Научная статья на тему 'Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания'

Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3539
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / ТРУДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА / FAMILY EDUCATION / THE UPBRINGING OF THE ONLY CHILD / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY / THE DIFFICULTIES OF RAISING THE ONLY CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джиоева Г.Х.

Статья посвящена актуальной проблеме современного семейного воспитания, трудностям, неизбежно встающим перед родителями на пути воспитания единственного ребенка. В большинстве семей единственный ребенок растет с чувством сильной защищенности и опеки в кругу семьи. Он знает, что родители живут ради него и любят только его одного. Как сделать, чтобы особые привилегии единственных детей не сослужили им плохую службу в дальнейшей взрослой жизни? Все это зависит от отношения родителей к единственному ребенку и их поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTING THE ONLY CHILD IN THE FAMILY: PROBLEMS AND EXPECTATIONS

The article is devoted to the urgent problem of modern family upbringing, the difficulties that inevitably arise in front of parents on the path of raising the only child. In most families, the only child grows with a sense of strong protection and care in the family. They know that parents live for them and their parents love only them. How can we ensure that the special privileges of the only children do not serve them badly in their later adulthood? All this depends on the relationship of parents to the only child and their behavior.

Текст научной работы на тему «Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания»

УДК 378 ДЖИОЕВА Г.Х.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северо-Осетинекий государственный университет имени K.JI. Хетагурова E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

UDC378 DZHIOEVA G.H.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Education and Psychology, North Ossetian State University named K.L. Khetagurov E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И ОЖИДАНИЯ PARENTING THE ONLY CHILD IN THE FAMILY: PROBLEMS AND EXPECTATIONS

Статья посвящена актуальной проблеме современного семейного воспитания, трудностям, неизбежно встающим перед родителями на пути воспитания единственного ребенка. В большинстве семей единственный ребенок растет с чувством сильной защищенности и опеки в кругу семьи. Он знает, что родители живут ради него и любят только его одного. Как сделать, чтобы особые привилегии единственных детей не сослужили им плохую службу в дальнейшей взрослой жизни? Все это зависит от отношения родителей к единственному ребенку и их поведения.

Ключевые слова: семейное воспитание, воспитание единственного ребенка, воспитательный потенциал семьи, трудности воспитания единственного ребенка.

The article is devoted to the urgent problem of modern family upbringing, the difficulties that inevitably arise in front ofparents on the path of raising the only child. In most families, the only child grows with a sense of strong protection and care in the family. They knmv that parents live for them and their parents love only them. How can we ensure that the special privileges of the only children do not serve them badly in their later adulthood? All this depends on the relationship of parents to the only child and their behavior.

Keywords: family education, the upbringing of the only child, the educational potential of the family, the difficulties of raising the only child.

Несмотря на выгодные позиции России в мировых демографических рейтингах некоторые родители по-прежнему предпочитают иметь только одного ребенка. Многие такую ситуацию объясняют, прежде всего, социально-экономическими проблемами. Другая часть достаточно обеспеченного населения жалуется на недостаток времени для воспитания детей. Отстаивая свою позицию, родители единственного ребенка ссылаются на то, что одного ребенка гораздо легче содержать, больше времени можно посвящать его воспитанию.

Несомненно, в отличие от детей из многодетных семей, единственный ребенок имеет возможность получать больше внимания со стороны родителей, но этот вопрос следует рассматривать и с другой позиции. Как отмечают многие ученые (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, А.Д. Гусова, Т.А. Подольская, С.А. Русс), интеллектуальное развитие единственного ребенка часто опережает развитие ровесников: он раньше других детей начинает говорить, читать, считать, складывать, поскольку родители имеют возможность уделять ему больше внимания и стараются развивать его способности, формировать интерес к окружающему миру. Разумеется, единственный ребенок в семье раньше проходит путь психологического созревания, участвуя в семейных делах взрослых. Но, в то же время, раннее психологическое взросление может стать чрезвычайной нагрузкой для ребенка. Положение становится еще

сложнее, если ребенок живет в неполной семье. По мнению Т.А Куликовой, все свое внимание родитель сосредотачивает на ребенке и фактически отгораживает его от окружающего пространства и, прежде всего, от группы сверстников [6].

Какие проблемы могут ожидать такого ребенка в будущем7 По мнению A.C. Спиваковской, если единственный ребенок - мальчик, то он будет держаться за маму даже будучи взрослым. Свою счастливую семью ему создать будет сложно, так как, по его мнению, ни одна женщина с его мамой не сможет сравниться ни в чем. Если единственный ребенок - девочка, то в подростковом возрасте такая дочь становится настоящей соперницей для матери: чтобы обрести независимость и освободиться от опеки матери, девочка-подросток не может найти другого пути, кроме открытого конфликта в семье [10].

Единственные дети, как отмечают некоторые исследователи (К.Е. Игошев, Г.М. Минковский), не так легко вступают в контакт с незнакомыми людьми и в меньшей степени способны к сочувствию и сопереживанию по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер [5]. Отрицательно сказываются на единственных детях издержки их воспитания. Как правило, пишет С.А. Амбалова, помимо родителей, в семье есть еще и мощная группа взрослой поддержки - бабушки, дедушки и т.п. [1]. Чем больше взрослых, тем больше опеки и взаимоисключающих требований. Это повышает чув-

© Джиоева Г.Х. © Dzhioeva G.H.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (76), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 76. 2017

ство собственной значимости ребенка (А. Д. Гусова), заостряет самолюбие |4|.

Известно, что в семье единственный ребенок очень часто вырастает эгоистом, самолюбивым человеком. С первых дней жизни на нем сосредотачиваются внимание и заботы всего семейства, вся любовь мамы, папы, дедушки, бабушки. Но как бы ни старались родители воспитать его самым умным, самым красивым, самым счастливым, - это чаще всего не всегда удается. Наоборот, как бывает часто, единственный и самый драгоценный ребенок вырастает и не таким уж способным, некоммуникативным, здоровым, нетрудолюбивым, а уж любви и заботы от него родители подчас не получают и малой толики. Панически боясь болезней, единственного ребенка охраняют от малейшего дуновения ветерка, чрезмерно закутывают. не дают попрыгать, побегать, не говоря уже об активных занятиях спортом. И в результате ребенок тепличный, не закален, плохо способен сопротивляться инфекциям и другим малоприятным воздействиям.

Поскольку единственный ребенок больше общается с взрослыми и пытается вести себя с ними на равных, умеет четко выражать свои мысли, раньше «взрослеет». Самооценка у таких детей довольно высокая. Многие исследователи убеждены в том. что единственный ребенок вырастает более эмоционально устойчивым, поскольку не переживает из-за соперничества с братьями и сестрами, не боится того, например, что на его игрушки кто-нибудь посягнет и т.д.. Имея достаточно много потребностей и возможностей благодаря уровню материального благосостояния родителей, он может полностью себя реализовать в определенной области, занять достойное место в коллективе. Но опять-таки существуют и определенные трудности у такого ребенка. При общении. например, с другими детьми он может испытывать определенные неудобства (H.A. Рождественская), труднее вливается в коллектив своих сверстников. Со стороны родителей на него часто возлагаются большие надежды, однако, будучи не в состоянии полностью или частично оправдать эти надежды, он становится подавленным, скованным и неуверенным в себе [8].

Безусловно, родители, воспитывающие единственного ребенка, уделяют ему гораздо больше внимания, чем детям из многодетной семьи. Немногие могут спокойно. без волнения обращаться с первым ребенком так, как занимаются потом последующими детьми. Основной причиной этого, как нам представляется, является отсутствие опыта. Однако существуют и другие причины, объясняющие проблему распространенности в современном обществе такого явления как однодетность. И среди них: родители не в состоянии брать на себя ответственность, которую накладывает на них рождение детей; родители остерегаются того, что рождение второго ребенка отразится на их материальном положении; супружеская пара не хочет отягощать себя воспитанием детей, хотя в этом не все признаются, и для продолжения рода или обеспечения своей старости им достаточно одного ребенка. Воспитывая ребенка в так называемых «тепличных условиях» очень часто родители сами могут препятствовать

его психическому развитию. При этом его балуют, холят, чрезмерно ласкают, ограничивают его общение со сверстниками и т.д. В результате этого он обязательно будет сталкиваться с очень серьезными проблемами и разочарованием, особенно когда окажется за пределами дома и семьи, поскольку и от других людей будет ожидать такого же трепетного внимания и отношения, к которому привык в родительском доме [3]. По такой же причине он излишне требовательно и придирчиво начинает относиться к самому себе, многие мелочи кажутся ему слишком большими и непреодолимыми.

Родителям любого ребенка следует владеть знанием психологии развития ребенка, знать о возрастной периодизации развития детской психики и сознания. В процессе его воспитания добиваться того, чтобы он прошел через все ступеньки естественного, природой заложенного жизненного пути. Ему необходимо создать соответствующие условия для взаимодействия с обществом, с жизнью, которые естественным путем формируются в многодетных семьях [6].

Родители, воспитывающие одного ребенка, живут в напряжении и испытывают необъяснимый страх. Их ребенок является одновременно и первым, и последним, он - их единственная надежда, единственный шанс проявить родительские способности и чувства, поэтому они стремятся выполнить все максимально правильно. Привязанность родителей к единственному ребенку, их озабоченность его завтрашним днем значительно повышаются. Эта чрезмерная близость заставляет и родителей и ребенка неустанно заботиться о том, как доставить друг другу радость. Замечено, что когда один попадает в беду или чем-то сильно огорчен, другой ощущает эмоциональный дискомфорт. При таких отношениях, когда родители стараются любой ценой дать своему ребенку все самое лучшее, ребенок чувствует себя обязанным отвечать ожиданиям матери и отца.

Таким образом, единственный ребенок в семье чаще всего бывает окружен чрезмерным вниманием родителей и других взрослых членов семьи. Однако известно, что такая гиперопека может порождать детские страхи, которые во взрослой жизни переходят в настоящие комплексы. В результате вчерашний ребенок оказывается в жизни недостаточно способным на смелые, решительные действия и поступки, чаще вырастает одиноким, неуверенным в себе человеком.

Родителям всегда надо помнить, что для психического развития ребенка необходимо создавать условия для самостоятельного решения посильных для него жизненные задач, принятия необходимых решений в различных ситуациях. Ребенку не обойтись без так называемых «дворовых приключений», допускающих и разорванной одежды, и пачкания лица и рук и даже уличных «дружеских» драк. Совершенно осознанно родители навязывают ему роль образцового ребенка, не похожего на остальных. Такое отношение к нему несет для ребенка опасность превратиться из избалованного существа в неуверенного в себе, чувствующего себя отчужденным от общества, несамостоятельного человека.

Библиографический список

1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). €. 9-11.

2. Бекоева M.IL, Хуриева ALIO. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.

3. Бурцева К.А. Особенности воспитания единственного ребёнка в семье //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №22. С. 214-216.

4. Гусова А.Д. Психологические особенности современной семьи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 206-209.

5. Нгошев К.Е., МинковстшГ.М. Семья, дети, школа. М. 2004. 485 с.

6. Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М: Академия, 2007. 232 с.

7. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 158-160.

8. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей //Вестник МГУ. Психология. 2012. №2. С. 113-115.

9. Русс С.А. Влияние стилей семейного воспитания на личностное развитие единственных детей //Образование и саморазвитие. 2007. Т. 4. № 6. С. 201-208.

10. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Академия, 2005. 455 с.

References

1. Ambalova SA. Personality and its involvement in the social world //Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. Vol. 5. No. 1 (14). Pp. 9-11."

2. Bekoyeva M.I.,. Khurieva M.Yn. The Institute of Parenthood as a Psychological and Pedagogical Phenomenon: Maternal and Paternal Education //Bulletin of the North Ossetian State University named after Kostan Levanovich Khetagurov. 2014. No. 3. Pp. 127-132.

3. Burtseva K.A. Peculiarities of the upbringing of the only child in the family //Proceedings of the SIC Sotsiosfera. 2015. № 22. Pp. 214-216.

4. Gusova A.D. Psychological features of the modem family //Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. Vol. 5. №2 (15). Pp. 206-209.

5. Igoshev K.E., Minkovsh' G.M. Family, children, school. M. 2004. 485 p.

6. Kulikova T.A. Family pedagogy and home education. M: Akademiya, 2007. 232 p.

7. Podolskaya T.A., Gusova A.D. Influence of family relations on the development of the child's personality //The Baltic Humanities Journal. 2016. Vol. 5. № 3 (16). Pp. 158-160.

8. RozhdesU'emkaya N.A. Non-harmonic styles of family education and parents' perception of their children //Bulletin of the Moscow State University. Psychology. 2012. № 2. Pp. 113-115.

9. Russ S.A. Influence of styles of family education on the personal development of the only children //Education and self-development. 2007. Vol. 4. № 6. Pp. 201-208.'

10. Spivakovskaya A.S. How to be parents: about the psychology of parental love. Moscow: Akademiya, 2005. 455 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.