Научная статья на тему 'Вопросы воспитания и обучения в трудах Ахмета Байтурсынова'

Вопросы воспитания и обучения в трудах Ахмета Байтурсынова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6418
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТәРБИЕ / ОқЫТУ / ХАЛЪЩТЪЩ ПЕДАГОГИКА / АГАРТУ іСі / КЛАССИКАЛЫқ / НАГЫЗ / әДіСТЕМЕЛЕР / ИНДУСТРИАЛДЫ ИННОВАЦИОНДЫқ / INDUSTRIALLY INNOVATIVE / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ENLIGHTENMENT / КЛАССИЧЕСКИЙ / CLASSICAL / РЕАЛЬНЫЙ / REAL / МЕТОДИКА / METHODS / ИНДУСТРИАЛЬНО -ИННОВАЦИОННЫЙ / UPBRINGING / NATIONAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гофман Л.Ю.

В данной статье рассмотрены вопросы воспитания и обучения, которые были отражены в трудах Ахмета Байтурсынова. Инновационные педагогические идеи А. Байтурсынова актуальны для современного образования. Также в статье говорится о том, что качественное образование является основой индустриально -инновационного развития Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы воспитания и обучения в трудах Ахмета Байтурсынова»

Ш

Л.Ю. Гофман,

преподаватель русского языка и русской литературы КГКП «Костанайский сельскохозяйственный колледж»

He?i)?i свздер: тэрбие, оцыту, халыцтыц педагогика, агарту ici, классикальщ, нагыз, эд^стемелер, индустриалды - инновациондьщ.

Ключевые слова: воспитание, обучение, народная педагогика, просвещение, классический, реальный, методика, индустриально -инновационный.

Keywords: upbringing, education, national pedagogics, enlightenment, classical, real, methods, industrially - innovative.

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ТРУДАХ АХМЕТА БАЙТУРСЫНОВА

Ацдатпа

Бул макалада Ахмет Байтурсынов енбектершде айк;ын Kepi Hi с тагщан тэрбие мен бшм сурактары к;а-растырылды. Ахмет Байтурсыновтын инновацияльщ педагогикальщ идеялары заманауи бшм беруде кекей-кесп. Сапалы бшм беру Кдзакстаннын индустриалды - инновацияльщ дамуыньщ Heri3i болыи саналады.

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы воспитания и обучения, которые были отражены в трудах Ахмета Байтурсынова. Инновационные педагогические идеи А. Байтурсынова актуальны для современного образования. Также в статье говорится о том, что качественное образование является основой индустриально -инновационного развития Казахстана.

Annotation

This article considered of the questions education and educating that were reflected in labours of Ahmet Baitursynov. Innovational pedagogical ideas of Ahmet Baitursynov are actual for modern education. There talked about that the quality education is the basis of industrially - innovative development of Kazakhstan.

<

История развития педагогической культуры казахского народауходит в глубь веков. На протяжении % „

длительной истории жители степных просторов на- z. копили богатый опыт воспитания подрастающих S

поколений, в котором обобщили творческий опыт §

о

народных масс, правила, нормы и принципы пове- £, дения человека.

Народная педагогика обширного региона пред- Я

ставляет собой синтез педагогической мысли, опы- 2

та и традиций разных этнических компонентов, ?

из которых формировалось нынешнее поколение ~

казахстанцев. Казахские мыслители личным при- й

мером учили молодёжь быть кристально чистыми ь и высоконравственными людьми. Это значительно усиливало действенность их поучения [1, с.36].

В конце 19 века начинают формироваться педа- 2

и

гогические взгляды выдающегося поэта, учёного, г

О

тюрколога, переводчика, педагога, публициста, общественного деятеля Казахстана Ахмета Байтур- 2

го <

а.

из

с:

о

м

и 2

и о

в1

сынова.

Ахмет Байтурсынов родился в Тосын-ской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Получил первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско - казахском училище и в Оренбургской учительской семинарии. Педагогическую деятельность А. Байтурсынов начал в 1885 году учителем аульных, волостных школ, городских двуклассных училищ в Актюбинском, Куста-найском и Каркаралинском уездах. К началу 1900-х годов относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, публикует поэтические сборники «Сорок басен», «Комар», оставивишие заметный след в духовной жизни казахского народа.

1921 -1922 годы работет наркомом просвещения. В 1928-1929 году - в Казахском институте народного образования, где читал лекции по казахскому языку и литературе, истории культуры.

А. Байтурсынов автор первого казахского букваря. Осуществлённая им тогда же реформа казахской письменности получает поддержку в среде прогрессивной интеллигенции, а в 1924 году она была принята официально.

Новый казахский алфавит, названный в честь учёного байтурсыновским, в своё время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов. При проведении реформы письменности наши зарубежные соотечественники до сих пор пользуются байтурсыновской графикой [2, с.27].

Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. По этому поводу он много размышляет, своими мыслями и выводами делится в своих статьях, учебных пособиях,

научных книгах.

В своих работах, посвящённых про-священию и образованию, А. Байтурсынов отвечает на вопрос: Какой должна быть начальная школа с казахским языком обучения? Любой человек нуждается в начальном образовании в такой же степени, в какой ему нужны язык, уши и руки. Учащиеся школ должны овладевать знаниями, которые бы им позволяли свободно читать и писать на родном языке. Начальная школа - как мусульманская, так и с русским языком обучения должна выступать как образовательная база для тех, кто желает учиться дальше. Но если выпускники начальных школ лишены возможности совершенствовать свой уровень образования, то их надо обеспечить хотя бы такими знаниями, с помощью которых они могли бы быть в курсе литературной и культурной жизни нации.

Ахмет Байтурсынов считал, что целесообразно довести, продолжительность начального образования детей - казахов до пяти лет. В течение первых трёх лет школьники должны учиться только на родном языке, в остальное время только на русском. Все дети, желающие учиться в начальной школе, получать реальную возможность посещать её. А. Байтурсынов предлагал разделить начальные школы на две группы: для приходящих и для постоянно проживающих в пришкольных зданиях.

Начальные школы нужно разделить на степные и городские. Степные школы целесообразно делить на аульные и волостные; в аульных обучение ведётся на родном языке и имеет продолжительность три года, в волостных - на русском языке, продолжительность обучения - два года. Волостные школы принимают выпускников аульных начальных школ. Городские школы могут быть трёхклассными и пятиклассными. В казахских начальных школах должны преподаваться следующие предметы: чтение, письмо, закон бо-

жии, родной язык, национальная история, арифметика, география, обучение хозяйственной деятельности, природоведение. Содержание образования двухлетних начальных русских школ нужно построить с таким расчётом, чтобы их выпускники в дальнейшем могли поступать в младшие классы классических и реальных гимназий. При такой организации начального образования знания, полученные детьми - казахами в начальной школе, могут служить хорошей базой для повышения как мусульманского, так и русскоязычного образования [3, с. 11].

В каждом своём труде Ахмет Байтур-сынов затрагивает роль учителя. Он говорит, что учителя которые хорошо владеют методиками непосредственного обучения детей, средствами родного языка и в этих целях пользуются эффективными учебными пособиями, могут за три года до-стич неплохих результатов.

Учитель - душа школы. Какой учитель, такова и школа, т.е. качество знаний учащихся зависит от того, насколько подготовлен сам учитель, и насколько он владеет приёмами обучения. Во-первых всякая школа нуждается в квалифицированных учителях, имеющих солидную педагогическую и методическую подготовку. Во-вторых, школа нуждается во всевозможных средствах обучения, в учебниках и учебных пособиях. Качество преподавания зависит от качества учебников. В-третьих, школе нужна соответствующая программа, в которой бы упорядочились и систематизировались все материалы, подлежащие усвоению. Для того, чтобы достичь положительных результатов в любом деле,его нужно заранее чётко спланировать и предусмотреть весь ход дальнейших действий, т.е. необходимо иметь под рукой всесторонне обоснованную программу. Для того, чтобы не обрекать детей на пустую трату времени, забивая им голову ненужными вещами, для разумного определения объёма

и содержания необходимого образования необходимо чётко и ясно установить пределы знаний, подлежащих усвоению в начальных классах. Такая регламентация учебной деятельности детей и называется учебной программой.

Школа, лишенная хотя бы одного из тех необходимых условий, не может нормально функционировать, она оказывается не в состоянии выполнить программные требования, допускает неразумное использование учебного времени.

Проблему образования нельзя поставить в один ряд с проблемами вечного бытия или же землепользования казахов. Всё это относится к задачам будущего. Объективным критерием определения того, кто лучше разбирается в вопросах обучения, могут служить лишь показательные уроки, проводимые поочерёдно авторами учебника и его критиками в присутствии знатоков педагогики и методики [4, с. 21].

Сейчас никто не спорит о необходимости образования. Главное богатсво человека - образование. Как бы ни был богат народ, без образования его богатства всегда будут переходить в руки цивилизованных народов.

Ахмет Байтурсынов указывает на то, что обучение на казахском языке не приведено в определённый порядок. Мало учителей, нет программы обучения, нет определённого учебного года, нет специально построенных школ, нет учителей -методистов, обучающих науке преподавания. А.Байтурсынов обращает внимание общественности, что необходимо учить детей на родном языке.

Ахмет Байтурсынов говорил о том, что любое дело будет сделано хорошо и быстро, если его будет делать знающий человек. Люди, занимающиеся обучением детей, должны хорошо знать вопросы методики. Учитель должен усвоить всё, чему будет обучать детей. Он должен хорошо знать природу и чувствовать настроение ребёнка. Для этого необходимо

ас

С са С

со <

с, из О 3

ы с; из С а.

и Ш

и

ы •у

С е=Г О

м

5:

Щ

2: Ы

и ©

с и п

го <

а.

из

с:

о

м

и 2

всё знать о физическом и умственном развитии детей почти с самого их рождения.

Необходимо также осознать все недостатки в обучении детей, ведь исправление общества всегда начинается с исправления дела обучения. Оно поможет изжить большинство пороков, бытующих в казахской среде.

Надеждой лучшего будущего народа является молодёжь. Поэтому на то, как она обучается и как она воспитывается, должно быть обращено самое основное наше внимание.

Новое поколение должно находиться в руках обученных по-новому же молодых учителей. У них свежие мысли и знания. Стремясь служить народу, они не будут скрывать от него все свои знания.

Если не будет затруднений, дети по-настоящему заинтересуются учёбой. А чем лучше будут усваивать грамоту дети, тем больше вдохновятся обучать их родители. Таким образом, умелое обучение учителей увеличило бы число учеников, придало бы силу скорейшему продвижению обучения вперёд [5, с. 15].

Особое внимание Ахмет Байтурсынов уделял изучению языков. Одно из известных его учебных пособий - это пособие по казахскому языку. В предисловии он поделился своими мыслями о языке. Язык - самый сильный отличительный признак человека, его своеобразие труда. Современное время - это время письменности, которая достигла большего развития, чем устная речь.

Каждый народ должен обучать своих детей сначала на родном языке, и только когда они усвоят систему и законы родного языка, получат в этом деле определённые навыки, переходят на изучение другого языка. В казахских начальных

школах наряду с другими предметами должна изучаться и грамматика казахского языка [6, с. 31].

Изучая труды Ахмета Байтурсынова, касающиеся вопросов воспитания и обучения будущего поколения, приходишь к выводу, что современная педагогика тесно связана с прошлым. Программы, которыми пользуются современные педагоги были разработаны и изучены - мыслителями прошлых столетий. Главное богатство человека - это его образование, его ремесло. Этот бесценный груз делает человека счастливым.

Главная цель педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова - вырастить и воспитать подрастающее поколение честным и трудолюбивым, верным народу, готовым постоять за его свободу, продолжить его лучшие традиции.

ЛИТЕРАТУРА

ГС.Калиев, К.Аюбай. Антология педагогической мысли Казахстана [Текст] /С.Калиев, К.Аюбай. - Алматы: Сездш-Словарь, 2012.-Т.1. - 448 с.

2.Байтурсынов, А. Букварь - система знаков//Жалын,-1989. - С.203-205.

3.Нургалиев, Р. Ахмет Байтурсынов [о творчестве А.Байтурсынова] [Текст]/Р. Нургалиев //Перестройка и художественная литература,-1990. - С.3-21.

4.Байтурсынов, А. Нужды школы [Текст] /А. Байтурсынов// Казах. -1914,-№62. -С. 196- 198.

5. Байтурсынов, А. Об обучении [Текст]/А. Байтурсынов. // Казах. -1913,-№ 11. - С.199.

6.Байтурсынов, А. Об обучении по-казахски [Текст] / А. Байтурсынов // Казах. -1913. -№14. - С.199- 200.

и

о

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.