Научная статья на тему 'Воспитание информационной культуры младших школьников'

Воспитание информационной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2185
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ / EDUCATION / INFORMATION CULTURE / FORMATION TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Татьяна Владимировна

Предлагается анализ методики формирования информационной культуры младших школьников в рамках муниципального образовательного проекта «Безопасная Онландия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING INFORMATION CULTURE OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents an analysis of technique of information culture of younger schoolchildren in the municipal educational project “Safe OnLandˮ.

Текст научной работы на тему «Воспитание информационной культуры младших школьников»

УДК 378.046.4

Т. В. Борисова

ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Предлагается анализ методики формирования информационной культуры младших школьников в рамках муниципального образовательного проекта «Безопасная Онландия».

Ключевые слова: воспитание, информационная культура, методика формирования.

На протяжении последних двух десятилетий развитие информационно-коммуникационных технологий кардинально изменило воспитательную ситуацию, привнесло в педагогическую теорию и практику качественно новые проблемы, которые чрезвычайно остро стоят сегодня. Виртуализация пространства детства обусловливает новое качество процессов воспитания и социализации детей, в которых все большую роль играют информационно-коммуникационные технологии, масс-медиа, информационные потоки и виртуальные контакты, многие из которых таят в себе социальные риски, негативно воздействуют на личностное развитие детей, являются просто опасными для их жизни, здоровья, духовного и физического развития.

Информационное пространство окружает каждого человека практически безгранично, и чтобы извлекать полезную информацию в этом пространстве, необходимо формировать у детей информационную культуру. Информационная культура как понятие изучается учеными, представляющими самые различные области знания, в том числе информатику, психологию, социологию, педагогику. Приведем некоторые определения. «Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [1], «информационная культура - уровень генерирования, хранения, предоставления, обработки, передачи, распространения знания в социальном пространстве и времени, его интериоризации (освоения обществом и личностью). В иной формулировке - это область культуры, связанная с производством и функционированием знания (информации) в обществе и формированием информационных качеств личности, гармонизацией ее внутреннего мира» [2]. Б. А. Семеновкер рассматривает информационную культуру как «совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации» [3]. Е. А. Медведева определяет информационную культуру как уровень знаний, позволяющий человеку «свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [4]. Определение данного понятия рассматривают в двух

аспектах. Это информационная культура в широком смысле - «совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества». В узком смысле слова информационная культура - это «оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизм совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств информации» [5].

В современных условиях актуализируется проблема формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста, в создании пространства, в котором дети будут накапливать опыт безопасного поведения в современной информационной среде. В образовательной системе г. Светлограда Ставропольского края реализуется модель формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста, предусматривающая организационные, правовые, социальнопедагогические условия более полного удовлетворения потребностей младших школьников ориентироваться в огромном информационном пространстве.

Особая роль отведена пресс-центру, в рамках которого осуществляется субъект-субъектное взаимодействие. В основе позиции взрослых - развитие субъектной позиции ребенка и создание условий для развития их познавательных интересов. Ведущими методами совместной деятельности являются как традиционные методы - методы стимулирования деятельности; наглядных демонстраций и иллюстраций; практической деятельности; методы контроля за эффективностью воспитания младших школьников (наблюдения, анкетные опросы по итогам деятельности в кружке); методы пропаганды необходимости этической ценности информации - игры, беседы, рассказы, объяснения, читательские часы; так и инновационные методы: общение в живом журнале; использование медиатеки информационных ресурсов, представление результатов творческой деятельности в

Интернете с последующим обсуждением в режиме он-лайн; презентация и социальная оценка продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей); игры-тренинги.

Критерием освоения детьми младшего школьного возраста современной информационной культуры (в соответствии с возрастными особенностями младших школьников) является уровень сфор-мированности осознанной потребности, используя информационные ресурсы, находить нужную информацию, выделять смысл и значение полученной информации, оценивая ее критически [6].

Под руководством пресс-центра в образовательном пространстве школы реализован проект «Безопасная Онландия», разработанный студенткой ГОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж» Медведевой. В рамках проекта были организованы творческие площадки, в работе которых принимают участие дети, родители, участники творческих объединений, педагоги. Форма участия: презентации («Плюсы и минусы Интернета», «В чем привлекательность электронных книг»); путешествия по Интернету («Загадочная Онландия»); конкурсы газет; рекламные акции в Сети: анимации, видеоролики. Задачи творческих площадок связаны с созданием условий для развития творческого потенциала детей и включением их в социально значимую деятельность посредством возможностей информационной среды Интернета; активизация взаимодействия детей и взрослых в рамках социального партнерства. Совместными усилиями детей и взрослых разработана памятка, нацеленная на фор-

мирование у детей сетевого этикета и навыков пользования информационными сетями.

Педагогическое сопровождение детей реализуется через информирование родителей об особенностях развития детей младшего школьного возраста, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослых; совместную проектную деятельность в контексте проблем формирования информационной культуры; организацию совместной деятельности детей и родителей. В рамках социального партнерства детей и взрослых организуются конкурсные программы, в которых участвуют дети и родители, - путешествия по загадочной Он-ландии (законы, богатства (ресурсы), опасности, защита границ Онландии); решения детьми совместно с родителями проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в мире информации.

Знакомство детей с информационным богатством Интернета как источником информации предусматривает социально-педагогическое сопровождение по формированию умений и навыков использования технических устройств, поиска информации, умения извлекать ее и готовить итоговый продукт.

Таким образом, становление информационного общества ставит перед образовательными организациями задачу обеспечить адекватность воспитания младших школьников возросшему объему информации, развитию новых информационных технологий и формирование информационной культуры детей как важного фактора их личностного развития.

Список литературы

1. Вохрышева М. Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информ.-культуролог. исследований / науч. ред.: Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. М.; Магнитогорск, 1997. 57 с.

2. Фокеев В. Л. Библиотека и библиография в контексте истории мировой информационной культуры. 11^: http://liber.rsuh/ru/Conf/ иЬгагу1997ЯокееШт

3. Семеновкер Б. А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. 1994. № 1. 12 с.

4. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. № 11. 59. с.

5. http://zoovet.kharkov.Ua/rus/prep/statti/stat06/1/02.htm

6. Сартакова Е. Е. Теория и практика развития сельских муниципальных образовательных сетей (на примере Томской области) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2008. Вып. 3 (77). С. 5-8.

Борисова Т. В., преподаватель.

Светлоградский педагогический колледж.

Ул. Ломоносова, 3, Ставрополь, Россия, 3355003.

E-mail: info@stavminobr.ru

Материал поступил в редакцию 02.12.2013.

T. V Borisova

TRAINING INFORMATION CULTURE OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents an analysis of technique of information culture of younger schoolchildren in the municipal educational project “Safe OnLand”.

Key words: education, information culture, formation technique.

References

1. Vohrysheva M. G. Formation of the information culture science. Problems of Information Culture: collection of articles. no. 6. Methodology and organization of information cultural studies. Moscow, Magnitogorsk, 1997. P. 57 (in Russian).

2. Fokeev V. L. Library and bibliography in the context of the history of world information culture. URL: http://liber.rsuh/ru/Conf/Library1997/fokeev.

htm.

3. Semenovker B. A. Information Culture: From papyrus to compact optical drive. Bibliogr., 1994, no. 1, 12 p. (in Russian).

4. Medvedeva E. A. Fundamentals of information culture. Sotsis, 1994, no. 11, 59 p. (in Russian).

5. URL: http://zoovet.kharkov.ua/rus/prep/statti/stat06/1/02.htm

6. Sartakova E. E. Country municipal educational system development: theory and practice (by the Tomsk region). Tomsk State Pedagogical

University Bulletin, 2008, no. 3 (77), pp. 5-8 (in Russian).

Svetlogard Pedagogical College.

Ul. Lomonosova, 3, Stavropol, 3355003.

E-mail: info@stavminobr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.