Научная статья на тему 'Воспитание детей группы риска в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля'

Воспитание детей группы риска в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА РИСКА / ВОСПИТАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков А. Н.

Эффективность педагогической деятельности по воспитанию детей группы риска можно повысить, используя учебно-воспитательный процесс системы детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов. Это осуществляется за счет перехода от ориентации лишь на сохранение и укрепление здоровья, на достижение высоких спортивных результатов к воспитанию качеств эмоциональной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей группы риска в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

А.Н. ВОЛКОВ, Нижегородская академия МВД России

Аннотация

Эффективность педагогической деятельности по воспитанию детей группы риска можно повысить, используя учебно-воспитательный процесс системы детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов. Это осуществляется за счет перехода от ориентации лишь на сохранение и укрепление здоровья, на достижение высоких спортивных результатов к воспитанию качеств

эмоциональной сферы.

Abstract

Efficiency of pedagogical activity on education of children of group of risk can be raised, using teaching and educational process of system of children’s and youthful sports schools, sports clubs. It is carried out due to transition from orientation only on preservation and strengthening of health, on achievement of high sports results to education of qualities of emotional sphere.

Ключевые слова: группа риска, воспитание, коррекция, профилактика, отклоняющееся поведение, учреждение дополнительного образования спортивного профиля.

В настоящее время наблюдается развитие комплекса деструктивных явлений в психической жизни подростков; незрелость сознания и узость представлений, заниженная или гиперзавышенная самооценка; ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества, развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное поведение подростков в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров, одиночество; психосоматическое нездоровье.

Следует отметить, что наряду с основными институтами общества есть структуры, которые могут при правильном педагогическом подходе и методически грамотно построенном образовательном процессе внести значительный вклад в изменение существующей ситуации. Одной из таких структур, по нашему мнению, является система учреждений дополнительного образования, а в частности, спортивного профиля (детско-юношеские

спортивные школы, спортивные клубы, клубы по месту жительства и т.д.)

Осознание противоречия между назревшей социальной потребностью и недостаточной научной разработкой послужило основой для выбора объекта и предмета нашего исследования, его цели и задач. Объектом исследования является система воспитания детей группы риска в учреждениях дополнительного образования спортивного профиля. Предмет исследования составляют психолого-педагогические механизмы воздействия средств воспитания в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения детей группы риска.

К группе риска можно отнести детей из проблемных семей, детей, плохо успевающих в школе и характеризующихся различными проявлениями девиантного пове-

дения. Другими словами, это дети, попавшие в ситуацию жизненного неблагополучия; ситуацию, в которой ребенок постоянно или периодически недополучает необходимые блага для своего развития, оказываясь под воздействием негативных эффектов от контактов с внешним миром.

Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятой. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, в большей части негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Под понятием дети группы риска подразумеваются дети, находящиеся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Под понятием дети группы риска в настоящее время подразумеваются следующие категории детей:

• дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико -патологической хар актеристики;

• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных причин;

• дети из асоциальных семей;

• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

• дети с проявлениями социальной и психолого-педа-гогической дезадаптации.

Организация эксперимента

Настоящее исследование выполнено в период с 2000 по 2006 г. Предварительный и основной эксперименты проводились на базе муниципальных учреждений дополнительного образования спортивного профиля г. Нижнего Новгорода: МУДО ДЮСШ «Водник», МУДО ДЮСШ «Надежда», МУДО ДЮСШ № 1, МУДО СДЮСШ ОР № 8. Ежегодно в эксперименте приняли участие 120 детей, регулярно занимающихся спортом.

Предварительный педагогический эксперимент

С сентября 2001 по сентябрь 2003 г. был проведен предварительный эксперимент, в рамках которого были обоснованы и стандартизированы специально разработанные средства воспитательной работы с детьми группы риска по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения. В течение 2001/2002 и 2002/2003 учебного года оценивалась эффективность воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования спортивного профиля. В сентябре 2001 г., в начале учебного года, были получены начальные данные. Далее тестирование проводилось в конце каждого учебного года: в июне 2002 г., в июне 2003 г.

В начале эксперимента нами была выделена группа проблемного поведения. Эта группа риска детей, у ко-

торых намечаются или уже наблюдаются признаки отклоняющегося поведения. Эта группа определяется среди детей группы риска по разработанной нами методике диагностики.

Показатели, по которым проводится анализ:

- Показатель группы риска: процентное соотношение количества детей, наблюдаемых в группе риска и общего количества детей в ДЮСШ, районной секции, экспериментальной группе, возрастной группе.

- Показатель группы проблемного поведения: процентное соотношение количества детей, наблюдаемых в группе проблемного поведения и общего количества детей, наблюдаемых в группе риска.

В рамках предварительного эксперимента решались следующие частные задачи:

1) Оценить эффективность воспитательного процесса в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля на период проведения диссертационного исследования.

2) Разработать средства педагогического воздействия на детей группы риска по пр офилактике и коррекции отклоняющегося поведения, способные реализовываться в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования спортивного профиля.

В результате предварительного педагогического эксперимента мы выяснили, что средний показатель группы риска составил 66,0%. Другими словами, более половины детей, занимающихся в спортивных секциях учреждений дополнительного образования, можно причислить по разным параметрам к группе риска. Средний показатель группы проблемного поведения составил 71,0%.

Результаты предварительного педагогического эксперимента

1. При оценке эффективности воспитательного процесса в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля на период проведения диссертационного исследования мы выявили, что:

• Воспитательная работа в секциях или отсутствует, или ведется неэффективно. В большинстве случаев она сводится к работе с деликвентными детьми - детьми, находящимися на учете в ИДН МВД РФ.

• Основное направление работы ведется только на достижение высоких спортивных результатов; необходима более массовая работа.

• Нет специальной методической литературы по организации воспитательной работы с детьми группы риска в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля.

• Необходима работа штатного специалиста - социального педагога, который целенаправленно занимался бы воспитательной работой.

• Кадровая политика в этом направлении ведется неэффективно.

• Нет четкого планирования воспитательной работы в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля.

• Необходим комплексный подход к решению этой проблемы: более тесная связь с государственными органами, отвечающими за социальную политику.

2. По результатам проведенного исследования нами разработаны методические рекомендации по организации воспитательного процесса:

• Методические рекомендации руководящему составу учреждений дополнительного образования спортивного профиля.

• Методические рекомендации тренерско -преподавательскому составу учреждений дополнительного образования спортивного профиля.

• Методические рекомендации штатному социальному педагогу учреждений дополнительного образования спортивного профиля.

Основной педагогический эксперимент

Основной педагогический эксперимент проводился с сентября 2003 по сентябрь 2006 г. Во время него была проведена экспериментальная оценка эффективности специально разработанных средств воспитательной работы с детьми группы риска по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения. Эксперимент предусматривал и сравнительную оценку эффективности воспитательного процесса с использованием разработанных средств.

Нами были выделены контрольные и опытные группы. В контрольных группах проводилась работа по общепринятой методике. В опытных группах была внедрена разработанная нами методика профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

Во время основного педагогического эксперимента были проведены три этапа получения данных: первый этап - по окончании 2003/2004 учебного года в июне 2004 г.; второй этап - по окончании 2004/2005 учебного года в июне 2005 г.; третий этап - по окончании 2005/ 2006 учебного года в июне 2006 г.

Перед основным педагогическим экспериментом была поставлена частная задача - экспериментально обосновать эффективность применения разработанных средств воспитательного воздействия на детей группы риска в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля. Решение этой задачи предусматривало последовательное изучение особенностей воздействия разработанных профилактических и коррекционных средств на поведение испытуемых.

Основное педагогическое воздействие осуществлялось в форме профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников учреждений дополнительного образования спортивного профиля.

Задачей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является предупреждение и коррекция

социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков. Существуют различные формы профилактической работы:

1. Организация социальной среды, в основе которой лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций.

2. Информирование, предполагающее проведение лекций, бесед, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов. Однако само собой информирование не снижает уровень девиаций, оно увеличивает знания о проблеме.

3. Активное социальное обучение социально'-важным навыкам.

4. Организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению.

5. Организация здорового образа жизни.

6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия спортом активизируют личностные ресурсы ребенка, обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформировавшегося девиантного поведения и направлена на профилактику рецидивов или негативных последствий.

Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Непосредственное корректирующее педагогическое воздействие на личность подростка с отклоняющимся поведением включает в себя решение следующих задач и функций:

1. Восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка до появления отклонения в поведении, обращение к памяти о его добрых делах.

2. Компенсирующая, заключающаяся в формировании у ребенка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться успехов (например: спортивная, реализуемая в системе ДЮСШ).

3. Стимулирующая функция направлена на активизацию положительной общественно полезной деятельности ребенка, она осуществляется посредством осуждение или одобрения, небезразличного отношения к личности ребенка, его поступкам.

4. Исправительная функция связана с исправлением отрицательных качеств ребенка и предполагает применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примера и т.д.

В начале эксперимента средний показатель группы проблемного поведения в контрольных и опытных группах был практически одинаковым (см. таблицу). К концу эксперимента средний показатель опытных групп стал на 43,0% ниже, чем в контрольных группах.

Показатели группы проблемного поведения

№ Этапы Средние показатели

п/п эксперимента Контрольные группы Опытные группы

1. Исходные данные 75,0% 76,3%

2. 1-й этап 75,0% 63,2%

3. 2-й этап 69,4% 44,7%

4. 3-й этап 66,7% 23,7%

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

75,00% 75,00%

69^40% 66,70%

*Ж'" А

63,20%

44,70%" ^

23,70%

2 3

этапы эксперимента

--контрольные группы

опытные группы

Полученные данные свидетельствуют о том, что в контрольных группах за весь этап основного эксперимента снижение среднего показателя группы проблемного поведения было незначительным (8,3%). В то же время в опытных группах снижение можно признать значительным: более чем наполовину - 52,6% (см. таблицу). Снижение среднего показателя группы проблемно-

го поведения опытных групп наблюдалось на 44,3% больше, чем в контрольных группах.

Изучение полученных данных, показало, что уже в 1 -м этапе динамика снижение показателей между опытными и контрольными группами достаточно четко выражены в сторону преимущества опытных групп. Однако эти различия стали более очевидными со 2-го этапа эксперимента.

Выводы

Необходимо отметить, что в педагогическом эксперименте сравнивалась не просто динамика показателей группы проблемного поведении и подгруппы деликвен-тов, а эффективность педагогического воздействия на поведение испытуемых опытных и контрольных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог проведенного эксперимента, можно констатировать высокую эффективность разработанных специальных педагогических средств профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей группы риска.

Литература

1. Дети группы риска: Материалы Международной конференции // Под ред. Г.А. Бордовского, Е.И. Казакова, Н.В. Гороховатской / Е.И. Казакова. Дети группы риска: реабилитационные программы педагогического взаимодействия. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

2. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979.

3. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе: Изд-во «ИРФОН», 1972.

4. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учеб. пособие / Т.И. Шульга, Л .Я. Олифе-ренко, А.В. Быков. - М.: Изд-во УРАО, 2002.

5. Шульга Т.И. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке: Методические рекомендации специалистам / Т.И. Шульга, Л .Я. Олиференко, А.В. Быков. -М.: Изд-во УРАО, 2002.

ШИШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.