Список литературы:
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
2. Педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1999. -672 с.
3. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика / Под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова. - М.: Роспатриот центр; Волгоград: НПИПД «Авторское перо», 2005. - 400 с.
4. Чиркова Л.Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе: дисс. - Ярославль, 2009. - 201 с.
5. Шубин В.А. Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза: дисс. ... канд. пед наук / В.А. Шубин; Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2001. - 229 с.
ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ПОИСКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО»
© Казеева О.С.*
Центр образования, г. Москва
В статье приведены практические приемы воспитания читателя-школьника через организацию поисковой деятельности учащихся на материале автобиографическойтрилогииМ. Горького «Детство».
Большое количество открытий, стремительность развития науки и техники требуют от человека развитого, творческого мышления. Изменяется позиция человека и в образовательном пространстве: он становится субъектом образования. Такая перемена влечёт за собой смену целей и смысла образования, высшей ценностью которого становится образованность и осознание собственной индивидуальности через личностный опыт.
В современной педагогике выделяется поисковый метод, нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Поисковые идеи представляют собой свободное изучение проблемы учениками. Последнее особенно важно при преподавании литературы в школе, так как «изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя ... и направлено на формирование свободы общения с искусством слова...» (В.Г. Маранцман).
* Заместитель директора.
Рассмотрим поисковую деятельность учащихся на материале произведения М. Горького «Детство».Образ Алешиной матери.
Поисковое задание.
Как в произведении М. Горького «Детство» возникает образ Алешиной матери?
Цели поиска:
- расширение филологической компетентности;
- развитие коммуникативных навыков и навыков языковой рефлексии;
- создание условий для социальной адаптации учащихся;
- воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию и умеющей представить продукт своей деятельности.
Актуальность:
- данный вид деятельности актуализирует и расширяет знания учащихся в области литературы;
- способствует дальнейшему развитию навыков анализа художественного текста;
- создаёт у ученика целевую установку на усвоение данного раздела школьной программы;
- повышает речевую и общую культуру обучающихся, развивает интеллект;
- индивидуализирует обучение, так как позволяет каждому учащемуся раскрыть свои творческие возможности и выразить свои мысли в удобной для него форме.
Концепция поиска.
В «Программе общеобразовательных учреждений по литературе» (редакция В.Г. Маранцмана) сказано: «Развивая чувства и воображение чита-теля-школьника, глубину понимания содержания литературного произведения и мотивированную оценку художественной формы, изучение литературы призвано сформировать ценностные ориентации ученика.». В этом отношении очень важен процесс восстановления духовных ценно-стей.Именно поэтому важно, чтобы школьники пристальнее «всмотрелись и вслушались» в искусство слова.
В качестве задания учащимся предлагается найти и сравнить три ярких детских впечатления. Первое - приезд матери в дом деда (глава 10). И другое воспоминание - возвращение матери в дом вмести с отчимом (глава 12). Последнее впечатление - мать перед смертью. Выбрать по одному отрывку для заучивания наизусть с аргументацией того, почему сделан тот или иной выбор.
Серьезное дополнение к выполнению поискового задания - рассматривание иллюстраций Б. Дехтерева к «Детству» М. Горького.
Предполагаемый ответ учащихся.
«Первое - приезд матери в дом деда (глава 10). Алеша «ослеплен». Он на всю жизнь запомнит необыкновенное красное платье («от её красной
одежды в кухне стало светлее»). Сказочная, строгая, красивая с холодными серыми глазами смотрит, «как зимне солнце». Мать сразу встала в центр жизниАлеши - сама высокая, самая сильная, прямая, в сравнении с ней «все кругом было маленькое, жалостное и старое....»
И другое воспоминание - возвращение матери в дом вместе с отчимом (глава 12).
«Оба они как будто долго бежали, утомились, все на них смялось, вытерлось, и ничего им не нужно... Я ... окоченел в изумлении: мать точно подменили, она была совсем не та, не прежняя». «Одета она была некрасиво - в широкое, рыжее платье, вздувшееся на животе».
А вот последнее впечатление - мать перед смертью: она «... сидела за столом, одетая в чистое, сиреневое платье, красиво причесанная, важная по-прежнему».
Доминирующей деятельностью при выполнении данного задания стала индивидуальная форма работы. Она позволила значительно повысить интерес школьников к анализу текста. Внешняя же положительная мотивация развивается за счёт одобрения окружающих и чувства соперничества. После выполнения поискового задания учащимся предлагается творческая работа.
Ходработы.
В ходе работы над поисковым заданием выделяются четыре этапа.
1 ЭТАП.
Общая тема задания сообщается учащимся в самом начале урока. После сообщения темы формулируются цели и задачи. Перед семиклассниками был поставлен вопрос: зачем нужно создавать данный образ? Поиск ответа не вызвал затруднения у ребят: более глубокое понимание идеи произведения. Как учитель, я обозначила данную цель таким образом: расширение филологической компетентности.
Следующий вопрос: помимо предметных знаний, какие ещё умения и навыки потребуются в процессе работы над заданием? Ответ на данный вопрос учащиеся смогли найти уже при помощи учителя: навыки поисковой деятельности (анализ), коммуникативные навыки и навыки языковой рефлексии.
Воспитательный характер этого вида работы заключался не только в воспитании творчески активной личности, но и в том, что данная работа способствовала социальной адаптации школьников, так как в процессе работы учащиеся «примеривали» на себя две социальные роли: слушателя, читателя.
2 ЭТАП.
Поиск и подбор материала по выбранной теме, анализ, классификация полученной информации. Семиклассники должны были отобрать краски, цветовые образы периодов жизни Алешиной матери.
Естественно, в 7-м классе ученики понимают, что творчество любого писателя неразрывно связано с его судьбой, поэтому ещё одна задача при подготовке - познакомиться с биографией автора произведения.
3 ЭТАП.
Представление своих ответов школьниками осуществлялось публично.
Сравнивая три детских впечатления, семиклассниками были сделаны выводы.
Три эпизода из жизни матери, три краски - красная, рыжая, сиреневая
- цветовые отблески целых периодов её трагической жизни, подъемов и падений, сопротивления и капитуляции перед жестокой действительностью. Эти воспоминания о матери в совокупности составляет в тексте «Детства» лишь несколько страниц, но за ними ощущается вся жизнь человека, судьба русской женщины, одной из «множества прекрасных душ».
Целостный образ матери складывается из контраста разновременных и разноречивых впечатлений, существующих как бы отдельно одно от другого. И Горький - портретист передает это впечатление мозаичности, противоречивости жизни.
На этом этапе деятельности ребята продемонстрировали навыки: монологической речи, умение уверенно держать себя во время ответа.
4 ЭТАП.
Главной целью задания было расширение филологической компетентности. Также хотелось узнать, какой опыт получали школьники в ходе работы над данным заданием не только в предметной области, поэтому в качестве задания было предложено письменно ответить на вопрос: «Какой опыт я получил как слушатель, читатель?».
Из ученических работ:
«Пожалуй, стоит начать рассматривать всё происходящее с позиции читателя. Прочитав три эпизода их жизни матери, - я в очередной разубедилась в том, чторусский язык широк, безграничен, а главное - неиссякаем.
Из трёх же эпизодов особенное впечатление произвел последний -мать перед смертью: «она ... сидела за столом, одетая в чистое, сиреневое платье, красиво причесанная, важная по - прежнему». Но именно это описание матери несет колоссальную эмоциональную нагрузку, значит, не обязательно произведение должно быть наполнено содержательно, чтобы передавать чувства автора».
«Для меня больше всего важен опыт, полученный мною в роли читателя: я начал по-особому относиться и к самому автору, и к его нелёгкой судьбе».
«Я - слушатель. Из всех ответов я бы выделил Никиты Ж. и Саши П. У ребят получился захватывающий рассказ не только потому, что интересна судьба автора, но было заметно и их неравнодушное отношение к тому, о чём они рассказывали. Теперь и я много знаю о трудных страницах жизни М. Горького. Бороться и не смиряться - вот чему учит судьба этого писателя, а, придя домой, я открою книгу М. Горького и еще раз перечитаю «Детство».
«Я считаю, что выполнение поисковых заданий на уроках полезно, ведь мы можем увидеть способности своих одноклассников, оценить их умение отстаивать свою точку зрения, а также учимся дискутировать, учимся публичным выступлениям...».
* * *
Хочется отметить следующее, анализируя размышления ребят. Большинство написали, что главный опыт, который они получили, - это всё-таки опыт читателя. И он же самый сложный... Чтение - это тяжёлый интеллектуальный труд, естественно, при одном условии - желании понять читаемое, «во всём дойти до самой сути».
Мы видим, что ученики, выполнившие поисковую работу от начала до конца, получили хороший стимул для дальнейшей учёбы, пройдя очередной этап самоутверждения в жизни.
Список литературы:
1. Горький М. Детство // «Детство» Горького / Вступительная статья И. Бочаровой. - М.: Изд. «Художественная литература», 1962. - 213 с. -(Народная библиотека).
РАБОТА НАД ЯЗЫКОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
© Калашникова С.Г.*
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты языкового анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе.
О языковом анализе, необходимом при чтении текста для более глубокого его усвоения и понимания, говорили многие методисты прошлого: И.И. Срезневский, В.И. Чернышев, Л.В. Щерба, В.В. Голубков, М.А. Рыбникова. Работа над языком произведения необходима для того, чтобы, во-первых, показать детям систему языковых средств, использованных в тексте; во-вторых, глубже вскрыть содержание произведения, вернее понять его композицию, характеры персонажей, детали, связи, зависимости; в-третьих, обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими
* Доцент кафедры Русского языка, литературы и методики их преподавания, кандидат педагогических наук, доцент.