11. Поэзия Европы. Классическая и современная поэзия народов Советского Союза (на французском языке). М.: Прогресс, 1979. Т.З. 653 с.
12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1979. Т.1. 537 с.
13. Якушина Л. З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. М.: Высш. шк., 1990. 102 с.
14. Saint-Exupéry A. Oeuvres choisies. Moscou: Editions du progrès, 1967. 412 p.
УДК 371.035.6
вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования
М. В. АНТОНОВА, С. А. ЛОМОХОВА Кафедра иностранных языков (межфак)
В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания молодежи в России и за рубежом. Сделана попытка обобщения различных подходов к данной проблеме и определения ее современного состояния.
В настоящее время проблема формирования патриотических ценностей у молодежи приобрела особую актуальность как в европейской, так и в российской системах образования. Идеи российского патриотизма имеют длительную предысторию. Мысли патриотического содержания, просматривавшиеся еще в произведениях древнерусской литературы Х1-Х11 веков, получили свое дальнейшее развитие в системе государственно-патриотического воспитания начала XVIII века и в работах русских просветителей и педагогов Х1Х-ХХ веков. Несмотря на разнообразие взглядов на сущность патриотизма в разные эпохи развития общества, неизменными всегда оставались основные особенности проявления российского патриотизма: любовь к отечеству, осознание патриотического долга, уважение к другим народам, готовность служить Родине. Снижение социальной ценности понятия «патриотизм» в нашей стране во многом связано с появлением многопартийной системы, берущей на вооружение идеи патриотизма часто противоположного толка, в которых гуманистические цели заменяются засильем чуждых политических ориентиров. Но для большинства россиян слово «патриотизм» сохранило своё первоначальное, позитивное значение, заключающееся в чувстве гордости своим отечеством, его историей, в стремлении сделать свою страну богаче, крепче, счастливее.
С точки зрения Президента Российской Федерации В. В. Путина формирование человека-патри-ота, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других цивилизаций, является важной целью воспитания. Однако подчас это слово используется в ироническом и даже ругательном смысле. Но без патриотизма, без национальной гордости и достоинства, отмечал В. В. Путин, русский народ потеряет способность на великие свершения [1].
На современном этапе российской действительности происходит переосмысление системы понятий патриотических ценностей.
В России процесс становления новых ценностей идет очень активно. Молодое поколение быстрее впитывает их, чем представители старшего поколения. Учителя, воспитатели, организаторы педагогическо-
го процесса утратили твердые основы - устоявшуюся систему ценностей и идеалов. их сознание и весь образ жизни находились под мощным идеологическим прессом. Они знали, что нельзя личные интересы ставить выше общественных. Развитие чувства патриотизма, гуманизма, советского коллективизма с преобладанием общественных интересов над личными составляли основу воспитания подрастающего поколения. Резкий слом социальных отношений перевернул все устоявшиеся нормы и правила. Жизненный опыт взрослого населения страны опровергается. Новое поколение в своем большинстве не принимает тех идеалов и ценностей, которыми руководствовалось старшее поколение. В результате процесс воспитания в стране пребывает в хаотическом состоянии, особенно его патриотическая составляющая, поскольку подрастающее поколение оказалось не «отягощено» чувством патриотизма.
У российской педагогики есть положительные традиции в решении этой проблемы. Но это не означает, что процесс патриотического воспитания может осуществляться сам собой. Работники школ, вузов отмечают запущенность воспитательной работы. В программе развития воспитания в системе образования России говорится о том, что главной проблемой сегодня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи. В ней подчеркивается, что гражданско-патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Общая цель воспитания, определенная государством, дифференцируется в системе конкретных задач воспитания:
- любви к отечеству - России и её многонациональному народу;
- уважительного отношения к согражданам;
- любви к малой родине;
- чувства дружбы народов нашей страны;
- уважительного отношения к традициям, языкам, культурам народов России;
- любви к родному языку, культуре и истории своего народа;
- формирование национальных чувств и сознания [2].
Основным препятствием на пути воспитания новых поколений в духе патриотизма, полагаем, являет-
ся отсутствие концепции, разработанной с учетом перемен, произошедших в последние годы.
Для создания такой концепции необходима интеграция знаний, накопленных наукой о формировании личности, межнациональных и межличностных отношениях, гражданско-патриотических и общечеловеческих чувств и сознания.
Педагогическая интеграция знаний, анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания разных наций в духе взаимоуважения способствуют более глубокому изучению проблемы формирования патриотических ценностей.
Формирование у молодежи национального и европейского самосознания в Западной Европе протекает довольно противоречиво. В мире по-разному расставляются акценты патриотического воспитания. В США стремятся формировать ответственность человека за судьбу демократического общества, в Европе - обучать правам человека. Концепция глобального образования, которая внедряется в учебных заведениях стран Западной Европы и Америки, предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах. Глобальное образование ставит целью приобщить учащихся к культурам различных национальностей и формировать у них чувство и сознание граждан мира.
Европейский союз и Совет Европы прилагают большие усилия для воспитания у молодежи активной гражданской позиции как в своей стране, так и в масштабах Европы и мира. Происходит интенсивный обмен между студентами и преподавателями вузов стран Европейского союза. Такое общение оказывает позитивное влияние на общий процесс интернационализации населения.
Однако органы государственной власти не всегда ведут должную борьбу с расистской агитацией. В связи с этим значительный интерес представляют этносоциальные условия американского общества, опыт организации целенаправленной работы по воспитанию у граждан патриотизма, уважения к религиозным группам.
Специфика межэтнической социализации людей в условиях многонациональной России заключается в том, что совместное проживание множества народов на территории единого государства, общность их интересов сформировали много общего их духовной жизни и культуре. В результате граждане страны (не только русские) воспринимают Россию как общую для всех Родину, страну мирного сосуществования многих конфессий. исконно духовной основой патриотизма было самосознание русского народа, формировавшегося под многовековым влиянием православной церкви. Для христианского патриотизма характерны соборность, преобладание духовного начала над материальным, общего над личным. Патриотизм - это чувство нравственное, и оно не мотивируется политической идеологией, хотя и может определять ее содержание.
Разрушенная отечественная система патриотического и интернационального воспитания, пересмотр сложившихся в обществе социально-психологических и морально-этических ценностей крайне осложнили процесс воспитания.
В рамках педагогических традиций успех воспитательной работы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно используется потенциал социума, то есть среды, в которой личность развивается.
Для России, как и для большинства западных стран (например для Франции) тормозом общественной гуманизации являются общие социальные проблемы - отсутствие дисциплины, алкоголизм, наркомания, преступность, насильственная направленность СМи и так далее. Как результат создается мир других ценностей: цинизм, властолюбие, нравственная безответственность популистская религиозность.
В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия равных шансов на получение достойной работы, социально-бытовых услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде. Во-первых, ухудшается состояние здоровья молодежи. Во-вторых, размываются духовные ценности, ориентиры. В-третьих, среди молодежи сохраняется высокий уровень преступности, все шире распространяется наркобизнес и наркомания: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет [3].
Характерным для сегодняшнего дня является и снижение роли семьи в воспитании и социализации молодого поколения, отрыв процесса воспитания от обучения в образовательных учреждениях, и как следствие - отсутствие преемственности и взаимосвязи семьи, образовательных учреждений, армии, средств массовой информации по воспитанию патриотизма у молодежи.
Результаты многих социологических исследований нравственных общечеловеческих ценностей у учащейся молодежи России позволяют заметить, что такие традиционные и ценимые практически в любом обществе ценности, как познание, творчество, активная жизнь занимают в рейтингах последние места. Одновременно отсутствуют такие понятия, как творческий труд на благо Родины, любовь к Родине. Отсутствие реальных позитивных общечеловеческих ценностей в общегосударственном масштабе привело к тому, что вчерашние атеисты пытаются найти внешнюю опору в религиозных ценностях.
Православное христианство - большой пласт русской национальной культуры и традиции. Естественно, их надо изучать и чтить. Но искать ответы на злободневные вопросы современной жизни только в религиозных догматах и подталкивать к этому молодежь безнравственно.
Причины деформации чувства патриотизма у современной молодежи стоит искать не только в таких глобальных вещах, как политика, экономика, общий уровень жизни и культуры населения. Многие беды
происходят оттого, что в среде образования не хватает грамотных учителей, способных сформировать у учащихся патриотические ценности, не имеющих определенной общественно-политической позиции и по этой причине не способных посеять в душах своих воспитанников любви к Родине.
Государственная политика в области воспитания требует от педагога и более высокого уровня профессионализма в работе с подрастающим поколением. Ведущим компонентом повышения уровня профессионализма является умение организовывать общение с учащимися таким образом, чтобы способствовать их духовному развитию и воспитанию.
Расширение экономических, политических и культурных связей, совершенствование системы народного образования выдвигают сегодня требования к такой организации учебно-воспитательного процесса, которая будет активно способствовать формированию и развитию личности учащегося. Развитие учащихся, их воспитание будет более эффективным, если учащиеся будут активно овладевать лучшими образцами как национальной, так и мировой культуры. Здесь на первое место выходит дисциплина иностранный язык как средство овладения иноязычной культурой. В этом процессе вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы следует довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу.
Приведем некоторые статистические данные по проблеме наличия идеалов и ценностных отношений у учащейся молодежи Франции в возрасте от 15 до 29 лет. В итоге получилось две версии: оптимистическая и пессимистическая.
Согласно первой можно утверждать, что молодежь возвращается к истинным ценностям. Не без скептицизма обозреватель L Humanité А. Спир замечает, что семья стала последним прибежищем молодого поколения [4]. Молодые люди, измученные агрессивным внешним миром возвращаются в дом, где обретают радости семейной жизни, домашнего уюта и спокойствия. За дверьми дома - СПИД, нищета, правонарушения. На экране телевизора - войны, терроризм, экономический кризис. Молодые люди становятся домашними, возвращаясь к прежним добрым чувствам - семья, любовь, верность. Но постепенно замыкаясь в своем микрокосме, колеблясь между реализмом и покорностью судьбе, они по сути своей становятся конформистами, далекими от социальных споров [5].
Согласно исследованиям наиболее важными ценностями для молодых французов являются здоровье, работа, любовь, семья, деньги, дружба, свобода. Чтобы быть счастливыми, для них необходимо выполнение следующих основных условий: работа, которая нравится; наличие друзей; хорошие жилищно-бытовые условия.
Содержание второй версии основано на исследовании поведенческих элементов, характерных для всех социальных молодежных групп. Общим является ин-
дивидуализм, проявляющийся в сильном стремлении к социальной свободе. Потеряв доверие к большинству государственных структур, не находя поддержки в семье, молодые люди все чаще опускаются до бродяжничества, насилия, сектантства. Молодежных организаций, за исключением некоторых робких попыток объединения в среде различных экологических движений, практически не существует. Молодежь все чаще объединяется на основе ксенофобии и расизма.
Особенно остро эти проблемы стоят в «неблагополучных кварталах» Франции. Молодежь окраины, подогреваемая наркотиками и насилием, организует свою жизнь по-иному, по своим законам, нежели те, кого они называют «буржуа». Чувствуя себя отверженными жертвами общества, они живут в состоянии постоянной войны с этим обществом, что проявляется в актах вандализма, нападениях на комиссариаты полиции, школы, центры культуры. В 2000 году было опрошено 5 тысяч подростков рабочих окраин на предмет общечеловеческих ценностей. Каждый второй заявил, что испытывает разочарование в таких ценностях, как гуманизм, прогресс, патриотизм [6]. Подобные чувства испытывают молодые люди и в нашей стране.
Вступление в самостоятельную жизнь резко снижает уровень жизни молодого человека в любой стране. Разрешение проблем социального порядка, ликвидации последствий безработицы, является первоочередным в любом демократическом обществе. Основная цель процесса воспитания - создание единого воспитательного пространства в обществе для дальнейшего развития процессов его гуманизации и демократизации. Только при таком условии воспитание будет способствовать формированию гармоничной шкалы моральных ценностей личности, поможет найти оптимальные пути личного успеха, любви и служения Родине, терпимости и уважения к окружающим.
Особой задачей современного воспитания во Франции, включающей в себя целый комплекс воспитательных воздействий не только на молодежь, но и родителей и учителей, - отмечает министр национального образования Франции К. Аллегр, - является передача нравственных ценностей, формирование способности действовать, руководствуясь общечеловеческими нормами и духовными ценностями [7].
иначе, если утратил хотя бы одну из моральных истин, хранителем которых является гуманитарное образование и воспитание, погибнет и человек и все человечество, - писал известный французский поэт и общественный деятель XIX века А. Ламартин [8].
Таким образом, воспитание и в России и во Франции - это процесс целенаправленного, сознательно организованного и развивающегося взаимодействия между составляющими его элементами. Ответственность за воспитание личности в соответствии с социальными нормами и духовными ценностями общества возлагаются на все общество, а не на отдельные образовательно-воспитательные институты. Как уникальное педагогическое явление, обладающее способностью интегрировать множество разнообразных форм
человеческого поведения, воспитательный процесс в любом демократическом обществе дает возможность выработки стратегий воспитательного влияния на общество через решение задач педагогического обеспечения, социальной защиты личности, что стимулирует общественный прогресс и процветание.
Проблема патриотических ценностей - одна из важнейших в современной педагогической науке.
список литературы
1. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 12 декабря.
2. Сиземская И. Н., Гессен С. И.: Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным // Педагогика. 2002. №4. С.44-47.
3. Гасанов З. Т. Проблема воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. №4. С.24-30
4. Федеральная целевая программа молодежь России (на 2001-2005). Постановление правительства РФ от 16.02.01 // Официальные документы в образовании. 2001. №9. С.40-44.
5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. С. 117-120.
6. Karasse R. Recherche en éducation et socialisation de l'enfant // Humanite Dimanche. 2000, 7 января.
7. Saranga K. Mais que font les parents? // Nouvel Observateur. 2000, 15 декабря.
8. Note d' information // Service des statistiques. EN. 2000. 25. 09.
путешествие как способ социального бытия и становления личности
И. Л. БЕККЕР Кафедра педагогики
В статье дается подробный анализ путешествия как социокультурного и психолого-педагогического феномена; обосновывается взгляд на путешествие как на универсальный способ бытия и познания мира. Рассматриваются модели построения взаимоотношений человека с миром и людьми в процессе путешествия. На основе западно-европейской и отечественной педагогической традиции описаны условия, позволяющие сделать путешествие эффективным средством воспитания.
В настоящее время человечество в целом и российский народ в частности сталкивается серьезной трудноразрешимой проблемой, суть и смысл которой в следующем: как современному человеку найти свое место в жизни? Человечество пытается решить это вопрос на философском, психологическом, социальном и иных уровнях, стремясь найти оптимальные способы включения человека в активную жизнь, в ходе которой он мог бы быть полезным обществу, иметь возможность осуществить свои мечты, желания, реализовать возможности. Одним словом, речь идет о поиске оптимальных путей социализации.
В современном мире проблема успешной и эффективной социализации личности становится все более и более значимой. Усложнение социальной обстановки, постоянное повышение требований общества к личности увеличивает объективно необходимое время для ее успешной адаптации и интеграции в разнообразные социальные структуры. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного анализа факторов социализации, оценка их социально-педагогической значимости и эффективности.
В современной теории социального воспитания социализация рассматривается в нескольких взаимодополняющих аспектах [2, 3, 8, 9].
Во-первых, социализация рассматривается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление к социальной среде (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы смысл социализации наиболее раскрывается через понятие «адаптация».
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической зарубежной психологии и отечественной и педагогике (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Ф. Яркина, Е. В. Бондаревская, П. А. Гагаев). С гуманистических позиций социализация рассматривается как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей; как процесс преодоления тех или иных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению, а также как процесс приобщения к высшим общечеловеческим ценностям. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания, стремящийся выйти за пределы своего актуального природно-социального бытия.
Таким образом, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности в течение всей жизни.
В то же время следует иметь ввиду, что социализация, как таковая, культуро- и природосообразна. Она происходит с конкретным человеком, в конкретных социокультурных и природных условиях. «В центре социализации находится не человек вообще, не философская абстракция, но социальный стереотип, определенный исторический тип, связанный с определенными условиями существования, с конкретными моделями социального взаимодействия и символическими формами, живая и противоречивая личность» [9 : 35].
В процессе социализации человек взаимодействует природным и социальным миром во всей много-