Научная статья на тему 'Вопросы регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в системе воспроизводства'

Вопросы регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в системе воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРОМАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крячков Иван Трофимович, Крячкова Людмила Ивановна, Пронская Ольга Николаевна

Рассмотрены актуальные проблемы повышения эффективности воспроизводства в агропромышленной сфере на основе совершенствования регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в системе воспроизводства»

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА

И. Т. Крячков, Л.И. Крячкова, О.Н. Проискан

Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы повышения эффективности воспроизводства в агропромышленной сфере на основе совершенствования регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Ключевые слова: воспроизводство, регулирование рынка, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, агромаркетинг.

В постановлении Правительства РФ «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» указано на необходимость этого регулирования с целью повышения конкурентоспособности продукции для поддержания доходности отечественных товаропроизводителей. Для этого необходимо принятие мер по созданию сети организованных товарных продовольственных рынков и служб агромаркетинга в системе агропромышленного производства. Это окажет значительно влияние на развитие коммерческой деятельности: исследование рыночной конъюнктуры, обновление структуры производства в хозяйствах, цен на продукцию, нахождение выгодных рынков сбыта продукции и других направлений.

В регулировании рынка сельскохозяйственной продукции большое экономическое значение имеют государственные закупки и государственная интервенция зерна. Государство ведет его закупку по более низким ценам, когда в хозяйствах накапливается много зерна, часто не находящего каналов сбыта. Этим государство облегчает задачу хозяйств по реализации зерна. Государственная интервенция проводится в случаях, когда в результате неурожая ощущается недостаток зерна, который покрывается реализацией зерна хозяйствам из государственных запасов.

Однако товарные закупки и товарная интервенция пока не имели больших объемов. В России с ноября 2011 года по март 2012 года государственные закупки зерна составили только 419 тыс. тонн при средней закупочной цене зерна за 1 тонну 4587 рублей. Государственная интервенция зерна с февраля по июль 2011 года составила только 48,3 тыс. тонн по цене одной тонны 6200 рублей.

Оценка рыночной конъюнктуры проводится на основе спроса на продукцию и предложения на неё, складывающихся на рынке цен на продукцию. Для выявления спроса важно выборочное обследование населения.

Для выявления предложений на товары анализируется имеющийся состав товаров в предприятиях торговли. При этом должны быть уточнены условия расположения предприятий: удаленность от крупных городов и районных центров, размещение по отношению к магистральным дорогам федерального значения.

Весьма важна и организация производства новых нетрадиционных товаров, а также оказание новых услуг населению. Решение об этом должно быть принято с учетом прогнозируемого спроса, возможных цен и затрат на производство товаров.

Изучение конъюнктуры рынка предполагает характеристику основных поставщиков материальных ресурсов предприятия (изменение состава поставляемых ресурсов, цен на продукцию, стабильность их деятельности, тенденции дальнейшего развития) и определение возможности выбора новых поставщиков, изучение конкурентов.

При обосновании ассортимента и объемов производства продукции на предприятии по каждому виду продукции предусматривается несколько вариантов расчета на различные объемы производства и реализации продукции. Для выбора наиболее эффективного соотношения их объемов, т.е. которые позволяют получать наибольшую сумму прибыли, должны определяться наиболее выгодные ассортименты, объемы производства и реализации продукции.

Наряду со средними фактическими показателями эффективности производства за 3-5 последних лет необходим и расчет плановых показателей эффективности, в которых в отличие от фактических не учитываются возможные факты упущения в работе и принимается во внимание точное соблюдение всей технологии и организации производства продукции.

При обосновании цен реализации продукции должно быть выявлено:

- кто и как устанавливает цены на продукцию (услуги);

- как при этом учитываются затраты на ее производство, хранение и реализацию, инфляция;

- как влияет государственное регулирование цен на их установление в хозяйстве;

- как проводится исследование цен в розничной торговле (их уровень, динамика, дифференциация в зависимости от качества товаров и сроков их реализации).

Необходимо сравнение темпов роста цен реализации продукции хозяйством с темпами роста затрат на приобретение ими материально-технических ресурсов и оплату услуг предприятий, необходимых для производства.

При формировании цен реализации за основу должны приниматься планируемая себестоимость продукции и рентабельность производства. Последняя в современных условиях хозяйствования должна быть не менее 30%. Ориентиром здесь должны быть цены конкурентов и покупательная способность населения. Цена должна обеспечивать реализацию всей продукции, возмещение всех затрат, а также получение максимальной прибыли.

При обосновании эффективных способов использования сельскохозяйственной продукции должно учитываться, что произведенную продукцию можно реализовать в свежем виде, переработанной, а ряде случаев (особенно при низком ее качестве) использовать на корм скоту. Критерием выбора способа использования сельскохозяйственной продукции является прибыль, получаемая с единицы продукции.

По переработанной продукции ее себестоимость требует дополнительного расчета. В неё должны быть включены наряду с себестоимостью сырья и затраты по переработке. Эти затраты определяются по каждому элементу: заработная плата, амортизация и текущий ремонт оборудования и машин перерабатывающего предприятия, затраты на электроэнергию и топливо, вспомогательное сырье и материалы, затраты на упаковку и тару.

Технико-экономическое обоснование строительства и эксплуатации цеха переработки продукции должно разрабатываться на каждый отдельный строительный объект. Количество суток работы цеха в году определяется не основе имеющихся запасов сырья, материалов, объемов их приобретения в году и суточной мощности цеха. При этом следует учитывать возможности покупки сельскохозяйственной продукции у населения, чтобы обеспечить максимальное число дней работы цеха в году.

Выручка за продукцию и прибыль рассчитываются отдельно за непереработанную и переработанную про-

дукцию. Дополнительная прибыль определяется как разница между прибылью от реализации переработанной и непереработанной продукции.

При определении выгодных рынков продукции в расчет принимаются цены реализации и издержки, связанные с ней. Последние должны включать транспортные расходы, заработную плату, командировочные суммы, арендную плату по складским и торговым помещениям, а также торговый инвентарь, потери от естественной убыли товара в процессе реализации, поч-тово-телеграфные, рекламные и другие расходы.

Торговые издержки могут отсутствовать, если посредническое предприятие (оптовый продавец) покупает продукцию непосредственно в хозяйстве.

Наиболее выгодным каналом реализации следует считать тот, по которому будет получаться наибольшая сумма прибыли на определенную партию товаров.

Для того, чтобы хозяйство имело полную уверенность в реализации произведенной продукции, оно должно в начале каждого календарного года заключать договор о ее продаже с различными потребителями продукции. Выбор партнеров делается на основе расчетов по определению выгодных рынков сбыта продукции. Наряду с обусловленными ценами при выборе потребителей продукции необходимо учитывать сумму авансов, выплачиваемых ими предприятию. При прочих равных условиях, приоритет остается за теми потребителями, которые оплачивают продукцию по более высокой цене.

Одним из факторов повышения эффективности реализационной деятельности является организация продажи продукции по категориям ее качества. Однако для этого необходима сортировка продукции. Для этого сопоставляются затраты и выручка за реализованную продукцию без сортировки ее и с сортировкой. Сортировка требует дополнительных затрат труда, дополнительной тары, а в ряде случаев и дополнительных транспортных средств. Одновременно увеличивается и выручка за реализованную продукцию за счет увеличения цен за продукцию более высокого качества (первого, второго сорта). Если она превышает дополнительные затраты по сортировке, то продажа продукции по сортам будет целесообразной.

Важным мероприятием по улучшению реализации продукции является стимулирование повышения ее качества, что способствует увеличению объема продажи. При определении эффективности такого стимулирования необходимо спрогнозировать увеличение объема производства и продажи продукции в процентах на каждый процент увеличения оплаты труда работников за качество продукции. Приняв это во внимание, а также фактические объемы производства и продажи продукции, фонд заработной платы, определяют их прогнозируемые значения. Если прогнозируемое увеличение объемов производства и продажи продукции опережает увеличение фонда оплаты труда, то такое увеличение оплаты труда за качество продукции является эффективным. Увеличение объема реализации продукции может быть достигнуто и за счет снижения реализационных цен. Однако это целесообразно лишь в том случае, если снижение цены полностью компенсируется увеличением выручки за счет роста объема реализации продукции. Поэтому важно правильно определить "порог" минимальной цены, дальнейшее снижение которого принесет хозяйству только убыток.

Важно учитывать и эффективность различных сроков реализации продукции. Особенно это касается скоропортящейся продукции (овощей, фруктов). Эту продукцию можно реализовывать сразу после уборки урожая (если для этого имеются возможности) или заложить на хранение и реализовать ее в течение всего осеннего, зимнего и даже весеннего периодов. Если

денежная выручка от реализации хранящейся в холодильниках продукции уже по более высоким ценам будет превышать затраты на ее хранение, то этот вариант реализации продукции из хранилищ будет более эффективным по сравнению с реализацией продукции стразу после сбора урожая и наоборот.

Росту объемов продаж способствует и выбор оптимальной фасовки и упаковки товара, которые будут пользоваться наибольшим спросом у населения. При определении рационального веса одной упаковки необходимо рассчитать затраты на доставку, упаковку товара при неодинаковом весе одной товарной единицы. Эти затраты сопоставляются с прогнозируемым объемом продаж, выручкой от реализации и определяется масса прибыли по различным вариантам фасовки и упаковочной тары. Уменьшение веса одной упаковки, а следовательно, увеличение затрат на фасовку целесообразно до тех пор, пока эти затраты компенсируется увеличением объема продажи и массы прибыли. При этом учитывается тип упаковки, ее стоимость, которая должна быть скомпенсирована увеличением объема продажи.

Важное место в реализационной деятельности занимает транспортировка товара. Особое внимание должно быть уделено выбору транспортного средства и способа перевозки (навалом, в контейнерах и т.д.). В расчетах необходимо использовать стоимость 1 т/км по различным видам транспорта, издержки на тару, а также нормы естественной убыли товара при перевозке продукции различными видами транспорта. Чем эти суммы будут меньше, тем выгоднее транспортное средство и способ перевозки. Однако необходимо иметь в виду, что пользование некоторыми видами транспорта, например железнодорожным объективно предполагает участие других транспортных средств (автомобилей, тракторов и др.), т.к. от станций и пристаней необходимо еще доставить товар конкретным потребителям, в магазины. Поэтому затраты рассчитываются по всем транспортным средствам, привлекаемым одновременно к перевозкам и учитываются затраты на дополнительные погрузку и выгрузку.

Комплекс мер по улучшению реализации продукции включает в себя выбор эффективного способа торговли. Произведенную продукцию предприятие может реализовывать в федеральный и региональный фонды, оптовым посредникам, через собственные или арендованные магазины и др. Приоритет должен быть отдан такой торговле, при которой издержки при реализации минимальны, а выручка - максимальная. В издержках должны быть учтены все статьи реализационных затрат, которые могут иметь место при той или иной форме торговли.

Важно учесть и то обстоятельство, чтобы денежные средства поступали одновременно с продажей товара для защиты от инфляции. При продаже в федеральный и региональный фонды оплата может последовать только через значительный интервал времени, и выручку приходится корректировать на величину инфляции. Только с учетом всех указанных факторов можно объективно определить эффективную коммерческую деятельность.

При характеристике способов сбыта, каналов распределения продукции, произведенной предприятием, должны рассматриваться следующие вопросы:

- изменения, наблюдаемые в использовании каналов распределения продукции;

- расходы на реализацию и эффективность используемых каналов реализации, оплату торгово-посреднических услуг, содержание отдела сбыта, затраты на товародвижение, хранение товара, его складирование, расфасовку, оплату пошлин, на стимулирование сбыта, участие в ярмарках и др.;

- обоснование важности места реализации (рынок, торговые точки в городе и поселке по ценам и количеству участников сделки);

- выявление изменений цен реализации под влиянием транспортных расходов;

- определение потерь продукции при хранении, условия и затраты на хранение;

- разработка предложений по сокращению потерь, снижению затрат, улучшению условий хранения продукции.

Анализ результатов реализации продукции предприятия после хранения ее в хозяйстве в течение определенного времени, а также плановые расчеты проводятся с использованием следующих показателей:

- себестоимость 1 ц продукции, руб.

- затраты на хранение продукции, руб.

- потери при хранении в расчете на единицу заложенной на хранение продукции, %;

- затраты на реализацию 1 ц продукции, руб.

- цена 1 ц продукции на рынке до и после хранения (например, зимнего периода), руб.

- потери продукции при реализации в расчете на единицу продукции, %;

- прибыль от реализации продукции, руб.:

а) реализуемой без хранения,

б) реализуемой после хранения;

- расходы на реализацию (на сбыт, оплату торгово-посреднических услуг, содержание отдела сбыта, на товародвижение (транспортировка, страхование, хранение товара, его складирование, упаковка, расфасовка, маркировка, оплата пошлин), за предоставление услуг потребителям, на стимулирование сбыта, участие в ярмарках и выставках, рекламу, создание имиджа, формирование спроса).

Важное место в коммерческой деятельности занимает реклама. При характеристике сложившейся и разработке новой рекламной деятельности требуется проведение следующей работы:

- проанализировать рекламную деятельность предприятия и ее эффективность;

- оценить рекламные объявления в средствах массовой информации (газетах местных, центральных, на каналах телевидения) и охват ими потребителей;

- оценить возможности использования рекламных объявлений предприятием,

На основе анализа рекламной деятельности в отчетном периоде в бизнес-плане следует правильно определять наиболее эффективные виды рекламы. При этом учитываются слабые и сильные стороны отдельных ее видов. Например, сильные стороны газетной рекламы - доступность, широкая массовость, относительная дешевизна, возможность частого повторения, а слабые стороны: малая выразительность,

"растворение" текста в большом информационном материале и т.д.

Эффективность рекламы определяется путем сопоставления затрат на рекламу с прогнозируемым увеличением объема реализации продукции и прибыли. Сумма прибыли исчисляется как разница между выручкой за реализованную продукцию и совокупными затратами, которые включают в себя наряду с производственными и реализационными издержками затраты на рекламную деятельность.

Список использованных источников

1. Горохов, А. Модель оценки эффективности финансовой поддержки АПК на региональном уровне / А. Горохов// АПК: экономика, управление. - 2011. - №10. - С.70-73.

2. Иванова, Ю. Система мер государственного регулирования АПК региона / Ю.Иванова// АПК: экономика, управление. - 2011. - №12. - С.26-30.

3. Иванова, В. Государственное регулирование производства пищевых продуктов в России / Ю.Иванова,

B.Гончаров// АПК: экономика, управление. - 2010. - №4. -

C.66-72.

4. Об объективных и субъективных факторах развития воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве / И.Т.Крячков, О.Н.Пронская, Л.И.Крячкова, А.В.Михилев// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - №1. - С.3-6.

5. Крячков, И. Т. О главных стратегических направлениях в развитии агропромышленного комплекса / И.Т.Крячков // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - №2. - С.3-6.

6. Новиков, Г.В. Трудовой потенциал сельских территорий: актуализация теории и методологии исследования / Г.В. Новиков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - №3. - С.48-52.

7. Фомин, О.С. Отношения по оплате труда на селе: проблемы и последствия / О.С.Фомин// Экономика и предпринимательство. - 2011. - №5. - С.115-118.

Информация об авторах

Крячков Иван Трофимович, доктор экономических наук, профессор кафедры инновационные методы управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Крячкова Людмила Ивановна, доктор экономических наук, профессор Курского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Пронская Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационные методы управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», e-mail: olgapronskava@vandex.ru., тел. 39-40-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.