Научная статья на тему 'Вопросы подготовки клинических фармакологов в Европе и в Российской Федерации'

Вопросы подготовки клинических фармакологов в Европе и в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
554
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
клиническая фармакология / непрерывное образование / профессиональное образование / clinical pharmacology / continuing education / professional education

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Д.А. Сычев

В статье описана система подготовки врачей по специальности клиническая фармакология в Европе и России. Авторы показали значение клинической фармакологии для системы здравоохранения. Целью клинической фармакологии является оптимизация применения лекарств. Непрерывное образование врачейклинических фармакологов необходимо для выполнения этой цели. Российские учебные программы по клинической фармакологии сопоставимы с европейскими программами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Д.А. Сычев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TRAININGOF CLINICALPHARMACOLOGISTSINEUROPE AND THE RUSSIANFEDERATION

This article describes asystem for trainingphysiciansin the specialtyclinical pharmacologyin Europe andRussia. The author demonstrated theimportanceof clinical pharmacologyfor the health care system. The aimof clinical pharmacology is to optimize the drugs use. Continuing educationof physiciansand clinicalpharmacistsneedto fulfill that purpose. Russian educationalprogramsin clinical pharmacologycomparable to Europeanprograms.

Текст научной работы на тему «Вопросы подготовки клинических фармакологов в Европе и в Российской Федерации»

ФАРМАЦИЯ И ФАРМАКОЛОГИЯ PHARMACY AND PHARMACOLOGY

УДК 614.23:615,15:37.018.46(1-94) (470+571)

Д.А. СЫЧЕВ

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии Российской медицинской академии последипломного образования, член Исполнительного комитета Европейской ассоциации клинических фармакологов и терапевтов

(ЕАСРТ)

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КЛИНИЧЕСКИХ ФАРМАКОЛОГОВ В ЕВРОПЕ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье описана система подготовки врачей по специальности клиническая фармакология в Европе и России. Авторы показали значение клинической фармакологии для системы здравоохранения. Целью клинической фармакологии является оптимизация применения лекарств. Непрерывное образование врачей- клинических фармакологов необходимо для выполнения этой цели. Российские учебные программы по клинической фармакологии сопоставимы с европейскими программами.

Ключевые слова: клиническая фармакология, непрерывное образование, профессиональное образование

Первым официальным документом, регламентирующим подготовку клинических фармакологов для системы здравоохранение был Доклад исследовательской группы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Клиническая фармакология: задачи, организация обслуживания и подготовка кадров», изданный в 1971 году и переведенный на русский язык в 1974 года[1]. С этого времени в Европе и России стали образовываться рабочие группы специалистов для разработки стратегии внедрения в систему здравоохранения врачебной специальности «клиническая фармакология». Огромную роль в этом процессе сыграла Европейская ассоциация клинических фармакологов и терапевтов (ЕАСРТ). Так в 1980 году при ВОЗ была организована Рабочая группа по клинической фармакологии, которая включала представителей 10 стран Западной Европы. В 1990 году на очередном заседании в Вероне (Италия) единогласно было принято решение о преобразовании Рабочей группы в Европейскую ассоциацию клинических фармакологов, президентом которой был выбран профессор F. Sjoqvist (Швеция). В 1993 году была официально организована Европейская ассоциация клинических фармакологов и терапевтов (ЕАСРТ), а первый конгресс этой организации состоялся в Париже в 1996 году. Специально для разработки и рецензирования программ для студентов и врачей по клинической фармакологии в 1997 образован Подкомитет по образованию (председатель- профессор M. Orme), который периодически выпускает рекомендации по преподаванию клинической фармакологии[2]. С1998 Россия официально стала членом ЕАСРТ, первым консулом от России в этой организации стал академик Кукес Владимир Григорьевич. В 2013 году при активном участии ЕАСРТ был разработан и официально опубликован документ «Клиническая фармакология: в системе здравоохранения, преподавание и наука» под эгидой ВОЗ, Международного союза фармакологов и клинических фармакологов (IUPHAR), Совета Международных медицинских научных организаций (CIOMS)[3].

Клиническая фармакология- это дисциплина изучающая все аспекты взаимодействия между лекарством и человеком. При этом целью деятельности клинического фармаколога является улучшение качества ведения пациентов путем обеспечения максимально эффективного и безопасного применения лекарств как у отдельного пациента, так и у групп пациентов[3]. При

этом в Европейских странах эту функцию выполняют именно врачи- клинические фармакологи, в то время как в США и некоторых других странах- клинические фармацевты / провизоры. При этом основными задачами работы клинического фармаколога в Европе являются следующее [3]:

индивидуализация применения лекарственных средств (ЛС) в т.ч. на основе особенностей фармакокинетики (ТЛМ) и фармакогенетики, при особом внимании к педиатрическому и гериатрическому контингенту, беременным и лактирующим;

• экспертиза «новых» и «старых» методов лекарственной терапии с учетом фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии;

• организация работы «терапевтических» (формулярных) комитетов;

информирование врачей о эффективности и безопасности «новых» и «старых» /1С

• профилактика и мониторинг неблагоприятных побочных реакций (НПР)-фармаконадзор;

• персонализированная медицина-фармакогенетика (определение показаний, клиническая интерпретация результатов).

Эксперты ВОЗ признают что клиническая фармакология-жизненно-важная область медицинских знаний для практикующих врачей. При этом клинической фармакологии необходимо обучать студентов-медиков, врачей, фармацевтов, медсестер. При этом, обучение молодых врачей эффективному и безопасному применению ЛС в последнее время повергается жесткой критике. Поэтому, разрабатываются новые системы обучения клинической фармакологии с акцентом на практические навыки путем разбора клинических случаев. Следует отметить, что существует дефицит в специалистах по клинической фармакологии в Европе. Поэтому общепринято, что в связи со схожестью проблем и потребностей, подходы к обучению КФ должны быть общими во всех странах Европы [3]. Предпосылками внедрения клинической фармакологии в систему здравоохранения являются[3]:

1.Применение ЛС остается основным инструментом, влияющим на здоровье пациентов, который начинает использоваться молодыми врачами сразу, как только они приступают к практической деятельности;

2.Растет число ЛС, врачи начинают применять лекарства о которых они мало что знают;

3. Пациенты начинают получать все большее количество ЛС: сложные схемы лечения, взаимодействие, полифармация и т.д.;

4. Ошибки и НПР, многих из которых можно избежать, создают реальную угрозу общественному здоровью;

5. Более пожилые и тяжелые пациенты подвержены большим рискам при применении ЛС;

6. Доказательная медицина способствовало росту количества клинических руководств по лекарственной терапии заболеваний;

7. Пациенты все чаще ожидают от врача больше информации о тех или иных способах лекарственной терапии, а также возможного выбора среди альтернативных вариантов;

8. Низкая квалификация медицинского персонала в области клинической фармакологии, особенно в развивающихся странах;

9. Проблема качества ЛС в т.ч. для комбинированной терапии, особенно при ВИЧ, туберкулезе в развивающихся странах;

10. Дезинформация населения о лекарственной терапии, особенно в Интернете;

11. Маркетинговая деятельность фармацевтических компаний остается потенциальной угрозой для экономической эффективности ЛС;

12. Применение ЛС- важный практический навык для молодого врача, сопряженный с высоким риском для пациента, хотя он и не использует инвазивные процедуры, но с первых дней практической деятельности прописывает «сильные» (с его точки зрения) препараты;

13. Использование компьютерных систем поддержки принятия решений, анализирующих электронные назначения, могут помочь улучшить качество лекарственной терапии, но не заменят обучения врачей клинической фармакологии;

14. Есть данные, что низкий уровень подготовки врачей по клинической фармакологии ассоциирован с серьезными НПР.

Первым шагом к системным решениям данных проблем стало издание в 1994 году под эгидой ВОЗ «Руководства по качественному назначению лекарственных средств» [4]. Также именно на решение данных проблем направлено обучение клинической фармакологии и подготовка врачей- клинических фармакологов. При этом, в Европе преподавание клинической фармакологии ведется на соответствующих кафедрах в Университетах. Так из 31 страны Европы только в 3 отсутствуют кафедры клинической фармакологии в Университетах. Сама же врачебная специальность «врач-клинический фармаколог» существует не во всех странах Европы а только в 19 из 31, включая Россию. При этом наиболее длительно данная врачебная специальность существует в Германии, Великобритании, Швеции, Финляндии. Самыми «молодыми» службами клинической фармакологии являются службы в Швейцарии, Болгарии, Израиле и Румынии [5]. В России специальность врач- клинический фармаколог была официально открыта в 1997 году благодаря титаническим усилиям академического сообщества и прежде всего академика Кукесу В.Г., Петрову В.И., член-корр. РАМН Белоусову Ю.Б[6].

Следует отметить что на додипломном этапе обучения будущие врачи после прохождения курса клиническая фармакология должны овладеть следующими умениями [3]:

• Сбор фармакологического анамнеза;

• Выбор и прописывание/1С;

• Применение ЛС в т.ч. у детей, пожилых, беременных, лактирующих, пациентов с дисфункцией почек и печени;

• Назначение лекарств для облегчения боли и страданий;

• Выявление, профилактика и коррекция НПР (в т.ч. лекарственной аллергии) и межлекарственных взаимодействий;

• Использование фармакокинетических параметров для выбора и коррекции режима дозирования;

• Мониторинг за эффективностью и безопасностью включая Т/1М (какие лекарства и когда проводить);

Поиск доказательной информации об эффективности и безопасности ЛС (включая национальный формуляр) в т.ч. и для пациентов (обсуждение преимуществ и недостатков).

Итак, подготовка врачей- клинических фармакологов-важнейший подход к оптимизации применения ЛС у пациентов. При этом, врач-клинический фармаколог должен быть специалистом с глубинными знаниями по фармакологии и навыками рационального применения лекарств у отдельных пациентов, групп пациентов и населения в целом.Врач- клинический фармаколог должен участвовать во ведении и проводить консультации пациентов с проблемами лекарственной терапии. В большинстве стран Европы- клиническими фармакологами становятся врачи разных специальностей (но в которых лекарственная терапия- основной метод лечения), имеющие опыт практической работы 2-3 года, но «начальная» подготовка может быть разнойВ Европе подготовка врача- клинического фармаколога может проходить от 2 до 5 лет [3]. В России врачей- клинических фармакологов готовят на базе одно из трех специальностей «Терапия», «Педиатрия», «Семейная медицина». При этом возможно прохождение ординатуры по клинической фармакологии (2 года) или первичная переподготовка (4 месяца) на профильных кафедрах.

Важным моментом подготовки является преемственность с додипломным преподаванием клинической фармакологии и непрерывность повышения квалификации в т.ч. без отрыва от работы путем набора т.н. «учебных кредитов»[3]. В Европе эффективно работает при подготовке врачей- клинических фармакологов использование электронное (E-образование) образование. Необходимо отметить, что во многих странах Европы считается оптимальной подготовка и повышение квалификации врача-клинического фармаколога по следующей схеме «знания + опыт (участие в консультациях) + научная работа (получение степени PhD).

Программы подготовки врачей-клинических

фармакологов обычно содержат следующие темы для углубленного изучения:

• Оценка эффективности и безопасности ЛС в клинических исследованиях, этические аспекты, биостатистика;

• Изучение фармакокинетики (ADME) новыхЛС;

• Фармакогенетика;

• Факторы, влияющие на фармакологический ответ (доза-эффект);

• Измерение концентрации лекарств и Т/1М;

• Отравления /1С (умышленное / случайное);

• Лекарственная зависимость;

• Фармакоэпидемиология и фармакоэкономика;

• Регуляторные аспекты обращения /1С;

• Правила приема/1С;

• Информация о/1С;

Темы «местного значения». Следует отметить, что новое поколение российских учебных программ по клинической фармакологии по всем специальностям (додипломный этап) и для подготовки врачей- клинических фармакологов (послевузовский этап) в целом гармонизированы с рекомендациями ЕАСРТ, ВОЗ, IUPHAR, CIOMS. При

принятии и пересмотре учебных программ, необходимо согласование с международными рекомендациями и, возможно, подвергать их рецензированию ведущих европейских клинических фармакологов. Не мало важным факторам развития современного непрерывного боразования врачей- клинических фармакологов-активное участие преподавателей клинической фармакологии и врачей- клинических фармакологов в конгрессах, школах ЕАСРТ (не только в роли слушателей, но и приглашенных лекторов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Доклад исследовательской группы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Клиническая фармакология: задачи, организация обслуживания и подготовка кадров»./ Серия технических докладов.- Женева: 1974

2 Сайт Европейской ассоциации клинических фармакологов и терапевтов. URL: http://www.eacpt.org

3 Clinical Pharmacology in Research, Teaching and Health Care. Considerations by IUPHAR, WHO, CIOMS.// 2013.- 74 p.

4 Guide to Good Prescribing - A Practical Manual/ WHO.- 1994.- 115 p.

5 Orme M, Sjoqvist F. Clinical Pharmacology in European health care-outcome of a questionnaire study in 31 countries.Eur J ClinPharmacol. 2013 Sep;69(9):1635-9. doi: 10.1007/s00228-013-1519-3. Epub 2013 May 10.

6 Приказ Минздрава РФ №131 «О введении специльности «Клиническая фармакология» от 5.05.1997.

Туйш: Европа жэне Ресейде клиникалык фармакология мамандыгы бойынша дэрiгерлердi дайындау жуйеа осы макалада сипатталган. Авторлар денсаулык сактау жуйеа ушлн клиникалык фармакологиянын манызын керсетп. Клиникалык фармакологиянын максаты дэрндэрмектердщ онтайлы жуйеан колдану болып табылады. Клиникалык фармаколог-дэр^ерлердщ уздтаз бiлiм алуы осы максатты кке асыруга кажет. Клиникалык фармакология бойынша Ресей оку багдарламасын Европанын багдарламаларымен салыстыруга болады. ТYйiндi сездер: клиникалык фармакология, уздтаз бiлiм алу, кэсттт бiлiм алу

D. SYCHEV

ISSUES OF TRAININGOF CLINICALPHARMACOLOGISTSINEUROPE AND THE RUSSIANFEDERATION

Resume: This article describes asystem for trainingphysiciansin the specialtyclinical pharmacologyin Europe andRussia. The author demonstrated theimportanceof clinical pharmacologyfor the health care system. The aimof clinical pharmacology is to optimize the drugs use. Continuing educationof physiciansand clinicalpharmacistsneedto fulfill that purpose. Russian educationalprogramsin clinical pharmacologycomparable to Europeanprograms. Keywords: clinical pharmacology, continuing education, professional education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.