Научная статья на тему 'Воспитание и коррекция гендерной пассионарности у дошкольников'

Воспитание и коррекция гендерной пассионарности у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
396
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССИОНАРНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ГЕНДЕРНАЯ ПАССИОНАРНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПАССИОНАРНОСТИ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛОВОЙ РОЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зимина Ирина Сергеевна

Период дошкольного детства является сенситивным для воспитания гендерной пассионарности. В соответствии с ведущим видом деятельности, воспитание гендерной пассионарности осуществляется в игре. Для девочек и мальчиков создаются игровые условия, обеспечивающие адекватное проявление социальной половой роли. Нарушения в развитии гендерной пассионарности могут повлечь проблемы не только в будущем, когда дети будут взрослыми, но и негативно отразиться на развитии мышления детей. Коррекционная работа проводится педагогом-психологом в тесном взаимодействии с родителями дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание и коррекция гендерной пассионарности у дошкольников»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.21

И. С. Зимина

ВОСПИТАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ

ГЕНДЕРНОЙ ПАССИОНАРНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пассионарность дошкольников; гендерная пас-сионарность; агрессивность; активность; технология формирования адекватной гендерной пассионарности; игровая деятельность; старшие дошкольники; этика взаимоотношений мальчиков и девочек; ценностное отношение к социальной половой роли.

АННОТАЦИЯ. Период дошкольного детства является сенситивным для воспитания гендерной пассионарности. В соответствии с ведущим видом деятельности, воспитание гендерной пассионарности осуществляется в игре. Для девочек и мальчиков создаются игровые условия, обеспечивающие адекватное проявление социальной половой роли. Нарушения в развитии гендерной пассионарности могут повлечь проблемы не только в будущем, когда дети будут взрослыми, но и негативно отразиться на развитии мышления детей. Коррекционная работа проводится педагогом-психологом в тесном взаимодействии с родителями дошкольника.

Пассионарность дошкольников характеризуется высоким уровнем двигательной активности. Они энергичны, любознательны, подвижны, эмоциональны. Но их пассионарность требует развития в области разных сфер: эмоциональной (от простых и неустойчивых эмоций к сложным, контролируемым), волевой (развивая настойчивость, целеустремленность), потребност-ной (развивая потребности от витальных к идеальным). Игровая деятельность и экспериментирование — область приложения пассионарных усилий. Недаром по активности и творчеству игровой деятельности можно прогнозировать будущую трудовую деятельность взрослого человека.

Таким образом, у дошкольников закладываются основы деловой (деятельностной) пассионарности.

Не все дети могут стать пассионариями, но большинство из них способно проявлять некоторые пассионарные качества. Если энергии у ребенка недостаточно — необходимо направлять ее в конкретную деятельность: реализоваться в спорте, в изобразительной деятельности, в математике или просто позволить проявиться всем женским или мужским качествам («профессиональные» мамы и папы тоже сейчас в дефиците).

Пассионарность — повышенная тяга к активной деятельности. В области ознакомления с социальной ролью мужчины и женщины у дошкольников появ-

ляется повышенная тяга к познанию этих ролей.

Именно с 3-х лет у детей начинается осознание себя, в речи появляются местоимения «Я». Осознание происходит и в области полового самоопределения: «Кто я: мальчик или девочка?». Ближайшие образцы полового поведения находятся в образах мамы и папы. При путанице социальных половых ролей в семье, путаница возникает и в сознании ребенка. Копирование социальной мужской или женской роли часто противоречит стереотипному представлению в обществе об этих ролях. В зависимости от того, какие полоролевые установки ребенок получит в период дошкольного детства, зависит и дальнейшее исполнение этой роли в подростковом детстве, когда половые влечения становятся доминирующими, а также — у взрослого человека.

Гендерная пассионарность — яркое проявление социальной половой роли, адекватное исполнение в обществе функций, соответствующих половой принадлежности человека.

Показатель неадекватной гендерной пассионарности — агрессия женщин, которая всегда была ниже агрессии и активности мужчин. На повышение женской агрессивности указывают следующие факты [3, с. 3—4]:

— статистика преступлений среди женщин резко возросла: в последние годы общество не раз было шокировано жен-щинами-киллерами, женщинами-наемни-цами, террористками, представительницами криминальных группировок;

— неадекватная ответная агрессия на насилие: женщины подчас совершают крайне жестокие убийства мужчин, не сдерживают агрессивность как в семье, так и на работе; применяют вербальную и физическую агрессию;

— проявления агрессии женщин в быту; довольно частое явление — грубое, жестокое обращение матери с ребенком, нередко на глазах у людей, еще хуже — дома, где его страдания никто не видит;

— и самые невероятные случаи — когда женщины убивают своих собственных детей. Эти случаи чаще всего связаны с психическими расстройствами. У женщин описан такой феномен, как перенос своих болезненных переживаний на родных и близких. К примеру, различно протекает бред преследования у мужчин и женщин. Мужчина, охваченный бредовыми переживаниями, может совершить убийство воображаемого преследователя, хотя это может быть нейтральное или вообще случайное лицо. Женщина с бредовыми расстройствами (бредом «колдовства», «порчи», «наведенных лучей» и т. п.) болезненно полагает, что эти вредные воздействия распространяются и на ее детей, а то и внуков. Защищая их, она может совершить так называемое альтруистическое убийство — чтобы избавить детей от страданий, она убивает детей, потом совершает самоубийство.

По мнению М. Качаевой [3], новое время высвобождает ранее несвойственные женщине черты маскулинности. Женщина стала более самостоятельна, зарабатывает на жизнь, меньше зависит от мужчины. Это сказывается и на ее поведении, и на внешнем облике. Но тут важно другое: если агрессия уходит в позитивное русло, например в бизнес, в общественную деятельность, дома, в семье такая женщина будет менее агрессивна.

В современных семьях значительно уменьшилось количество детей, нарушена стабильность семейных отношений (увеличилось количество гражданских браков, устойчивость которых ниже, чем среди зарегистрированных, и увеличилось количество разводов). По данным психологов, женщине в равной степени с мужчиной присущи деловитость, энергичность, умение отстоять свою точку зрения. Но девочку с раннего возраста всегда учили быть более скромной, покладистой, уступчивой, послушной. Это имеет свои корни и в нашем российском феномене патриархальности, подчиненности женщины старшим членам семьи,

мужу, отцу, брату. Поэтому прежде в ней преобладали фемининные свойства.

По мнению Л. Н. Гумилева [1], мужчины более пассионарны, женщины — менее пассионарны. У женщин более проявлен инстинкт самосохранения, поэтому они ограждают себя от рискованных действий. Женщина (особенно мать детей) будет стремиться выжить там, где мужчина-пассионарий «на рожон полезет». «Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. Ведь пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового. У подавляющего большинства нормальных особей оба эти импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную» [1, с. 294]. Данная характеристика гармоничности более свойственна женщинам, чем мужчинам. Хотя автор этнической теории к гармоничным личностям относит большую часть населения (как мужчин, так и женщин).

Мы считаем, что и мужчины, и женщины одинаково способны к проявлению пассионарности, только энергия их пас-сионарности направлена на разные цели.

Гендерная пассионарность мужчины проявляется как способность к более высокому уровню деловой активности, направленность пассионарной активности на общественные цели. Мужчины более склонны к рискованному поведению, у них выше агрессивность, выше уровень физической активности. Мужчинам более свойственна деловая и интеллектуальная пассионарность. Доминирующие области приложения мужской пассионарности: политика, военное дело, наука, спорт, отцовство.

Гендерная пассионарность женщины проявляется как активность по созданию и сохранению семьи, рождению и воспитанию детей. Пассионар-

ность современной женщины также направлена на профессиональную и учебную деятельность.

Женщинам более свойственна эмоциональная и интеллектуальная пассио-нарность. У женщин более развит инстинкт самосохранения и воспроизводства, поэтому они ограждают себя от рискованных действий. Доминирующие области приложения женской пассио-нарности: профессии, деятельность которых направлена на поддержание и обеспечение бытовых условий жизни (врачи, учителя, продавцы, воспитатели и др.), а также требующие высокого уровня проявления эмоциональной активности (артистки, художницы, певицы и др.), материнство.

Социально-педагогическая работа с детьми должна быть направлена на формирование адекватной социальной роли, мужской или женской, с самого раннего детства. В дошкольном образовательном учреждении с детьми старшей возрастной группы (5—6 лет) нами совместно с воспитателем была организована деятельность по формированию адекватной полоролевой функции у дошкольников. Технология формирования адекватной гендерной пас-сионарности была реализована с помощью игровой деятельности.

Была выдвинута следующая гипотеза:

• гендерный подход — это целостный процесс организации жизнедеятельности детей с учетом адекватной половой роли, в котором игровая деятельность является как средством формирования социальных отношений, так и показателем этих отношений;

• ценностное отношение к социальной половой роли формируется через разные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные, музыкальные и др.;

• пол как социальное явление лучше всего формировать совместно с семьей, в которой рассматривать взаимо-

действие родителей с социальной позиции половых ролей;

• активность, энергичность детей зависит от естественной полоролевой позиции человека.

На занятиях с детьми освещались такие темы: о женских и мужских профессиях, о женских и мужских прическах, одежде, о роли отца в воспитании (чему может научить папа, мой папа умеет, мой папа работает, мой папа защищал Родину, отношение папы к детям, жене, родителям и др.), о роли матери в воспитании (моя мама умеет, меня этому научила мама, мама у меня красиво одевается, причесывается, украшает квартиру и т. д.), мама работает, отношение мамы к детям, мужу, родителям, женские и мужские имена, женские и мужские книжки, сказки, вещи, женские и мужские игры.

Основная задача, над которой работали в старшей группе, выявить социальную позицию мужчин и женщин, ее влияние на здоровье людей (беседы о профессиях, о допустимых нагрузках, о материнстве и отцовстве, ответственности родителей, приоритетах вредных привычек: о курении женщин и мужчин и т. д.). Решение этой задачи осуществлялось через разные формы и средства обучения и воспитания старших дошкольников:

• беседы (групповые и индивидуальные) о женских и мужских профессиях (чем полезно заниматься мужчинам; чем полезно заниматься женщинам, чем заниматься вредно; почему мало женщин служит в Армии; почему в детском саду работают воспитателями женщины);

• занятия по ознакомлению с окружающим: о матери, ее функциях в семье; об отце, его функциях в семье; праздничные занятия к Дню матери, к Дню 8 Марта, к дню Защитника отечества;

• рисование «Семьи» и беседа индивидуальная с каждым ребенком о его семье, о роли женщин (бабушек, мам,

сестер) и роли мужчин (дедушек, пап, братьев) в семье;

• инсценировки ситуаций о здоровом образе жизни семьи: семья на отдыхе, семья за праздничным столом, семья на прогулке в парке т. д. Профилактика вредных привычек через интерпретации ситуаций детьми и воспитателями;

• дидактические игры о женских и мужских профессиях, о любимых занятиях женщин и мужчин, о вредных и полезных продуктах, о вредных и полезных занятиях;

• сюжетно-ролевые игры, в которых дети играют роли мужчин и женщин; воспитатель интерпретирует и направляет деятельность детей в соответствии с их социальной ролью.

В соответствии с рекомендациями Н. Ерофеевой [2], нами были определены особенности игровой деятельности мальчиков и девочек.

Если посмотреть на игры мальчиков и девочек, то увидим, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно угла в комнате или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери. Игры девочек основаны на межличностных отношениях и не содержат правил. Если и задаются какие-то правила, то они меняются сразу при изменении ситуации.

Игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Если можно, то мальчик вскарабкается на самый верх лестницы, сунет нос во все уголки. Кроме того, у мальчиков в играх всегда есть правила, которые они строго соблюдают.

Для игр в группе детского сада необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам — наборы для рукоделия. Для развития творческого замыс-

ла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и пр. Мальчикам — детали военной одежды, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки и пр. Важно иметь большое количество так называемых подручных материалов (веревочек, коробочек, проволочек, колес, ленточек и т. д.), которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.

Сюжеты игр мальчиков связаны с активными действиями, имеют высокий уровень подвижности, им мало требуется игрушек, так как они успешно заменяют оружие палкой или пальцем, а для представления себя в роли бойца достаточно одного символического предмета (фуражка). Игры девочек требуют более богатого оформления: куклы, мебель, посуда, одежда и т. д. Для их игр требуется специально оформленное помещение (игровой уголок). Игры более спокойны, более содержательны в бытовом плане.

Для «спокойных» игр мальчиков требуются дополнительные игрушки: конструкторы, машинки, другая техника, головоломки. Поэтому игровую деятельность необходимо организовывать следующим образом:

— для формирования у мальчиков активной мужской позиции необходимо на прогулке организовывать игры, которые занимают большие пространства, например, за пределами участка, на соседней территории, на дорожке около участка; проведение подобных игр в ограниченном пространстве будет формировать игровую деятельность по женскому типу;

— позволять мальчикам использовать игрушки мужского предназначения: пистолеты, сабли, автоматы; при этом игровую деятельность направлять не на формирование насилия или агрессии, а на стимуляцию функции защитника, помощника, солдата, который защищает Родину, женщин, сражается с чудовищами;

— в игровой комнате, где пространство ограничено, предлагать игры конструктивные, связанные со строительством, предлагать роли водителя, строителя, капитана корабля, режиссера, повара, бармена, официанта;

— девочкам для формирования материнской функции необходим набор игрушек (и не один) для игры в «Дом»: мебель, посуда, куклы мужчины и женщины, детей, животных;

— на прогулке обязательно предлагать девочкам игры в «Семью», «Магазин», «Кухню». Стряпать из снега или песка куличики, пирожное, варить кашу — их любимое занятие, поэтому должны быть уличные наборы формочек, совочков, посуды.

Воспитателю при организации игровой деятельности следует напоминать детям об этике взаимоотношений мальчиков и девочек, особенно когда организуются совместные игры:

— мальчики сильнее девочек, поэтому в игре должны действовать «понарошку», сдерживать порывы толкнуть, ударить;

— в сюжетно-ролевой игре мальчик выполняет роль отца, мужчины, а не женскую; воспитатель может корректировать отношения «в семье», а не только наблюдать за тем, как дети демонстрируют те отношения, которые у них в реальной семье существуют;

— ограничивать порывы девочек и мальчиков к проявлению активной агрессии во время споров, учить решать конфликты с помощью слов или воспитателя как посредника.

Результаты работы по формированию у детей активной полоролевой позиции способствовали повышению личностной активности детей в целом, так как дети могли проявлять себя естественно в той половой роли, которая дана им природой.

Нарушения гендерной пассионарно-сти наиболее быстро поддаются коррекции в период дошкольного детства, до поступления ребенка в школу. В период младшего школьного детства на первый

план выступает интеллектуальная пас-сионарность, а новообразования дошкольного периода отходят на второй план. Педагог-психолог, работающий в дошкольном учреждении, проводит специально организованные игры на закрепление гендерной пассионарности. Игры организуются с игрушками: куклами, при помощи которых разыгрываются семейные ситуации. Педагог-психолог берет на себя направляющую и разъясняющую функции, при необходимости проводит индивидуальные беседы с детьми по вопросам полового различия между мальчиками и девочками. При работе с родителями он дает рекомендации, как отвечать на вопросы детей, у которых ярко проявляются интересы не только к полоролевому поведению мужчин и женщин, но и к их сексуальным проявлениям.

М. Кляйн [4], исследуя проблемы детской сексуальности, пришла к выводу, что, отвечая на вопросы ребенка, касающиеся его пола, рождения, развития, взрослые развивают у него и мышление. У детей, знакомых с естественными процессами полового развития человека, наблюдается сильный скачок в умственном развитии. Если родители замалчивают или отрицают возможность говорить о сексуальном, то возможны следующие последствия:

— у ребенка происходит вытеснение этой темы, он перестает интересоваться вопросами сексуального становления

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

человека, под запрет попадают и любые отношения мужчины и женщины;

— если родители обманывают ребенка, не знакомят его с реальностью, он остается в периоде «удовольствия»; развиваются состояния, связанные с уходом от реальности: уход в себя (аутизм), уход в фантазии;

— узнавание реальности влечет за собой потерю авторитета родителей;

— вытеснение «неприятной сексуальности» способствует появлению страхов ребенка ко всему, что затрагивает хотя бы косвенно эти темы;

— появляется и боязнь задавать вопросы вообще, что блокирует развитие любопытства, любознательности и интереса к любому новому знанию;

— вытесненный сексуальный комплекс «тащит» за собой и другие темы и вопросы: «Из чего состоит дверь?», «Из чего сделана кровать?», «Как растет дерево?», «Как получается стекло?», «Откуда у человека берется кожа?» и др. Вопросы о происхождении человека («Откуда я появился?») относятся не только к сексуальным вопросам, но и к общепознавательным — о строении и структуре мира.

Таким образом, развивая гендерную пассионарность у дошкольников, мы закладываем основы для развития интеллектуальной пассионарности у младших школьников, а далее формируем целостную пассионарность у взрослого человека, в структуре которой гендерная пас-сионарность занимает не последнее место.

1. ГУМИЛЕВ, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. — М., Рольф, 2001.

2. ЕРОФЕЕВА, Н. Мальчики и девочки... Как их учить вместе? / Н. Ерофеева // Воспитание школьников. — 2001. — №8.

3. КАЧАЕВА, М. А. Психические расстройства у женщин, совершивших агрессивные действия против личности (клинический и судебно-психиатрический аспекты) : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / М. А. Качаева. — М., 1999.

4. КЛЯЙН, М. Развитие одного ребенка / М. Кляйн / / Воспитание детей и психоанализ: сборник. — М. : Рефл-бук, 2000.

Получено 17.03.08 © Зимина И. С., 2 00 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.