Научная статья на тему 'Воспитание нравственно-этической культуры подростков на основе изучения произведений русских писателей конца XIX - начала XX века'

Воспитание нравственно-этической культуры подростков на основе изучения произведений русских писателей конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДРОСТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самаркина Наталия Владимировна

В статье раскрываются проблемы нравственно-этического воспитания подрастающего поколения, показаны педагогические условия, позволяющие эффективно воспитывать нравственно-этическую культуру подростков средствами произведений русских писателей, представлены критерии, охарактеризованы уровни сформированности такой культуры у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самаркина Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственно-этической культуры подростков на основе изучения произведений русских писателей конца XIX - начала XX века»

УДК 373.3.034:821.161.1

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

MORAL AND ETHICAL UPBRINGING OF ADOLESCENTS ON THE BASIS OF THE WORKS OF RUSSIAN WRITERS OF THE END OF THE XIX CENTURY AND BEGINNING OF THE XX CENTURY

Н. В. Самаркина N. V. Samarkina

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрываются проблемы нравственно-этического воспитания подрастающего поколения, показаны педагогические условия, позволяющие эффективно воспитывать нравственно-этическую культуру подростков средствами произведений русских писателей, представлены критерии, охарактеризованы уровни сформированности такой культуры у подростков.

Abstract. The article reveals the problems of moral and ethical upbringing of adolescents, demonstrates the pedagogical conditions that allow to effectively educate adolescents in the context of moral and ethical values by means of the works of Russian writers, shows the criteria, characterizes the maturity level of moral and ethical culture.

Ключевые слова: нравственно-этическая культура, подростки, педагогические условия.

Keywords: moral and ethical culture, adolescents, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется смещением нравственных представлений и ценностных ориентаций населения в целом и подрастающего поколения в частности от «золотого закона нравственности» к признанию допустимости вседозволенности и эгоизма во взаимоотношениях между людьми. Одним из путей преодоления негативных явлений является возрождение духовности и нравственности человека.

Особая роль в воспитании личности отводится школе, которая призвана не только сформировать у ребенка знания, умения и навыки, но и помочь ему преодолеть духовный кризис, воспитать гражданственность, нравственность на основе общечеловеческих ценностей. Алексий II, бывший Патриарх Московский и всея Руси, выступая по телевидению, говорил, что школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь учащимся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству.

Изучение деятельности учителей гуманитарных предметов и классных руководителей общеобразовательных школ показало, что все педагоги признают необходимость воспитания у подростков нравственно-этической культуры и проводят определенную работу в этом направлении. Однако они испытывают затруднения в создании условий для осмысления

школьниками этических категорий, недостаточно используют для этого потенциал литературных произведений. Произведения русских писателей изучаются на уроках литературы, но остаются незадействованными при организации внеурочной деятельности учащихся.

Таким образом, налицо противоречие между практической необходимостью воспитания нравственно-этической культуры как системного личностного образования подростков и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических и технологических основ воспитания у подростков такой культуры на основе произведений русских писателей конца XIX - начала XX веков.

Выявленное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в разработке педагогических условий, реализация которых обеспечит воспитание нравственно-этической культуры подростков средствами произведений русских писателей (Л. Андреева, М. Горького, А. Чехова, И. Шмелева).

Материал и методика исследований. Были использованы идеи и труды прогрессивных мыслителей, педагогов и писателей В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Проанализированы современные научно-педагогические исследования, определения нравственной культуры, данные С. Ф. Анисимовым («нравственная культура включает в себя все нравственное, ценное в жизнедеятельности индивида или социальной общности»), В. И. Андреевым («нравственная культура представляет системообразующий компонент культуры личности, включающий в себя приверженность к общечеловеческим ценностям, стремление к самосовершенствованию, способность воспринимать и быть носителем духовной энергии»), В. Д. Шадриковым, связывавшим нравственную культуру с человечностью, выражающейся в комплексе качеств человека, определяющих его отношение к другим людям, в действиях и поступках, характеризующихся с позиций добра и зла.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); статистические методы. Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 3 г. Кулебаки Нижегородской области. В нем приняли участие 42 ученика 5-8 классов, 6 учителей.

Результаты исследований и их обсуждение. Различные аспекты формирования нравственно-этической культуры детей и молодежи являются достаточно разработанными и реализованными (С. А. Ефименкова, Л. Д. Короткова и др.). Несомненно, проведенные исследования являются продуктивными. Однако многогранность феномена нравственноэтической культуры и широкий возрастной диапазон контингента детей и молодежи, у которых необходимо воспитывать такую культуру, свидетельствуют о необходимости продолжения разработки исследуемой проблемы.

Особое внимание необходимо уделять при этом школьникам-подросткам. Об этом говорят результаты нашего исследования, согласно которым у значительной части подростков спектр нравственных представлений достаточно узок, наблюдается преобладание материальных ценностей над духовными. Подростки зачастую проявляют равнодушие к переживаниям своих товарищей, эмоциональную неустойчивость. Их поведение и поступки определяются сложившимся у них в сознании фрагментарным образом культурного человека. Такие данные были получены нами в ходе опроса 120 подростков - учащихся 5-8 классов различных школ г. Кулебаки Нижегородской области.

Нравственно-этическая культура представляет собой единство нравственного сознания и нравственного поведения, основанного на этических нормах и ценностях. Поэтому воспитание нравственно-этической культуры должно представлять собой систему воздействий на все перечисленные компоненты. Одной из наиболее сложных задач нравственного воспитания является формирование у подростков ценностных ориентаций и нравственного сознания.

Значительным потенциалом для ее решения обладают произведения русских писателей конца XIX - начала XX в. (Л. Андреева, М. Горького, А. Чехова, И. Шмелева), посвященные детям. И, несмотря на то что от их эпохи нас отделяет целый век, проблемы, затронутые этими талантливыми писателями, не утратили актуальности до сих пор. По-прежнему в России огромное количество детей, вынужденных влачить самое жалкое существование, их жизнь полна лишений, тягот, страха. За сто лет общество не научилось достаточно заботиться о них, оберегать их от жестокости, равнодушия и одиночества.

Художественной литературе отводится ведущее место в духовно-нравственном воспитании и формировании личности. Далеко не все, что нужно детям, издается и попадает на прилавки магазинов. Читатели 10-15 лет остро нуждаются в книгах о своих сверстниках, которые бы помогали познавать окружающий мир, адаптироваться к реалиям и проблемам современной жизни, в тех книгах, которые именно в этом возрасте помогают сформировать основы духовных и нравственных ценностей.

В качестве педагогических условий по обеспечению реализации нравственноэтической культуры подростков мы предположили следующие:

• актуализация нравственного содержания произведений русских писателей о детях в процессе их изучения на уроках литературы;

• разработка и реализация системы классных часов - этических диалогов на основе произведений русских писателей; создание ситуаций совместной деятельности, ситуаций выбора поступков;

• включение подростков в разнообразные виды добровольческой деятельности с коллективной рефлексией их результатов; средство - создание ситуаций рефлексивного поведения.

При разработке перечисленных условий мы учитывали психолого-педагогические особенности подросткового возраста, которому принадлежит особая роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций. Также нам было важно выделить определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка.

Младшие подростки ориентируются преимущественно на ценности, предлагаемые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, имеют второстепенную значимость. В среднем подростковом возрасте начинают преобладать ценности общества в целом, культурные ценности. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он не только формирует собственную систему ценностей, но и реализует их в собственной жизни.

Возрастным новообразованием подросткового возраста является переживание чувства одиночества, осознание и переживание обособленности от других людей. Подростки чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывают при этом грусть, страх, обиду, печаль. Для этого возрастного периода характерны: развитие рефлексии, т. е. потребность подростка познать себя как личность, понять себя; переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на сверстников; потребность в уединении и др. [3].

Вышеперечисленные характеристики свидетельствуют о том, что подростковый возраст является критическим для формирования нравственно-этической культуры личности, так как в этот период оформляется картина окружающего мира, закрепляются системы ценностей и образцов поведения.

Реализация разработанных условий осуществлялась в МБОУ СОШ № 3 г. Кулебаки Нижегородской области. Для проведения эксперимента были выбраны два пятых класса, один из которых (5 «а» класс - 21 ученик) был экспериментальным, другой (5 «б» класс -21 ученик) - контрольным.

Содержание процесса воспитания нравственно-этической культуры подростков включало четыре направления, соответствующие структурным компонентам этой культуры: нравственно-этическое просвещение (формирование нравственных

представлений, взглядов, личностных форм нравственного сознания); воспитание эмоциональной отзывчивости (развитие эмоциональной сферы сознания подростков, их эмпатийности); формирование опыта совершения подростками нравственных поступков, проявления эмпатии в общении с окружающими (формирование культуры поведения и культуры общения); развитие рефлексии подростков (развитие способности к самооценке своих действий и поступков с точки зрения их соответствия этическим нормам).

Основным средством нравственно-этического просвещения в процессе эксперимента выступали произведения русских писателей о детях. В произведениях Л. Андреева главный акцент делается на изображении не внешних обстоятельств, а внутреннего, духовного мира своих героев, переживающих эти обстоятельства. Писатель без прикрас изображал современное ему общество, критиковал его за жестокость, бездушность и бездуховность. Он с ужасом писал о том, что «ребенок с ранних лет вынужден сталкиваться с голодом и нуждой. Но и это не самое страшное! Гораздо страшнее то, что ребенок сталкивается с равнодушием, несправедливостью, жестокостью. Он чувствует себя одиноким и среди взрослых, и среди сверстников. Он должен с малых лет надеяться лишь на себя, проявлять самостоятельность, сопротивляться злу и насилию». Л. Андреев сумел заглянуть в тайники души маленького человека, нашел и показал то чистое, что так старательно пряталось под лохмотьями одежды и грубостью поведения, то доброе, что так жестоко попиралось обществом (рассказы «Ангелочек», «Петька на даче» и др.) [1].

Тема детства составляет один из важнейших компонентов художественного наследия М. Горького. Изображая жизнь детей, писатель раскрыл характернейшие черты психологии детского возраста, превосходно отобразил детскую непосредственность. А. Чехов, И. Шмелев и другие писатели часто обращались к изображению судьбы детей социальных низов, но эта тема при описании детства у них не единственная. У М. Горького, напротив, подавляющее большинство произведений о ребенке развивает именно данную тему. Он изображал в своих произведениях детей, которым приходится трудиться с ранних лет. Показывая роль труда в жизни ребенка, писатель, с одной стороны, подчеркивает изнурительность непосильной, однообразной работы, с другой - благотворное влияние труда на формирование личности ребенка [2].

Гуманистическая направленность, обращение к человеку, его духовно-нравственным ценностям характерны для творчества русских писателей. Поэтому на уроках литературы мы, читая рассказы о детях, анализировали поведение и переживания героев. Эта работа была направлена на воспитание и укрепление нравственных начал формирующейся личности.

Работа с произведениями продолжалась и во внеурочное время. Разработанная нами система классных часов предполагала проведение этических диалогов на основе тех произведений, которые не вошли в школьную программу по литературе. Они стали основой для обсуждения таких этических категорий, как «справедливость», «милосердие», «помощь ближнему» и др. Такие диалоги способствовали развитию у подростков эмоциональной отзывчивости.

В соответствии с третьим условием подростки экспериментального класса были включены в добровольческую деятельность: эпизодическую (участие в добротворческих акциях, акциях, посвященных здоровому образу жизни, и др.) и постоянную (оказание помощи пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны). Деятельность была организована на принципах самоуправления. Педагог выступал в качестве консультанта и помощника. Обязательной составляющей добровольческой деятельности явилось проведение часов рефлексии и саморефлексии, во время которых шло обсуждение результатов проведенных дел.

Проведенный эксперимент позволил установить положительное влияние реализованных педагогических условий на формирование у подростков духовнонравственной культуры, диагностика уровня которой осуществлялась в процессе эксперимента. Исходные данные свидетельствовали о преобладании низкого (освоен небольшой объем нравственных представлений, ценностей, правил поведения и общения; представления о культуре поведения и общения не находят адекватного воплощения в поступках; преобладает эмоциональная глухота) и среднего (освоен достаточный объем представлений, ценностей и правил; эмоциональная отзывчивость проявляется достаточно часто; культура поведения и культура общения в целом сформированы, однако случаются срывы) уровней нравственно-этической культуры как в экспериментальном, так и в контрольном классах.

В результате проведенной работы в экспериментальном классе был достигнут высокий уровень нравственно-этической культуры, характеризующийся овладением этическими категориями, освоением нравственных ценностей, правил поведения и общения, эмоциональной отзывчивостью, устойчивым проявлением культуры поведения и культуры общения. Сравнение полученных результатов с аналогичными данными в контрольном классе свидетельствовало о том, что названные условия теоретически определены корректно, имеются устойчивые и значимые корреляционные связи между изучением произведений русских писателей конца XIX - начала XX в. и эффективностью нравственно-этического воспитания подростков.

Резюме. Проведенное исследование показало, что реализация разработанных нами педагогических условий обеспечит воспитание нравственно-этической культуры подростков средствами произведений русских писателей (Л. Андреева, М. Горького, А. Чехова, И. Шмелева).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, Л. Н. Рассказы / Л. Н. Андреев. - Л. : Лениздат, 1980. - 232 с.

2. Губергриц, А. М. Русская детская литература последних десятилетий XIX - начала XX века : пособие по истории русской детской литературы / А. М. Губергриц. - Таллинн : Б. и., 1998. - 385 с.

3. Кон, И. С. Ребенок и общество : учебное пособие для вузов / И. С. Кон. - М. : Академия, 2003. - 335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.