Научная статья на тему 'Вопросы обеспечения эффективности курсов повышения квалификации'

Вопросы обеспечения эффективности курсов повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / экономические вопросы / организация курсов / повыше- ние квалификации / образовательные учреждения / множество слушателей / учитель / effectiveness / economy issues / organization of courses / elevation of qualification / educational institutions / multitude of students attending the courses / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидиков Неъматджон, Каримова Шахноз Аъзамджоновна

В статье рассматриваются некоторые вопросы обеспечения эффективности орга-низации и проведения курсов повышения квалификации для работников сферы образованиястраны, к которым в основном относятся: руководители и воспитатели дошкольныхучреждений; директора, их заместители и учителя общеобразовательных учреждений,руководители ученических организаций, инспекторы и главные бухгалтеры районных,городских отделений образования и школы. Выделяются необходимые условия обеспече-ния эффективности курсов повышения квалификации, основанной на оценке и сопостав-лении множества знаний преподавателей и слушателей курсов повышения квалификации,а также некоторые проблемы, решение которых повысило бы эффективность прово-димых КПК для работников сферы образования. Установлена логическая связь междупоставленными проблемами. Такая диалектическая взаимосвязь позволила предложитьвозможные пути решения выделенных проблем, которые могут обеспечить достижениеэффективности проводимых КПК. Предполагается, что полученные основныерезультаты, выделенные проблемы и возможные пути их решения по деятельностиРИПКПРСО вполне применимы к КПК других отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидиков Неъматджон, Каримова Шахноз Аъзамджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF INSURANCE OF EFFECTIVENESS IN REFERENCE TO THE COURSES OF QUALIFICATION ELEVATION

The article touches on some issues related to insurance of effective organization of the courses of elevation of qualification for educators of the country to whom the following workers are referred: chiefs and teachers of pre-school establishments; directors, their deputies and teachers of comprehensive schools; leaders of pupils` organizations; inspectors and senior accountants of district and urban departments of education and schools. The author singles out necessary provisions which would ensure effectiveness of the courses in question, based on assessment and correlation of multitude of knowledge of both teachers and students; some problems whose solution would elevate effectiveness of courses conducted for educators being taken into account as well. Logical connection between the problems set is established. Such dialectical interconnection enabled to propose potential ways of solution in regard to the problems singled out; the formers may ensure an achievement of the effectiveness pursued. It is supposed that the main results expected to be received and the ways of their achievement used by the Republican Institute of Qualification Elevation and Retraining of the Workers of Education Sphere (RIQER WES) are quite applicable to QECs referring to other branches.

Текст научной работы на тему «Вопросы обеспечения эффективности курсов повышения квалификации»

УДК 37.0 ББК 65.9(2)240

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

THE ISSUES OF INSURANCE OF EFFECTIVENESS IN REFERENCE TO THE COURSES OF QUALIFICATION ELEVATION

Сидиков Неъматджон, к.э.н., доцент, замдиректора по науке и инновациям филиала Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования в Согдийской области (Таджикистан, Худжанд)

Каримова Шахноз Аъзамджоновна, соискатель ХГУ, старший преподаватель филиала Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования в Согдийской области (Таджикистан, Худжанд)

Sidikov Negmatdjon, candidate of economy sciences, Associate Professor, deputy director for science and innovations of the branch under the republican Institute of professional development and retraining of educators in Sughd viloyat (Tajikistan, Khujand)

Karimova Shahnoz Azamdjonovna, claimant for candidate s degree, senior teacher of the branch under the republican Institute of professional development and retraining of educators in Sughd viloyat (Tajikistan, Khujand)

Ключевые слова: эффективность, экономические вопросы, организация курсов, повышение квалификации, образовательные учреждения, множество слушателей, учитель

В статье рассматриваются некоторые вопросы обеспечения эффективности организации и проведения курсов повышения квалификации для работников сферы образования страны, к которым в основном относятся: руководители и воспитатели дошкольных учреждений; директора, их заместители и учителя общеобразовательных учреждений, руководители ученических организаций, инспекторы и главные бухгалтеры районных, городских отделений образования и школы. Выделяются необходимые условия обеспечения эффективности курсов повышения квалификации, основанной на оценке и сопоставлении множества знаний преподавателей и слушателей курсов повышения квалификации, а также некоторые проблемы, решение которых повысило бы эффективность проводимых КПК для работников сферы образования. Установлена логическая связь между поставленными проблемами. Такая диалектическая взаимосвязь позволила предложить возможные пути решения выделенных проблем, которые могут обеспечить достижение эффективности проводимых КПК. Предполагается, что полученные основные результаты, выделенные проблемы и возможные пути их решения по деятельности РИПКПРСО вполне применимы к КПК других отраслей.

Key words: effectiveness, economy issues, organization of courses, elevation of qualification, educational institutions, multitude of students attending the courses, teacher

- 70 -

Sidikov N, Karimova Sh. А. The Issues of Insurance of Effectiveness in Reference to the Courses of Qualification Elevation

The article touches on some issues related to insurance of effective organization of the courses of elevation of qualification for educators of the country to whom the following workers are referred: chiefs and teachers of pre-school establishments; directors, their deputies and teachers of comprehensive schools; leaders of pupils' organizations; inspectors and senior accountants of district and urban departments of education and schools. The author singles out necessary provisions which would ensure effectiveness of the courses in question, based on assessment and correlation of multitude of knowledge of both teachers and students; some problems whose solution would elevate effectiveness of courses conducted for educators being taken into account as well. Logical connection between the problems set is established. Such dialectical interconnection enabled to propose potential ways of solution in regard to the problems singled out; the formers may ensure an achievement of the effectiveness pursued. It is supposed that the main results expected to be received and the ways of their achievement used by the Republican Institute of Qualification Elevation and Retraining of the Workers of Education Sphere (RIQER WES) are quite applicable to QECs referring to other branches.

Изменение окружающего мира и общественных отношений принуждают их участников постоянно изучать и приспосабливаться к этим изменениям. Поэтому каждый член общества, прежде всего для своей же выгоды, постоянно будет работать над собой, совершенствовать свою квалификацию, что достигается с помощью ознакомления, изучения и овладения новой информацией через СМИ, научные и профессиональные журналы, Интернет-ресурсы.

Организация и проведение курсов повышения квалификации (КПК) по профессиональным признакам также преследует цель: вооружить специалистов-слушателей КПК новыми знаниями, навыками и информацией. Общеизвестно, что существуют некоторые профессии, отнимающие у человека много времени и сил. Таким категориям работников регулярно повышать свои профессиональные навыки самостоятельно становится трудно и малоэффективно. Поэтому выполнение этих задач берут на себя отраслевые КПК. Один из таких отраслевых, специальных и старейших учреждений (с 1935 года) в нашей стране является Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования (РИПКПРСО), с пятью со своими филиалами в областных центрах. Предполагается, что основные результаты проведенного ниже анализа, выделенные проблемы и возможные пути их решения по деятельности РИПКПРСО вполне можно применить к КПК других отраслей страны.

Стотридцатитысячная армия учителей средних общеобразовательных учреждений нашей страны после получения соответствующего образования в высших учебных заведениях и колледжах страны, работая в сфере образования, апробирует в школах на практике полученные ранее теоретические знания, и эта квалификация требует постоянного совершенствования с учетом упомянутых выше изменений. С этой точки зрения, необходимость регулярной (в течение пяти или трех лет) организации и проведения курсов повышения квалификации работников сферы образования продиктована самой жизнью.

С целью улучшения процесса организации и проведения КПК, решением Правительства Республики Таджикистан за № 345 от 30.05.2014. ранее функционировавшие разрозненные центры и курсы повышения квалификации на местах преобразованы в

- 71 -

Сидиков Н., Каримова Ш.А. Вопросы обеспечения эффективности курсов повышения квалификации

филиалы Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования.

Данное решение, принятое правительством страны, преследует цели координации и регулирования работы КПК по стране из единого центра, организацию и проведение таких курсов согласно единой политике и учебно-методической программе, которые должны обеспечить защиту государственных интересов в сфере образования.

Для эффективного управления процессом организации и проведения КПК необходимо иметь достаточно полное содержательное и формализованное описание данного процесса. Ведь, как в свое время отметил основоположник диалектического учения Г.Ф. Гегель, "суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительно целое, а результат вместе со своим становлением" (2, с. 2).

Для содержательного и формализованного описания процесса организации и проведения КПК используем некоторые понятия из области теории множеств и операции с ними (4, с. 14) с учетом специфики КПК. С этой целью обозначим: Вi - объём знаний i - го слушателя КПК по этому предмету, i =1,2, ..., n; n - количество слушателей в группе КПК (обычно n = 25). В - множество знаний слушателей КПК, которое определяется как сумма (или объединение) знаний группы курса слушателей по данному предмету, т. е:

В = В1и В2и ...и Bn (1)

Естественно,

Bi ф 0 (2)

BiHBj ф 0 (3)

Bic В (4)

i, j= 1, 2, ...,n.

Выражение (2) означает, что множество знаний каждого слушателя КПК по определенному предмету является не пустым (то есть, он достаточно компетентен по своему предмету).

Выражение (3) означает, что любые два слушателя КПК по конкретному предмету в обязательном порядке имеют часть общих знаний, поскольку являются преподавателями одного и того же предмета.

Выражение (4) означает, что множество знаний любого слушателя - Bi КПК входит в общее множество группы слушателей - В. Из (2) вытекает, что B ф 0 (5)

Занятия на КПК по конкретному предмету должен проводить преподаватель, обладающий множеством знаний А и,

А ф 0, (6)

более того, желательно должно быть АПВ ф 0, (7).

(7) означает, что пересечение множества знаний преподавателя А и суммарное множество знаний слушателей В является не пустым, поскольку преподаватель и слушатели являются специалистами одной отрасли науки (математики, физики, химии, биологии и т.п.). Если, АПВ = 0 - это возможно, когда преподаватель и слушатели владеют разными отраслями науки (например, «преподаватель физкультуры и слушатели владеют знаниями по предмету «Математика»).

КПК будут для слушателей интересными и полезными,

- 72 -

Sidikov N, Karimova Sh. А. The Issues of Insurance of Effectiveness in Reference to the Courses of Qualification Elevation

если Bic A, Bc A (8)

AYB^-max (9)

Выражение (8) означает, что множество знаний каждого слушателя и суммарный объем знаний всех слушателей (множество знаний В) входят в множество А (то есть, знания преподавателя больше знаний всех слушателей вместе взятых), тогда каждый слушатель данных КПК получает для себя что-то новое.

Выражение (9) означает, что разница между множествами А и В стремится к своему максимальному значению, то есть множество знаний преподавателя КПК намного больше суммарных знаний множества всех слушателей группы КПК по данному предмету, что было бы весьма хорошо. Выполнение условий (9) является одним из главных факторов эффективной организации и проведения КПК. Следовательно, если А\В^-тт, то курсы для слушателей данных КПК с участием преподавателя с множеством знаний А будет минимально эффективным.

Если Ас Bi, то нет смысла в участии i- го слушателя на данном занятии КПК с преподавателем, обладающим множеством знаний А, то есть он ничего нового от этого преподавателя не получает. Если А = В или, более того, Ас В, то проведение КПК преподавателем с множеством знаний А является неэффективным. То есть, группа слушателей в целом ничего нового от преподавателя КПК не получает. В таком случае слушатели могут обогащать свои знания по данному предмету путем общения и обмена знаниями друг с другом, без участия преподавателя (или с участием преподавателя как наблюдателя) с множеством знаний А. То есть, в таком случае необходимо заменить такого преподавателя на преподавателя с множеством знаний, удовлетворяющим выражениям (7), (8) и (9).

Согласно простой логике рождается очевидный вопрос: как определить или измерить множество знаний преподавателя и слушателей КПК? Найти на этот вопрос научно обоснованный ответ непросто (может быть, пока невозможно). Поэтому по данному вопросу предлагается следующий, весьма примитивный подход, состоящий из следующих шагов:

1. Необходимо определить участников этого мероприятия, состоящих из специалистов КПК по предмету, по методике преподавания, психологии, педагогике и, возможно, других специалистов-членов оценочной (или аттестационной) комиссии.

2. Данная комиссия должна вырабатывать для слушателей и преподавателей КПК вопросы, задачи, загадки и т.п. головоломки по программе КПК.

3. Комиссия проводит тестирование слушателей КПК и потенциальных преподавателей, которые претендуют на проведение занятий с этими слушателями.

4. Оцениваются результаты теста, например по десятибалльной шкале.

5. Определяется средний (можно среднеарифметический или средневзвешенный) балл для группы слушателей и оценка каждого потенциального преподавателя.

6. Устанавливается разность между средним баллом слушателей и оценками потенции-альных преподавателей.

7. Выбираются и предлагаются преподаватели для проведения КПК с учетом выполнения условий (9).

Выполнение условий (7), (8) и (9) является необходимым условием эффективной организации и проведения КПК.

Можно выделить некоторые ныне существующие проблемы, решение которых может положительно повлиять на качество и эффективность проводимых КПК для работников сферы образования страны.

- 73 -

Сидиков Н., Каримова Ш.А. Вопросы обеспечения эффективности курсов повышения квалификации

1. На начальных этапах организации занятий на КПК должны быть учтены психическое состояние, усталость и нагрузка слушателей. Как известно, учительская деятельность в школах, особенно работа с детьми, - весьма тяжелый труд, где до предела истощается главным образом психика человека со всеми вытекающими последствиями для его здоровья. В связи с этим было бы целесообразно в учебных программах для начального этапа занятий на КПК несколько часов (хотя бы 8-12) выделить для занятий по психологической реабилитации учителей, где опытные психологи проводили бы занятия со слушателями КПК.

2. Имеющиеся в распоряжении РИПКПРСО и в его 5-ти филиалов материальнотехнические ресурсы можно оценить на три. К настоящему моменту некоторые здания филиалов требуют капитального ремонта. Поэтому некоторые филиалы института не имеют возможности организовать занятия на КПК централизованно в здании филиала, а проводят занятия в районных и городских центрах - местах дислокации средних школ. Это обстоятельство лишает слушателей общения с коллегами из других районов и местностей. Такое общение, безусловно, повысило бы эффективность проводимых КПК. В большинстве филиалов не имеется предметных кабинетов (лабораторий по физике, химии, технологии труда и т.п.) и соответствующих материалов для проведения опытов и экспериментов. Библиотечные фонды института устарели, очень мало современной литературы по дидактике, методике преподавания отдельных предметов, весьма ограничены возможности работы с литературой с использованием передовых информационных технологий. Транспортные средства, находящиеся в распоряжении головного института и в его филиалах, не позволяют организовать коллективную поездку слушателей КПК в базовые школы для обмена педагогическим опытом.

3. Самым трудноразрешимым звеном (в нынешних условиях развития экономики страны) в процессе организации и проведения КПК является финансовая составляющая. Это относится к финансированию системы КПК в целом и, в частности, к заработной плате преподавателей КПК (штатные оклады по занимаемой должности) и проблемы, связанные с оплатой командировочных расходов слушателей КПК. Хотя командировочные расходы слушателей КПК заложены в смету расходов общеобразовательных учреждений, в большинстве случаев они вообще не могут получить эти средства или получают с большим опозданием. Данное обстоятельство приводит к тому, что большинство работников сферы образования (руководители и воспитатели дошкольных учреждений; директора, их заместители и учителя общеобразовательных учреждений; руководители ученических организаций; инспекторы и главные бухгалтеры районных, городских отделений образования и школ и другие) неохотно посещают КПК: к великому сожалению, главной мотивацией посещения КПК является выдаваемое свидетельство, которое учитывается при аттестации и присвоении учителям соответствующих категорий. С этой точки зрения, предложение руководства головного института по централизации финансовых средств КПК по республике является вполне обоснованным. Такая централизация финансовых средств решила бы очень много проблем (количество слушателей в группах КПК, их посещаемость, определенная материальная заинтересованность слушателей, активное участие на занятиях КПК и прочее) в организации и проведении КПК, намного повысила бы их эффективность.

4. Проблемы кадрового обеспечения. Многовековой человеческий опыт доказал, что уровень образованности, квалификации, воспитанности, интеллигентности и другие

- 74 -

Sidikov N, Karimova Sh. А. The Issues of Insurance of Effectiveness in Reference to the Courses of Qualification Elevation

качества, олицетворяющие общечеловеческие ценности, являются главной основой решения многих жизненных и общественных проблем. По этому вопросу в общеобразовательных учреждениях страны существуют две проблемы: 1) уровень образования (знания, навыки и т.п. качества, необходимые для преподавателя) учителей в средних школах; и 2) из-за нехватки учителей по некоторым предметам проведение занятий преподавателями не по специальности. Для частичного решения данной проблемы на базе РИПКПРСО предусматриваются организация и проведение курсов переподготовки учителей средних школ (в течение двухгодочного заочного обучения учителям выдается соответствующий диплом о получении второй профессии). Преимуществом при этом является существующее де-факто: для переподготовки учителей средних общеобразовательных учреждений, двухгодичное обучение в РИПКПРСО обходится дешевле (и государству, и обучающимся) и быстрее, чем трех или четырехгодичное заочное обучение для получения второго образования в педагогических вузах страны.

5. Также существуют отдельные вопросы относительно профессиональной подготовленности и компетентности преподавательского и профессорского состава РИПКПРСО (включая его филиалы) и управленцев, имеющих отношение к процессу организации и проведения КПК. Как известно, к ним относятся: сотрудники Министерства образования и науки, курирующие КПК; аппарат управления РИПКПРСО и его филиалами; работники городских и районных отделений образования, имеющие отношение к КПК.

6. Существуют проблемы по организационно-правовому обеспечению организации и проведения КПК. Для организации целенаправленной и сознательной человеческой деятельности, безусловно, необходимы определенные законы, инструкции и т.п. наставления. Всем известно, что с принятием хороших законов существующие проблемы автоматически не находят своего решения. Более существенным и важным для общества является их исполнение, для которого, кроме финансово-материальных предпосылок, необходимо наличие определенного уровня общественного сознания. Действующие в нашей стране законы, инструкции и решения правительства создают определенные предпосылки для эффективной организации и проведения КПК. Но, к великому сожалению, некоторые решения, относящиеся к системе образования, являются малоэффективными, а иногда приносят вред общему делу. Например, решение относительно месячных январских каникул. Опрос слушателей КПК показывает, что 98% учителей школ недовольны этим решением, поскольку данное решение принято без учета личных, простых жизненных интересов учителей. Психологическая усталость в течение непрерывной 4-х месячной педагогической работы (сентябрь-декабрь) учителей средних школ, безусловно, отрицательно влияет на качество проводимых КПК с их участием. Многолетний управленческий опыт показывает, что принятые коллегиальные (с учетом мнения большинства) решения всегда являются оптимальными и приносят больше пользы обществу. Конечно, в процедуре коллективного принятия решений главным условием должна быть служебная и прочая независимость участников дискуссии, поскольку наш восточный менталитет часто допускает принцип: «Если шеф говорит, что крокодил летает, то все подчиненные подтвердят - да, он летает, но низко!».

Упомянутая выше стотридцатитысячная армия учителей средних общеобразовательных учреждений страны одновременно является огромным потенциалом образованных, грамотных и профессионально опытных граждан страны. Такой потенциал не имеет ни одна отрасль народного хозяйства страны и, естественно, он должен быть использован при

- 75 -

Сидиков Н., Каримова Ш.А. Вопросы обеспечения эффективности курсов повышения квалификации

принятии соответствующих правительственных или иных решений, относящихся к деятельности средних общеобразовательных учреждений и к интересам учителей. То есть, некоторым управленцам (особенно некоторым чиновникам системы образования) нельзя смотреть на жизнь только из окон своих кабинетов и служебных автомашин.

Список использованной литературы:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы /Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Гегель Г.Ф. Феноменология духа: Собрание сочинений. Т.4 / Г.Ф. Гегель. -М.: Госполитиздат, 1959. - 498 с.

3. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов: монография / И.Д. Зверев. -М.: Просвещение, 1977. - 369 с.

4. Колмогоров А.Н. Элементы теории функций и функционального анализа: учебное пособие /А.Н. Колмогоров, С.В. Фомин. - 4-е изд., перераб. - М. : Наука, 1976. - 542 с.

5. Педагогика школы: учебное пособие для студентов /подред. проф. И.Т.Огородникова. - М. : Просвещение, 1978. - 320 с.

Reference Literature:

1. Babansky Yu. K. “Optimization of Educational-Upbringing Process”: methodical grounds /

Yu.K. Babansky - M. : Enlightenment, 1982. - 192pp.

2. Hegel of T. F. “Phenomenology of Spirit”: Collected works, T4/T. F. Hegel. M.: Gospolitizdat,

1959. - 498 pp.

3. Zverev I.D. “Interconnection of Educational Subjects”: Monograph // D. Zverev. - M.:

Enlightenment, 1977. - 369 pp.

4. Kolmogorov A.N. “Elements of the Theory of Functions and Functional Analysis ”: manual / A.

N. Kolmogorov, S. V. Fomin. - the 4-th edition. - M. : Science, 1976. - 542pp.

5. ‘Pedagogics of School”: manual for students / under the editorship of Professor I. T. Ogorodnikova. - M. : Enlightenment, 1978. - 320 pp.

- 76 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.