Научная статья на тему 'Воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью'

Воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4430
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью»

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Трубина Е. Н.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботливость и доброту, справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе.

В процессе формирования личности важное значение имеет формирование ее нравственности. Нормы и правила, которые относятся к сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности.

г. Н. Тагил

Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.

Истинно нравственный человек беспощадно требователен к себе и в то же время снисходителен, терпим к другим. Осуждая дурные поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.

По мнению И. С. Макаренко, нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются школьниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми.

Структуру нравственного сознания составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их, стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психологопедагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания. В педагогике нравственное воспитание трактуется как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. И. А. Каиров определяет нравственное воспитание как процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. Школа-интернат для детей с нарушениями интеллекта должна заботиться о нравственном воспитании и развитии своих питомцев, чтобы они осознанно руководствовались принципами и нормами нравственности, отсутствие же системы нравственных знаний, лежащих в основе убеждений и мотивов поведения, ведет к деформации поведения.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: воспитатели постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Сущность нравственно воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения. При анализе реального процесса воспитания следует обращать внимание на изучение нравственных отношений, т.к. социальная сущность младшего школьника определяется теми отношениями, в которые учащийся вступает в процессе дея-

тельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим.

Исключительно большая важность нравственного воспитания связана с тем, что овладение и практическое следование нормам и правилам морали приобщает ребенка к высшим нравственным ценностям общества, облагораживает все его действия и поступки. Нравственное воспитание младших школьников должно быть не только тесно связано, но и пронизывать все сферы их разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование. Большая роль в этом процессе принадлежит классным руководителям и воспитателям. Практически вся их деятельность - побуждения учащихся к учению, создание воспитательного коллектива, организация общественно-полезной работы - в основе своей направлена и подчинена нравственному воспитанию, формированию у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.

Процесс нравственного воспитания включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения.

В процессе нравственного воспитания формируется нравственность человека - совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правили требований. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение[2, с. 275].

Содержание нравственного воспитания направлено на формирование у личности нравственных качеств: отношение к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но нравственные качества не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Нравственные качества - это явления морали, которые носят активный, наступательный, деятельнопреобразовательный характер, и в которых выражается обобщенное отношение социального субъекта к разнообразным фактам и процессам общественной жизни [3, с. 216]. В них воплощаются социальные смыслы, значения и предпочтения, принятые обществом. Нравст-

венные качества различаются силой и степенью значимости и тем самым образуют сложную систему. В ней закреплены позиции высших и менее значимых моральных ценностей, находят проявление связи подчинения и взаимодействия. Систему нравственных качеств образуют принципы, нормы, правила, идеалы, образцы и т. п. элементы морали. Будучи основой для моральных оценок, нравственные качества выступают мощным регулятором социального поведения личности.

Чтобы формировать у любого ребенка нравственные качества, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих качеств. Исходя из содержания нравственных качеств, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся развивается понимание (осознание) того, как их необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества [3, с. 219]. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные качества.

Нравственное воспитание умственно отсталых детей младшего школьного возраста, как и их сверстников в массовой школе, осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы [1, с. 149].

В школе VIII вида созданы определенные условия для нравственного воспитания умственно отсталых учащихся. Фактически оно начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе [1, с. 212].

В процессе нравственного воспитания младших школьников важно не только сформировать у них нравственные чувства и качества, моральное сознание - это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг к другу, но главное - включить их в различные виды деятель-

ности. В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

В процессе нравственного просвещения школьников необходимо формировать у них качества, определяющие взаимоотношения между людьми, отношения общества и личности: гуманизм, коллективизм, дисциплинированность, культуру поведения. Прежде чем ребенок осмыслит, что он член общества и что это накладывает на него определенные обязанности, он должен научиться платить добром за добро, и именно педагоги должны научить детей делать добро.

Особая роль в школе VIII вида отводится формированию устойчивого нравственного поведения, которое выражается в нравственных поступках и привычках и тесно связано с формированием нравственных убеждений и чувств. Младшие школьники должны не только теоретически усвоить принципы и нормы морали, но и поступать в соответствии с этими принципами и нормами, критически оценивать свое поведение. В процессе различных видов деятельности у детей постепенно формируется и закрепляется опыт нравственного поведения, нравственных отношений.

Вместе с тем первоначальные представления о нравственных отношениях у умственно отсталых воспитанников достаточно примитивны, а навыки нравственного поведения часто и вовсе отсутствуют. Одним детям свойственны грубость и эгоистичность, другим свойственны беспомощность и сознание собственной неполноценности. Опытные педагоги предъявляют нравственные требования таким образом, что дети и не подозревают, что их воспитывают. Опыт показывает, что такое положение достигается, когда требования выражаются не прямо, а опосредованно, т.е. когда воспитатели создают такие ситуации, в которых дети вынуждены самостоятельно постигать и применять на практике нравственные нормы. Соблюдение этих норм постепенно становится их внутренней потребностью.

Основными задачами нравственного воспитания учащихся школ VIII вида являются: формирование нравственного сознания -очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути форми-

рования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека; формирование у умственно отсталых учащихся чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям; воспитание навыков, привычек общественного поведения. Одной из важных задач нравственного воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста является формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм. Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т.е. умение управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества [1, с. 152].

Необходимо учесть, что по особенностям поведения далеко не всегда можно судить об уровне нравственной воспитанности ребенка. «Под нравственной воспитанностью принято понимать сформировавшийся стиль морального поведения, опирающийся на ряд предпосылок: во-первых, определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе» [1, с. 239].

Главная задача педагогов заключается в том, чтобы нравственные нормы и принципы постепенно стали внутренним убеждением школьника. Поэтому воспитатель систематически осуществляет контроль уровня нравственной воспитанности учащихся. Контроль может предварять знакомство с новым понятием, правилом, когда воспитателю необходимо установить, что дети знают и умеют. Педагог использует контроль также при закреплении нравственных представлений и навыков поведения, когда необходимо узнать, насколько полно и глубоко они усвоены. И наконец, контроль осуществляется на заключительном этапе работы с целью выявления результатов усвоения детьми всей системы нравственных значений, моральных принципов и навыков общественного поведения [1, с. 243].

Нравственное воспитание учащихся школ VIII вида осуществляется теми же основными методами, что и в массовой школе. Однако «инструментовка» (А.С. Макаренко) данных методов или приемов во многих случаях производится соответственно психическим и иным особенностям умственно отсталых детей.

Исходя из целей и задач нравственного воспитания, его методы принято классифицировать на две основные группы: методы формирования общественного поведения и методы формирования нравственного сознания.

К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения.

Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности младших школьников: учебной, общественно-полезной, трудовой, игровой и т.д. Нравственные стороны личности обнаруживаются только в деятельности; вне ее не существуют ни поступки, ни поведение, в которых ребенок проявляет свою воспитанность.

Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Воспитание привычек у умственно отсталых детей - процесс более сложный и длительный, чем их воспитание у нормально развивающихся школьников. Объясняется это следующими обстоятельствами. В основе привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. Чем эти побуждения глубже и устойчивее, тем скорее идет процесс образования привычки. Между тем социально значимые, полезные побуждения выражены у умственно отсталых значительно слабее, чем у их нормально развитых сверстников.

Осуществляя формирование нравственного сознания у умственно отсталых детей, следует иметь в виду высокий уровень их внушаемости. Слова учителя, его разъяснения, доводы воспринимаются, как правило, с особенно большим доверием. Таким образом, учитель располагает значительными возможностями для того, чтобы вербальным путем формировать у учащихся необходимое отношение к моральным нормам общества, к системе его нравственных ценностей.

Разумеется, повышенная внушаемость умственно отсталых школьников делает их восприимчивыми и к отрицательному воздействию, которому они могут подвергаться со стороны несознательных сверстников и взрослых. В этой связи возникает необходимость в систематической коррекционно-воспитательной работе, имеющей целью формирование у умственно отсталых детей своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний.

Эффективность процесса нравственного воспитания определяется единством поведения и сознания личности. Возникает вопрос: при каких условиях обеспечивается подобное слияние мыслей, взглядов ребенка с его конкретными делами и поступками? Решающим фактором слияния, своего рода катализатором данного процесса являются чувства ребенка. Без правильно воспитанных чувств невозможен сплав нравственных знаний и поведения.

У учащихся младших классов формируются чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного. Необходимо воспитывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и др.

В работе с умственно отсталыми детьми нередко приходится придерживаться прямо противоположной позиции, особенно в тех случаях, когда речь идет о начальных этапах формирования нравственных чувств или о коррекции имеющихся представлений. Умственно отсталому ребенку похвала необходима именно тогда, когда он совершил самый простой хороший поступок. Такой поступок означает овладение ранее неизвестной или неверно

представлявшейся элементарной нормой нравственного поведения. Одобрение со стороны окружающих создает у ребенка такой эмоциональный подъем, что он готов с радостью повторить подобный «подвиг». Положительные эмоции, возникшие в связи с выполнением элементарной нормы поведения, служат той основой, на базе которой можно воспитывать нравственные чувства более высокого порядка.

Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении детей, становятся привычными и определяют устойчивость их поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества личности.

Литература

1. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / под ред. Г.Ф. Кумариной. -М.: «Академия», 2003. - 312 с.

2. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение», 1997. - 335 с.

3. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. - М.: «Питер», 2000. - 243 с.

© Е. Н. Трубина, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.