическую форму; она может рассматриваться не только как угроза психическому здоровью, но и как причина общей заболеваемости у подростков [6].

Регулярно завтракают большинство подростков (55, 6% мальчиков и 66, 7% девочек), 44, 4% мальчиков и 33, 4% девочек завтракают нерегулярно или не завтракают (табл. 7).

Регулярно обедают 77, 8% мальчиков и 88, 9% девочек; 22, 2% мальчиков и 11, 1% девочек обедают редко или не обедают (табл. 8). Нерегулярное питание является причиной развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Большинство подростков регулярно употребляют свежие овощи и фрукты (табл. 9). Большинство подростков редко употребляют вредную для здоровья пищу (табл. 10). Большинство подростков (61, 1%) учатся в школе на «четыре» и «пять» (табл. 11). Часто болеющими (более 4 эпизодов ОРВИ в год) являются 27, 8% юношей и 22, 2% девушек.

В дополнение к школьным занятиям мальчики предпочитают спортивные секции, девочки - танцевальные кружки. Не посещают учреждения дополнительного образования 50% мальчиков и 11, 1% девочек (табл. 13).

На основании анкетирования мы пришли к выводу, что более 50% подростков ведут малоподвижный образ жизни, более 40% нерегулярно питаются, и как следствие, более 20% подростков являются часто болеющими.

Таблица 1. Спортивная активность подростков (частота занятий спортом, кроме уроков

физкультуры)

Частота занятий спортом Мальчики (п=36) Девочки (п=36)

Очень редко 12 (33, 3%) 16 (44, 4%)

2-3 раза в неделю 22 (61, 1%) 14 (38, 9%)

4-5 раз в неделю 2 (5, 6%) 6 (16, 7%)

Ежедневно 0 0

Таблица 2. Время, которое ежедневно проводят подростки на свежем воздухе

Время Мальчики (п=36) Девочки (п=36)

Более 4-х часов 18 (50%) 10 (27, 8%)*

2-4 часа 12 (33, 3%) 12 (33, 3%)

1-2 часа 6 (16, 7%) 12 (33, 3%)

Менее 1 часа 0 2 (5, 6%)

* - р<0, 05 между мальчиками и девочками

Таблица 3. Время, которое подростки тратят на приготовление домашнего задания

Время Мальчики (п=36) Девочки (п=36)

Более 4-х часов 4 (11, 1%) 6 (16, 7%)

2-4 часа 14 (38, 9%) 16 (44, 4%)

1-2 часа 8 (22, 2%) 14 (38, 9%)

Менее 1 часа 10 (27, 8%) 0**

** - р<0, 01 между мальчиками и девочками

Таблица 4. Время, которое подростки проводят за телевизором, компьютером

Время Мальчики (п=36) Девочки (п=36)

Более 4-х часов 18 (50%) 4 (11, 1%)**

2-4 часа 14 (38, 9%) 20 (55, 6%)

1-2 часа 4 (11, 1%) 12 (33, 3%)*

Менее 1 часа 0 0

** - р<0, 01 между мальчиками и девочками * - р<0, 05 между мальчиками и девочками

Таблица 5. Виды телепередач, которым подростки отдают предпочтение

Предпочтения Мальчики(п=36) Девочки(п=36)

Музыкальные 0 10 (27, 8%)**

Развлекательные 20 (55, 6%) 18 (50%)

Информационные 2 (5, 6%) 8 (22, 2%)*

Не имеют предпочтений 14 (38, 9%) 0**

** - р<0, 01 между мальчиками и девочками * - р<0, 05 между мальчиками и девочками

Таблица 6. Предпочтения подростков при работе с компьютером

Мальчики(п=36) Девочки(п=36)

Интернет 18 (50%) 20 (55, 6%)

Компьютерные игры 16 (44, 4%) 4 (11, 1%)**

Приготовление домашнего задания 2 (5, 6%) 8 (22, 2%)*

Не имеют предпочтений 0 4 (11, 1%)*

** - р<0, 01 между мальчиками и девочками * - р<0, 05 между мальчиками и девочками

Таблица 7. Завтракает ли подросток?

Мальчики(п=36) Девочки(п=36)

Регулярно 20 (55, 6%) 24 (66, 7%)

Редко 12 (33, 3%) 6 (16, 7%)

Не завтракает 4 (11, 1%) 6 (16, 7%)

Таблица 8. Обедает ли подросток?

Мальчики (п=36) Девочки (п=36)

Регулярно 28 (77, 8%) 32 (88, 9%)

Редко 4 (11, 1%) 4 (11, 1%)

Не обедает 4 (11, 1%) 0*

* - р<0, 05 между мальчиками и девочкам Таблица 9. Свежие овощи и ( и рукты входят в рацион подростка?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частота Мальчики (п=36) Девочки (п=36)

Ежедневно 26 (72, 2%) 20 (55, 6%)

2-3 раза в неделю 8 (22, 2%) 16 (44, 4%)*

Менее 1 раза в неделю 2 (5, 6%) 0

* - р<0, 05 между мальчиками и девочками

Таблица 10. Употребляет ли подросток в пищу продукты быстрого питания _(чипсы, сникерсы, гамбургеры и т. д.)?_

Частота Мальчики (п=36) Девочки (п=36)

Ежедневно 0 2 (5, 6%)

2-3 раза в неделю 12 (33, 3%) 4 (11, 1%)*

1-2 раза в неделю 2 (5, 6%) 8 (22, 2%)*

Менее 1 раза в неделю 22 (61, 1%) 22 (61, 1%)

* - р<0, 05 между мальчиками и девочками Таблица 11. Успеваемость в школе?

Успеваемость Мальчики (п=36) Девочки (п=36)

Только «отлично» 0 0

«Хорошо» и «отлично» 22 (61, 1%) 22 (61, 1%)

«Хорошо» и «удовлетворительно» 14 (38, 9%) 14 (38, 9%)

«Неудовлетворительно» 0 0

Таблица 12. Как часто подросток болеет ОРВИ 4?

Частота Мальчики(п=36) Девочки(п=36)

Более 10 раз в год 0 0

7-9 раз в год 2 (5, 6%) 0

4-6 раз в год 8 (22, 2%) 8 (22, 2%)

1-3 раза в год 26 (72, 2%) 28 (77, 8%)

Таблица 13. Какие кружки и секции посещает подросток?

Частота Мальчики(п=36) Девочки(п=36)

Спортивные секции 16 (44, 4%) 8 (22, 2%)*

Танцевальные кружки 0 8 (22, 2%)**

Музыкальная школа 0 4 (11, 1%)*

Художественная школа 0 4 (11, 1%)*

Английская школа 4 (11, 1%) 8 (22, 2%)

Не посещают 18 (50%) 4 (11, 1%)**

* - р<0, 05 между мальчиками и девочками ** - р<0, 01 между мальчиками и девочками

Литература

¡.Антонова Е. В., Макеев Н. И., Родионов В. А. Особенности отношения подростков к

физической культуре и спорту // Педиатрическая фармакология. 2009. Т. 6. N 4. С.120-122.

2. Аршанская А. М., Касумьян А. С., Новицкий Н. И., и др. Зависимость формирования здорового образа жизни от уровня образования и сферы деятельности. // Сборник трудов IV Российской научно-практической конференции молодых ученых «Здоровье и здоровый образ жизни: выбор нового поколения» в рамках XVI Кирилло-Мефодиевских чтений / Под ред. Т. В. Косенковой. Смоленск. Смоленский гуманитарный университет, 2010. С. 40-44.

3. Березанцев А. Ю., Булыгина В. Г., Абольян Л. В. Семья, социальная экология и психосоматическое здоровье детей и подростков // Вопросы современной педиатрии. 2012. Т

4. С.7-12.

4. Козин С. Раенко Е. Образ жизни студента как основополагающий фактор сохранения здоровья // Сборник трудов ГУРоссийской научно-практической конференции молодых ученых «Здоровье и здоровый образ жизни: выбор нового поколения» в рамках XVI

Кирилло-Мефодиевских чтений / Под ред. Т. В.Косенковой. Смоленск. Смоленский гуманитарный университет, 2010. С.9-16.

5. Шпарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д, 2006. С.77-85.

6. Young K., Pistner M., O' Mara J. et al. Cyber-Disorders: The Mental Health Concern for the New Millennium. - 107 th APA convention, August 20, 1999. University of Pittsburgh.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.