Научная статья на тему 'Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних'

Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5078
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / HOMELESSNESS / NEGLECT / CRIMINALITY OF MINORS / PREVENTIVE MAINTENANCE OF CRIMINALITY OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жиляева С. К.

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы предупреждения детской преступности. Отмечается, что, несмотря на снижение в последние годы абсолютного числа всех категорий преступлений, наблюдается рост особо тяжких, изощренных преступлений, в том числе убийств, совершенных несовершеннолетними. Одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности. Так, в статье отмечается, что законодательством не предусмотрена возможность постановки на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, уклоняющихся от обучения, а также временная изоляция их на реабилитационный период в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел. В статье обозначены проблемы в организации взаимодействия органов внутренних дел, суда, прокуратуры по вопросу профилактики повторной преступности несовершеннолетних, т.к. в последние годы наблюдается ее рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жиляева С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF CRIMINALITY OF MINORS

In given article problem questions of the prevention of childrens criminality are considered. It is noticed that, despite decrease last years absolute number of all categories of crimes, growth of especially heavy, refined crimes, including the murders made by minors is observed. One of the current situation reasons is imperfection законодательной bases in sphere of preventive maintenance of teenage criminality. So, in article it is noticed that the legislation doesnt provide statement possibility on the preventive account in divisions on affairs of the minor persons who are engaged in vagrancy, the begging, evading from training, and also their time isolation for the rehabilitation period in the center of time isolation of minor offenders at the Department of Internal Affairs. In article problems in the organization of interaction of bodies of Internal affairs, court, Office of Public Prosecutor concerning preventive maintenance of repeated criminality of minors since last years its growth is observed are designated.

Текст научной работы на тему «Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних»

С.К. ЖИЛЯЕВА, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции

Тел. 89103012818

ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы предупреждения детской преступности. Отмечается, что, несмотря на снижение в последние годы абсолютного числа всех категорий преступлений, наблюдается рост особо тяжких, изощренных преступлений, в том числе убийств, совершенных несовершеннолетними. Одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности.

Так, в статье отмечается, что законодательством не предусмотрена возможность постановки на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, уклоняющихся от обучения, а также временная изоляция их на реабилитационный период в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел.

В статье обозначены проблемы в организации взаимодействия органов внутренних дел, суда, прокуратуры по вопросу профилактики повторной преступности несовершеннолетних, т.к. в последние годы наблюдается ее рост.

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних.

Профилактика детской преступности в России осуществляется различными структурами и на разных уровнях, при этом государство занимает приоритетную позицию в определении ее правовых основ и при осуществлении контроля.

Под профилактикой детской преступности понимается устранение детерминантов и стимулирование положительных тенденций в обществе и государстве. Данная работа должна строиться на принципах охраны и защиты прав и интересов личности; ею должны заниматься разноведомственные учреждения по оказанию социально-правовой, психологической, медицинской и педагогической помощи детям и семьям «группы риска». Успешность деятельности по профилактике зависит от четкого разграничения линии поведения при работе, полномочий и порядка согласования действий различных органов, при неукоснительном соблюдении всех основополагающих начал.

Выработано три модели такой деятельности:

- регулятивная - в этом случае цели исправления можно достичь при применении мер контроля за индивидуумом (современная традиционная российская модель отправления правосудия);

- психогенная, подразумевающая, что преступник - человек с эмоциональными расстройствами и нуждается в соответствующем лечении;

- социогенная, утверждающая, что преступность является следствием действия таких социологических факторов, как конфликт культур. социальная дезорганизация, отчуждение личности и т. д. Делинквентность в этом случае - следствие

__________ лишения человека его основных благ, определяющих его законопослушное по© С.К. Жиляева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ведение (образование, работа и т. п.). В этом случае необходимо производить оздоровление окружающей среды, повышать благосостояние общества и отдельных его представителей, развивать положительные стороны личности.

В современных российских условиях в профилактике детской преступности и беспризорности необходимо сочетание всех указанных моделей. Принципами формирования такой системы правомерно считать приоритет прав и свобод человека, гуманность, законность, целесообразность и обоснованность, эффективность, предупредительность и оперативность, всеобщность и индивидуальность профилактики, сочетание государственных и общественных начал в реализации политики государства в сфере профилактики детской беспризорности, единое информационное, методологическое, правовое и профессиональное обеспечение компетентных органов1.

Профилактика должна осуществляться на трех уровнях: общесоциальном, специально-правовом и индивидуальном. В современных российских условиях имеют значение меры общесоциального характера (повышение уровня жизни населения, поддержка семей с детьми, продуманная миграционная и демографическая политика и т. д.), а для успешной социализации безнадзорных детей и беспризорников - только индивидуальная работа с ними психологов, педагогов и других специалистов.

Целями индивидуальной профилактики должны быть коррекция поведения и ликвидация негативных факторов воздействия на личность.

Сегодня в основе этого неблагоприятного для общества процесса лежат такие факторы, как кризисные явления в семье (нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей); асоциальный образ жизни ряда родителей; падение жизненного и культурного уровня населения, ухудшение условий содержания детей в семьях; педагогическая безграмотность родителей; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу; коммерциализация сферы образования и культуры. И, наверное, самое страшное из всего этого то, что все большее количество детей становятся сиротами при живых родителях. Более частыми стали злоупотребления правами в отношении несовершеннолетних и их имущества со стороны

опекунов и попечителей. Формы таких злоупотреблений могут быть различны. К примеру, опекунство или попечительство с корыстной целью получения опекунского пособия без надлежащего материального содержания несовершеннолетнего и его воспитания, купля-продажа имущества опекаемого без соблюдения установленных правил2. При проверках детских домов, а также сообщений органов опеки и попечительства о невыполнении сотрудниками Сбербанка РФ требований ст. 37 Гражданского кодекса РФ, ст. 60 Семейного кодекса РФ о порядке использования имущества подростков выявлено, что по достижении 14-летнего возраста несовершеннолетние самостоятельно распоряжались средствами, находящимися на вкладах, с согласия родителей (попечителей), ко -торое те давали без получения разрешения органов опеки и попечительства, что нередко приводило к злоупотреблениям со стороны родителей и попечителей и ущемлению имущественных прав подростков3. Поэтому необходим более четкий механизм ответственности опекунов и попечителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Другое дело, что вид и размер наказания, предусмотренные в санкциях данных статей, могут быть сформулированы законодателем как состав преступления небольшой или средней тяжести, если выбрать правильные ориентиры в определении границ и характера уголовной ответственности.

Кроме положительного исторического опыта советского времени в формулировании конкретных составов преступлений против несовершеннолетних видится необходимость продолжения тенденции постреволюционного законодательства о криминализации отдельных общественно опасных деяний, направленных на защиту прав несовершеннолетних и их нормальное развитие.

Так, Семейный кодекс РФ не способен обеспечить защиту интересов отдельно проживающего родителя4. Свердлов Г. М. справедливо допускает в злостных случаях неподчинения судебному решению об отобрании ребенка или предоставлении родителю назначенного времени встреч и общения с ним возможность привлечения виновного к уголовной ответственности5. Систематическое создание одним из родителей препятствий к общению ребенка с другим родителем на практике довольно часто встречается, и ребенок, вовле-

ченный в конфликт развода родителей, часто становится жертвой данных взаимоотношений, что не может не отражаться на его нормальном развитии.

Кроме того, пробелом правового регулирования в настоящее время является уголовно-правовая защита признанных международным и отечественным правом законных интересов несовершеннолетних в сфере обеспечения их духовной и информационной безопасности, которая обостряется с каждым днем. Это вызвано распространением новых, нетрадиционных видов общественно опасных действий, связанных с массовым информационным воздействием на подростков со стороны криминальных структур, сектантских организаций, средств массовой информации, разработчиков профессионально неграмотных и носящих разрушительный характер образовательных программ и методик6. Закрепление в Уголовном кодексе РФ нормы, направленной на обеспечение духовной и информационной безопасности несовершеннолетних, позволит избежать причинения вреда нравственному, физическому, психическому, интеллектуальному и другим видам развития и воспитания детей, а в последующем и распространения преступности несовершеннолетних. В отсутствие данной нормы в последние годы в связи с кризисной социально-экономической обстановкой в России уровень морали и культуры неминуемо падает, и сильнее всего это сказывается на молодом поколении.

Требует криминализации защита трудовых прав несовершеннолетних, так как в этой сфере лица до 18 лет являются наиболее уязвимыми, а работа по «трудовому договору объективно влияет на становление и развитие личности, обеспечивает материальные интересы лица. Несформирован-ность личности несовершеннолетнего нередко выступает в качестве условия их виктимности в данных правоотношениях, чем пользуются недобросовестные работодатели».

Криминализация деяний выражается не только во включении в уголовно-правовую сферу новых деяний или деяний, ранее не признававшихся преступными, но и в расширении действия имеющихся составов преступлений по элементам состава преступления.

Статья 1 56 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в случае, если это деяние соединено с жестоким обращением. Дис-

позиция статьи ограничивает круг субъектов, несущих ответственность за совершение рассматриваемого преступления. В качестве таковых законодатель указал следующие категории лиц, на которых лежит забота о несовершеннолетнем:

- родители или иные лица, на которые возложены эти обязанности;

- педагоги или другие работники образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним.

В соответствии с общепринятой точкой зрения в каждом случае при решении вопроса об ответственности конкретных лиц необходимо доказывать, что обязанности по воспитанию несовершеннолетнего следуют непосредственно из соответствующего нормативного акта. При отсутствии такой обязанности, возложенной непосредственно законом, уголовная ответственность исключается7.

В свете положений ч. 1 ст. 19 Конвенции о правах ребенка 1989 г. состав субъектов правонарушения, сопряженного с жестоким обращением с ребенком, должен быть расширен. В соответствии с названной нормой международного права государства-участники обязаны принять все необходимые законодательством меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление не только со стороны родителей, законных опекунов, но и любого другого лица, заботящегося о ребенке8 .

Общественные отношения, связанные с нормальным развитием ребенка, могут быть нарушены в результате действий не только лиц, которые в соответствии с законом обязаны заботиться о ребенке, но и иных лиц, заботящихся о ребенке. В качестве примера можно привести проживание лиц в так называемом гражданском браке. В случае рождения у этой пары ребенка, если соответствующим образом оформленное волеизъявление от отца ребенка не поступает, мать ребенка считается одинокой матерью. В неблагоприятных семьях (в которых как раз нередки случаи жестокого обращения с детьми) часто рождение ребенка такой «одинокой» матерью является средством для получения социального пособия. Безусловно, при установлении факта нарушения прав ребенка со стороны матери и ее сожителя вопрос о привлече-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

нии к уголовной ответственности должен решаться в отношении обоих. Хотя, если буквально трактовать процесс установления отцовства, указанный в ст. 48 Семейного кодекса РФ, мужчина в данном случае не является одним из родителей9 .

Также не лишним будет рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности по ст. 156 Уго -ловного кодекса РФ и членов семьи, которые в силу тех или иных причин заботятся о ребенке длительное время (во время каникул несовершеннолетнего, в период длительного отсутствия родителей и т.д.), если с их стороны проявлена жестокость по отношению к несовершеннолетнему.

Другой вариант - возникновение обязанности иметь заботу о ребенке по договорным отношениям. В данном случае речь идет о принятии участия в воспитании ребенка няней, гувернером и т.д. Эти лица могут быть наняты в частном порядке. Однако фактам жестокого обращения в отношении воспитуемого с их стороны должна быть дана юридическая оценка10 .

Все перечисленные субъекты в силу тех или иных обстоятельств получают право заниматься воспитанием ребенка и не могут не осознавать своей обязанности заботиться о нем. В случаях жестокого обращения с их стороны ребенок остается фактически беззащитным, его здоровью и психике может быть нанесен непоправимый вред. Учитывая, что сам способ совершения преступления в отношении несовершеннолетнего не всегда образует самостоятельный состав преступления (ст. ст. 115, 116, 117, 125 УК и т.д.), общественно опасное деяние может остаться безнаказанным. А чувство безнаказанности нередко приводит к совершению в отношении несовершеннолетнего более тяжкого преступления11.

Таким образом, представляется уместным предусмотреть в уголовном законодательстве ответственность за проявления жестокости в отношении несовершеннолетнего не только субъектов, перечисленных в ст. 156 УК РФ, но и лиц, фактически заботящихся о ребенке12.

При расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 156 Уголовного кодекса РФ, возникают трудности, связанные с необходимостью установления признака систематичности неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и жестокого обращения с ними. В ряде регионов суды указывают на необходимость установления не менее трех

фактов причинения именно телесных повреждений, а также установления дат их причинения, что не всегда возможно сделать.

Наибольшие споры вызывают характер и ком -петенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В настоящее время действует трехуровневая система комиссий: Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних, комиссии в субъектах РФ и на местах (городские, районные). Первые две образуются при исполнительных органах государственной власти и имеют статус государственных, статус третьей неясен, что снижает ее авторитет. Главная проблема в их деятельности - это смешение задач, следствием чего явилось преобладание карательных мер в отношении ребенка и семьи над воспитательными. В частности, предлагается передать обязанности о применении наказания специальному суду (ювенальная юстиция) или организовать их деятельность по опыту комитетов Бельгии с одной задачей - охраны прав и законных интересов несовершеннолетних от любых посягательств на них.

Следующая группа органов - это органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания. Они принимают меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих свои обязанности в отношении несовершеннолетнего и отрицательно влияющих на него или жестоко с ними обращающихся; контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, к числу которых относятся социальнореабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, иные учреждения, службы, предоставляющие социальные услуги несовершеннолетним и их семьям; осуществляют меры по развитию указанных выше учреждений и служб, внедряют в их деятельность современные методики и технологии социальной реабилитации; дополнительно на региональном уровне ставят на учет и формируют базы данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; участвуют в устройстве несовершеннолетних,

обеспечивая их временное проживание, питание, уход, медицинское обслуживание; выявляют причины безнадзорности и принимают меры к их устранению.

К учреждениям социального обслуживания относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, психолого-педагогиче-ской помощи населению, экстренной психологической помощи и другие учреждения, действующие на основании федерального и регионального законодательств и уставов или положений о них. На современном этапе развития системы социальной поддержки населения их деятельность не может быть признана результативной, так как люди (особенно несовершеннолетние) еще психологически не готовы рассказывать о своих внутренних проблемах посторонним и рассчитывать на их помощь.

При формировании новой концепции политического и социального развития общества и государства должны учитываться запросы, интересы и потребности детей как специфической социальнодемографической категории населения. Для этого целесообразна разработка и реализация следующих мер: детальное правовое регулирование защиты детей в экстремальных ситуациях (межнациональные конфликты, экологические катастрофы) и поддержки подростков, переживающих стадию социальной реадаптации после возвращения в семью из воспитательно-трудовых колоний, специ-

альных школ; закрепление права выпускников учебных заведений, в первую очередь сирот, на труд и соответствующие условия труда и льготы; гарантии прав детей-сирот на первоочередное получение жилья, а также запрет приватизации жилья в ущерб детям; льготы для предприятий (государственных и частных), изготовляющих товары для детей, принимающих на работу несовершеннолетних, особенно детей-сирот; определение возраста, по достижении которого ребенок может обратиться в суд с заявлением о нарушении его прав; создание специальных семейных судов или специализированных составов судов по делам несовершеннолетних; определение порядка экспертной оценки принимаемых законодательных актов с точки зрения их позитивных и негативных последствий на положение детей, их развитие и защиту прав.

От того, насколько эффективно выстроится взаимодействие между органами внутренних дел, органами исполнительной власти и общественными организациями, будет зависеть снижение преступности несовершеннолетних.

В целом успешное взаимодействие указанных структур позволит обеспечить устойчивое функционирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снизить преступность, оказать комплексную помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Примечания

1 Е.О. Миронова «Направления, формы и методы профилактики детской безнадзорности и беспризорности // Педагогическое образование и наука. - № 3. - 2007. - С. 44.

2 См.: Мизайлов И. А. Теоретические и правтические проблемы, связанные с установлением опеки и попечительства // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 3.

3 См.: Королева Г. Защита имущественных прав несовершеннолетних // Законность. - 2006. - № 6. - С.74.

4 См.: Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.06.2006, с изм. от 01.11.2009) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. -Ст. 16.

5 См.: Свердлов Г.М. Право на воспитание и судебные споры о детях // Советское государство и право. - 1940. -№ 5-6. - С. 71.

6 См.: Зиядова Д.З. Роль правовой защиты несовершеннолетних в предупреждении преступности в подростковой среде // Следователь. - 2004. - № 8. - С. 38.

7 См.: Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает // Законность. - 2006. - № 11.

8 См.: там же.

9 См.: Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает // Законность. - 2006. - № 11.

10 См.: там же.

11 См.: там же.

12 См.: там же.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

S.K. ZHILJAEVA

QUESTIONS OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF CRIMINALITY OF MINORS

In given article problem questions of the prevention of children’s criminality are considered. It is noticed that, despite decrease last years absolute number of all categories of crimes, growth of especially heavy, refined crimes, including the murders made by minors is observed. One of the current situation reasons is imperfection законодательной bases in sphere of preventive maintenance of teenage criminality.

So, in article it is noticed that the legislation doesn’t provide statement possibility on the preventive account in divisions on affairs of the minor persons who are engaged in vagrancy, the begging, evading from training, and also their time isolation for the rehabilitation period in the center of time isolation of minor offenders at the Department of Internal Affairs.

In article problems in the organization of interaction of bodies of Internal affairs, court, Office of Public Prosecutor concerning preventive maintenance of repeated criminality of minors since last years its growth is observed are designated.

Key words: homelessness, neglect, criminality of minors, preventive maintenance of criminality of minors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.