Научная статья на тему 'Воспитание нравственности на занятиях по внеклассному чтению у школьников с нарушениями слуха'

Воспитание нравственности на занятиях по внеклассному чтению у школьников с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков В.И.

Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования… В.И. Флери

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственности на занятиях по внеклассному чтению у школьников с нарушениями слуха»

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

© Казаков В.И.1

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36,

г. Ставрополь

Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования...

В.И. Флери

Развитие нравственной сферы у ребёнка с нарушением слуха происходит в целом так же, как и у здорового ребёнка, однако имеются и некоторые особенности.

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии нравственной сферы, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Неслышащий ребенок приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого. Литература формирует представления о добре и зле, о месте и назначении человека в обществе, развивает высокие человеческие чувства, а также влияет на мировоззрение и поведение человека, помогает постичь мудрость жизни. На занятиях по внеклассному чтению я формирую у детей понятия о человеческих горестях, бедах, печали, радости и сопереживаниях им, радоваться с ними, видеть и оценивать доброе и злое в характере человека. Благодаря общению с литературными героями, перенимая у них поучительные положительные черты качества, дети делаются добрее, человечнее и становятся личностями. Важным является развитие внешней и внутренней культуры неслышащих учеников, обучения их нормам поведения в обществе, воспитание скромности, отзывчивости, доброты, готовности, чуткости, трудолюбия, честности, готовности прийти на помощь в трудную минуту, уважения к старшим, стремления к сохранению девичьей чести и мужского

1 Воспитатель.

достоинства. Чтение и анализ художественных произведений, в которых ставятся вопросы о справедливости, гуманизма, честности, патриотизме помогают учащимся понять и оценивать нравственные поступки людей.

Занятия по чтению - это уроки общения учащегося с жизненными позициями, бытовыми условиями, колоритом окружающей среды, душевными переживаниями, поступками литературных героев. На занятиях учащиеся знакомятся со способами передачи эмоционального состояния героев.

Совершенствование духовно-нравственного воспитания молодого поколения, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений Концепции воспитания в системе непрерывного образования Российской Федерации. Особая ответственность в этом деле ложится на художественную литературу Именно чтение художественной литературы закрепляет в человеке представления о добре и зле, о месте и назначении его (человека) в обществе, развивает высокие человеческие чувства, а также влияет на мировоззрение и поведение человека, помогает постичь мудрость жизни. Для детей с нарушениями слуха чтение художественных произведений имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, обогащает его нравственными понятиями и представлениями, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает детей с нарушениями слуха с миром говорящих людей, и в этом смысле она играет определенную роль в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Нарушения слуха оказывают сильное влияние на последующее развитие ребенка. Для нравственного становления личности необходима целенаправленная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм и принципов.

В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи, а также в обогащении его нравственными понятиями и представлениями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по внеклассному чтению.

У детей с нарушениями слуха младшего и среднего школьного возраста имеются некоторые представления об основных категориях нравственности, но эти представления часто наивны, поверхностны, поэтому донести до неслышащих детей хотя бы основное содержание произведений детской литературы и с их помощью пробудить у детей необходимые для формирования личности чувства - важнейшая и обязательная задача воспитателя. Детская художественная литература, наглядно и образно раскрывающая для

слышащих мир нравственных понятий, в своем первозданном виде детям с нарушениями слуха недоступна. Но как показывают длительные исследования, проведенные Б.Д. Корсунской, С. А. Зыковой и другими сурдопедагогами, благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов дети с нарушениями слуха могут достичь полноценного восприятия целого ряда художественных произведений.

Способы и приемы овладения чтением литературы: пересказ содержания прочитанного, драматургия, выборочное чтение по ролям, ответы на вопросы, сравнения положительных и отрицательных поступков героев, связь с жизнью, выражение собственного критичного мнения по отношению к героям;

Принципы: 1) Принцип систематичности, раскрывающий связи между предметами и явлениями; 2) Принцип сознательности и активности, при которых выясняются каким образом усвоенное учащимся нравственные начала применяются в решении выдвигаемых жизнью задач; 3) Принцип наглядности в обучении обеспечения учащимся полноценные знания, необходимость правильно сочетать в процессе обучения слово и наглядность; 4) Принцип прочности, срабатывающий тогда, когда какие -нибудь литературные события перекликаются с подобными имеющими место в жизни детей случаями.

Для чтения детям предлагаются тексты с простой, но занимательной фабулой. Важную роль играет эмоциональный настрой педагога. Голосом, интонацией, мимикой, жестами воспитатель показывает ученикам свое отношение к положительным и отрицательным героям, доносит до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции педагога передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному художественному произведению.

Огромную роль в духовно - нравственном воспитании неслышащих детей играет правильное понимание детьми прочитанного. С этой целью после прочтения слова или фразы ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности.

Для неслышащих школьников восприятие рассказа протекает с большими затруднениями. Понимая значение всех слов и даже употребляя их в общении, ребенок часто не в состоянии осмыслить их в контексте, в иной синтаксической структуре, а тем более ему трудно постичь образный строй рассказа, его эмоциональную и дидактическую направленность. Поэтому объяснение неслышащим детям, особенно на раннем этапе обучения, осуществляется с максимальным привлечением разнообразных неречевых

средств. Однако привлечение наглядности в таком объеме, который отвлекает внимание ребенка и создает лишь внешнюю занимательность, недопустимо. Следует четко соразмерять объем наглядности с тем, чтобы ее использование было направлено на более полное осмысление содержания рассказа.

Обращать внимание детей на степень выразительности используемых слов следует не раньше, чем у них разовьется элементарное чувство языка, умение распознавать смысловые оттенки слов и их грамматические формы. Поначалу глухой ребенок усваивает только сюжетную схему рассказа. Умелая педагогическая работа со временем расширяет восприятие ребенка, позволяет ему полнее понимать содержание текстов.

В жизни человек не всегда уверен, что поступает правильно. На внеклассных занятиях ребенок получает возможность обсудить, проанализировать, инсценировать прочитанное художественное произведение и сделать определенные выводы. Через книгу ребенок осознает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Рассказов, стихов, которые педагог может использовать для духовно - нравственного воспитания личности много. Надо уметь выбрать самые нужные на конкретное занятие, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания.

На своих занятиях по внеклассному чтению я беру разные художественные произведения, многие из которых посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При воспитании любви к природе нам помогают повести и рассказы М. Пришвина, Б. Житкова, К.Паустовского, С. Чарушина, Б. Заходера, В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, стихи И. Никитина, А. Плещеева, С. Есенина. При чтении таких рассказов и стихотворений я стараюсь привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет детей вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте. Обязательно ставлю перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Проводя беседу с детьми, я помогаю лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

Дети младшего и среднего школьного возраста любят читать истории о своих ровесниках, поэтому на внеклассных занятиях мы обязательно читаем такие произведения. Рассказы выдающихся детских писателей - В. Драгунского, В. Осеевой, Н. Носова, В. Голявкина, Е. Шварца заставляют детей осмыслить и оценить душевные переживания, поступки главных героев.

Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

Огромное влияние на детей с нарушениями слуха оказывают и сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются нашими детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную духовной нравственностью. Чтение русских народных сказок способствуют постижению основ духовно-нравственной жизни, потому что главные герои таких произведений являются воплощением: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

© Касимов Ф.М.1, Касимова М.М.2, Хакимова М.Х.2

Бухарский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Бухара

В этой статье процесс построения системы учебных задач рассматривается как специфически форма конструктивного процесса. В работе из-логается специфические принципы построения системы учебных задач.

Ключевые слова учебная задача, системы учебных задач, адекватность системы учебных задач, иерархичность, принципы повышения значимости усвоения содержания образования.

Построение системы учебных задач рассматривается в качестве одного из возможных путей осмысления и конкретизации содержания образования. Результативность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от рационального сочетания и систематического использования различных типов учебных задач, либо процесс обучения в широком смысли этого понятия есть процесс конструирования, применения и решения задач. Процесс разработки разных типов задач создание их системы связан с конструкторской деятельностью учителей, дидактов и их методической, педагогической, психологической подготовленностью, а применение и решение задач с обу-

1 Доцент кафедры Методики начального и дошкольного образования.

2 Старший преподаватель кафедры Методики начального и дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.