Научная статья на тему 'Воспитание начинающего музыканта-исполнителя'

Воспитание начинающего музыканта-исполнителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Т.Б.

Данная статья раскрывает различные аспекты воспитания музыкантов исполнителей, акцентируя внимание на необходимость прививать начинающим искусство «влюблённости» в серьёзную музыку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание начинающего музыканта-исполнителя»

78

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. Гриффин Э. Коммуникация: теория и практика. - Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», Науменко А.А., 2015. - С. 688.

3. Малахов В.С. После мультикультурализма: Европа и её иммигранты // Вестник института Кеннана в России. - 2012. - № 21. - С. 45-55.

ВОСПИТАНИЕ НАЧИНАЮЩЕГО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

© Быкова Т.Б.*

Центр детского творчества «Исток», г. Москва

Данная статья раскрывает различные аспекты воспитания музыкантов - исполнителей, акцентируя внимание на необходимость прививать начинающим искусство «влюблённости» в серьёзную музыку.

Ключевые слова музыка, исполнительское искусство, музыкальная культура.

Музыка - искусство временное. Для того чтобы произведения великих композиторов жили в веках, давали современное представление об образе жизни, нравах, обычаях, чувствах народов разных стран, живущих многомного лет назад, музыке необходим посредник. Этим творческим посредником между композитором, зашифровавшим свои мысли с помощью нотных знаков, и современным слушателем и является музыкант-исполнитель. Музыкант-исполнитель должен научиться «перевоплощаться» в чувства самых разных композиторов. Он должен пропустить через себя нотный материал, оживить неподвижные знаки, переработать их в себе, дополнить их современными средствами выражения и постараться донести до слушателя. Исполнительское искусство - это творчество. Нельзя научить человека, а тем более ребёнка, творчеству, но можно научить его творчески работать.

Ученик, который готов стать исполнителем, должен активно изучать искусство во всех его проявлениях, под руководством своего педагога. Задача педагога заключается в том, чтобы научить учащегося понимать искусство, разбудить его творческие способности и вооружить его техникой исполнения. Сам педагог должен быть увлечен искусством и поставить перед собой задачу: увлечь и зажечь учащегося. Педагог должен научить своего ученика слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать и делать выбор.

В наши дни музыка стала для нас чем-то обыденным и будничным. Она постоянно звучит по радио, на телевидении. И мы, слушая её, почти не вникаем в её сущность, занимаясь своими повседневными делами. Поэтому очень важно прививать начинающим искусство «влюблённости» в серьёзную му-

Педагог дополнительного образования.

Теория и методика обучения и воспитания

79

зыку. Задача любого педагога-музыканта заключается в том, чтобы научить ребёнка понимать и любоваться неповторимостью того или иного музыкального произведения. Музыкант на пути к исполнительскому мастерству должен пройти несколько последовательных стадий развития. Перескакивать через естественные стадии художественного роста нельзя. Воспитание ребёнка-артиста происходит постепенно и последовательно. Этап обучения в ДМШ, школах искусств, общеобразовательных школах с музыкальным уклоном, является начальным этапом этого долгого и нелёгкого пути. Для нас воспитать желание и умение приобретать знания и навыки гораздо важнее, чем обучить какому-то определённому количеству навыков.

Во-первых, педагог должен привить ученику общую культуру. Сейчас есть возможность посещать различные театры, выставки, концертные залы; посещать абонементные концерты, с различными тематическими направлениями, слушать выступления музыкантов-профессионалов.

Во-вторых, он должен прививать учащимся музыкальную культуру. Приучить его слушать исполнителей на разных музыкальных инструментах, слушать музыку различных жанров и характеров.

В-третьих, педагог должен руководить развитием исполнительского мастерства ребёнка, научить его воплощать задуманное средствами своего музыкального инструмента.

И, в-четвёртых, необходимо воспитывать у учащихся такие исполнительские качества, как умение настраиваться на выступление, перевоплощаться на сцене, умение донести до слушателя задуманный образ.

В работе с начинающими можно воспользоваться характерной чертой поведения детей - подражанием. Оно поможет им лучше приспособиться к окружающему миру, легче понять его и способствует их развитию. Но «копирование» не следует сравнивать с «натаскиванием». Подражание порой может стать для учащегося силой, способствующей формированию его индивидуальности. Показ - это не просто «пассивное копирование». Хорошо «скопировать» тоже очень нелегко, для этого необходимо активно и внимательно вслушиваться, а также развивать основы слухового анализа.

Показ, который развивает творческую активность ученика может принести большую пользу.

С самого начала необходимо прививать ребёнку культуру звука, т.е. технические навыки хорошего, красивого тона. Учащийся с первых занятий должен выработать в себе эти навыки. Средством музыкального выражения является звук, поэтому главной задачей любого исполнителя является работа над звуком. Такие народные музыкальные инструменты, как баян-аккордеон, относятся к группе язычковых клавишно-духовых инструментов, и огромная роль в звукоизвлечении на этих инструментах принадлежит движению меха (разжим и сжим). Скорость и характер движения меха влияют не только на силу, но и на характер звучания. Качество звучания зависит от

80

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

способа прикосновения пальца к клавише. В освоении «новичком» двигательных навыков большую пользу приносит игра по принципу «медленно и крепко». Медленная игра должна быть очень ровной, это тренирует координированную работу мышц.

В музыкальном исполнительском искусстве техника исполнения занимает значительное место. Важным навыком виртуозной игры является умение заранее готовить пальцы к нужным клавишам. Нельзя научиться играть в быстром темпе без выработки двигательных автоматизмов, которые вырабатываются при медленной и точной игре и многократных повторениях. Так, например, при разучивании быстрого пассажа, в дальнейшем, при выработке автоматизма, учащемуся не нужно контролировать работу каждого пальца и он может сосредоточиться на опорных точках пассажа.

Большую роль в звукоизвлечении играет разучивание упражнений. Упражнения и этюды отрабатывают двигательно-игровые навыки, способствующие координации движений, развивают физическую выносливость. Большую роль в развитии быстрой и ритмичной, ровной игры оказывает подключение к работе речевого аппарата. Соединение пальцев и речевого слога помогает точно исполнять ритмически сложный рисунок. Хорошие результаты даёт сольфеджирование сложных пассажей.

Очень важно исключить мышечную зажатость учащегося при исполнении им произведения. Мышечное напряжение отрицательно сказывается не только на технике исполнения, но и тормозит работу воображения. Если композитор, при написании произведения, свои чувства облекает в нотки-символы, то исполнитель должен собрать воедино свои знания, умения, навыки, подключить силу своего воображения и проделать обратный путь от символов к живому звуку.

Музыкант должен очень любить исполняемое произведение и вкладывать в исполнение свою душу. Если в его душе нет сопереживания, то исполнение сводится к быстрому нажатию клавиш. Для развития творческого воображения очень полезно порекомендовать учащемуся поработать над произведением без инструмента. Заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента является предпосылкой к росту профессионального мастерства музыканта.

Для музыканта-исполнителя очень важно уметь слушать себя со стороны. Этот навык помогает юному музыканту уберечься от увлечения своими собственными чувствами.

Важно работать над произведением сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Отвлекаясь, ребёнок заучивает лишние и неточные движения, которые при многократном повторении заучиваются и образуют неряшливую игру.

Теория и методика обучения и воспитания

81

Важна и ответственна роль педагога в выборе репертуара, который должен быть рассчитан на постепенное приобретение учащимися исполнительских навыков. Выбираемая пьеса должна сочетаться со всей программой. В репертуаре исполнителя должны быть произведения, которыми он мог бы спокойно начать своё выступление, распределив сложные, эффектные пьесы по всей программе с соблюдением принципа контраста.

Необходимо обратить внимание на роль самостоятельности в составлении творческого облика музыканта-исполнителя. Творческое мышление развивается у музыканта только в самостоятельных поисках. Необходимо давать возможность учащемуся проявлять свою инициативу. Если ребёнок любит музыку, если исполнительство - его призвание, он должен раз и навсегда понять, что творческая деятельность - это колоссальный труд, который не укладывается не в какие регламенты часов.

Список литературы:

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - СПб., 1998. - 100 с.

2. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. - М., 2008.

3. Коган Г. Работа пианиста. - М., 1979. - 256 с.

4. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. - М., 1963. - 157 с.

5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1988. - 187 с.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

© Гебекова А.Н.* *, Алиева С.А.*

Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

В работе авторы рассматривают роль начальной школы в образовании в связи с реализацией ФГОС НОО, раскрываются методы формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Ключевые слова формирование, метапредметные УУД, русский язык, образовательные стандарты, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

* Доцент кафедры Дошкольного и начального образования Дагестанского института развития образования, к.п.н.

* Доцент кафедры Начального обучения Чеченского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.