Научная статья на тему 'Вопросы образования и просвещения в послании «Якутской интеллигенции» А. Е. Кулаковского'

Вопросы образования и просвещения в послании «Якутской интеллигенции» А. Е. Кулаковского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛАКОВСКИЙ А. Е / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / КУЛЬТИВИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / KULAKOVSKY A. E / EDUCATION / ENLIGHTENMENT / CULTIVIZATION / SOCIETY / STATE ORDER / SOCIAL ORDER / INDIVIDUAL DEVELOPMENT / SCHOOL EDUCATION SYSTEM / INDUSTRIAL TRAINING / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарбасова Светлана Дмитриевна

Рассмотрены взгляды А. Е. Кулаковского о школьном образовании, которое он считал важнейшим фактором социальноисторического и культурного развития Якутии. Установлено, что многие положения А. Е. Кулаковского оказались востребованы в настоящее время, в частности, профессиональное образование в сельских школах, открытие агропрофилированных школ, профильное обучение. Особое внимание уделено связи школы как ключевого образовательного института общества с социальной средой на разных этапах ее развития в Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. Ye. Kulakovsky article “To Yakut intelligentzia”: issues of education and enlightenment

The article discusses A.Ye. Kulakovsky views on school education. He pointed that it was the most important factor in social, historical and cultural development of Yakutia. It is known that nowadays some A.Ye. Kulakovsky theses are in demand, in particular, vocational education in village schools, opening of agriculture schools and specialized education. The article focuses on the school context as a key educational institution of society with the social environment at different stages of its development in Yakutia.

Текст научной работы на тему «Вопросы образования и просвещения в послании «Якутской интеллигенции» А. Е. Кулаковского»

К 100-ЛЕТИЮ ПОСЛАНИЯ «ЯКУТСКОЙ ИНТЕЛЛЕГЕНЦИИ»

А. Е. КУЛАКОВСКОГО

УДК 37:929 (571.56) С. Д. Дарбасова

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПОСЛАНИИ «ЯКУТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ» А. Е. КУЛАКОВСКОГО

Рассмотрены взгляды А. Е. Кулаковского о школьном образовании, которое он считал важнейшим фактором социальноисторического и культурного развития Якутии. Установлено, что многие положения А. Е. Кулаковского оказались востребованы в настоящее время, в частности, профессиональное образование в сельских школах, открытие агропрофилированных школ, профильное обучение.

Особое внимание уделено связи школы как ключевого образовательного института общества с социальной средой на разных этапах ее развития в Якутии.

Ключевые слова: Кулаковский А. Е., образование, просвещение, культивизация, общество, государственный заказ, социальный заказ, развитие личности, школьная образовательная система, производственное обучение, профессиональное образование.

S. D. Darbasova

A. Ye. Kulakovsky article “To Yakut intelligentzia”: issues of education and enlightenment

The article discusses A.Ye. Kulakovsky views on school education. He pointed that it was the most important factor in social, historical and cultural development of Yakutia. It is known that nowadays some A.Ye. Kulakovsky theses are in demand, in particular, vocational education in village schools, opening of agriculture schools and specialized education.

The article focuses on the school context as a key educational institution of society with the social environment at different stages of its development in Yakutia.

Key words: Kulakovsky A. E., education, enlightenment, cultivization, society, state order, social order, individual development, school education system, industrial training, vocational education.

В этом году исполняется 100 лет посланию «Якутской интеллигенции» А. Е. Кулаковского, где получили отражение его философские, экономические и просветительские взгляды по «инородческой проблеме» российской действительности. Общественнополитическое, социально-экономическое положение Якутской области начала века в контексте мирового порядка побудило выдающегося мыслителя обратиться с письмом к более передовой части населения края

- интеллигенции с призывом культивизации всех сфер

ДАРБАСОВА Светлана Дмитриевна - к. п. н., заведующий отделом изучения рукописей и научного наследия А. Е. Кулаковского и др. Института А. Е. Кулаковского СВФУ имени М. К. Аммосова.

E-mail: dars07 @mail.ru

жизни якутов. По глубине поставленных проблем и охвату действительности того времени послание признано памятником общественно-политической мысли якутов начала XX века.

Главный рычаг культивизации Якутии А. Е. Кулаковский видел в образовании и просвещении и считал, что развитие материальной культуры невозможно без поднятия духовной культуры. В предисловии издания «Якутской интеллигенции» 2011 г. отмечается «самостоятельное значение» школьного вопроса: «Самостоятельное значение имеют его рассуждения о развитии духовной культуры населения, решающую роль в котором призвана сыграть образованность общества (здесь он ратует, прежде всего, за школьное образование)» [1, с. 40]. А. П. Оконешникова и др., исследовавшие педагогические идеи в произведениях А. Е. Кулаковского, пишут: «Говоря о путях

цивилизованного развития нации и народов, А. Е. Кулаковский главенствующую роль придавал проблемам образования» [2, с. 9].

Известно, что А. Е. Кулаковский как учитель оказал большое влияние на становление мировоззрения своих учеников, таких как С. А. Новгородов, Д. К. Сивцев-Суорун Омоллон, Н. Е. Мординов-Амма Аччыгыйа,

Н. М. Заболоцкий-Чисхан. Не только воспоминания его учеников, но и «совокупность имеющихся документов о преподавательской деятельности позволяет сделать выводы о Кулаковском как об учителе и его педагогических взглядах» [3, с. 274]. Собственно об образовании А. Е. Кулаковский не писал, но глубокие размышления о школьном образовании и просвещении родного народа мы находим в его дневниковых записях, письмах, докладных. Более конкретно его взгляды об образовании отражены в 5 разделе «Школа и общественная жизнь» послания «Якутской интеллигенции», написанном им в 1912 г. Век человеческий (какой век! с войнами и катаклизмами!) отделяет нас от послания, но высказанные в нем мысли актуальны и по сей день.

В самом названии раздела А. Е. Кулаковский отмечает взаимосвязь школы и общественной жизни в том смысле, что школа - ключевой образовательный институт общества. Человек создан для созидания в обществе, в котором живет, а механизмы продуктивной деятельности формируются в школе. Раздел начинается со слов «О школах вопрос весьма широкий и открытый...» [1, с. 86]. Это предложение можно рассматривать как вводное в содержание раздела, так как далее по принципу «от общего к частному» автор по пунктам разворачивает концептуальный взгляд на современную ему школу, доказывая, почему этот вопрос широкий и открытый. «Широкий» - по охвату проблем по содержанию образования, «открытый» - требует обсуждения.

«Существующих школ слишком мало . программы их слишком чужды нам, слишком неприложимы к нашей жизни», - говорит А. Е. Кулаковский о состоянии школьного дела в Якутии [1, с. 86]. Это сейчас образование относится к приоритетным направлениям политики государства, а в конце XIX-начале XX вв. дело обстояло иначе. Министерских школ было мало, царская администрация не всегда поддерживала общественные начинания якутских улусов в области просвещения и даже препятствовала этому. В 1905 году якутский губернатор заявил: «С учреждением ... русских школ и привитием русского языка произойдет скорейшее ассимилирование якутов с русскими и распространение между первыми просвещения, а потому учреждение школ на якутском языке и искусственное создание якутской грамотности . принесет не пользу просвещению, а вред» [4, с. 14]. Современная А. Е. Кулаковскому школа была ориентирована на передачу определенной суммы знаний о предметном,

материальном мире, на выработку репродуктивных умений применения этих знаний без учета потребностей и интересов человека и общества. Суть образования А. Е. Кулаковский видел не только в получении академических знаний, но и в овладении теми видами деятельности, которые позволят ученику овладеть социальным опытом в повседневной жизни. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в середине XIX века писал: «Детей учат не для того только, чтоб учить, а для того, чтоб сообщать им знания, обладая которыми, можно быть полезным и себе и обществу» [5, с. 314]. В современной педагогике овладение такими знаниями принято называть развитием компетенций ученика. Ключевые, ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые и другие виды компетенций вырабатывают у обучаемого механизм продуктивного поведения. Такой человек приносит пользу обществу. Значит, отношение к учащемуся должно быть как субъекту, который в будущем выступит производительной силой в общественном производстве. Будучи человеком прогрессивным А. Е. Кулаковский видел, что школы не могут удовлетворить растущей потребности жизни. Якутии необходимы были не только образованные (умеющие читать, считать и писать), но и предприимчивые, готовые к творческой деятельности люди, обладающие чувством ответственности за судьбу родного народа, всемерного развития края. В послании выдающегося мыслителя встречается аксиома, что образованный человек должен не только соответствовать по своим качествам уровню современного ему социально-экономического развития общества, в котором живет и трудится, но и принимать участие в прогрессивных преобразованиях, то есть создавать это общество. Таким образом, автор выдвигает главенствующий принцип образования: школа

должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе, но и способных развивать ее. Безусловно, образование является автономной системой, имеющей относительную самостоятельность, но оно способно оказывать активное воздействие на развитие общества. Именно с этой точки зрения А. Е. Кулаковский подходит к содержанию образования. Согласно его мысли, образовывать, значит формировать посредством обучения механизмы продуктивного поведения учащегося, позитивную установку его на созидательную деятельность, а не пичкание оторванными от жизни знаниями. Он предвосхитил главную идею

политики современного образования: образование

должно быть главным фактором социальноэкономического прогресса.

Размышляя о связи школы с жизнью А. Е. Кулаковский не мог пройти мимо анализа деятельности существующих типов школ. «...Начальныя и церковноприходские школы вредят нам: учась в них, дети знаний не приобретают, а от физических работ

отвыкают. Нужно общее развитие детей на понятном для них языке, а не пичкание их ненужным барахлом из славянской, жидовской и греческой старины» [1, с. 86]. Если заглянуть в историю развития образования в дореволюционной Якутии, то «основной задачей школьной политики царского самодержавия в Якутии была русификация края, присоединение якутов к официальной «русской культуре» и православию» [6, с. 13]. То есть для внедрения русификаторской политики царизма использовали не только церковь, но и школу. Закон божий во всех школах был главным предметом, а мир изучался как сотворение бога. Программы школ отвечали требованиям религиозно-нравственного воспитания. Старославянский язык изучался для того, чтобы заучивать молитвы, а «жидовская» и «греческая» старина для изучения истории религии.

В 1907-1908 учебном году всего школ было 99, в них обучалось 2179 детей [4]. Из них на ведении Министерства народного просвещения было всего 32 школы, тогда как церковному ведомству принадлежало 67, то есть меньше 2/3 из общего числа школ. Таким образом, церковное образование по сути отвечало политике властей по распространению православия среди инородцев. Состояние школ изменилось в годы работы губернатором И. И. Крафта, который приложил немало усилий для открытия министерских школ. Он добился не только открытия новых министерских школ, но и помощи со стороны государства нуждающимся учащимся в виде пособий и стипендий. В результате настойчивой деятельности И. И. Крафта к 1911 году министерских школ стало 71 (церковных школ - 70), что составляет уже 1А существующих в Якутии школ [4]. Однако методы обучения как в церковно-приходских, так и в министерских школах не имели существенной разницы.

Говоря о том, что «нужны хоть по одной школе в каждом улусе с программой, соответствующей действительным потребностям нашей жизни» [1, с. 87], А. Е. Кулаковский имеет в виду эффективность образования, который определяется многими факторами, в том числе (и это основополагающее) и фактором соответствия образования к потребностям как регионального, так и индивидуально-личностного характера. В данное время соответствие содержания образования потребностям жизни получило название образовательного заказа. Заказ на образование - это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности школы. Образовательный заказ подразделяют на государственный и социальный, причем последний понимается как общественный запрос в области общего образования. В школоведении эти виды разграничиваются, но в последнее время социальный заказ начинает рассматриваться как составляющая государственного заказа. В заключении А. Е. Кулаковского просматривается

проблема взаимосвязи между социальным спросом на образование и способностью школы удовлетворять его, что стало одним из ключевых показателей состояния института образования в последние десятилетия XX в.

А. Е. Кулаковский демонстрирует и стратегический подход к деятельности образовательного учреждения. Говоря о «программе, соответствующей потребностям общества», он рассматривает школу как открытую систему, тесно связанную с внешней социальной средой. При таком понимании вопроса школа должна удовлетворять потребности общества (социальный заказ). Развитие образования А. Е. Кулаковский видел в школах, адекватных общественной необходимости. Именно такой подход к содержанию образования стал исходной точкой модернизации образования в России в конце XX - начале XXI вв.

Л. Де Калувэ, Э. Маркс и М. Петри, исследовавшие развитие школы Запада, модели и их изменения, выделяли 4 фактора, определяющие развитие школы: «люди школы» (учителя, ученики с их взглядами, возможностями, желаниями и стремлениями); школьная образовательная система или образовательная программа (учебные планы, методы, ресурсы, ученический совет и т. д.); организационная система группировки учителей (структура управления, распределение обязанностей); окружающая среда, влияющая на школу (социум, экономические стороны, финансирование) [7]. Так как факторы находятся в тесном взаимодействии и представляют единое целое, изменения в одном факторе вызывают обязательные изменения в других. Таким образом, они рассматривали школу как открытую систему, способную к развитию. Кроме того, согласно этим авторам, фактор окружающей среды оказывает наибольшее влияние на остальные. Какие бы цели ни ставило Правительство и по каким бы программам ни обучали в школах (программы были единые в российских школах и национальных областях), все же образование осуществлялось в «инородческой» среде, Якутии, что несомненно должно было сказаться - «программы ... слишком неприложимы к нашей жизни» [1, с. 86]. А. Е. Кулаковский уверен в том, что школа должна реагировать на реальности жизни. Именно при такой постановке проблемы возникают те вопросы, на которые он отвечает: Как должна быть организована школа? Каковы задачи образования? Какие изменения можно внести в существующие модели школы?

Животноводство - материальная культура якутов. Социально-экономическая среда Якутии начала века требовала развития, культивизации сельского хозяйства, скотоводства, землепользования и земледелия. Передовое опытное хозяйство, организованное С. П. Барашковым в Качикатцах, где нашли воплощение идеи А. Е. Кулаковского относительно ведения хозяйства, явный тому пример. Н. Д. Неустроев, исследовавший

историографию начального образования в Якутии пишет, что «вся учебная работа школы не была связана с трудовыми задачами общества и не давала знаний, необходимых населению для непосредственной хозяйственной деятельности» [6, с. 78]. У Кулаковского мы находим: «...желательны школы вроде сельскохозяйственного низшего типа, в которых можно получить знания, хотя бы главнейший - элементарные по сельскому хозяйству» [1, с. 87]. А. Е. Кулаковский говорит о типах школ в начале XX века, тогда как этот вопрос стал обсуждаемым только в последние десятилетия XX в.

В связи с модернизацией политики образования с начала 1990-х гг. в России стал существенно меняться региональный контекст обучения и воспитания. С учетом региональных потребностей появилось новое направление - профильное обучение. Суть концепции “профильного обучения” заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. На основе полученных знаний и умений выпускники школ могут делать осознанный личностный выбор профессии. Наряду с этим в школах начали преподавать дисциплины, которые давали возможность овладеть специализациями в востребованных сферах, то есть появились основы производственного обучения. С развитием рыночных отношений в сельских местностях возникла необходимость подготовки специалистов по сельскому хозяйству. Как ответ на запросы, интегрирующие потребности личности и общества до уровня социальных потребностей, появились агропрофилированные школы. Такие школы обеспечивали готовность выпускников школ к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики.

Примеры востребованности таких школ в истории существуют. Вероятно, А. Е. Кулаковский знал о передовых педагогических опытах того времени, а именно о трудовой подготовке в школах в 90-е гг XIX, даже раньше. К примеру, школа при Нерчинском заводе. Школа учреждалась для обучения детей чтению книг и письму, арифметике и геометрии, сочинению чертежей заводским зданиям, машинам и прочему [8]. Состав учащихся был разнороден: от детей служащих, солдатских и до сирот. В школе учитывалась сословная принадлежность детей, например, «служителей мастерских» учили чтению и письму, арифметике и геометрии, тригонометрии, механике, пробирному и маркшейдерскому искусствам. Офицерских детей и «приказных служителей» обучали, кроме того, немецкому языку, гидравлике и всем горным наукам. Штатное положение школы позволяло даже то, что отцы обучали своих детей горнозаводскому производству. Нерчинская заводская школа постепенно превращалась

из начальной школы в среднюю с профессиональнотехническим уклоном. Из грамотной молодежи, обученной в школах, комплектовались кадры горнозаводских мастеровых, конторских служащих. Таким образом, Нерчинская заводская школа полностью удовлетворяла потребность округа в профессиональных работниках.

От принципиальных вопросов содержания образования А. Е. Кулаковский переходит к вопросам технологии: «в существующих школах нужно ввести якутскую письменность» [1, с. 87]. В дореволюционной школе Якутии русский язык занимал доминирующее место, обучение велось на русском языке, «... якутскому языку было отведено самое стесненное место. В лучшем случае использовали его в качестве средства объяснения непонятных слов и текстов при чтении» [6, с. 45]. Как известно, человек мыслит на том языке, носителем которого он является. Основоположник общего языкознания как науки, Вильгельм Гумбольдт считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - его язык [9]. Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма [9]. Доказано, что люди, говорящие на разных языках, не только видят, но и понимают мир по-разному, следовательно, каждому языку соответствует своя логика мышления. Исходя из этих положений, очевиден вывод, что учащиеся-якуты мыслят на своем родном языке, а потом только переводят на русский язык результат умозаключения. Так как речь и мышление находятся в прямой зависимости, то развитие речи ведет, безусловно, к развитию мышления. Мы допускаем, что А. Е. Кулаковский имел в виду не только содержание учебных программ, но и глубинную проблему создания условия развития мыслительной деятельности уча-щихся-якутов.

«Очень желательны ремесленные школы, так как для ремесленников у нас открылось бы широкое поле действия в виду отсутствия кустарей и наличности сырого материала» [1, с. 87-88]. О необходимости ремесленных школ в России в конце XIX века писал К. Д. Ушинский. Он говорил, что задача ремесленной школы состоит в подготовке за три-четыре года «неиспорченного, здорового, грамотного мальчика настолько, что он будет в состоянии стать действительным работником и получит жалованье, достаточное, чтобы прокормиться» [5, с. 595]. Проблемой в ремесленных заведениях России того времени было то, что там шла жесточайшая эксплуатация детского труда. Положительные моменты в решении этого вопроса редко, но наблюдались. В 1913 г. была открыта Читинская художественно-промышленная школа, в которой работали две мастерские. За годы своего существования она сделала много для совершенствования кустар-

ных промыслов и ремесел в условиях Забайкалья. Большое внимание уделялось обработке дерева и шерсти. За 10 лет существования школы 400 человек получили квалифицированное специальное образование наряду с общим образованием. Также появились железнодорожные профессиональные училища. Открытие этих специализированных учебных заведений было связано с завершением строительства Забайкальской железной дороги и подготовкой рабочих-железнодорожников. Открываются ремесленные отделения при начальных училищах. Появляются железнодорожные школы в достаточно большом количестве.

В условиях Якутии начала XX века нужны были ремесленники для обработки собственного сырья. «Нужно развить ремесла и кустарные изделия, - пишет А. Е. Кулаковский в послании. - Ведь надо же использовать тот сырой материал, который находится в нашем распоряжении, чтобы по возможности вытеснить дорогие привозные изделия, часть которых выделывается из якутского же материала (одних кож ежегодно вывозится из области на 150,000 р.)» [1, с. 92]. А. Е. Кулаковский говорит об изготовлении кожи, сафьяна, о гончарном, железо-прокатном и кузнечном деле, о красильных ремеслах, даже о приготовлении свечей. Поэтому нужны были ремесленники, и это можно рассматривать как социальный заказ школе на трудовую подготовку обучаемых.

Во всех этапах своего развития деятельность школы прямо зависит от того, как меняется общество. Если проследить, как изменялся заказ школе на трудовую подготовку в XX веке, можно увидеть тесную связь школы с жизнью, о чем говорит А. Е. Кулаковский. В 1920-30-е гг., когда необходимо было ликвидировать неграмотность, Советская власть рассматривала школу как сферу культурной революции. Были сформированы единые трудовые школы, позволяющие решить задачи соединения обучения с жизнью и трудом. В 1930-е гг. в эпоху коллективизации в школах внедряется трудовое политехническое образование. В это время в школах были созданы трудовые мастерские, школьные производственные музеи. Началось движение по прикреплению школ к колхозам, МТС с целью знакомства учащихся с сельскохозяйственной техникой. В годы Великой Отечественной войны школа стала центром помощи фронту и тылу. В 1960-е гг. начинается политехнизация школы (внедрение производственного обучения), продиктованная курсом на индустриализацию страны. В 1970-е гг. встает проблема трудового обучения и воспитания, особенно в сельской местности внедряется программа «школа-производство-вуз», что было продиктовано не только развитием сельского хозяйства, но и нарастающим оттоком сельской молодежи в город. Начало XXI в. характеризуется усилением внимания к трудовой подготовке, профессиональному обучению. Для

реализации задач профессионального образования были созданы мастерские, школьные производственные объединения, школьные производственные цеха. Таким образом, в конце XX-начале XXI вв. началась интеграция общего и среднего профессионального образования в условиях средней общеобразовательной школы.

А. Е. Кулаковский, будучи учителем с большой буквы, указывает на формирование трудовых навыков учащихся во благо своего народа, их социализации в современных ему социально-экономических условиях. Такой подход будет положен в основу работы зачинателей трудового и профильного обучения в Якутии Г. Е. Бессонова, народного учителя СССР М. А. Алексеева, которые уделяли большое внимание выработке деловых качеств и трудовых умений учащихся.

Таким образом, в начале XX века А. Е. Кулаков-ский указал на реальные пути развития общеобразовательной школы, отвечающей потребностям личности и общества. Впервые в истории педагогики Якутии он поставил вопрос о профессиональном образовании в рамках общеобразовательной школы, затронул проблему соответствия содержания образования социальному заказу, тесной связи школы с обществом и необходимости введения якутской письменности в школьное образование. Он рассматривал школу как важнейший фактор социально-исторического и культурного развития Якутии, так как был уверен в том, что именно школа формирует человека созидающего.

Концептуальный взгляд на образование, глубина поставленных задач и указанные перспективы их решения ставят А. Е. Кулаковского в один ряд с выдающимися педагогами не только своего времени, но и прошлых и будущих веков.

Л и т е р а т у р а

1. Кулаковский А. Е. Якутской интеллигенции. Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 20ll. - ll7 с.

2. Оконешникова А. П., Кириллина И. Е. Живая педагогическая ветвь А. Е. Кулаковского. Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2002. - 56 с.

3. Кулаковская Л. Р. Научная биография А. Е. Кулаковского: личность поэта и его время. - Новосибирск: Наука, 2008. - 296 с.

4. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутское книжн. изд-во. Якутск. l966. - 344 с.

5. Ушинский К. Д. Сочинения. Т. 3, Педагогические статьи. l862-l870 гг. Москва-Ленинград. l948. - 69l с.

6. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Историография развития начального образования в Якутии. - М.: МГПУ, 2006.

- 300 с.

7. Калувье Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели

и изменения. Калуга, 1993. - 239 с.

8. Константинова Т. А. Страницы истории народного образования дореволюционного Забайкалья / Т. А. Константинова // Забайкалье: некоторые аспекты истории края.

Межвузовский сб. научных трудов. - Чита: Изд-во 41 ПИ, 1993. С. 5-12.

9. Язык и мышление. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inyazservice.narod.ru/yazyk_i_myshleniye.html

УДК 821.512.157.09 Л. Н. Романова

АКСИОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Е. КУЛАКОВСКОГО

Проведено исследование поэтического творчества основоположника якутской литературы А. Е. Кулаковского как целостной художественно-эстетической системы. Ценностные ориентации творчества первого якутского поэта рассмотрены как последовательное развертывание философии антропокосмизма.

Ключевые слова: национальная литература, поэзия, поэтическая система, фольклорные традиции, письменная литературная традиция, автор, просветительство, мировоззрение, цивилизация, антропокосмизм.

L. N. Romanova

Аxiology of A.Ye. Kulakovsky рoetry

This article is devoted to the study of poetry of the first Yakut poet A.Ye. Kulakovsky as a coherent artistic and aesthetic system. The value orientations of the founder of Yakut literature are considered as consistent evolution of philosophy of anthropocosmism.

Key words: national literature, poetry, poetic system, folklore traditions, written literature tradition, author, enlightenment, world view, civilization, anthropocosmism.

В истории зарождения и становления якутской литературы А. Е. Кулаковский занимает особое положение, сопоставимое по значимости для национального самосознания и влиятельности, авторитетности художественных концепций в духовном развитии народа, со статусом А. С. Пушкина в русской культуре.

Литературное летоисчисление для народа саха, вне сомнений, начинается с «Заклинания Байаная» А. Е. Кулаковского (1900) [1]. И это, несмотря на то, что первые письменные памятники литературного типа были зафиксированы еще во второй половине XIX в. Споры по поводу первооткрытия якутской литературы

РОМАНОВА Лидия Николаевна - к. филол. н., зав. сектором литературоведения Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

E-mail: romanova_lida@mail.ru

существуют до настоящего времени, однако можно утверждать, что при всей исторической и художественной ценности и новаторстве письменных памятников: «Воспоминаний» А. Я. Уваровского [2] и олонхо М. Н. Андросовой-Ионовой [3] - их промежуточное положение между документально-информативной, этно-графически-фольклорной и литературной природой не позволяют расценивать их как начало литературной традиции, т. к. в них еще нет полного осознанного художественного творчества с «четким представлением об авторской собственности» [4, с. 273], склонностью к формированию художественного стиля, способного развиваться по своим специфическим законам. С этой точки зрения «Воспоминания» А. Я. Уваровского [2], вошедшие в фундаментальный труд О. Н. Бётлингка «О языке якутов» [5], расценивается нами как историколитературный памятник с доминированием научного плана, в котором первостепенное значение имеют

lO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.