Научная статья на тему 'Вопросы сотрудничества при освоении и использовании информационных технологий студентами технического вуза'

Вопросы сотрудничества при освоении и использовании информационных технологий студентами технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION INTERACTION / TEACHING IN COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигметзянова В. М.

The Base of the article serves the particularities a cooperation when mastering and use IT, are considered main particularities, is touched aspects, connected with her (its) shaping.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нигметзянова В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Particularities cooperation when mastering and use information technologies student of the technical high school

The Base of the article serves the particularities a cooperation when mastering and use IT, are considered main particularities, is touched aspects, connected with her (its) shaping.

Текст научной работы на тему «Вопросы сотрудничества при освоении и использовании информационных технологий студентами технического вуза»

#

5. Корректировка распределения курсантов по группам, далее — обучение групп по своим траекториям.

Так как при обучении информатике и ИТ предусмотрена работа только двух преподавателей, то первая и вторая группы курсантов обучаются по одной траектории, третья и четвертая — по другой. Если полученные группы слишком различны по размеру, можно либо варьировать границы оцениваемых параметров, либо составить отдельным курсантам персональные варианты обучения.

Разделение обучаемых по подгруппам позволяет дифференцировать процесс обучения за счет определения базовых знаний по информатике и математике, способностей, уровня образованности, группы профотбора; выявлять обучаемых с развитыми способностями к логико-алгоритмическому мышлению со сфор-

мированным системно-комбинаторным мышлением; повышать уровень знаний у одних обучаемых и довести его до уровня олимпиад, другим — обеспечить получение прочных знаний базового курса.

Литература:

1. Гужвенко Е.И. Информатика. Методика преподавания в ввузе. Учебно-методическое пособие.— Рязань: Воен. автомоб. ин-т, 2003.— 67 с.

2. Гужвенко Е.И. Совершенствование методической системы подготовки по информатике в технических вузах на основе координирующей модели обучения (на примере военно-инженерных специальностей, непрофильных по отношению к информатике).— Рязань: Ряз. воен. автомоб. ин-т, 2006. - 212 с.

3. Кирилова Г.И. Принципы информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования / Казанский педагогический журнал. №8.— 2008.— С. 54-60.

ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ОСВОЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В. М. Нигметзянова, старший преподаватель кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ИНЭКА, г. Наб. Челны, соискатель института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань

Ключевые слова: профессиональное образование, информационные технологии, информационное взаимодействие, обучение в сотрудничестве.

Использование информационных технологий (ИТ) в профессиональной деятельности влечет за собой внесение корректив в структуру и содержание образования, появление новых форм и методов обучения. Сегодня нужны такие методы обучения студентов, которые не только облегча-

ли бы и ускоряли передачу знаний, но и подготовили бы компетентных специалистов, умеющих оперативно осваивать и использовать информационные технологии в своей будущей профессиональной деятельности.

Как правило, в процессе профессиональной деятельности происходит

Казанский педагогический журнал

42009

#

разделение производственных функций при достижении общих целей [4]. Соответственно каждый специалист должен уметь работать совместно с другими членами коллектива, и поэтому важна ориентация на сотрудничество при подготовке студента к будущей профессиональной деятельности.

При использовании ИТ появляется интерактивный партнер, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия — преподавателем, студентом и средствами ИТ. При этом роль преподавателя меняется, он перестает быть единственным источником учебной информации. Время, затрачиваемое ранее студентом на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Роль студента как «потребителя» фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации также меняется. Он переходит на путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным преподавателем) информации, ее обработки (возможно в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи.

Изменение структуры учебного информационного взаимодействия приводит к активному взаимодействию между преподавателем и студентом (студентами) и средством ИТ, обладающему такими возможностями, которые позволяют использование учебной информации, добытой обучающимся самостоятельно. Это переводит процесс обучения с уровня «пассивного

потребления информации» на уровень «активного преобразования информации» [2,5].

Варианты активного взаимодействия можно представить следующим образом:

1. Непосредственное взаимодействие «студент—преподаватель» является наиболее важной связью в субъект-субъектной схеме общения. В традиционном обучении преподаватель—субъект, а студент— объект педагогического процесса, а при обучении в сотрудничестве студент является субъектом учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.

2. Опосредованное взаимодействие «студент — ИТ» характеризуется связью, обеспечивающей самостоятельность познавательной деятельности студентов. Эффективность использования ИТ в обучении повышается, если объектом педагогического воздействия является не только студент, но и ИТ.

Под опосредованным взаимодействием с использованием ИТ понимается:

а) взаимодействие с разработчиком ИТ (вовлекает свои знания и опыт в реализацию определенного алгоритма деятельности);

б) взаимодействие с Нагё-коллек-тивом (создает современную компьютерную технику с ее специальными возможностями и особенностями работы);

в) взаимодействие с методистом (осуществляет подготовку и переработку информации профессионально-значимой в информацию учебную,

#

разрабатывает возможности использования содержания контекста (создатели кейса), студент является «потребителем» учебной информации даже в случае самостоятельной работы с книгой или другим средством обучения. Студент и ИТ выступают в учебном процессе не как формально объединенная пара, а целостная система, в которой каждый выполняет задачи, наиболее для него подходящие, и поэтому один всегда бывает ведущим, а другой — ведомым. При выполнении заданий с помощью ИТ студент является ведущим партнером в совместной работе. При использовании обучающих и тестирующих компьютерных пакетов ИТ становятся ведущими партнерами и выполняют обучающую и (или) контролирующую функции.

3. Опосредованное взаимодействие «преподаватель — ИТ — студент». В данном случае преподаватель предлагает план работы, библиотеку заданий, инструкции, комментарии, рецензии, предназначенные для конкретного студента (к которым тот обращается по мере надобности, что повышает самостоятельность его работы) [1]. Студент в свою очередь может предоставить преподавателю для рецензирования решенные задачи или другие продукты своей деятельности, обратиться с вопросами, попытаться составить список своих затруднений и пробелов в знаниях. При этом преподаватель и студент получают дополнительную возможность общения через ИТ.

При рассмотрении обучения с использованием педагогики сотрудничества, функционирующей на базе

информационных технологий, при наличии обратной связи с каждым из них мы наблюдаем активность как со стороны студента, преподавателя, так и средства обучения, функционирующего на базе информационных технологий, обладающего интерактивностью. В рассматриваемом случае в средство обучения, функционирующее на базе информационных технологий, встроены элементы технологии обучения, обеспечивающие контроль или самоконтроль результатов обучения, тренировку на формирование определенных знаний или умений, коррекцию в процессе приобретения нового знания. Активное взаимодействие, функционирующее на базе информационных технологий в информационной предметной среде осуществляется следующими компонентами системы (или субъектами информационного взаимодействия системы): студенты, преподаватель обучения. При этом проявление активности («задавать вопросы», «отвечать на вопросы», «выбирать/предлагать» различные режимы работы со средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий, корректировать действия студента и преподавателя в процессе информационного взаимодействия) возможно как со стороны студентов между собой напрямую и (или) посредством средств информационных технологий, так и между преподавателем и студентами, между преподавателем, студентами и средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий. При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и видов

Казанский педагогический журнал

4'2009

#

учебной деятельности с использованием средств информатизации.

4. При взаимодействии «студент — преподаватель — ИТ» происходит своеобразное «трехстороннее» общение, когда студент и преподаватель совместно трудятся над задачей, ищут ошибку, тестируют программу. В данной ситуации углубляются личностные контакты, устанавливается взаимопонимание и доверие. Преподаватель максимально использует ситуацию в интересах интеллектуального воспитания.

5. При взаимодействии «студент— студент» традиционная связь приобретает при использовании ИТ новое звучание. На организацию данной связи преподавателю следует обратить внимание, т.к. это, с одной стороны, общение в ходе совместного обсуждения на начальном этапе и в ходе обобщения, с другой — общение студентов в процессе решения задач. Для некоторых студентов более продуктивна индивидуальная работа, для других — работа в паре. Надо учитывать, что вынужденное сотрудничество приводит к доминированию одного и пассивности другого, но в обстановке заинтересованного диалога и общей работы исчезает возможность «переложить» труд на соседа. Сотрудничество «студент—студент» должно готовить к трудовой деятельности в условиях сотрудничества на производстве. Преподаватель при этом выполняет в некотором роде роль «навигатора» в информационной среде. В процессе обучения с использованием информационных технологий преподаватель может столкнуться с рядом психолого-педагогических

проблем. Среди этих проблем можно выделить такие, как создание благоприятного психологического климата при проведении обучения, трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения, проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве, определение индивидуальных особенностей восприятия информации обучающимся и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса, повышение мотивации обучения, адекватность поведения самого преподавателя выбранной методике обучения и педагогической технологии. Последнее особенно актуально, ибо на занятиях присутствуют студенты с разным уровнем подготовки [3,6]. Чаще всего они владеют конкретными знаниями и техникой взаимодействия с компьютером, но значительно реже — методами.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки студентов, систематизировать знания, снизить временные затраты и время реакции на проявление новых навыков самообучения, овладения высокими технологиями и современным инструментарием, определенную грамотность при работе с источниками информации, что является необходимым условием для дальнейшего профессионального роста выпускника вуза, а навыки сотрудничества в процессе обучения способствуют социализации личности студентов: они овладевают навыками работы в коллективе,

#

умением руководить согруппниками и подчиняться им, у них формируются способности ориентироваться в различных видах деятельности; приобретают определенные социальные правила и нормы поведения, опыт социального взаимодействия преподавателя со студентами, студентов между собой; специфически-ролевые знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Литература:

1. Васильева Е.С. Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям / Казанский педагогический журнал.- 2008.- №7.— С. 97-101.

2. Кирилова Г.И. Принципы информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования / Казанский педагогический журнал.- 2008.-№8.— С. 15-18.

3. Кирилова Г.И. Прогнозирование ис-

пользования и изучения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании / Казанский педагогический журнал.- 2006.- №2.— С. 88-94.

4. Мухаметзянова Г.В., Читалин Н.А. Основные результаты научно-исследовательской работы Института педагогики и психологии профессионального образования РАО в 2006 году (по материалам доклада на ученом совете института) /Казанский педагогический журнал.- 2007.-№1.- С. 3-13.

5. Нигметзянова В.М. Реальные возможности использования взаимосвязей при изучении информационно-ориентированных дисциплин в системе высшего образования. Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. - Казань: ИП-ППО РАО, 2005.— С. 445-447.

6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты).- М.: ИИО РАО, 2007.- 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.