Научная статья на тему 'Вопросы полового воспитания в педагогическом наследии В. В. Зеньковского'

Вопросы полового воспитания в педагогическом наследии В. В. Зеньковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
341
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНОШЕСТВА / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЕЖИ / SPIRITUAL AND MORAL ISSUES IN YOUTH'S LIFE / RUSSIAN ORTHODOX PEDAGOGY ABROAD / YOUTH GENDER EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кирдяшова Е. В.

В статье анализируются характер постановки проблем полового воспитания юношества и предлагаемые пути их решения в научно-педагогическом наследии крупнейшего педагога и психолога русского зарубежья, выдающегося религиозного мыслителя и активного участника общественно-педагогического движения эмиграции протоиерея Василия Зеньковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of a Gender Education in V. V. Zenkovsky's Pedagogical Heritage

The article analyses the way how problems of a gender education among the youth are defined and the suggested ways of its solving following Vasiliy Zenkovsky's pedagogical heritage. V. V. Zenkovsky was known as an archpriest, the foremost pedagogue and psychologist, a prominent religious philosopher and active participant of social and pedagogical movement of emigration.

Текст научной работы на тему «Вопросы полового воспитания в педагогическом наследии В. В. Зеньковского»

ВОПРОСЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО

Е. В. Кирдяшова, доцент кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева, wek11@yandex.ru

В статье анализируются характер постановки проблем полового воспитания юношества и предлагаемые пути их решения в научно-педагогическом наследии крупнейшего педагога и психолога русского зарубежья, выдающегося религиозного мыслителя и активного участника общественно-педагогического движения эмиграции протоиерея Василия Зеньковского.

Ключевыге слова: православная педагогика российского зарубежья; половое воспитание юношества; духовная жизнь молодежи.

Проблемы полового и сексуального воспитания юношества занимали видного представителя православной педагогики российского зарубежья В. В. Зеньковского в течение всей его жизни и деятельности. Этим вопросам он посвятил несколько работ: «Проблемы с юношеством по вопросам пола», «На пороге зрелости», некоторые размышления высказал в лекциях по общей психологии и педагогике, в статье «О религиозном воспитании в семье» и др. Одним из самых существенных пунктов в системе педагогики ученый полагал учет в педагогической практике принципа иерархического строения человека. Наиболее трудным при этом восстановлении нормальной иерархии сил он считал вопрос тела и пола, говоря о существовании не только половой жизни, но еще и жизни пола, глубины пола, заключающих в себе творческий огонь. «Половое созревание вливает в детскую душу новые силы, но с ними появляются и новые провалы и трудности... Именно здесь дети совершенно беспомощны, и помощь взрослых здесь нужна больше, чем где-либо» [4, с. 44].

В. В. Зеньковский обращается к анализу сексуальной сферы у человека, придавая полу огромное, даже центральное, значение в психике человека. Пол есть некая ось, центральный огонь, который всегда ярко горит в нем. Вокруг пола сосредоточены все яркие события в жизни человека, в индивидуальной жизни он играет главную роль. По утверждению ученого, даже то, что вводит человека в тайну личности, — это тайна пола в нем,

и все его творчество, радости, достижения, а также горести, трагедии и падения есть история пола. Эрос не только половая жизнь: пол в человеке — действительно подлинно духовная сущность, телесные выявления которой в эмпирической личности имеют вторичный характер. «Пол есть та творящая, могучая сила, которая, будучи скрыта метафизической глубиной личности, имеет самое громадное значение в жизни человека» [1, с. 35].

Школьный период признается ученым самой тяжелой фазой в раскрытии пола, и главной задачей школы в так называемый период властного пробуждения пола, когда «в детях бродят какие-то тайные увлечения», считается «...не пропустить его и вполне уяснить себе эту смутную и вместе с тем светлую сторону детской психики» [1, с. 34]. Педагог обращает внимание на еще одно обстоятельство. Имея центральное значение в системе душевных сил, эмоциональная сфера как раз в школьном возрасте претерпевает ряд сложных перемен, от которых зависит судьба не только эмоциональной жизни, но и всей личности. Важнейшие из них — пробуждение половой психики, половое созревание, во время которого вся сила воспитательного воздействия должна быть сосредоточена не на интеллекте, а на регуляции сложнейших движений в эмоциональной сфере. Школа обладает могучими средствами регуляции таких движений, укрепления и развития творческих порывов, как бы вбирающих в себя темные движения души подростка и их твор-

© Кирдяшова Е. В., 2009

№ 1, 2009

ческую силу. Диалектика духовного и психофизического развития подходит к своему завершению, когда наступает юность, синтетически соединяющая все предыдущие периоды, чтобы дать возможность личности вступить в новую фазу зрелости. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, но уже укрощенная и просветленная в светлом развитии эроса, обычно находящего свой объект, в поклонении которому расцветают все лучшие силы души. Юность по существу является периодом органическим, периодом внутреннего единства и творческой цельности, периодом увлечения и вдохновения, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям.

Для периода юности характерно половое созревание со всеми глубокими физиологическими, психологическими и духовными переменами, которые оно с собой несет. Свобода от власти эмпирии возвращает права духовной стороне, но перспектива, в которую глядит подросток, очень темна; те новые силы и стремления, которые его волнуют, тоже темны, и сама духовность имеет, по В. В. Зеньковскому, темный характер: «Это пол дает себя знать, и не только в просыпающейся сексуальности, но и в своей духовной стороне — в эросе» [3, с. 86]. Ученый выводит общую двойную тему воспитания в данный период: с одной стороны, в хаосе внутреннего мира нужно создать светлую и творческую силу, зажечь душу глубоким и содержательным увлечением, которое могло бы облагородить и успокоить душу, с другой — следует уравновешивать скачки в настроении доступным, легко себя оправдывающим в удаче, уводящим на реальные пути занятием. Он также предлагает иметь в виду, что не столько интересы здоровья, сколько интересы творчества и раскрытия личностью ее внутреннего мира должны звать педагога к воспитанию у подростков пути чистоты. «Путь чистоты есть вообще путь целостной жизни» [2, с. 84].

В. В. Зеньковский не принимает в целом фрейдизма, но считает поставлен-

ные этим течением вопросы очень важными. Основной ошибкой фрейдизма ученый считает то, что он не отметил различия между эмпирическим и метафизическим полом; не указал, что пол глубже, существеннее эмпирической сферы, имеет метафизические корни и интимно связан со всем подлинно индивидуальным, своеобразным, единственным, что присуще данному человеку как его неповторимые свойства, в силу чего во всех психологических функциях находит свое выражение различие пола. В. В. Зеньковским ставится вопрос о проблемах внутреннего мира подростка и путях содействия его душевной жизни. По его мнению, необходимо помочь каждому найти условия наилучшего и гармонического раскрытия личности. Важно выявить дарование ребенка, почувствовать его тип, сгладить «дурную наследственность», укрепить слабые и ограничить резкие стороны.

Ученый предлагает различать метафизику и эмпирию пола. Это означает, что энергия пола вовсе не есть непременно половая энергия, ибо жизнь пола не исчерпывается половой жизнью. Половая энергия связана с эмпирическими (психофизическими) проявлениями половой жизни; а энергия пола, связанная с жизнью пола, может сублимироваться и переходить в новые формы творческой силы. Однако в обеих своих сторонах — метафизической и эмпирической — пол и психофизичен, и духовен. Поэтому все его проявления имеют самое непосредственное отношение к духовной жизни, правильное устроение жизни пола обладает фундаментальным значением для нее.

Признавая жизнь пола в человеке самой трудной и неустроенной стороной, В. В. Зеньковский считает важной задачу ее устроения, ибо ни отвержение пола, ни беззаботное следование всем его движениям не дает правильной жизни. Он анализирует проявления этой сферы на различных возрастных этапах, искушения и опасности, подстерегающие подростка или юношу, соотношение влияний

сексуальности и эроса (влюбленности, духовной стороны любви) и приходит к выводу, что энергия пола, переходя в половую энергию (ее телесное выражение), имеет и свое психическое выражение — потребность в любви. По его мнению, это одно из глубоких и творческих движений в человеке, суть которого состоит в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Потребность в любви, отмечает педагог, есть отказ от себя, стремление отдать себя другому. Он твердо убежден в том, что только брачные отношения способны разрешить все запросы и стремления, связанные с полом. В самой глубине пола скрыта глубокая социализирующая сила. Если метафизическому полу принадлежит вся

творческая энергия, то обязанность педагога — вести ребенка по этому пути творчества. Рядом с вопросом пола

В. В. Зеньковским ставится вопрос о наилучшем устроении внутреннего мира подростка и путей его душевной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеньковский, В. В. Курс общей психологии / В. В. Зеньковский. — Прага : [б. и.], 1925. — 212 с.

2. Зеньковский, В. В. На пороге зрелости / В. В. Зеньковский. — Париж : Религиозно-педагогический кабинет, 1952. — 147 с.

3. Зеньковский, В. В. О религиозном воспитании в семье / В. В. Зеньковский // Вопросы религиозного образования и воспитания. — Париж, 1928. — Вып. 2. — С. 56—95.

4. Зеньковский, В. В. Педагогика / В. В. Зеньковский. — Париж ; М. : Свято-Сергиевский православный институт, 1996. — 154 с.

Поступила 10.11.08.

А. Л. БЕМ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРАГИ 1920-1930-х гг.

С. П. Гудкова, докторант кафедрыг русской и зарубежной литературыг МГУ им. Н. П. Огарева, sveta_gud@mail.ru

В статье дается подробная характеристика научно-педагогической деятельности известного литературоведа, психолога и педагога А. Л. Бема, игравшего важнейшую роль в деле просвещения молодой русской эмиграции в Праге в 1920—1930-е гг., анализируется вклад ученого в развитие науки и образования русского зарубежья.

Ключевыге слова: русская эмиграция; научно-образовательное пространство; «русская Прага»; школьное дело; общественно-педагогическое движение.

Альфред Людвигович (Алексей Федорович) Бем, известный ученый, литературовед, педагог и общественный деятель, сыграл важную роль в культурнопедагогической жизни русской эмиграции первой волны. Он родился 6 (18) мая 1886 г. в Киеве, в семье германского подданного. Окончил филологическое отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета (1908 г.). Первый научный и педагогический опыт приобрел в студенческие годы в знаменитом «пушкинском семинарии» известного литературоведа профессора С. А. Венгерова.

В 1910-е гг. А. Л. Бем заявляет о себе статьями по текстологии и библиографии, опубликованными в изданиях венгеровского семинария. С 1908 г. служит в Санкт-Петербурге сотрудником библиотеки Императорской академии наук, первоначально Русского, а затем, с 1919 г., — рукописного отделения. С 1915 г. он — почетный член Русского библиологического общества; редактор и один из составителей 5 томов серии «Обозрение трудов по славяноведению», ряда других библиографических изданий.

В 1919 г. А. Л. Бем покинул Петроград и перебрался сначала в Киев, за© Гудкова С. П., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.