Научная статья на тему 'Воспитание межкультурной толерантности подрастающего поколения на основе этнопедагогического опыта народов Северного Кавказа'

Воспитание межкультурной толерантности подрастающего поколения на основе этнопедагогического опыта народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаинова Н.Б.

В статье обоснована необходимость воспитания межкультурной толерантности подрастающих поколений на основе этнопедагогического опыта традиционной культуры народов Северного Кавказа в современной социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусаинова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание межкультурной толерантности подрастающего поколения на основе этнопедагогического опыта народов Северного Кавказа»

2. Забота - Поддержка - Консультирование // Новые ценности образования: сб. науч. ст. / Под ред. Н.Б. Крыловой. - М.: Инноватор, 1996. - С. 14-15.

3. Михайлова Н.Н., Юфин С.М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. - М.: МИРОС, 2002. - 207 с.

4. Соловьева Е.Г., Фахрутдинова Г.Ж. Специфика подготовки бакалавров в системе регионального педагогического образования: культурокомпе-тентностный подход // Казанская наука. - 2013. - № 2. - С. 190-193.

ВОСПИТАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

© Хусаинова Н.Б.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

В статье обоснована необходимость воспитания межкультурной толерантности подрастающих поколений на основе этнопедагогического опыта традиционной культуры народов Северного Кавказа в современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: толерантность, народные традиции и обычаи, эт-нопедагогика, межкультурная толерантность, культура межнационального общения.

В связи с изменениями, происходящими в современном мире, интенсивным развитием контактов между странами и народами, становлением во всем мире открытого общества, на первый план выдвигаются проблемы межкультурного взаимодействия и толерантности.

Культура предполагает диалог. Вот почему, говоря о культуре мира, следует уточнить понятие «толерантность». Многими словарями оно трактуется как терпимость. Жизнь показывает, что толерантность - это больше, чем терпимость. Это признание права человека на его свободы. Признать такое определение толерантности - значит иметь большое мужество, ибо свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого [1].

Межкультурная толерантность - социальная установка, порожденная интеграционными процессами в обществе и направленная на принятие культурного многообразия в мировом пространстве [2].

Взаимодействия народной и научной педагогики по вопросам воспитания детей в духе мира и межнационального согласия мы находим в исследованиях Г.Н. Волкова, А.П. Орловой и др.

* Методист, аспирант кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования.

В поликультурном мире педагогика может реально, эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики» [3]. Так внедрение этнопе-дагогического опыта традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа, воспитание подрастающих поколений в духе мира, межкультурной толерантности и межнародной солидарности с раннего возраста приобретает особую важность в полиэтническом регионе.

Важнейшим механизмом поддержки толерантного отношения этнических субъектов в таком крупном государстве, как Россия, становится распространение полных и достоверных знаний о культуре, обычаях и традициях населяющих ее народов. Чтобы понять особенности современного положения российских народов, нужно быть знакомым с их происхождением и этнической историей.

На территории России много регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Таким регионом, в частности, является Северный Кавказ.

Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символиче-ской когнитивной культурной системой.

Проблема межкультурной толерантности в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей ци-вилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов [4].

Преодоление существующих проблем связано с правильным пониманием социальной и культурной специфики национальных факторов, которое невозможно без разностороннего изучения различных этнокультурных систем. Поэтому рассмотрение этнических процессов, происходящих в кавказском регионе, является актуальным вопросом сегодняшнего времени.

Стратегии межкультурного взаимодействия нацелены на обретение позитивной и четкой этнической идентичности как основы этнической толерантности, а также - на сбалансированные системы межгруппового взаимодействия. Воспитанию межкультурной толерантности в поликультурном регионе будет способствовать: позитивная этническая идентичность, значимость этнической принадлежности, установки на поддержку и развитие традиций, позитивное отношение к инокультурным группам, индивидуализм.

В современной истории народов Кавказа многие межэтнические конфликты вызваны совокупностью следующих факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания народов. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных

культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов [5].

Преодоление межэтнической отчужденности народов становится, чуть ли не главным условием сохранения мира и стабильности в этом регионе, и оно связано с верным пониманием социальной и культурной специфики национальных факторов, которое невозможно без разностороннего изучения различных этнокультурных систем.

Возрастание роли и значения этнокультурных парадигм в динамике современного социума, связанное с актуализацией стереотипов, типических установок, символических оснований национального самосознания сопряжено с диалектикой общечеловеческих и этнических ценностей. «Культурное наследие выступает в качестве некой интернациональной территории одного из наиболее универсальных и надежных средств общения между людьми разных национальностей, возрастов и разного уровня образования. Поиск путей, ведущих к межнациональному, межгосударственному и межличностному согласию, является насущной потребностью современного общественного и экономического развития, определенным гарантом выживания человечества и каждого отдельного человека» [6].

Таким образом, процесс целенаправленного приобщения подрастающего поколения к истории и культуре этноса, культурно-историческим ценностям микросоциума, использование принципов, средств и методов воспитания в системах этикета народов Северного Кавказа осознается как нравственная ценность и имеет огромное значение в воспитании межкультурной толерантности.

Воспитание межкультурной толерантности - это очень сложный спектр слагаемых, среди которых в нынешних условиях важное место занимают традиции и обычаи. Народы Северного Кавказа с древнейших времен имеют их в довольно большом количестве. Примечательно, что одни и те же традиции и обычаи встречаются у всех или у нескольких народов региона. Такое положение сложилось в результате их векового соседства, обмена материальными и духовными ценностями между собой. Многие из традиций и обычаев веками работали именно на дружбу и братство народов, для выполнения определенной и довольно благородной цели - воспитания человека.

В воспитании межкультурной толерантности особое внимание заслуживают обычаи куначества и аталычества, которые издревле присутствовали на Кавказе и вошли яркой страницей в историю кавказской педагогики.

Обычай аталычества, суть которого - отдача детей на воспитание в чужие семьи, чаще других народов, использовался для установления прочных родственных связей.

Куначество - это распространенный на Северном Кавказе обычай, по которому двое мужчин, принадлежащих к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения и оказывали друг дру-

гу помощь в защите своих прав. По происхождению оно связано с обычаем гостеприимства, а по сути ближе к побратимству.

Важную роль в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства, как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считала святыней [7].

В воспитании на основе народного опыта активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, («советы старейшин», сельские сходы и др.), которые, способствовали возрождению прогрессивных народных обычаев и традиционной культуры воспитания. Предметом особой их заботы становится и переговорный процесс по урегулированию межнациональных конфликтов и забота о воспитании подрастающих поколений в духе мира и межнационального согласия.

Первоначальная задача этнопедагогики наших дней - сформировать у подрастающего поколения доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических групп, приобщить подрастающие поколения к культурным ценностям, как своего, так и других народов, начиная уже с указанного возраста.

Эффективность педагогической деятельности зависит, прежде всего, от деятельности социальных институтов, в том числе детского сада, школы, общественных организаций и сотрудничества между ними и семьями воспитанников.

Одним из действенных условий воспитания межкультурной толерантности является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, рассматриваемый как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению учащимися ценностями национальной и мировой культуры.

Она предполагает использование в учебно-воспитательном процессе средств и методов народной педагогики (фольклора, традиций, обычаев, праздников, искусства, игры и др.), учет национально-психологических особенностей детей и специфики общественного и семейного воспитания различных этносов.

Народная педагогика располагает различными средствами воспитания межкультурной толерантности подрастающего поколения. Детей с малых лет приобщали к восприятию мира человеческих отношений, воспитывали у детей такие качества, как уважение к старшим, терпимость к людям другой веры и национальности.

Культура толерантного поведения, уважение к культуре, традициям и обычаям других народов необходимы для успешных взаимоотношений не только их представителей, но и национальных сообществ и даже государств.

Воспитание межкультурной толерантности по отношению к другой культуре, представителям других национальностей - очень важная сторона педагогического процесса.

«Что касается национальной школы, то она является репрезентантом культуры народа и по своей природе представляет собой образовательную систему, в которой сочетаются две основные культуры и несколько других культур. К ведущим культурам относят конкретно этническую, доминирующую в данной национальной республике, ее смыслообразующую составляющую, уходящую своими корнями в глубину веков, и культуру государст-вообразующей нации - в условиях РФ - это русская, которая в федеративном государстве создает единое культурно-образовательное пространство. Другие культуры в школьном образовании присутствуют фрагментарно, но их влияние на мировоззрение учащихся огромно» [8].

Воспитание межкультурной толерантности подрастающего поколения на основе этнопедагогических материалов, осознание ими своей истории, знакомства с культурой, прогрессивными обычаями и традициями своего и других народов, будет способствовать лучшему взаимопониманию, формированию у них культуры межнационального общения, снижению разногласий и конфликтных ситуаций.

Список литературы:

1. Кукушкин В.С. Этнопедагогика. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 432 с.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2008. - 240 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

4. Белоцерковец Н.И. Воспитание национального самосознания личности как условия формирования этнической идентичности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Материалы XXXVI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.

5. Кириллова Л.С. Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики: дисс. ... канд. пед. наук / Кубанский государственный университет. - Ставрополь, 2010.

6. Тахохов Б.А. Развитие толерантности учащихся // Теория и практика обучения и воспитания. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005. - Вып. V -С. 198-202.

7. Хусаинова Н.Б. Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания ставропольских туркмен // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Материалы XXXVI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.

8. Газета «Новое обозрение». - 21 февраля 1890.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.