Научная статья на тему 'Вопросы организации воспитательной работы в колледже в контексте смены парадигм воспитания'

Вопросы организации воспитательной работы в колледже в контексте смены парадигм воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UPBRINGING / PARADIGM / COLLEGE / VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION / STUDENTS / DEAN / ВОСПИТАНИЕ / ПАРАДИГМА / КОЛЛЕДЖ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова О.Е., Шаталов О.А.

Авторы данной статьи затрагивают важные вопросы в деле организации воспитательной работы в организации среднего профессионального образования. Рассматривая смену парадигм воспитания, как необходимость времени, авторы, производя краткий экскурс в историю термина, отмечают, что смена парадигм воспитания способствовала появлению новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания.В статье говорится о том, что важно учитывать то обстоятельство, что организация процесса развития и саморазвития личности во многом определяется воспитательной средой и тесно связано с повседневной жизнью, а кроме этого указывает на различия между новой и уходящей парадигмой воспитания.Новая воспитательная парадигма, став основой для построения воспитательного процесса в колледже, предполагает психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, с целью самостоятельного построения ими траектории социально приемлемых ценностных ориентаций; толерантности; ориентацию на формирование научного мышления и т.п.Также в своей статье авторы выделяют ведущие педагогические идеи, на которые стоит опираться при построении воспитательной работы в организации среднего профессионального образования (колледже).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals some important issues of arranging education in the organization of vocational secondary education. Considering the changing paradigms of education as the need of time, the authors make a brief excursion into the history of the term, note that the paradigm shift of upbringing contributed to the emergence of newprogressive pedagogical ideas in the theory and methodology of upbringing.The article states that it is important to take into account the fact that the organization of the process of development and self-development of personality is largely determined by upbringing environment and is closely related to daily life, and furthermore indicates the differences between the new and the outgoing paradigm of upbringing.A new educational paradigm, as a basis for building the educational process in the College, involves psychological and pedagogical support of the pupils, to build their trajectory in socially acceptable value orientations: tolerance; orientation on the formation of scientific thinking, etc.Also in his article, the author identifies the leading pedagogical ideas, which should rely on the construction of upbringing work in organizations of secondary vocational education (College).

Текст научной работы на тему «Вопросы организации воспитательной работы в колледже в контексте смены парадигм воспитания»

ПЕДАГОГИКА

УДК 377

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ В КОНТЕКСТЕ СМЕНЫ ПАРАДИГМ ВОСПИТАНИЯ

ARRANGING EDUCATION PROCESS AT THE COLLEGE IN THE CONTEXT OF THE CHANGING PARADIGM OF UPBRINGING

О.Е. Кучерова, О.А. Шаталов O.E. Kucherova, О.А. Shatalov

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia E-mail: Kucherova_O@bsu.edu.ru

Аннотация. Авторы данной статьи затрагивают важные вопросы в деле организации воспитательной работы в организации среднего профессионального образования. Рассматривая смену парадигм воспитания, как необходимость времени, авторы, производя краткий экскурс в историю термина, отмечают, что смена парадигм воспитания способствовала появлению новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания.

В статье говорится о том, что важно учитывать то обстоятельство, что организация процесса развития и саморазвития личности во многом определяется воспитательной средой и тесно связано с повседневной жизнью, а кроме этого указывает на различия между новой и уходящей парадигмой воспитания.

Новая воспитательная парадигма, став основой для построения воспитательного процесса в колледже, предполагает психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, с целью самостоятельного построения ими траектории социально приемлемых ценностных ориентаций; толерантности; ориентацию на формирование научного мышления и т.п.

Также в своей статье авторы выделяют ведущие педагогические идеи, на которые стоит опираться при построении воспитательной работы в организации среднего профессионального образования (колледже).

Abstract. The article deals some important issues of arranging education in the organization of vocational secondary education. Considering the changing paradigms of education as the need of time, the authors make a brief excursion into the history of the term, note that the paradigm shift of upbringing contributed to the emergence of new progressive pedagogical ideas in the theory and methodology of upbringing.

The article states that it is important to take into account the fact that the organization of the process of development and self-development of personality is largely determined by upbringing environment and is closely related to daily life, and furthermore indicates the differences between the new and the outgoing paradigm of upbringing.

A new educational paradigm, as a basis for building the educational process in the College, involves psychological and pedagogical support of the pupils, to build their trajectory in socially acceptable value orientations: tolerance; orientation on the formation of scientific thinking, etc.

Also in his article, the author identifies the leading pedagogical ideas, which should rely on the construction of upbringing work in organizations of secondary vocational education (College).

Ключевые слова: воспитание, парадигма, колледж, среднее профессиональное образование, обучающиеся, преподаватель-воспитатель.

Keywords: upbringing, paradigm, College, vocational secondary education, students, dean.

Введение

Как социальный институт образование на сегодняшний день значительно изменило свой статус, что повлекло за собой преобразования в такой его немаловажной составляющей, как воспитание. Радикально изменились и основные педагогические понятия, изменилась сама парадигма образования, а соответственно и воспитания.

Основная часть

Широко употребляемый ныне термин «парадигма», вошел в широкий научный оборот после выхода в свет книги Т. Куна «Структура научных революций», где он был использован для объяснения смены физических теорий. Кроме того, термин известен издавна в биологии и химии, но наиболее осмысленно был использован в лингвистике со времен Бодуэна де Куртенэ и Фердинанда де Соссюра для различения двух основных видов связей слов в предложениях -синтагматических и парадигматических.

В данном контексте, возможно, вспомнить и идеи Платона, которые, собственно, изначально назывались парадигмами, воспроизводящимися во множестве реальных вещей. Реальная же связь вещей друг с другом соответствовала синтагме. То есть речь шла о синтагматической и парадигматической связи вещей в реальном или идеальном мире [Ильин, 2015] ^

Также стоит вспомнить и психологическую концепцию, согласно которой мир психических процессов делится на сознательный и неосознаваемый, бессознательный. И если миру сознания соответствует привычная, логическая, синтагматическая связь вещей и явлений, то миру бессознательного соответствует парадигматическая, асоциальная, не укладывающаяся в привычные рамки представлений и переживаний - «логика бессознательного».

Если же говорить о парадигме педагогической, то из сказанного следует, что это, прежде всего, совокупность основных представлений, не всегда осознаваемых, которые лежат в основе педагогических теорий и педагогической практики. При каких условиях возникает необходимость смены педагогической парадигмы? Прежде всего, тогда, когда осознается несоответствие ранее сложившихся и ставших традиционными представлений нынешней педагогической практики новым фактам и процессам, т.е. тем, которые не укладываются в прежние представления. Именно это осознание несоответствия позволяет выявить прежнюю, в какой-то мере ранее несознаваемую парадигму, а так же выяснить черты новой педагогической парадигмы. И, как отмечалось выше, это касается не только процесса обучения, где происходит радикальная перемена с процесса прямого воздействия на учащегося, а сегодня определенные качества обучающийся может получить не только от учителя или из учебника, но и из иных источников информации, даже вне стен образовательной организации, но и в процессе воспитания, где приоритетным становится субъект-субъектный, личностно-ориентированный и др. подходы, являющиеся основой гуманизации процесса образования в целом.

Смена парадигмы воспитания способствовала возникновению целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания.

Не преминем отметить, что воспитание как организация процесса развития и саморазвития личности во многом определяется воспитательной средой и тесно связано с повседневной жизнью, в которой существует индивид. Немаловажную роль здесь играют особенности жизнедеятельности региона, в котором проживают молодые люди, состояние их социальной активности и пр. Каждый воспитанник образовательной организации среднего профессионального образования прежде всего часть социального целого: народа, нации, региональной общности, с которыми его связывают неразрывные духовные связи, а сам он является субъектом соответствующей культуры.

Говоря о смене воспитательной парадигмы в новых социально-экономических условиях, мы предполагаем, что она сохраняет естественный характер и порядок социализации индивида, способствует освоению им культурных форм поведения, от повседневной культуры, культуры непосредственного социального окружения через наполнение социальной деятельности соответствующим духовным содержанием, нравственным смыслом, ведет каждого индивида к более широким социокультурным горизонтам.

В то же время отметим ее разительное отличие от парадигмы уходящей, которую мы представляем как некую структуру, в общем и целом направленную через ценности и цели в ней заложенные, на социальную ориентированность, репродуктивность в отношении транслируемых в воспитательном процессе ценностей и т.д.

Руководствуясь в своей деятельности п. 1 статьи 68 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет своей целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [Федеральный закон «Об образовании в РФ»2013:68], мы выстраиваем собственную стратегию организации воспитательной работы в учреждении среднего профессионального образования (колледжа).

При организации воспитательного процесса в образовательной организации среднего профессионального образования стоит учесть, что новая воспитательная парадигма предполагает

психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, с целью самостоятельного построения ими траектории социально приемлемых ценностных ориентаций; толерантности; ориентацию на формирование научного мышления; восприятие и принятие культуры как полисистемного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных позиций по отношению к человеку, миру и самому себе и т.п. Кроме этого, следует сделать акцент на формировании личности выпускника образовательной организации среднего профессионального образования согласно эталону, заданному обществом, на гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития личности обучающегося, и, конечно, его самоактуализации в статусе полезного члена общества на базе потребностей и потенциальных возможностей.

Здесь важно, что при организации педагогического взаимодействия осуществляется управление инициативой самого воспитанника (по К.Г. Митрофанову это «наивысший пилотаж» в педагогическом общении - манипулятивный стиль) [Митрофанов, 1991]. То есть педагог поддерживает воспитанника и одновременно создает условия для его самореализации, с помощью чего стимулируется способность личности к успешной адаптации в социуме.

Анализ социально-педагогической ситуации последних десятилетий, основополагающих документов в сфере среднего профессионального образования, педагогической литературы по вопросам воспитания в организациях среднего профессионального образования позволяет вычленить ряд ведущих педагогических идей, на которые стоит опираться при построении воспитательной работы в колледже.

1. Прежде всего, стоит помнить о том, что воспитанник колледжа (обучающийся) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. При этом важно воспринимать и принимать его таким, каков он есть, чтобы более эффективным был процесс его дальнейшего разностороннего развития. Исповедуются принципы А.С. Макаренко: «походить к человеку с оптимистической гипотезой», в личности воспитанника опираться только на положительное, а также мажорный тон и стиль в отношениях с ним.

2. «Высокая» цель воспитания - разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в коллективной творческой деятельности, организуемой в колледже. Именно это основание позволяет выстроить систему воспитания.

3. Обратим внимание на такие важные постулаты, как: внутренняя свобода педагога и воспитанника, признаваемая своеобразным стержнем культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (подростка); опора на «педагогику свободы» (по О.С.Газману), которая позволит обучающемуся в условиях поддержки и заботы не только проявить себя в более высоких формах поведения, но и вступить в новую стадию культурно-нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми; формирование ( в некоторых случаях корректировка) жизненной позиции обучающегося, развитие отношений его к обществу, людям, ценностям (материальным и духовным), к самому себе, погружение в ситуации выбора ценностей: экономических, нравственных, эстетических и пр.; активизация жизненной позиции как субъекта саморазвития и воспитывающей деятельности [Газман, 2000].

4.Воспитывающая деятельность, организуемая в колледже, призвана обеспечивать обучающимся активную позицию, независимо то того, какова эта деятельность: познавательная, общественная, трудовая, художественная или какая-то иная. Обращаясь к трудам известных педагогов Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой и др., акцентируем внимание на том, что основная идея воспитания заключается в «создании» «человека культуры». Краткий экскурс в историю данного термина позволил заметить, что возник он вместе с необходимостью обозначения нового качества культурного человека. В соответствии с этим прогнозируется и образ выпускника средней профессиональной организации: человек, наделенный активной жизненной позицией, обладающий широким кругозором, наделенный активной жизненной позицией, с достаточно развитым коммуникативным интеллектом, способствующим успешной социализации.

Обратившись к концепции Н.Е. Щурковой, с которой мы вполне солидарны, отметим, что структурно воспитательный процесс по ее мнению состоит из ряда элементов:

- осмысление воспитанником своей жизни в контексте современной культуры, как субъекта среды и субъекта деятельности;

- воспитывающая среда;

- воспитывающая деятельность [Щуркова, 2000, 50-67 ].

Опираясь на данную концепцию, мы выстраиваем основные направления работы в колледже, согласно культурологическому подходу, а новая парадигма воспитания позволяет определить основные свойства понятия «Человек культуры» достаточно полно. Итак, «Человек культуры»- это: свободная личность (воспитание таких взаимосвязанных свойств, как высокий уровень гражданского самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, уважение к мнению других людей,

способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, способность принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и профессионального самоопределения); гуманная личность (воспитание готовности оказывать помощь близким и дальним, понимания ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности каждой человеческой жизни, стремления к миру, согласию, добрососедству, умения проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных качеств и т.п.); духовная личность (воспитание и развитие духовных потребностей, в т.ч. в познании, самопознании, рефлексии, красоте, в творчестве, поиске смысла жизни, счастья, идеала и пр.); творческая личность (воспитание в творчестве - основной постулат. Здесь уделяется внимание развитию способностей обучающихся, потребностей в преобразующей деятельности, сочетанию аналитического и интуитивного мышления, способности и стремлению к жизнетворчеству); личность практичная (стоит отметить идеи Дж.Дьюи, актуальные для современности. Главнейшей задачей новой прогрессивной школы ученый видел в развитии у детей навыков рефлексивного мышления и адаптации в социуме, а в воспитании - активных, самостоятельных людей - личностей [Дьюи, 1924]). Выпускник средней профессиональной организации - человек готовый к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур, межнационального общения, бережно относящийся к своему физическому и психическому здоровью, умеющий вести здоровый образ жизни.

5. Мы акцентировали внимание на использовании в воспитательной работе колледжа личностно-ориентированного подхода, когда главным принципом является «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия».

И здесь четко обозначается новая роль преподавателя-воспитателя: он становится естественным, принимаемым и желанным Соучастником и СО- работником жизнедеятельности обучающихся колледжа.

6. Нельзя не актуализировать в свете сказанного и идеи педагогической поддержки (О.С. Газман), которые в контексте нашего исследования представляют собой некую превентивную и оперативную помощь обучающимся в решении его индивидуальных проблем различного характера (учеба, здоровье, общественная деятельность, семейная ситуация, профессиональное самоопределение и т.п. [Газман, 2000]. Сам ученый, теоретически обосновывая свою идею, отмечал, что суть ее состоит в том, чтобы помочь обучающемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» [Курников, 2012: 74-76].

7. И, конечно же, стоит обратить внимание и на такую важную составляющую организации процесса воспитания в колледже, как диалоговое общение преподавателей и воспитанников. Обратившись к трудам М. Бахтина, отметим, что ученый замечал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения» [Бахтин, 1979]. Здесь важно развивать диалоговые формы отношений, всячески способствовать конструктивному диалогу всех субъектов воспитательного процесса.

Таким образом, считаем необходимым выделить основные направления воспитательной работы в колледже, согласно обозначенных нами педагогических идей. Это

- гражданское воспитание будущего специалиста;

- формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста;

- формирование человека культуры;

- экономическое воспитание;

- формирование социально активной личности;

- художественно-эстетическое воспитание;

- формирование здорового образа жизни и физическое воспитание.

Учитывая вышесказанное, нами была разработана Концепция воспитательной работы, которая в основе своей опирается на Международную конвенцию о правах и основных свободах человека, Федеральную программу развития образования в России, Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, Проект Федеральной межведомственной программы «Студенчество России», Устав областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Белгородский индустриальный колледж», Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ МОРФ от 14.06.13. №464) и другие документы, регламентирующие образовательную и внеучебную деятельность.

Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация колледжа планомерно создает целенаправленную систему воспитания обучающихся, представляющую условия, способствующие индивидуальному развитию обучающихся и их коллективному взаимодействию.

В колледже реализуется комплексная программа внеурочной деятельности «Сотрудничество», которая включает в себя шесть подпрограмм:

1. Подпрограмма «Родина - Россия - Белгородский край».

Цель программы: формирование патриотического сознания - решение задач, способствующих развитию личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Включает в себя:

- духовно-нравственное воспитание;

- патриотическое воспитание;

- нравственно-эстетическое воспитание;

- нравственно-экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- гражданское воспитание;

- профессиональное воспитание.

Пути реализации программы показаны на рисунке 3.

2. Подпрограмма «Создай себя сам»: Цель программы:

- создание условий для психологического самосовершенствования;

- обеспечение психологического благополучия личности. Включает в себя:

- формирование межличностных отношений среди обучающихся;

- психологическую реабилитацию молодежи.

3. Подпрограмма «Человек - имя тебе»: Цель программы:

- воспитание нравственности на основе общечеловеческих ценностей;

- профилактика правонарушений в среде обучающихся;

- формирование толерантного сознания.

4. Подпрограмма «Я люблю тебя, жизнь»: Цель программы:

- развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся;

Включает в себя:

- профилактику употребления психоактивных веществ среди обучающихся;

- профилактику распространения ВИЧ;

- использование здоровьесберегающих технологий.

5. Подпрограмма «Лидер»: Цель программы:

- развитие в колледже самоуправления обучающихся, деятельность которого строится на общечеловеческих принципах демократии, гуманности, гласности, открытости.

Включает в себя:

- создание личностного имиджа обучающихся, навыков общения, коммуникативных умений;

- волонтерское движение.

6. Подпрограмма «Профессионал»: Цели программы:

- формирование конкурентоспособного специалиста;

- создание условий для развития конкурентоспособного молодого человека, имеющего специальность, сделавшего выбор профессии, способного трудоустроиться или продолжить профессиональное образование.

Включает в себя:

- научно-практическую деятельность;

- развитие технического творчества обучающихся;

- профориентационную работу;

- привлечение к участию в олимпиадах, ярмарках профессий;

- сотрудничество с службой занятости обучающихся.

В колледже большое внимание уделяется социальному партнерству, создана особая система взаимодействия с социальными партнерами (привлекаются социальные партнеры не только города, но и области) с целью организации и проведения культурно-массовых, научных и спортивных мероприятий, тематических семинаров, школы студенческого актива, взаимодействия

с общественными молодежными организациями, с органами по делам молодежи города и области, органами охраны правопорядка, профилирующими предприятиями области, музеями, библиотеками и другими культурными учреждениями области. Такое партнерство позволяет говорить о создании социально-воспитательного пространства с активно действующими внутренними и внешними субъектами. И здесь же целесообразно сделать акцент на сотрудничестве данных субъектов и создании в колледже особой модели человеческих отношений, атмосферы духовности, в которой могла бы самореализоваться личность каждого воспитанника.

Кроме того, в нашей концепции учитывается естественное стремление человека к красоте, а значит и его желание красоты, следовательно, наша задача помочь обучающемуся «очеловечиться», научить всех общеэтическому важной для нас становится возможность пробудить эмоциональное чувство принципу «благоговения перед жизнью». Таким образом, можно сказать, что наша концепция ориентирована на человековедческий подход, учитывающий психологию обучающихся.

Мы считаем, что задачи формирования специалистов современного уровня могут быть решены при наличии следующих условий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, четкое осознание ребятами, где, каким образом, для каких целей его знания могут быть применены на практике;

- работа обучающихся в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

- свободное, широкое общение ребят со сверстниками из других учебных групп;

- доступ обучающихся к необходимой информации с целью формирования своего собственного мнения - независимого, но аргументированного - по той или иной проблеме;

- постоянное испытание студентами своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения решать их совместными усилиями, исполняя подчас разные социальные роли.

Организация воспитательной работы в колледже требует целенаправленной организации действий, а именно:

- разработки плана общих мероприятий, отражающих все направления внеурочной деятельности студентов, их взаимодействие с социальной средой;

- составления планов работы психолога, педагогов-организаторов и кураторов учебных

групп; и и

- разработки плана спортивно-массовой и оздоровительной работы;

- разработки плана работы общежития.

В колледже создан и эффективно работает ряд важных для воспитательной деятельности структур: кружок «Поэтическое слово», кружок молодого избирателя, кружок «Театральная студия», кружок вокала, вокально-инструментальный ансамбль и т.п.

Данная концепция служит основой для разработки комплексного плана воспитательной деятельности в колледже, конкретных целевых программ по различным задачам воспитательной деятельности, отдельных планов воспитательной работы в группах, на отделениях, в общежитии.

Для реализации концепции необходимы следующие предпосылки и условия:

- воспитательный аспект должен стать приоритетным в профессиональной подготовке специалистов;

- воспитательный процесс основывается на взаимодействии преподавателей и обучающихся, их сотрудничестве;

- необходима координация действий всех звеньев системы воспитания;

- требуется постоянный контроль над воспитательным процессом, коррекция действия субъектов воспитания;

-целенаправленность, систематичность и последовательность в воспитательной работе;

- внедрение в воспитательную работу лучшего педагогического опыта преподавателей;

- дальнейшее развитие и совершенствование системы самоуправления обучающихся;

- система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер, поэтому данная концепция должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.

Заключение

Воспитание студентов в организации среднего профессионального образования направлено на преодоление противоречий и разногласий социально-культурной среды, которые проявляются в тенденции к девиантному поведению среди молодежи, девальвации ценностей духовных и преобладании ценностей материальных и пр.

Поэтому важным в воспитательной работе колледжа является формирование, развитие и становление личности студента - будущего специалиста, который должен сочетать в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в

сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России [Митросенко, 2009:52]

В ходе целенаправленной воспитательной работы в колледже формируется аксиологический потенциал личности который заключается в сформированности чувства уважения к родному краю и колледжу, дружбы, сотрудничества; собственного достоинства; долга и ответственности, терпимости; и таких качеств как чуткость, отзывчивость, оптимизм, гуманизм, активность в общественных делах,а также нравственности и духовности.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что новая парадигма воспитания, дает широкий простор преподавателям-организаторам воспитательной работы в колледже, позволяя учитывать основные ее принципы и методы с опорой на личностные особенности воспитанников.

Литература:

Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. - М.: Художественная литература, 1979.

Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века/ О.С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3.

Гурина, В.К. Актуальные проблемы социально-психологической адаптации студенческой молодежи /

B.К. Гурина //Профессиональное образование в Сибири.-1997. - № 1. - С.124-126.

Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. - М.: Госиздат, 1924. - 168 с.

Ильин, Г.Л. Инновации в образовании / Г.Л. Ильин: Учебное пособие. - Прометей, 2015.

Колобков, В.Ф. Сущность социально-профессиональной адаптации студентов ссуза // Проблемы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. - Москва-Чебоксары, 2006.

Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо ,Ж. -Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988.

Курников, Д.В. Сущность понятия «педагогическая поддержка» в образовании/ Д.В. Курников // Мир науки, культуры, образования. № 5 (36) 2012. - С.74-76.

Лихачев, Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода / Б.Т. Лихачев / / Педагогика. - 1994- - № 3.

Луков, Вл. А., Луков, Вал. А., Ковалева, А. И. Уроки Макаренко / предисл. С. М. Миронова. М. : Ключ-

C, 2006.

Магадиева, Г.Г. Подходы к проектированию компетентностной модели специалиста / Г.Г. Магадиева // Гуманизация образования в России : сб. науч. тр. регион. науч. интерактив. конф. - Магнитогорск : МаГУ, 2007. - С. 126-131.

Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. М. : Педагогика, 1983.

Митрофанов К. Г. Учительское ученичество/ К.Г. Митрофанов. - М., 1991.

Митросенко, С.В. Воспитательная работа в учреждениях среднего профессионального образования/С.В. Митросенко. Учебное пособие-Красноярск,2010.-205 с.

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - М. : Издательство «Омега - Л», 2013. - 134 с. - (Закон Российской Федерации).

Прибыткова, Е.А. Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании. Навигатор: сборник методических материалов: Выпуск 2. - Иркутск: Издательство Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. - С. 92.

Принципы воспитания [Электронный ресурс]. - URL: http://libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki/printsipi-vospitaniya (дата обращения 18.08.2016).

Чурикова, И.Э. Воспитательное пространство педагогического колледжа как средство адаптации студентов к новым социальным условиям // Воспитательное пространство образовательного учреждения: Материалы конференции. - Рязань: РГПУ имени С.А. Есенина, 2003. - С. 189-190.

Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова -М., 2000. - С.50-67.

Юрьева, Е.Г. Управление развитием самоконтроля студентов средней профессиональной школы // Омский научный вестник. Сер. «Общество. История. Современность». - 2008. - № 3 (67). - С. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.