Научная статья на тему 'Вопросы развития исламских финансовых институтов в России'

Вопросы развития исламских финансовых институтов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ISLAMIC FINANCE / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / THE INTERNATIONAL ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTIONS / РАЗВИТИЕ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ / THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC BANKS / МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / GLOBAL FINANCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирниязов Б.С.

Исламская финансовая индустрия продолжает развиваться, показав свою жизнеспособность в условиях мирового финансового кризиса и заняв свою нишу в пределах глобального финансового рынка. Привлекая к себе значительный интерес, как нетрадиционная модель финансового посредничества, исламские банки показывают высокие темпы роста своих активов и способствуют распространению на мировом финансовом рынке исламских финансовых инструментов. Российский финансовый рынок тоже не исключение, где начали появляться финансовые институты, использующие исламские финансовые инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DEVELOPMENT OF ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTES IN RUSSIA

Islamic finance industry continues to grow, showing its viability in the context of the global financial crisis and having found its niche within the international financial market. Attracting considerable interest as a non-traditional model of financial intermediation, Islamic banks have shown strong growth of their assets and facilitate the spread of the Islamic financial instruments in the global financial market. The Russian financial market is no exception, where some financial institutions have started to use Islamic financial instruments.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития исламских финансовых институтов в России»

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИИ

ISSUES OF DEVELOPMENT OF ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTES IN RUSSIA

Б. С. Ирниязов

Исламская финансовая индустрия продолжает развиваться, показав свою жизнеспособность в условиях мирового финансового кризиса и заняв свою нишу в пределах глобального финансового рынка. Привлекая к себе значительный интерес, как нетрадиционная модель финансового посредничества, исламские банки показывают высокие темпы роста своих активов и способствуют распространению на мировом финансовом рынке исламских финансовых инструментов. Российский финансовый рынок тоже не исключение, где начали появляться финансовые институты, использующие исламские финансовые инструменты.

Ключевые слова: исламские финансы, международные исламские финансовые институты, развитие исламских банков, мировая финансовая система.

B. S. Irniyazov

Islamic finance industry continues to grow, showing its viability in the context of the global financial crisis and having found its niche within the international financial market. Attracting considerable interest as a non-traditional model of financial intermediation, Islamic banks have shown strong growth of their assets and facilitate the spread of the Islamic financial instruments in the global financial market. The Russian financial market is no exception, where some financial institutions have started to use Islamic financial instruments.

Keywords: Islamic finance, the international Islamic financial institutions, the development of Islamic banks, the global financial system.

Вракурсе поиска путей надежного и стабильного развития экономики в условиях первенства финансового сектора интересным видится изучение опыта использования беспроцентных финансовых инструментов. Идеологами и практиками развития таких инструментов выступают исламские финансовые институты. Использование исламских финансовых инструментов считается менее рискованными, так как они жестко привязаны к физическим транзакциям, что уменьшает вероятность создания финансовых пузырей. Не случайно исламские банки практически не пострадали и показали неплохие результаты в кризисный 2008 г.: по итогам III квартала прибыль исламских банков выросла на 58% [1].

По мнению специалистов, западная финансовая система может извлечь важный урок из опыта исламских финансовых институтов: эгоистические интересы финансового сообщества не должны становиться удавкой на горле реального сектора. Решения о финансировании проектов должны приниматься не на основе предвкушения призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на основании ответственной оценки перспектив развития, предельной полезности и умеренной рентабельности. При исламском подходе не финансовые институты задают темп развитию реальной экономики, а производственный сектор, который создает благоприятный инвестиционный климат и, пользуясь услугами финансовой сферы, повышает эффективность и обеспечивает роста производства.

В чем же особенность исламских финансов? Прежде всего, в запрещении использования денег для «производства» денег, поскольку это расценивается как нечестная эксплуатация не только должника, который обязан вы-

платить сумму при любом развитии событий, но и кредитора, который получает лишь оговоренную сумму, даже если должник заработал гораздо больше. Однако указанное не распространяется на возможность возврата с инвестиций, основанных на обмене или владении активами с разделением имеющихся рисков. Поэтому за финансовым сектором сохраняется возможность активно проявлять себя в инвестиционной сфере, используя различные финансовые схемы и инструменты. Основные принципы исламских финансов можно сформулировать следующим образом:

• запрет на гарантированное получение заранее оговоренного процента;

• требование распределения риска между всеми сторонами сделки и участие в капитале;

• важные компоненты договора не должны зависеть от случайности;

• операции, при которых все компоненты договора реализуются в будущем, считаются недействительными (тем не менее разрешены «отложенный платеж» и «отложенная поставка»);

• ни один договор не должен касаться предметов, служащих недостойным целям (например, свинина, азартные игры, алкоголь) и тем самым запрещенным;

• запрещены инвестиции в компании со значительным внешним финансированием.

Немаловажно отметить, что предусматриваемый исламскими финансами принцип запрета на гарантированные проценты в текущих условиях рецессии подтверждает свою обоснованность, когда процентные ставки стремятся к нулевым значениям. Принцип участия в капитале

финансируемой компании может оказаться сегодня очень кстати и для традиционных банков. В условиях кризиса предприятия не всегда довольны предлагаемым на финансовом рынке уровнем кредитной ставки. Как альтернатива и компромисс, банк, согласовав условия и снизив ставку, может стать участником реализации инвестиционного проекта предприятия, претендуя помимо процента еще и на долю в прибыли. Кроме того, такой подход видится актуальным и при реструктуризации проблемных кредитов, чтобы уменьшить текущую финансовую нагрузку на должника, сократив последнему долю фиксированных расходов на оплату процентов.

Так, по оценкам Международного валютного фонда (МВФ), исламские банки гораздо эффективнее (понимая под эффективностью соотношение риска и отдачи на активы), если они невелики. В исследовании, которое рассмотрело результаты деятельности 77 исламских и 397 обычных банков за 12 лет, показано, что те исламские банки, активы которых не превосходили 1 млрд долл., оказались на треть эффективнее схожих по размеру западных банков и на четверть эффективнее тех, у которых активы превосходили 1 млрд долл. [2].

Это объясняется тем, что крупным банкам сложно оценивать риски в рамках исламского подхода к финансированию. Маленьким же банкам с индивидуальным подходом к компаниям-клиентам легче определить подходящий для вложения проект и, в рамках разделения ответственности, получить неплохую прибыль от его удачной реализации. Крупных немусульманских стран с множеством мелких банков и большой долей мусульман в населении не так много. В какой-то степени этим параметрам соответствуют США и Германия. Но самый подходящий кандидат - это Россия с ее многочисленными небольшими банками и более чем 10% мусульман.

Внедрение принципов исламских финансов в России требует комплексного подхода как со стороны регулирующих и законотворческих органов, так и заинтересованных частных структур: банков, инвестиционных компаний, юридических фирм и предпринимателей. Немаловажна роль в этом процессе академической науки: для развития исламских финансовых учреждений и инструментов в России необходимо прежде всего их научное и идеологическое обоснование, согласование. Только после этого можно начать процедуру внесения соответствующих изменений в законодательство и далее инициировать практическое внедрение. Бесспорно, помощь и содействие Исламского банка развития, Международного совета по исламским финансовым услугам, Организации по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах и Международной организации по исламским финансовым рынкам в подготовке правовых документов и обучении специалистов в области исламских финансов будут очень важны.

Не секрет, что исламский капитал имеет четкую религиозно-этическую ориентацию. Исламское финансирование - свод правил, выходящих далеко за пределы чисто финансовых отношений. Финансовые учреждения,

намеренные работать в этой области, должны объединить религиозно-этические аспекты, потребности клиентов и технику банковского дела. Структуры, планирующие создать целый портфель таких продуктов, должны соблюдать три группы ограничений: во-первых, потребности мусульманских клиентов, во-вторых, требования шариата, в-третьих, собственно финансово-банковские и юридические требования.

В свою очередь, чтобы привлечь исламские финансовые институты на российский рынок, следует создать соответствующие условия и обратить внимание на необходимость решения следующих вопросов:

• функционирование компетентных регулирующих органов, которые бы осуществляли активное взаимодействие с экспертами в области мусульманского права для реализации правил регулирования исламских финансовых институтов в России;

• законодательное определение исламских финансовых инструментов, использование которых приветствуется: формирование законодательных механизмов, используемых для работы на финансовых рынках таким образом, чтобы это способствовало использованию актуальных исламских финансовых инструментов без ущерба для традиционных инструментов;

• правовое регулирование деятельности специалистов по мусульманскому праву, максимальное привлечение их к разработке правил работы рынка;

• активизация работы по созданию соответствующих принципам мусульманского права финансовых инструментов минимизации рыночных рисков;

• принятие мер в целях гарантирования ясности и четкости доносимой информации до потребителей данных финансовых услуг.

Все эти моменты затрагивают следующие группы вопросов: правовые; налоговые; учетные; регулятивные; и управления рисками. Несомненно, в светском государстве, к каковым относится и Россия, немаловажен вопрос согласования религиозно-этических аспектов. Поэтому основной упор при формировании новых финансовых инструментов и их внедрении в отечественную экономику следует делать на общечеловеческие, общеэкономические ценности. В сегодняшних условиях как никогда актуален поиск компромисса в обществе для скорейшего выхода из кризиса.

От конкретных практических ответов и решений по вышеупомянутым вопросам будет зависеть черты и судьба дальнейшего развития в России финансовых инструментов и институтов, базирующихся на принципах беспроцентных финансов.

Позиция российских экспертов разнятся в видении путей развития исламских финансовых институтов в России. Например, рабочая группа экспертов по альтернативным (исламским) финансовым институтам при Ассоциации региональных банков России считает необходимым включение исламских финансов в стратегические планы развития российской финансовой системы и внесение изменений в соответствующие законы. Другая груп-

па экспертов исходит из того, что в России нет серьезных барьеров для начала осуществления деятельности некоторых исламских финансовых институтов. При этом они, не отказываясь от необходимости точечных изменений в законодательстве, направляют свои усилия на поиск возможных моделей использования механизмов исламского финансирования в рамках действующих законов.

Несомненно, оценивая перспективы развития исламских финансов в России, можно предположить, что рано или поздно определенные изменения в российском законодательстве, касающиеся исламского финансирования, могут быть востребованы. Только начав реализовывать на практике, можно понять, какие нормы надо менять полностью, а какие достаточно будет дополнить. При этом в настоящее время необходимость форсировать данный процесс отсутствует.

На данный момент банков, работающих по исламской модели, в России нет, но отдельные продукты работают или готовятся к запуску. В их числе ПИФы - Фонд «Халяль» компании БКС, кредитно-потребительские кооперативы «Аманат» и товарищества на вере «Юмарт-Финанс» в Казани. Финансовый дом «Амаль» начал свою работу в феврале 2011 г. при содействии ЗАО «Булгар Банк» в Татарстане1. Но объемы и темпы развития этих институтов, их локали-зованность не соответствуют масштабам страны. Эксперименты на местном уровне не позволяют широко внедрять этот опыт в финансовой сфере по стране.

Более того, в условиях отсутствия адекватной системы регулирования деятельности исламских финансовых институтов, обеспечивающей их интеграцию в традиционную финансовую систему, принятие законодательных

инициатив, опережающих формирование самого рынка исламских финансов в России, может способствовать появлению чрезмерно рискованных финансовых схем и использующих их структур. Поэтому в начальном этапе становления и развития исламских финансовых инструментов и институтов в России на первый план выходят организационно-регулятивные условия их функционирования на федеральном уровне.

Таким образом, основные проблемы, сдерживающие развитие исламских финансов в России, находятся не только в законодательной плоскости. Развитие внутреннего рынка исламского финансирования на данном этапе, в первую очередь, затрудняет отсутствие необходимого спроса на подобные услуги, что связано не только с недостаточной информированностью относительно исламских финансов, но и с определенной настороженностью населения к новым финансовым продуктам, недоверием, обусловленным негативным опытом на рынке и сложной макроэкономической обстановкой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кияткин А. Зеленое знамя банкира // Smart Money. 2009. № 8 (146). 10.03.2009 [Электронный ресуср]. URL: http://www.vedomosti.ru/ smartmoney/article/2009/03/10/9814 (дата обращения 07.08.2013).

2. Cihak M, Hesse H. Islamic Banks and Financial Stability: An Empirical Analysis. IMF Working Papers 08/16, International Monetary Fund, 2008. P.13-15.

1 http://fdamal.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.