Научная статья на тему 'Вопросы продуктивной организации социокультурных ресурсов региона (на примере деятельности Тобольского музея-заповедника)'

Вопросы продуктивной организации социокультурных ресурсов региона (на примере деятельности Тобольского музея-заповедника) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
270
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕРРИТОРИЯ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / RESOURCES / HISTORICAL AND CULTURAL ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL RESOURCES / THE AREA / MUSEUM ACTIVITY / MUSEUM RESERVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сидорова Светлана Юрьевна

В статье рассмотрены наиболее типичные музейно-заповедные ресурсы и примеры их продуктивной организации. Исследование проведено на примере деятельности Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issues of a Productive Organization of Region’s Sociocultural Resources (As Exemplified by the Activity of Tobolsk Museum Reserve)

The article considers the most typical museum and reserved resources and the examples of their productive organization. The study was conducted on the case of Tobolsk Historical and Architectural Museum Reserve.

Текст научной работы на тему «Вопросы продуктивной организации социокультурных ресурсов региона (на примере деятельности Тобольского музея-заповедника)»

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Вопросы продуктивном организации социокультурных ресурсов региона (на примере деятельности Тобольского музея-заповедника)

С. Ю. Сидорова (Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник,

Тюменский государственный нефтегазовый университет)

В статье рассмотрены наиболее типичные музейно-заповедные ресурсы и примеры их продуктивной организации. Исследование проведено на примере деятельности Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

Ключевые слова: ресурсы, историко-культурная среда, социокультурные ресурсы, территория, музейная деятельность, музей-заповедник.

Музеи-заповедники отличаются от музеев других категорий тем, что они не только сохраняют облик уникальных культурных ландшафтов и природных комплексов, но и фактически осуществляют функции органа охраны памятников на своей территории, ведут широкомасштабные реставрационные работы, осуществляют музейный показ памятников и наряду с музейными коллекциями и фондами сберегают историко-архитектурное достояние. Залогом успешности их в наше время и возможной положительной динамики в будущем являются многочисленные ресурсы, которыми они обладают. Бесспорно, каждый музей-заповедник обладает только ему присущим потенциалом. В данной работе выделены и проанализированы наиболее типичные музейно-заповедные ресурсы на примере Государственного учреждения культуры Тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»: историкокультурная и природная среда, территория культурного комплекса, фондовые коллекции,

стационарные и мобильные экспозиции, инфраструктура учреждения, информационный портал, кадровый состав, музейный бренд.

Бесценным, неисчерпаемым и оригинальным ресурсом музеев-заповедников является характерная для них уникальная атмосфера, историко-культурная среда. «Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы» — эти слова академика Д. С. Лихачева неизменно актуальны (Лихачев, 2000: 169). Хотя этот ресурс не материален, но он так же действителен и действенен, как вышеперечисленные, а возможности его не менее значительны, поскольку это прежде всего симбиоз природных и рукотворных явлений.

Наличие у музеев-заповедников территории придает им особую культурно-пространственную знаковость, несущую духовную силу и идеологическую значимость социального начала. Тобольский кремль и здесь является примером. От других кремлей России отличается ландшафтным расположением на гребне

уникальной естественной гряды холмов Тобольского материка. Эта географическая особенность позволяет ему выделяться из городского мегаполиса. Несомненно, Тобольский кремль, единственный за Уралом, является не только символом Сибири, этой особенной части России, но и своеобразным стандартом организации жизнедеятельности отдаленного общественного центра. Это средоточие временных полюсов на природном подиуме становится символом историко-культурной среды.

Он формировался не в один год и не за одно десятилетие. Это не монастырь, а архитектурный ансамбль, представленный социально-культурными сегментами. Изначально он предназначался для укрепления первых поселений. Очень скоро он перерос свое назначение. Софийский двор сложился как резиденция сибирских митрополитов и архиепископов. Воеводский двор (Вознесенский) образовался как комплекс краевых административно-управленческих зданий. Прямской взвоз с подпорными стенами стал служить архитектурным укреплением склонов Троицкого мыса и «воротами» в Каменный город. Гостиный двор своим обывательским определением подтвердил торгово-экономическое значение Тобольска. Тюремный замок в противовес сложившимся качествам общественного центра края дополнил его сооружениями специфической (пенитенциарной) государственной деятельности. Губернский музей был возведен для сохранения и представления историко-культурного наследия западной Сибири и Тобольска.

Тобольский кремль вобрал в себя идеологические составляющие жизнедеятельности города как социального субъекта. На базе кремлевского ансамбля с 1961 г. работает Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, являющийся балансодержателем 50 объектов — памятников истории и архитектуры федерального значения, из которых 35 являются объектами туристического показа, 9 — музейного, а 20 из их же числа находятся в пользовании Тобольско-Тюменской епархии. Собственно, территория и формирует здесь комплексность данного сегментар-

ного ресурса, несет поливариантность его как в основной деятельности, так и в общественных и событийных мероприятиях, становясь местом для проведения музейных праздников и городских фестивалей, выставочных проектов, организации досуга посетителей музея.

Благоустроенная территория дает неограниченные возможности для проведения музейных праздников всех категорий от фольклорно-календарных до театрализованных, общей целью которых является увеличение посещаемости и привлечение новых категорий посетителей. Печатью оригинальности и самобытности отмечен, к примеру, фестиваль «Лето в Тобольском кремле», проходящий ежегодно летом и включающий в себя выступления профессиональных коллективов искусств на мобильной сцене в импровизированном зале под открытым небом. Это не просто массовое мероприятие, это явление в культурной жизни Зауралья. Программа праздников способна заинтересовать большинство категорий музейных посетителей, привлечь внимание как к городу, так и к региону.

Н. Г. Хайруллина отмечает, что последние годы в населенных пунктах Тюменской области массовые праздники и гулянья получают все большее распространение, позволяя тюменцам в какой-то степени самореализоваться. Массовые праздники возрождают исторические и культурные традиции, пропагандируют духовно-нравственные ценности, воспитывают чувство коллективизма и толерантного отношения к народам разных религий, национальностей (Хайруллина, 2013).

Наличие территории позволяет музеям-заповедникам реализовать рекреационную функцию. Отдых содержательный с погружением в особую среду, своего рода отрыв от повседневности, является духовной подпиткой для восстановления утраченных сил.

С данным ресурсом напрямую связан архи-важный аспект продуктивной деятельности — проблема легитимного статуса объектов и земли. Музей-заповедник должен быть полноправным, документально подтвержденным владельцем заповедной территории. Лишь в этом случае он будет иметь возможность сохранять историко-архитектурные и природ-

ные памятники, отвечать за вверенные ему площади, получая определенный доход, организовывать проведение на этой территории различных музейных событий, устанавливать договорные взаимоотношения с подрядчиками по созданию системы общественного питания и продаже сувенирной продукции и оказанию дополнительных услуг, расширяющих возможности полномерно сформировать пространство культурного сервиса.

Важнейшим социокультурным ресурсом являются фондовые коллекции. На сегодняшний день рассматриваемое нами музейное собрание систематизировано по фондам, в каждом из которых сформированы коллекции, присвоены инвентарные шифры. Это фонды вещевых источников; изобразительных источников; печатных и письменных источников; естественно-природных материалов и прочих предметных материалов. Историко-культурные, архитектурные и этнографические объекты, входящие в состав музеев-заповедников, являются базовым источником формирования историко-культурной среды. Безусловно, этот ресурс — самый убедительный, так как он показателен визуальностью и влиятелен трансляцией.

Следующий ресурс, который непосредственно связан с предыдущим, — инфраструктура музея-заповедника, в том числе здания и помещения, а также рядом расположенные сервисные комплексы, содержащиеся у него на балансе. Уже более 140 лет в Тобольске формировался разместившийся ныне в границах кремля центр духовной и материальной культуры, объединивший Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник и Тобольско-Тюменскую епархию. Рубежи материальной и духовной культуры органично сливаются во взаимодействии этих двух институтов, а их единое бытовое пространство сформировано и закреплено здесь местом и временем.

Находясь на территории Тобольска, города, второго в регионе по численности населения после областного центра — Тюмени, государственный музей сформировал систему отношений во взаимодействии с муниципалитетом. С городской администрацией заключе-

но соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве, в рамках которого осуществляется совместная реализация социально значимых проектов. Музей-заповедник принимает участие в организации и проведении мероприятий принципиальной важности для развития Тобольска как туристического и культурного сосредоточия региона. Формирование устойчивого интереса у жителей города и региона — это не просто задача музея, это важнейшее образовательное и воспитательное направление социальной культуры. Общая государственная идея по возрождению, сохранению и представлению исторического наследия может решаться только при системном и постоянном подходе. Для мотивирования частого пребывания граждан в музее используются известные маркетинговые ходы и приемы. Например, здесь действует абонементная система, предоставляются преференции, скидки на посещение объектов музея-заповедника. Совместно с администрацией города введена в действие карта гостя для постоянных клиентов и партнеров. Выполняя федеральное законодательство, музей ежемесячно проводит акции по бесплатным посещениям льготных категорий посетителей.

Наличие хорошей путевой сети имеет немаловажное значение для развития музея-заповедника. Это позволяет организованным группам и индивидуальным посетителям легко добраться до музея и дает самому музею возможность разрабатывать программы и маршруты с демонстрацией как своих экспозиций, так и памятников городской архитектуры, исторических окрестностей и заповедных исторических и природных зон. Транспортная схема позволяет выстраивать сотруднические отношения с туристскими фирмами и компаниями по въездному и паломническому туризму, подкреплять технологически логистику городских и загородных туристических маршрутов. Тюменская область имеет качественные железнодорожные и автомобильные сети, сегодня возрождается система водного транспорта, с большими трудностями, но ресурс уже формируется. Тобольск в перспективе рассматривает строительство аэропорта, и это, несомненно, сни-

мет большое количество вопросов по доставке посетителей.

Развитие сферы услуг мегаполиса, сервиса в настоящее время стало насущной потребностью и немаловажным по значимости средством повышения посещаемости заповедников. Сервис — это прежде всего комфорт при получении музейной услуги. Человек, приобщающийся к истинным вечным ценностям, должен иметь минимум необходимого и максимум возможного. В Тобольском кремле в период с 2007 по 2012 г. произведены работы по благоустройству прилежащих территорий: разработан ландшафтный парк на Соборной площади с фонтанами, организованы зоны отдыха на дворцовых площадях, работают сувенирные киоски, кафетерии, общепит-мобили, обустроены автомобильные стоянки, созданы зоны общественных туалетных помещений.

Актуальный ресурс музея-заповедника — его информационный портал. Известно, что сегодня продвижение продукта на рынок — это прежде всего информированность клиента о товаре. Быть современным сегодня можно, имея свой сайт, заявляясь в веб-иннова-ционных проектах, например таких, как государственная электронная услуга «Запись на обзорные экскурсии» и др. Бесспорно, что создание и воплощение всех высокопродуктивных программ невозможно без высококлассных специалистов разных профилей. Сайт музея в Интернете находится по адресу www.tiamz.ru.

Еще один ресурсный компонент, не совсем традиционный для музея-заповедника, — его бренд. Каждый музей имеет сложившийся на протяжении его истории образ. Безусловно, что его локально-территориальное распространение может быть различным, как и его характер. Но если имидж, а зачастую и связанный с ним музейный бренд рядового краеведческого или даже областного музея в масштабах всей страны может и не иметь столь полнозвучного значения, то в масштабах своего города, района, региона он, бесспорно, значим и узнаваем. Именно образ историко-культурного комплекса привлекает внимание и потоки путешественников и туристов. Историче-

ский контекст определяет не только знако-вость для местного населения, но прежде всего символизирует важнейшие вехи минувшего прошлого малой и большой родины, развивает патриотические чувства, пробуждает уважение и гордость граждан за свое отечество.

Таким образом, историко-культурный комплекс — это специфический, важный социокультурный ресурс региона, являющийся не только фактором развития духовной жизни, но и основой особой отраслевой специализации, одним из перспективных направлений стимулирования социальной политики и развития экономики в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Лихачев, Д. С. (2000) Краеведение как наука и как деятельность // Лихачев Д. С. Русская культура. М. : Искусство. С. 159-174.

Хайруллина, Н. Г. (2013) Межэтнические отношения в полиэтничном регионе: социологическое измерение // Вестник КГТУ им. А. Н. Туполева. № 1. С. 205-208.

Дата поступления: 20.06.2013 г.

THE ISSUES OF A PRODUCTIVE ORGANIZATION OF REGION’S SOCIOCULTURAL RESOURCES (AS EXEMPLIFIED BY THE ACTIVITY OF TOBOLSK MUSEUM RESERVE)

S. YU. SIDOROVA (Tobolsk Historical and Architectural Museum Reserve,

Tyumen State Oil and Gas University)

The article considers the most typical museum and reserved resources and the examples of their productive organization. The study was conducted on the case of Tobolsk Historical and Architectural Museum Reserve.

Keywords: resources, historical and cultural environment, socio-cultural resources, the area, museum activity, museum reserve.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Likhachev, D. S. (2000) Kraevedenie kak nauka i kak deiatel’nost’ // Likhachev D. S. Russkaia kul’-tura. M. : Iskusstvo. S. 159-174.

Khairullina, N. G. (2013) Mezhetnicheskie ot-nosheniia v polietnichnom regione: sotsiologiche-skoe izmerenie // Vestnik KGTU im. A. N. Tupoleva. № 1. S. 205-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.