Научная статья на тему 'Вопросы внедрения дистанционных форм обучения в профессиональную подготовку таможенников'

Вопросы внедрения дистанционных форм обучения в профессиональную подготовку таможенников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринько Наталья Степановна, Ковтун Элла Анатольевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения в систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров таможенных органов дистанционных образовательных технологий. Анализируются преимущества их применения, возникающие при этом проблемы, высказываются предложения по повышению эффективности использования дистанционных форм обучения таможенников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринько Наталья Степановна, Ковтун Элла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы внедрения дистанционных форм обучения в профессиональную подготовку таможенников»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Н.С. ГРИНЬКО, Э.А. КОВТУН

Вопросы внедрения дистанционных форм обучения в профессиональную подготовку таможенников

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения в систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров таможенных органов дистанционных образовательных технологий. Анализируются преимущества их применения, возникающие при этом проблемы, высказываются предложения по повышению эффективности использования дистанционных форм обучения таможенников.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, инновационные формы образования, дистанционные образовательные технологии.

Современная система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров таможенных органов переживает в настоящее время период организационного совершенствования и внедрения новых современных форм обучения. В числе актуальных задач дополнительного профессионального образования таможенников на первом месте находится совершенствование учебного процесса и повышение его качественного уровня за счет использования современных обучающих технологий. В первую очередь к ним относятся дистанционные технологии обучения.

Эффективность внедрения инновационных форм в образовании существенно зависит от законодательной базы по регулированию отношений, возникающих при организации дистанционного обучения.

В федеральном законе от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» среди основных мероприятий ее реализации названы развитие, разработка и внедрение информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе, дистанционных.

ГРИНЬКО Наталья Степановна — начальник отдела подготовки кадров кадровой службы Дальневосточного таможенного управления.

КОВТУН Элла Анатольевна — гл. государственный таможенный инспектор отдела подготовки кадров кадровой службы Дальневосточного таможенного управления.

В 2002 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

В 2003 г. на основании результатов эксперимента в федеральный закон «Об образовании» было введено понятие «дистанционные образовательные технологии» (ред. от 10.01.2003 № 11-ФЗ), а также принята серия нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации дистанционного обучения.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования.

Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261 утверждена федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)», в числе основных мероприятий которой предусмотрено «обеспечение внедрения в систему дополнительного профессионального образования государственных служащих современных образовательных и информационных технологий». При этом одним из ожидаемых результатов реализации Программы является «актуализация содержания программ подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения».

Нашли свое место вопросы применения ДОТ и в нормативной базе таможенных органов.

Приказом ФТС России от 25.07.2008 № 915 утвержден Порядок организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации. Раздел 3 Порядка полностью посвящен организации обучения кадров таможенных органов с использованием дистанционных образовательных технологий. В пунктах 15-21 даются определение ДОТ, цели их использования, определяются категории специалистов, подлежащих обучению с использованием ДОТ, порядок их зачисления на обучение и его прохождения, обязанности руководителей таможенных органов по обеспечению необходимых условий обучения.

В профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов, расположенных на территории ДФО, технологии дистанционного образования и технологии «кейсовой методики» обучения активно используются с 2006 г. Целесообразность их внедрения показала современная практика таможенной деятельности в регионе. Значительная отдаленность субъектов

Федерации, разбросанность таможенных органов на огромной территории округа, высокая интенсивность их работы и загруженность, сложности с отвлечением должностных лиц от работы объективно способствовали активному переходу на ДОТ в таможенных органах. Достаточно отметить, что в 2006 г. количество должностных лиц, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционной форме, составило 60,2 % от общего числа обученных .

В настоящее время объемы обучения в рамках ДОТ стабилизировались и составляют в среднем по году около 40 % (см. таблицу).

Таблица

Количество должностных лиц таможен Дальневосточного региона, прошедших повышение квалификации по программам дистанционного обучения

Программы дистанционного обучения Кол-во, чел.

Информационное обеспечение в таможенных органах 208

Актуальные вопросы управления организацией 581

Правовые аспекты профессиональной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов 701

Технология обеспечения информационной безопасности в таможенных органах 25

Основы таможенного дела 310

Актуальные вопросы организации обеспечения торговых ограничений, не носящих экономического характера 25

Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами 156

Актуальные вопросы организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств 1541

Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации 299

Основные положения организации государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации 88

Преимущества использования ДОТ в образовательном процессе таможенников очевидны: экономия финансовых средств (за 5 лет более 100 млн р. командировочных расходов); исключение отрыва должностных лиц на длительное время от исполнения служебных обязанностей; возможность обеспечить дифференцированное индивидуальное обучение в соответствии с квалификационными требованиями к должностям; развитие творческого подхода к обучению, потребности к самостоятельному овладению знаниями, необходимыми для повышения личного профессионального уровня должностного лица.

Кроме того, использование дистанционных технологий существенно модернизирует сам учебный процесс, поскольку они представляют собой сис-

темно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения и ориентированы на удовлетворение самых широких образовательных потребностей пользователей.

За последние 5 лет обучение в дистанционной форме прошли в общей сложности почти 4 тысячи должностных лиц таможенных органов Дальнего Востока по 10 различным программам. Из них 61,5 % освоили программы, непосредственно касающиеся вопросов организации таможенного дела: таможенное оформление и таможенный контроль; основы таможенного дела; обеспечение торговых ограничений; защита интеллектуальной собственности; организация проведения отдельных видов государственного контроля (см. рисунок).

Возможности дистанционных технологий позволили обучить широкий круг государственных служащих таможенных органов по таким универсальным программам, как «Правовые аспекты профессиональной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов» и «Основные положения организации государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации». Общее количество обученных по этим программам составило 1515 человек.

Всего Всего Всего Всего Всего

2349 чел. 1486 чел. 1327 чел. 1964 чел. 1805 чел.

2500 2000

5 1500

^

о

к

о 1000

500

0

год

Количество должностных лиц таможенных органов Дальневосточного региона, прошедших обучение в дистанционной форме

Дистанционные формы обучения применяют не только Российская таможенная академия и ее Владивостокский, Ростовский, Санкт-Петербургский филиалы, но и другие учебные заведения системы ДПО, например, Современная гуманитарная академия (г. Москва), Институт повышения квалификации Российской академии государственной службы (г. Москва).

Таможенники оценили обучение с применением ДОТ при удаленном доступе к образовательному ресурсу за следующие возможности: модульность

Очная форма обучения ■ Дистанционная форма обучения

2006

2007

2008

2009

2010

построения материала, позволяющую слушателю самому определять интенсивность и последовательность процесса; акцент на конкретные задачи производственной деятельности обучаемого; наличие постоянной системы контроля и самоконтроля на основе взаимодействия с коллегами-участниками образовательного процесса и его организаторами.

Вместе с тем серьезный анализ эффективности внедрения ДОТ показывает, что достигнутые количественные показатели по охвату должностных лиц ДОТ не означают, что достигнут необходимый качественный уровень обучения.

Переход к информационным образовательным технологиям возможен только при достижении определенного кадрового, технологического и технического уровня, который определяет следующие направления развития дистанционного обучения:

— развитие материально-технической базы системы дистанционного образования;

— совершенствование учебных программ;

— совершенствование организационной структуры управления дистанционным обучением.

Обучение с применением дистанционных технологий началось с 2006 г., тогда таможни столкнулись с большими трудностями технического характера, связанными с работой на персональных компьютерах. Это — отсутствие программ, раскрывающих современные учебно-методические комплексы; опечатанные, в силу специфики деятельности конкретных подразделений, дисководы; по этой же причине — ограниченные возможности выхода с персонального компьютера в Интернет. В связи с этим не у всех обучающихся сформировалась необходимая информационная культура: не всегда слушатели владели навыками участия в ролевых виртуальных играх, проявляли интерес к таким интерактивным методам обучения, как форумы, интернет-конференции и т. д.

В настоящее время в Дальневосточном регионе только в ДВТУ имеется учебный класс на 14 посадочных мест, оборудованный должным образом для дистанционного обучения. Наиболее сложно, по техническим причинам, организовать обучение с использованием ДОТ на отдаленных таможенных постах. Обучающиеся не всегда могут полностью использовать мультимедийные возможности учебных комплексов. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование учебных программ, регулярное обновление справочно-нормативной базы, улучшение организационной стороны дистанционного обучения.

Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, распространение дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования дальневосточных таможенников — необратимый процесс, который требует системного подхода и разработки механизмов его регулирования.

Основными задачами, первоочередное решение которых позволит повысить эффективность обучения с применением ДОТ, являются:

1. Оснащение всех таможенных органов региона компьютерной техникой, способной обеспечить работу с мультимедийными учебно-методическими комплексами, прилагающимися к программам дистанционного обучения.

2. Развитие системы региональных информационных сетей для целей обучения, обеспечение информационных каналов связи ДВТУ — ВФ РТА, ВФ РТА — таможни региона.

3. Организация беспрепятственного выхода слушателей, обучающихся с использованием ДОТ, в Интернет для выполнения учебной программы.

4. Повышение качества учебного процесса за счет совершенствования содержания образовательных программ и введения большего объема практических занятий, разработки их на основе принципов открытого дистанционного образования. Расширение использования компьютерного моделирования, позволяющего имитировать профессиональные процессы служебной деятельности.

5. Организация контроля за созданием необходимых условий труда лицам, обучающимся на рабочем месте в дистанционной форме.

6. Развитие личных мотиваций у должностных лиц таможенных органов к совершенствованию своей информационной культуры.

7. Создание специализированных подразделений на факультетах повышения квалификации филиалов РТА, ответственных за проведение обучения с использованием ДОТ.

Дистанционное обучение не должно и не может заменить его традиционные формы. Оно призвано стать новой образовательной моделью, позволяющей осуществить непрерывное самосовершенствование, направленное на формирование у обучающегося технологий быстрого получения, обработки информации и ее практического применения.

Дальнейшее совершенствование ДОТ в учебном процессе таможенников будет способствовать формированию современных знаний и навыков, умению осознавать возникающие проблемы служебной деятельности и находить способы их эффективного решения, повышая, тем самым, уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.