Научная статья на тему 'Вопросы защиты информации в работе психолога органов внутренних дел'

Вопросы защиты информации в работе психолога органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1107
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / полученная в результате проведения мероприятий психологической работы в органах внутренних дел / служебная информация / меры по защите информации в работе психолога органов внутренних дел. / information received due to psychological work in the Interior agencies / confidential information (for internal use) / information security measures in the work of psychologists of the Interior agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шпагина Елена Михайловна

В статье разъяснены правовые и организационные основы защиты информации в работе психолога, приводятся примеры элементарных способов защиты информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of information security in the work of psychologists of the Interior agencies

The article expands on legal and organizational basis for information security in the psychologist’s work. The author gives examples of elementary means of protecting information.

Текст научной работы на тему «Вопросы защиты информации в работе психолога органов внутренних дел»

2 Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С.104-105.

3 Дашко М. Н., Виноградов М. В. Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С.101-106.

4 Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр». М., 2008. 186 с.; Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. 448 с.

5 Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2006. С. 549-672 ; Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. С. 127-129, 138-141.

6 Собчик Л. Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. СПб., 2003. 622 с.

7 Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. СПб., 2004. 480 с. ; Куликов Л. В.

Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003. 80с.

8 Горьковая И. А., Баканова А. А., Маликова Т. В., Тимошенко Р. А., Краснов А. Е. Учебно-методический комплекс. СПб., 2008. 249 с.

9 Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр». 186 с. ; Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. С. 127129, 138-141.

10 Боровиков А. А. Математическая статистика: учебник. 4-е изд. СПб., 2010. 704 с. ; Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2010. 350 с.

11 Арцев М. Н. Психодиагностическая модель профессиональной компетентности менеджера инновационного образовательного учреждения: дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2002. С. 124-129.

12 Ситников А. П. Акмеологический тренинг: теория, методология, психотехнология. М., 1996. 428 с. ; Его же. Категориальная структура управленческой деятельности. М., 1997. 167 с.

УДК 34.08. 159.99

ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Е. М. Шпагина

В статье разъяснены правовые и организационные основы защиты информации в работе психолога, приводятся примеры элементарных способов защиты информации.

Ключевые слова: информация, полученная в результате проведения мероприятий психологической работы в органах внутренних дел; служебная информация, меры по защите информации в работе психолога органов внутренних дел.

Служебная деятельность психолога органов внутренних дел связана с информацией, получаемой в процессе общения с сотрудниками и членами их семей. Неосторожное обращение с нею может не только нанести непоправимый вред информационно-психологической безопасности человека, в нашем случае — сотрудника полиции, его родных и близких, но и затронуть взаимоотношения внутри служебного коллектива подразделений органов внутренних, негативно повлиять на морально-психологический климат.

В нормативных правовых актах, регламентирующих организацию психологического обеспечения в органах внутренних дел, особо отмечена работа с информацией, получаемой в процессе психологической работы 1.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 39 раскрыто понятие персональных данных сотрудников органов внутренних дел, а также порядок обращения со сведениями, содержащимися в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел 2. Данная информа-

ция является конфиденциальной (служебной тайной) и (или) эти сведения отнесены к категории, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну. Также в п.6 настоящего Закона говорится, что сотрудник органов внутренних дел, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, хранение, обработку, использование и передачу персональных данных другого сотрудника, либо виновный в утрате таких данных, несет ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами 3.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» в п.24 отмечено, что сведения, содержащиеся в психологическом заключении при прохождении процедур профессионального психологического отбора, конфиденциальны (служебная тайна). Ознакомление кандидата с психологическим заключением организует соответствующее кадровое подразделение (с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны — п. 28). Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 36) 4.

Приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определен особый статус психологической информации: в п. 15 раздела V Приложения 1 говорится, что «информация, полученная в результате проведения обследований (исследований) и иных мероприятий психологической работы, является конфиденциальной (служебной тайной)» 5.

В Положении об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации выделен отдельный раздел V «Оформление, использование и хранение информации, полученной в результате проведения мероприятий психологической работы», чего ранее не было, а Приложение 2 определяет порядок ведения служебной документации психолога.

Наличие таких норм в отношении информации, получаемой в процессе психологической работы, определяет более детальное изучение вопросов организации защиты информации в повседневной работе сотрудников психологической службы подразделений ОВД.

Чтобы разобраться в этой тематике, нам необходимо ответить на три традиционных вопроса относительно информации:

— что защищать?

— от чего и от кого защищать?

— как защищать?

Для ответа на первый вопрос следует понять, какая информация интегрируется в ходе работы психологической службы, важно установить её правовой статус.

На основании Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» всю информацию можно разделить на общедоступную и ограниченного доступа.

К общедоступной относят общеизвестные данные и иные сведения, доступ к которым не закрыт.

К ограниченному доступу относят государственную тайну и конфиденциальную информацию. Конфиденциальность информации — требование, обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, не передавать такие данные третьим лицам без согласия обладателя 6.

Во время любой психологической работы собираются персональные данные человека (сотрудника, членов его семьи), за исключением случаев, когда информация обезличивается и установить её принадлежность конкретному лицу невозможно (например, при анонимном анкетировании, без указания фамилий и имен). Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные это — «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация».

По законодательству РФ персональные данные:

— собирают и включают в соответствующие базы на основании свободного согласия субъекта, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо установленных в законе;

— охраняют в режиме конфиденциальной информации, т. е. исключены их случайное или несанкционированное разглашение или случайная утрата, а равно несанкционированный доступ к данным, их изменение, блокировка или передача.

Следующий вид конфиденциальной информации, который может быть доступен в процессе работы специалиста-психолога — это профессиональная тайна, которая подразделяется на врачебную 7, тайну усыновления 8 и другие сведения о частной жизни.

Все перечисленные формы конфиденциальной информации, ставшей известной государственным органам или должностным лицам при осуществлении ими государственных полномочий (персональные данные, профессиональная тайна и др.), трансформируются в служебную тайну, когда речь идет о психологе органов внутренних дел, работа которого относится к государственной службе.

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах государственного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости 9.

Обращение с информацией, составляющей служебную тайну, регулируется Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. В Перечне сведений конфиденциального характера служебной тайной называют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством. К служебной тайне относятся и сведения, конфиденциальность которых диктуется служебной необходимостью 10.

Психолог органов внутренних дел при выполнении определенных видов деятельности сталкивается с информацией, относящейся к государственной тайне 11. В органах внутренних дел это чаще всего информация, получаемая в процессе оперативно-розыскной деятельности. В ходе консультирования сотрудников по вопросам учета психологических аспектов при выполнении оперативно-служебных задач, составлении психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также при изучении (прогнозировании) социально-психологических процессов в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, при определении по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения, в процессе консультирования по вопросам выработки стратегии и тактики ведения переговоров (в том числе при освобождении заложников) 12, психолог невольно получает информацию такого рода, что требует от него знаний по обращению с информацией, относимой к государственной тайне.

При рассмотрении первого вопроса о том, что должен защищать психолог в процессе работы с информацией, нельзя обойти формы предоставления информации (при её получении, обработке, хранении, использовании и передаче). Это важное знание для определения угроз информационной безопасности, обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации, а также для понимания образования каналов утечки информации.

Первая форма — устная речь (монолог и диалог, групповая дискуссия, телефонный разговор), может передаваться по телефону, записываться на магнитофонные и цифровые носители, распространяться с помощью электронных средств связи и современного программного обеспечения по сети (например, зкуре).

Вторая форма — это бумажные носители информации — записи, документы, создаваемые от руки или на компьютере, выведенные на печать. В приказе МВД России от 2 августа 2013 г. № 660 в Приложении 2 к Положению об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации обозначен порядок ведения служебной документации:

1) журнал учета работы психолога;

2) накопительная папка;

3) психологический паспорт (база данных) на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Третья форма — электронные формы записи информации (текстовой, акустической, фото- и видео) — компьютерные системы. При работе с компьютерными системами необходимо представлять всю совокупность технических средств системы, в том числе и периферийных устройств, подключенных к компьютеру (монитор, клавиатура, принтер и сканер, факс, микрофон и колонки, модем и подключение к сети). Не следует забывать о различных видах аудио- и видеозаписей, которые создаются в процессе работы психолога на консультациях, во время проведения тренингов, психологических обследований, специальных психофизиологических исследований.

Утечки информации могут произойти по акустическим, визуальным, материальным и техническим каналам.

Следует упомянуть и о понятии объекта информатизации. В соответствии с ГОСТом Р 51275-2006 (п. 3.1) объект информатизации — это «совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, а также средств их обеспечения, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых эти средства и системы установлены, или помещений и объектов, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров» 13.

Учитывая, что в кабинетах психологов обрабатывается конфиденциальная информация и используются информационные технологии (например, компьютерная система), кабинет следует принять за объект информатизации.

Второй вопрос (от чего и от кого защищать?) требует детального рассмотрения определения угроз информации и модели нарушителя.

Безопасность информации (данных) — состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечиваются ее (их) конфиденциальность, доступность и целостность 14.

Нарушителей условно подразделяют на внешних и внутренних. К первым относят лиц и организации, которые находятся вне периметра охраняемого объекта и заинтересованы получить определённую информацию. Внешний нарушитель должен иметь специальные сред-

ства и возможности. В случае органов внутренних дел, где здание, как правило, имеет специальное ограждение, реализуется контрольно-пропускная система входа-выхода, осуществляются специальные технические, организационные и физические мероприятия по защите информации, возможности для получения любой информации ограничены. Однако наличие различных линий связи (проводной и беспроводной интернет, телефония) способствует образованию канала утечки информации. Информация к внешнему нарушителю может поступить через акустический канал или визуальный.

Нарушитель может вступать в контакт с сотрудниками вне территории органов внутренних дел, различными методами воздействия и манипулирования выведывать информацию.

К внутреннему нарушителю относится человек, работающий на объекте защиты, который по роду службы имеет доступ к информации. Чем ближе к месту работы психолога такой сотрудник, тем больше шансов у него получить желаемое и остаться незамеченным. Таким нарушителем может быть работник клининговой компании, сотрудник, обслуживающий технику в кабинете психолога, системный администратор, соседи по кабинету и др. Кроме того, к внутренним нарушителям можно отнести и самого психолога, который может подорвать безопасность информации (нарушить ее конфиденциальность, целостность и доступность) как преднамеренно, так и случайно.

В целях предотвращения нарушений конфиденциальности информации необходимо понимать механизмы образования каналов утечки. Этот вопрос рассмотрим на примере кабинета психолога в ОВД.

Первый канал утечки информации — визуально-оптический. Сведения воспринимаются через органы зрения, в некоторых случаях — с помощью специальных приборов. Наиболее распространенные и всем известные примеры: информация считана и даже сфотографирована с экрана монитора компьютера, прочитана на бумаге, оставленной на столе или в других местах, в том числе и через окно (с помощью бинокля). Для предотвращения утечки по этому каналу используются простейшие меры безопасности: окна необходимо закрыть от посторонних глаз с помощью жалюзи. Экран монитора компьютера необходимо размещать и разворачивать на рабочем месте таким образом, чтобы заинтересованный нарушитель конфиденциальности информации не смог прочитать её или сфотографировать. Документы психолога с информацией ограниченного доступа следует убирать в сейф с ограничением доступа.

Второй канал утечки информации — вибро-акусти-ческий, информация может быть подслушана. Элементарное правило для психолога — не вести консультирование или диагностику при открытых окнах и дверях, для особо приватных разговоров выбирать помещения с двойной дверью. Самый простой способ подслушивания информации — через открытое окно (форточку), дверь (стоя у двери), вентиляцию. Все твердые предметы (стекла на окнах и стены, батареи отопления) вибрируют при воздействии на них звуковой волны и прослу-

шивание может осуществляться через стены, пол и потолок, а также стекла окон с помощью специальных приборов (например, стетоскопов). В случае освещения вопросов, которые могут относиться к государственной тайне (в полиции это чаще всего вопросы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью), необходимо знать, что существует специально оборудованное помещение — объект информатизации, которое проходит специальные проверки, направленные на обнаружение и ликвидацию различных закладочных устройств утечки информации.

Третий способ — утечки по электромагнитным и электрическим каналам. Необходимо помнить, что все предметы излучают электромагнитные волны, в особенности электрические приборы и различные сети. На них нарушители устанавливают закамуфлированные специальные средства, которые усиливают это излучение для передачи, а затем и считывания на специальных приборах для последующего преобразования в понятный восприятию вид. Именно поэтому комплекты компьютерной техники, поставляемые в органы внутренних дел для обработки информации ограниченного доступа, проходят специальную проверку на наличие таких устройств. Психологу необходимо понимать, что комната, оборудованная обычной непроверенной техникой, — не место для проведения особо конфиденциальных переговоров. Помещение должно проверяться на наличие закладочных устройств, с помощью которых может передаваться информация за периметр здания, где расположено подразделение органов внутренних дел.

Четвертый способ — материально-вещественный. Информация чаще всего представлена в виде документов на бумажных и электронных носителях. Для нарушителя источником получения такой информации может стать обычный мусор: черновики, копии документов. В случае обращения с информацией ограниченного доступа мусор уничтожается определенным способом — через специальные машины или сжигается (в зависимости от степени секретности). Следует упомянуть и флешносители, диски: их теряют, передают третьим лицам. Порядок обращения с такими носителями также определяется степенью секретности информации, представленной на них. Необходимо воздерживаться от хранения служебных сведений на дисках и флешносителях вместе с личной информацией.

Особое внимание важно уделять вопросам защиты информации в компьютерных системах. В условиях бурного роста информационных технологий в кабинете психолога есть информация, создаваемая и хранимая на компьютере, которую легко скопировать на различные носители, вывести на печать или передать по компьютерной сети. Современные технологии позволяют вести компьютерную базу данных на сотрудников подразделения, использовать комплексные автоматизированные методики психологической диагностики сотрудников. С одной стороны, компьютер облегчает работу с информацией, с другой — создает определенные проблемы для ее безопасности (обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности). Защита информации

в компьютерных системах требует от пользователя специальных знаний. Психолог должен знать элементарные правила безопасности. Доступ к информации на рабочем компьютере сотрудник должен защитить надежным паролем, известным только ему (и, возможно, системному администратору). Хранить пароли необходимо в отдельном месте (лучше в сейфе с ограниченным доступом). Нельзя создавать, хранить информацию ограниченного доступа на компьютере, подключенном к сети Интернет из-за опасности вторжения нарушителей (так называемых хакеров), нельзя передавать информацию ограниченного доступа через Интернет.

На вопрос «как защищать?» мы частично ответили при перечислении каналов утечки. Однако подойдем к этой проблеме с точки зрения принятых терминов и определений. Защита информации — это деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. Защита информации — принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Вопросами технической защиты информации в органах внутренних дел занимаются специальные подразделения связи, информационных технологий и защиты информации. Получить квалифицированную помощь по технической защите информации можно у них. Организационной защитой информации занимаются подразделения делопроизводства и режима секретности. Именно они оформляют и отслеживают допуск к информации ограниченного доступа. Большая доля ответственности по защите информации лежит на создателе и пользователе информации, который должен принимать меры по обеспечению безопасности информации (данных), сохраняя ее (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Даже информацию общего доступа следует защитить от модификации и уничтожения, сохранив возможность пользоваться ею, т. е. обеспечить доступность (например, открыть файл в компьютере). Для этого каждый сотрудник органов внутренних дел, в том числе и психолог, должен обладать элементарными знаниями и навыками защиты информации, осуществлять активные действия по её защите в своей повседневной работе.

Приведем некоторые рекомендации по защите информации, которые необходимо выполнять каждому психологу органов внутренних дел:

1) повышать правовую и техническую компетентность психологов в вопросах информационной безопасности и защиты информации;

2) оборудовать кабинет психолога двойной дверью, обить стены шумоизолирующими материалами,

периодически обследовать кабинет на предмет закладных устройств (защита от утечки по техническим каналам). Защитить окна жалюзи (от утечки информации по оптическим каналам);

3) хранить документацию психолога на бумажных и электронных носителях, содержащих конфиденциальную информацию, в сейфах с ограничением доступа;

4) соблюдать запрет на создание, обработку конфиденциальной информации на компьютере с выходом в компьютерную сеть;

5) соблюдать запрет на хранение конфиденциальной информации на незащищенном компьютере без разграничения и персонификации доступа к конфиденциальной информации и базам данных, хранящимся на компьютере;

6) регулярно осуществлять резервное копирование баз данных, которые ведутся в электронном виде, и хранить копии в специальных местах (защита от уничтожения и модификации).

Данный перечень не является исчерпывающим, тема защиты информации в работе психолога требует дополнительного развития и продолжения.

1 Виноградов М. В. О нормативном правовом обеспечении психологической работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 105-107.

2 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. №49 (ч. 1), ст. 7020.

3 О персональных данных : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч. I), ст. 3451.

4 Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Россий-

ской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 50 (ч. VI), ст. 7075.

5 Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013. № 660.

6 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч. I), ст. 3448.

7 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48, ст. 6724.

8 Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (гл. 19, ст. 139) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1, ст. 16.

9 Пономарева Ю. В. Актуальные вопросы служебной тайны // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2013. № 4 (10). С. 17-30.

10 Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера : Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. № 1111) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №10, ст.1127.

11 О государственной тайне : федеральный закон от 21 июля 1993 г. (в ред. федеральных законов от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ, от 01 декабря 2007 г. № 318-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

12 Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660.

13 ГОСТ Р 51275-2006. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 374-ст.

14 ГОСТ Р 50922-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Защита информации. Основные термины и определения: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 373-ст.

УДК 316.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

А. В. Созонник

В статье изложены дескрипторы профессиональной идентичности личности курсанта. Представленный факторный анализ типов идентичности курсантов на разных этапах военно-профессиональной социализации свидетельствует об идентификационных сдвигах от начальной военно-ролевой позиции к учебной, военно-профессиональной и военно-специальной идентичности.

Ключевые слова: личность, идентичность, социализация, профессиональная социализация, «образ-Я».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отечественной социальной психологии социализация предстает как процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями '. Она выступает в контексте таких социально-психологических проблем, как социальная установка, идентичность и социальное поведение. Становление идентичности, принятие социальной роли являются важнейшими механизмом социализации 2, изучение этих процессов остается актуальной и значимой задачей, стоящей перед социальной психологией личности.

Социализация в системе образования обладает выраженным целенаправленным характером, имеет свои конкретные цели, которые заключаются в воспроизводстве и усовершенствовании существующей социальной системы 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.