Научная статья на тему 'Воспитание композитора в системе музыкального образования Узбекистана'

Воспитание композитора в системе музыкального образования Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
373
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / FORMATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE ACTIVITY / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / СОЧИНЕНИЕ / COMPOSITION / УЧАЩИЙСЯ / STUDENT / МАСТЕРСТВО / НАВЫКИ / SKILLS / ИСПОЛНЕНИЕ / PERFORMANCE / УМЕНИЕ / SKILL / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаева Ойдин Утамурадовна

Профессиональное музыкальное образование в Узбекистане направлено на воспитание и формирование всесторонне гармонично развитой творческой личности, отвечающей требованиям мировых стандартов в сфере музыкального искусства. Будь то инструменталист или вокалист, музыковед или композитор, он во время учёбы в образовательном учреждении включается в систематизированный учебно-образовательный процесс, получая в итоге овладение знаниями и навыками относительно направления образования. Цикл предметов музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, обязательное фортепиано, цикл предметов, направленных на совершенное овладение инструментальным и вокальным мастерством служат становлению полноценного музыканта-специалиста, который становится важным звеном в развитии музыкальной культуры. Вопрос, связанный с воспитанием композитора в системе музыкального образования Узбекистана, является одним из важнейших. Несколько поколений композиторов, выросших на этой земле, получили академическую профессиональную подготовку, в результате которой история узбекской музыки обогатилась яркой музыкальной литературой, составляющей национальное культурное наследие. В становлении композитора основополагающим звеном является профессиональное овладение определённым музыкальным инструментом (а лучше несколькими), что несёт за собой огромный багаж знаний в области технологии исполнительского мастерства, необходимых для данной специальности. В этот перечень мы можем включить и формирование исполнительского мастерства, чувства вкуса и чувство меры, которые проявляются в процессе презентаций собственных сочинений и являются неотъемлемыми качествами творческого человека, работающего в сфере создания музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание композитора в системе музыкального образования Узбекистана»

ВОСПИТАНИЕ КОМПОЗИТОРА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА Абдуллаева О.У. Email: Abdullaeva17121@scientifictext.ru

Абдуллаева Ойдин Утамурадовна - и.о. профессора, кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, композитор, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: профессиональное музыкальное образование в Узбекистане направлено на воспитание и формирование всесторонне гармонично развитой творческой личности, отвечающей требованиям мировых стандартов в сфере музыкального искусства. Будь то инструменталист или вокалист, музыковед или композитор, он во время учёбы в образовательном учреждении включается в систематизированный учебно-образовательный процесс, получая в итоге овладение знаниями и навыками относительно направления образования. Цикл предметов музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, обязательное фортепиано, цикл предметов, направленных на совершенное овладение инструментальным и вокальным мастерством служат становлению полноценного музыканта-специалиста, который становится важным звеном в развитии музыкальной культуры.

Вопрос, связанный с воспитанием композитора в системе музыкального образования Узбекистана, является одним из важнейших. Несколько поколений композиторов, выросших на этой земле, получили академическую профессиональную подготовку, в результате которой история узбекской музыки обогатилась яркой музыкальной литературой, составляющей национальное культурное наследие. В становлении композитора основополагающим звеном является профессиональное овладение определённым музыкальным инструментом (а лучше несколькими), что несёт за собой огромный багаж знаний в области технологии исполнительского мастерства, необходимых для данной специальности. В этот перечень мы можем включить и формирование исполнительского мастерства, чувства вкуса и чувство меры, которые проявляются в процессе презентаций собственных сочинений и являются неотъемлемыми качествами творческого человека, работающего в сфере создания музыки.

Ключевые слова: образование, творчество, композитор, сочинение, учащийся, мастерство, исполнение, навыки, умение, культура.

UNBRINGING THE COMPOSER IN SYSTEM OF THE MUSIC FORMATION UZBEKISTAN Abdullaeva O.U.

Abdullaeva Oydin Utamuradovna - Acting Professor, DEPARTMENT COMPOSITIONS AND INSTRUMENT CONDUCT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

COMPOSER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рrofessional music formation in Uzbekistan is directed on education and shaping to all-round harmonious developed creative personality, meeting the demands world standard in sphere music art. Whether performs or vocalist, musicologist or composer, he during training in educational institution is included in systematized scholastic-educational process, getting in total mastering by knowledges and skill for directions of the formation. The Cycle subject music-theoretical and music-history discipline, obligatory pianoforte,

cycle subject, directed on made mastering instrumental and вокальным by skill serves the formation of the full-fledged musician-specialist, who becomes the important section in development of the music culture.

The Question connected with unbringing the composer in system of the music formation Uzbekistan is one of the most most important. Several generations composer, выросших on this land have got the academic training, as a result which history of the uzbek music was enriched by bright music literature, forming national cultural heritage. In formation of the composer by background section is a professional mastering determined by music instrument (but better several) that carries for itself enormous baggage of the knowledges in the field of technologies performance skill, required for given to professions. Hereto pepper we can include and shaping performance skill, feeling of the taste and feeling of the measure, which reveal itself in process presentation own compositions and are an integral quality of the creative person, working in sphere of the making the music. Keywords: formation, creative activity, composer, composition, student, skill, performance, skills, skill, culture.

УДК 078.074

В начальном и среднем звеньях музыкального образования Узбекистана специальности «композиция» до настоящего времени не существует. Этот предмет учащиеся осваивают выборочно в факультативной форме. При отборе желающих изучать композицию, отдаётся предпочтение учащимся с ярко выраженной склонностью и интересом к творческому процессу. Это выявляется на занятиях музыкально-теоретического цикла, в частности, на уроках сольфеджио и гармонии, где учащиеся проявляют свои творческие способности, пытаясь привнести в изучаемый музыкальный материал что-либо своё. Например, попытка добавления к двухголосию третьего голоса, гармонизация мелодии в инновационном формате, оригинальная интерпретация исполнения заданного педагогом сочинения.

Обучение предмету композиции начинается обычно с 6-7 классов, когда учащиеся уже освоили игру на одном или двух музыкальных инструментах, владеют навыками написания диктанта по сольфеджио, умеют гармонизовать мелодию. В таких творчески благоприятных условиях учащиеся совершают свои первые попытки написания музыки. На самом начальном этапе занятий эти творческие изыскания могут быть в форме мелодических, гармонических и фактурных упражнений, приспосабливая обучаемых к творческому труду. Учащиеся, справившиеся с «периодом упражнений», вводятся педагогом в процесс работы над сочинением. Здесь в целях создания для ученика более комфортной атмосферы, педагогом предлагается написать пьесу для инструмента, которым владеет ученик. Этот процесс является очень интересным и увлекательным для ученика, так как он без всякой боязни имеет возможность сочинять и контактировать с инструментом, который является для него «родным». В зависимости от качества и количества музыкальной продукции, педагог в каждом полугодии организовывает концерты, где учащиеся представляют слушателям свои сочинения, выступая в качестве исполнителей, что способствует воспитанию чувства ответственности за своё детище. Профессиональное композиторское образование молодое поколение Узбекистана получает в системе высшего образования в консерватории, при поступлении в которую абитуриенты проходят серьёзный экзамен по композиции, состоящий из нескольких этапов:

- сочинение музыкального произведения малой формы на заданную комиссией тему: классная работа в течение пяти академических часов;

- предоставление ранее созданных произведений;

- коллоквиум.

Далее следует экзамен по музыкально-теоретическим дисциплинам - гармонии (решение задачи), сольфеджио (интонирование) и анализу музыкальных произведений.

Обучение композиции в Государственной консерватории Узбекистана состоит из двух этапов:

- бакалавриат - четыре года;

- магистратура - два года.

Как правило, поступивший в консерваторию студент сам выбирает педагога по специальности.

Учебная программа по специальности «композиторское искусство» в Государственной консерватории Узбекистана разработана в соответствии с Государственными образовательными стандартами последовательностью овладения всеми необходимыми для композитора навыками и умением работать во всех жанрах музыкального творчества. В бакалавриате обучение проходит поэтапно:

1 курс - овладение малыми формами, написание музыкальных произведений для всех инструментов симфонического оркестра;

2 курс - овладение сонатной формой, а также всеми сложными формами, работа с поэтическим текстом, создание вокальных и хоровых сочинений;

3 курс - сочинение ансамблевой музыки для разных вокально-инструментальных составов; небольших оркестровых произведений;

4 курс - выпускная квалификационная работа, включающая в себя крупное симфоническое сочинение, камерное сочинение и письменную работу, направленную на музыкально-исследовательскую сферу.

Параллельно с предметом «искусство композиции», студенты проходят такие дисциплины, как «чтение партитур», «инструментоведение», «инструментовка», «драматургия музыкально-сценических произведений», «основы аранжировки», «методика преподавания композиции», «современная нотная графика традиционной музыки». Вместе с этим, обучаемые поэтапно изучают предметы, входящие в цикл музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, которые являются очень важными в воспитании молодого композитора и оказывают огромное влияние на его музыкальное мышление и мировоззрение.

Круг учебных дисциплин дополняют такие предметы, как «основы макомов», «музыкальный фольклор», «расшифровка музыкального народного творчества», которые являются базовыми в воспитании творческой личности. Они дают необходимые творческие ресурсы для развития национальной самобытности композитора. Такие качества, как национальный колорит, характерность стиля своими корнями уходят именно в изустно-профессиональное наследие и народную музыку. Помимо этого, студенты композиторского отделения изучают гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные предметы, которые являются духовным фундаментом в становлении высокоразвитой личности.

Как следует из перечисленного, предметы всего учебно-образовательного цикла дополняя друг друга, дают необходимую информацию, а главное, соответствуют критериям мирового стандарта в области высшего музыкального образования.

Магистратура подразумевает продолжение профессионального обучения композитора, а также научное направление. Соответственно, в магистратуру принимаются студенты, которые достигли определённого успеха в сфере сочинения музыки и проявили себя в научной стезе, которая включает в себя написание музыкально-критических, аналитических статей, участие в научно-практических конференциях и т.д.

В магистратуре обучение проходит следующим образом:

1 курс - сочинение крупных оркестровых, сценических произведений;

2 курс - магистерская диссертация, включающая в себя камерное, крупное симфоническое (сценическое) сочинение и письменную работу, в которой находит своё отражение музыкально-исследовательский вопросы его решение.

Цикл предметов, имеющих место в магистратуре, состоит из общеметодологических предметов, дисциплин, охватывающих предметы входящие в круг специальности. Предметы имеют научно-практическую направленность. Студент, окончивший магистратуру, уже владеет знаниями и навыками относительно научной работы и может продолжить свою учёбу в докторантуре.

В современной профессиональной подготовке композитора важно учитывать качественные особенности музыкального звукового мира нашего времени, поскольку звук является основным строительным материалом создаваемого произведения. Как отмечает М. Катунян: «Звук перестал быть объективной данностью, предлагаемой традиционными источниками (существующими инструментальными средствами). Для Новой музыки нет готовых звуков, нет готовых тембров. Звук стал областью поисков и экспериментов. Он стал предметом композиторской работы» [1, 52].

Новое осмысление феномена звука требует от педагога класса композиции поиска инновационных методов обучения. «В тех областях педагогики, где внедряются новые инновационные технологии, - подчёркивает И. Красильников, - процесс обучения совершенствуется на основе его индивидуализации и дифференциации, обеспечения дидактического воздействия лонгирующего характера, развития мышления творческой инициативы и самостоятельности. В музыкальной педагогике помимо всех этих неоспоримых преимуществ учебного познания применение мультимедийных компьютеров и цифровых музыкальных инструментов способно изменить процесс обучения не только на уровне его методов, но также его содержания и целей» [2, 50]. На необходимость выработки индивидуального музыкального языка студента композиторского факультета консерватории указывал профессор Государственной консерватории Узбекистана Борис Зейдман, воспитавший несколько поколений замечательных композиторов: «Необходимо с первых же шагов воспитания студента прививать ему мысль о том, что только содержание произведения определяет выбор средств выражения и форму» [3, 38].

Музыкальное искусство, и в том числе композиторское, всегда являлось отражением своего времени и сегодня в ХХ1веке музыкальное мышление композитора должно соответствовать современной эпохе, наполняться инновационными идеями, которые ему подсказывает сама жизнь. История мировой музыкальной культуры свидетельствует о многих фактах, когда композиторы играли ключевую роль в становлении общества, его развитии, формировании высоких духовных качеств личности. Этот эстетический принцип должен быть основополагающим в воспитании композитора XXI века.

Список литературы /References

1. Теория современной композиции. Москва, 2007.

2. Красильников И. Музыкальное образование XXI века: каким ему быть? //

Музыкальная Академия, 2002, № 2.

3. Зейдман Б. Методические записки (Курс композиции). Ташкент, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.