Конституция Республики Марий Эл: взгляд молодых конституционалистов
УДК 342.55
ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАРОГО И НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Низова Карина Николаевна,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье проводится сравнительный анализ Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ключевые слова: местное самоуправление, федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, конституционно-правовая политика, формы осуществления населением местного самоуправления, федеральный закон № 131-ФЗ.
Конституционно-правовая политика Российской Федерации направлена на развитие институтов гражданского общества и демократического правового государства. Сегодня местное самоуправление - неотъемлемая часть любого общества, так как оно включает в себя элементы самоорганизации населения в решении вопросов местного значения, которое обеспечивается взаимодействием органов местного самоуправления с населением.
Организационно-правовые гарантии на осуществление местного самоуправления населением Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации [1], Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] и других нормативно-правовых актах.
До принятия Федерального закона № 131-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], который также регулировал институт взаимодействия органов местного самоуправления с населением.
Для того чтобы выявить различия в вопросах взаимодействия органов местного самоуправления с населением, необходимо проанализировать Федеральный закон № 131-ФЗ и Федеральный закон № 154-ФЗ (утративший силу с принятием Федерального закона № 131-ФЗ). Несмотря на то, что оба закона имеют аналогичное название, в них имеются существенные различия.
Отличия появляются уже в определении понятия «местное самоуправление». В Федеральном законе № 154-ФЗ местное самоуправление определяется как «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения». А в Федеральном законе № 131-ФЗ говорится, что местное самоуправление в Российской Федерации -это форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение
84
населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, в Федеральном законе 1995 г. акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 г. - как на форму осуществления народом своей власти.
Название главы Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующей участие населения в осуществлении местного самоуправления, отличается от названия аналогичной главы Федерального закона № 154-ФЗ. В прежнем законе глава называлась «Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления». Получалось, что в этой главе речь должна идти обо всех формах осуществления местного самоуправления, в том числе и через органы местного самоуправления, хотя на самом деле об органах местного самоуправления здесь не было ни слова. В Федеральном законе № 131-ФЗ такая глава называется «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления», что соответствует ее содержанию.
Таким образом, отличаются не только названия глав, но и соответствие этих названий их содержанию; более того, Федеральный закон № 131-ФЗ уже в названии выделил два вида непосредственной демократии: непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
Отличаются и формы осуществления населением местного самоуправления. Так, Федеральный закон 1995 года предусматривал следующие формы: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и иные формы, не противоречащие Конституции РФ и федеральному закону.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Низова К. Н.
Федеральный закон № 131-ФЗ был дополнен новыми формами осуществления местного самоуправления населением, такими, как:
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
- публичные слушания;
- конференция граждан (собрание делегатов);
- опрос граждан.
Также Федеральный закон № 131-ФЗ более детально регламентировал некоторые формы осуществления населением местного самоуправления, которые были предусмотрены Федеральным законом 1995 г.
Местный референдум и муниципальные выборы были отнесены к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления, по сравнению с Федеральным законом № 154-ФЗ более подробно был урегулирован порядок проведения местного референдума, муниципальных выборов. В Федеральном законе № 154-ФЗ устанавливалось, что инициаторами проведения местного референдума является население и представительный орган местного самоуправления, Федеральный закон № 131-ФЗ расширил этот перечень, включив избирательные объединения и иные общественные объединения.
Сход и собрание как формы осуществления местного самоуправления в Федеральном законе 1995 г. закреплялись как синонимы, а Федеральный закон 2003 года разделил эти понятия, закрепив сход граждан как самостоятельную форму. Федеральный закон № 154-ФЗ определял лишь некоторые вопросы функционирования собраний (сходов) граждан. В Федеральном законе № 131-ФЗ было установлено, когда должна применяться такая форма, как сход граждан, а также установлено, с какой целью проводятся собрания. В Федеральном законе № 154-ФЗ об этом ничего не говорилось.
Наиболее существенные изменения были связаны с такой формой осуществления населением местного самоуправления, как правотворческая инициатива. В Федеральном законе № 154-ФЗ данная форма называлась «народная правотворческая инициатива». Участником местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании являлся не народ, а население. Федеральный закон № 131-ФЗ изменил название данного института на «правотворческую инициативу граждан» и существенно конкретизировал его, наделив правом на правотворческую инициативу группу граждан численностью не более 3 %, а в прежнем законе этим правом обладало неопределенное число граждан [4, с. 354]. В Федеральном законе № 154-ФЗ отмечалось, что население имеет право на
правотворческую инициативу в соответствии с уставом муниципального образования. Если же в уставе порядок не предусматривался, то население лишалось этого права. Также ничего не говорилось о сроках рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, и не определялось, какой орган должен его рассмотреть. Федеральный закон № 131-ФЗ устранил эти недостатки.
Также были внесены изменения в такую форму, как территориальное общественное самоуправление. Федеральный закон № 131-ФЗ сохранил общую характеристику территориального общественного самоуправления, содержащуюся в Федеральном законе № 154-ФЗ, однако были внесены изменения, касающиеся его организации. Федеральный закон № 154-ФЗ устанавливал, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. А Федеральный закон № 131-ФЗ исключил из числа источников законы субъектов, установив, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ более подробно регулирует участие населения в местном самоуправлении, включает новые формы осуществления населением местного самоуправления и существенно дополняет Федеральный закон № 154-ФЗ.
В целом, оба федеральных закона характеризуют применение форм гражданского участия и содержат нормы, обеспечивающие участие населения в осуществлении местного самоуправления. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ в большей степени регулирует взаимодействие органов местного самоуправления с населением.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 21 июля 2014 г.).
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
4. Васильев В. И. Муниципальное право России: учебник. М.: Юстицинформ, 2012. 680 с.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
85
Конституция Республики Марий Эл: взгляд молодых конституционалистов
K. N. Nizova
QUESTION OF PUBLIC PARTICIPATION IN LOCAL GOVERNMENT:
COMPARATIVE ANALYSIS OF OLD AND NEW FEDERAL LAW
In the article the comparative analysis of the Federal Law of October 6, 2003 № 131-FL «On general principles of local self-government in the Russian Federation» and the Federal Law of August 28, 1995 № 154-FL «On general principles of local self-government in the Russian Federation» are carried out.
Key words: local self-government, the Federal law on general principles of organization of local self-government, Constitutional and Legal policy, forms of the population of the local government, the Federal Law № 131-FL.
NIZOVA Karina Nikolaevna - Master of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 340.142
РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ПРЕЦЕДЕНТА КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Оруджова Руфия Ровшан-Кызы,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению понятия судебного прецедента как источника права. Автор дает сравнительный анализ истории становления судебного прецедента в разных странах. В статье на основе исторического подхода детально исследуется природа судебного прецедента, анализируются факторы, влиявшие на его развитие и становление.
Ключевые слова: судебный прецедент, источник права, прецедентное право, преторское право, судебные решения, законодательство.
Проблема формирования системы источников права - одна из самых острых и дискуссионных в юридической науке. Вопрос о том, что считать источником права, имеет важнейшее теоретическое и практическое значение, так как его решение определенным образом ориентирует и правоприменителя. При использовании в качестве источников права исключительно законов нередко возникают сложности, которые указывают на очевидные недостатки такого подхода. В связи с этим практикам все чаще приходится сталкиваться с проблемами использования судебного прецедента в делах о защите конституционных прав граждан, прав человека и даже зачастую использовать их как единственный источник права, регулятор определенных общественных отношений. Кроме того, в последнее время исследование проблем, касающихся судебного прецедента как одного из источников права, стало традиционным не только для зарубежной юридической науки, но и для отечественного правоведения.
Исторический подход при исследовании судебного прецедента как источника права позволяет глубже понять основные причины и условия его возникновения, тенденции его развития, характер и особенности его применения. Кроме того, сравнительный анализ
исторического развития института прецедента позволяет определить объективные и субъективные факторы, которые лежали в основе эволюции судебного прецедента и которые оказывают на него решающее влияние на всем пути его развития, и дает возможность установить те наиболее характерные для судебного прецедента особенности и черты, которые способствовали его многовековому развитию и совершенствованию [1].
Судебный прецедент как самостоятельный правовой институт был известен с древнейших времен в первых мировых государствах, таких, как Вавилон, Древний Египет, Древний Рим. Уже тогда на основе судебной практики были написаны первые книги законов. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали устные заявления (этикеты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении идентичных дел исключительно для принявших их магистратов и непосредственно в течение срока пребывания их у власти [3].
Однако со временем многие наиболее соответствующие интересам господствующего класса положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранных магистратов и таким образом при-
86
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015