Научная статья на тему 'Вопросы реализации антикоррупционной политики в Республике Казахстан на современном этапе'

Вопросы реализации антикоррупционной политики в Республике Казахстан на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY / ANTI-CORRUPTION LAWS / FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ханов Т.А., Балгимбеков Д.У., Какимжанов М.Т.

В статье рассматриваться вопросы реализации антикоррупционной политики в Республике Казахстан на современном этапе. Показаны позитивные результаты и нерешенные проблемы ходе реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2011-2015 годы в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ханов Т.А., Балгимбеков Д.У., Какимжанов М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы реализации антикоррупционной политики в Республике Казахстан на современном этапе»

Ханов Т.А.1, Балгимбеков Д.У.2, Какимжанов М.Т.3 ©

’ Доктор юридических наук, доцент; кандидат химических наук, Карагандинский экономический университет «Казпотребсоюза»

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация

В статье рассматриваться вопросы реализации антикоррупционной политики в Республике Казахстан на современном этапе. Показаны позитивные результаты и нерешенные проблемы ходе реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2011-2015 годы в Казахстане.

Ключевые слова: Коррупция, антикоррупционная политика, антикоррупционные законы, борьба с коррупцией.

Keywords: Corruption, anti-corruption policy, anti-corruption laws, fight against corruption.

Казахстан осознает, что коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития и различается лишь масштабами.

Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 2009 года № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» борьба с коррупционными проявлениями приняла системный и комплексный характер. Поэтому борьба с коррупцией в любом секторе, требует ресурсов - определенных знаний и умений и адекватного финансирования, технической поддержки, проведения сложных расследований и осуществления надзора со стороны как государственных так и международных надзирающих организаций [1, 240-243]. Так, начала осуществляться постепенная децентрализация функций центральных государственных органов с поэтапной передачей части их функций в регионы и частный сектор, сократилась сфера монополии и были созданы условия для развития конкуренции в сфере оказания государственных услуг, начал внедряться принцип «одного окна» при обслуживании населения. Обеспечены прозрачность и объективность процедур конкурсного отбора государственных служащих, соблюдение ограничений, связанных с их статусом, внедряются принципы приема и продвижения, основанные на деловых качествах и профессионализме. Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 утвержден Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан.

8 июля 2005 года внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О государственной службе», которыми предусмотрены нормы, запрещающие поступление на государственную службу лиц, совершивших коррупционные преступления, внедрен институт ротации политических государственных служащих, что на уровне непосредственного оказания государственных услуг населению и организациям служит эффективным инструментом предупреждения коррупции. Осуществляется работа по противодействию «теневой экономике» - источнику коррупции.

Деятельность Правительства Республики Казахстан направлена на конструктивное развитие и укрепление партнерских связей между государством и общественными

© Ханов Т.А., Балгимбеков Д.У., Какимжанов М.Т., 2014 г.

объединениями Казахстана по принципу «от государственного сектора к общественному, частному». Особое внимание уделено усилению и повышению правомочности

неправительственных общественных объединений, представляющих единое мнение и осуществляющих защиту интересов предпринимателей. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 308 «Об утверждении отраслевой Программы по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011 - 2015 годы» предусмотрены соответствующие мероприятия по противодействию коррупционным правонарушениям. В регионах борьба с коррупцией осуществляется в рамках программ, утвержденных маслихатами.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» проведена ревизия действующих подзаконных нормативных правовых актов на предмет наличия в них норм, создающих условия для коррупционных правонарушений. Ревизией были охвачены 5126 действующих подзаконных нормативных правовых актов, принятых в период с 1991 по 2004 годы и зарегистрированных в органах юстиции. В ходе ревизии выявлены 230 нормативных правовых актов, в том числе 35 постановлений Правительства, 41 ведомственный приказ и 154 постановления и решения местных государственных органов, в которых содержатся нормы, создающие условия для коррупционных правонарушений или не соответствующие действующему законодательству Республики Казахстан. Развивается международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией. Проводится работа по налаживанию и укреплению сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств, международными неправительственными организациями по вопросам борьбы с коррупцией.[2, 3-9]

14 декабря 2004 года единогласным решением совещательной группы Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) Республика Казахстан включена в Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. Представителями международных организаций и общественностью была положительно оценена политика нашего государства в сфере борьбы с коррупцией, а также отмечено стремление республики к международному сотрудничеству. Согласно Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией 20-21 октября 2005 года в городе Париже (Франция) состоялась встреча совещательной группы, где была предоставлена информация о законодательно-правовой и институциональной базе по вопросам борьбы с коррупцией в Казахстане. В настоящее время продолжается работа по присоединению Республики Казахстан к международным конвенциям «Об уголовной ответственности за коррупцию» (Страсбург, 27 января 1999 года), «Об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов, добытых преступным путем» (Страсбург, 8 ноября 1990 года), Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (31 октября 2003 года).

Вместе с позитивными результатами, достигнутыми в ходе реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2011-2015 годы, имеют место следующие нерешенные проблемы. Во-первых, наличие правовых пробелов и значительного количества отсылочных норм в законодательных актах позволяет государственным органам принимать ведомственные акты, предоставляющие необоснованно широкие полномочия отдельным должностным лицам. К законодательным актам, требующим первоочередного внесения дополнений и изменений, следует отнести Земельный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», «О государственных закупках», «О лицензировании» и другие нормативные правовые акты, регламентирующие выдачу разрешений. Требуется дальнейшая унификация нормативных правовых актов, регулирующих сферу борьбы с коррупцией, с международными договорами и соглашениями. [3, 37-40] Во-вторых, необходимо дальнейшее упрощение административных процедур, прежде всего налоговых и таможенных правил. Для снижения коррупции они должны быть простыми, ясными и общеизвестными. Требования, предъявляемые к информации и документации, необходимо свести к минимуму. Совершенствование административных процедур должно приводить к ограничению личных контактов должностных лиц и клиентов, а также сокращению установленных форм отчетности и санкций. В-третьих, имеет место недостаточная эффективность в управлении человеческими

ресурсами. Анализ судебной практики административных коррупционных правонарушений показывает, что основная масса виновных представлена государственными служащими низовых звеньев. Уровень их заработной платы и социальная незащищенность создают экономические предпосылки коррупции. Это предполагает введение комплекса мер, позволяющих установить высокие профессиональные требования к работающим в государственном секторе, а также внедрение системы оплаты труда и продвижения по службе, основанной на объективной и непредвзятой оценке деловых качеств и профессионализма государственного служащего. Кроме того, Аметов К.П. отмечает, что необходимо ввести в правовую системе такой подотрасли права, как служебное право. Конечно, само по себе выделение служебного права в качестве относительно самостоятельной подотрасли административного права еще не означает, что служебно-правовые отношения охраняются только нормами данной отрасли. Охрана названных отношений в действительности осуществляется нормами гражданского, административного, трудового и уголовного права - в зависимости от объекта и тяжести совершенного правонарушения^, 118-120]. В-четвертых, отсутствует мониторинг причин возникновения коррупции в государственных органах. Необходимость отслеживания факторов и механизмов коррупции, оценка ее уровня и структуры, анализ эффективности антикоррупционных мероприятий требуют его введения. Такая оценка послужит основой для внедряемых систем внутреннего контроля в центральных государственных и местных исполнительных органах в целях предотвращения коррупционных проявлений. В-пятых, практика последних лет показывает отсутствие необходимого уровня активности и информированности гражданского общества в вопросах антикоррупционной политики государства. В этой связи требуется создание механизмов участия институтов гражданского общества в реализации данной Программы. Не менее важно введение общедоступных и эффективных процедур информирования общественности, особенно молодежи, о ходе борьбы с коррупцией[5, 21-28; 6, ;8, 174-176]. В-шестых, недостаточен уровень международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. В этой связи необходимы расширение форм международного сотрудничества правоохранительных органов и активизация работы по присоединению Республики Казахстан к основополагающим международным конвенциям в сфере борьбы с коррупцией и противодействия ей.

Антикоррупционная политика предполагает разработку и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни и побуждающих государственного служащего к совершению коррупционных действий. Однако следует учитывать, что предлагаемые основные направления не могут считаться исчерпывающими. Негативная корреляция между коррупцией и экономическим ростом в других странах показывает различные модели, методы и инструменты борьбы с коррупцией[5, 21-28]. Поэтому они должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мероприятий, но и с учетом результатов глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь.

Литература

1. Нагорная Л.В. Коррупция в нефтегазовом комплексе: предпосылки возникновения, виды, пути преодоления. // Экономика социология и право. Научный журнал № 6 июнь 2011. Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы: Мат-лы науч.-практ. конф. 27-28 июня 2011 г.: -м., 2011. с. 240-243.

2. Тургумбаев Е.З. Некоторые вопросы совершенствования законодательства о борьбе с коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления // Казахстанский журнал международного права ч.2. № 2(14) 2004г. С.3

3. Ещанов А.Ш. Предупреждение коррупционных преступлений как приоритетное направление борьбы с коррупцией в Республике Казахстан // Право и государство 2003. № 1. С.37

4. Аметов К.П. Административная ответственность за коррупционные правонарушения государственным служащим. // Экономика, социология и право: Журнал научных публикаций. - №

Э40 3 (март): мат.- лы XII междунар. науч.- практ. конф. «Экономика, социология и право: новые вызовы и перспективы», 29 марта 2013 г. / Науч.- инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М., 2013. С. 118-120.

5. Асанова М. Коррупция как один из основных барьеров для достижения целей государственного управления и устойчивого развития: опыт Сингапура и Филиппин. // Журнал «Вестник Карагандинского экономического университета» №4 КЭУ Казпотребсоюза, Караганда, 2013 г. С. 21-28.

6. Плехова О.А. Борьба с коррупцией в советской России в первых послереволюционных годах (19171922 гг.) // Экономика, социология и право. Научный журнал № 6 июнь 2011. Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы: Мат-лы науч.-практ. конф. 27-28 июня 2011 г.: -М., 2011. С.

7. Борисова Е.А. Проблемы активизации студенчества в противодействии коррупции в системе высшего образования // Экономика, социология и право: Журнал научных публикаций. - № Э40 3 (март): мат.-лы XII междунар. науч.-практ. конф. «Экономика, социология и право: новые вызовы и перспективы», 29 марта 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М., 2013.

8. Мондлане Ф.А. Проблемы соблюдения принципа справедливости при назначении административных наказаний. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. №3. - С.174-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.