Научная статья на тему 'Вопросы качества и эволюции образовательных программ в практике электронного обучения США'

Вопросы качества и эволюции образовательных программ в практике электронного обучения США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATIZATION IN EDUCATION / ICT / E-LEARNING / UNIVERSITY EDUCATION / LIFELONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтович И.К.

В статье анализируется опыт США по реализации технологий электронного обучения в практике преподавания, излагаются взгляды американских исследователей по наиболее острым вопросам электронной дидактики, а также освещаются отдельные моменты налаживания эффективной системы электронного обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF QUALITY AND EVOLUTION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN TO PRATICE OF ELECTRONIC TRAINING OF THE USA

The article analyzes the implementation of e-learning technologies into the educational system of the USA and presents the outlook of American educators on the most vital issues of electronic pedagogy which can be very helpful for creation of effective e-learning system at universities and colleges.

Текст научной работы на тему «Вопросы качества и эволюции образовательных программ в практике электронного обучения США»

УДК 378: 004.3(73)(045)

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ США

И. К. Войтович

В статье анализируется опыт США по реализации технологий электронного обучения в практике преподавания, излагаются взгляды американских исследователей по наиболее острым вопросам электронной дидактики, а также освещаются отдельные моменты налаживания эффективной системы электронного обучения в вузе.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, электронное обучение, вузовское образование, непрерывное образование

Современные информационные технологии и компьютерные сети создали принципиально новые возможности доступа и накопления любой педагогической информации. Вызванные происходящей информатизацией общества и образования изменения затрагивают разные сферы жизнедеятельности вузов. В 1990-ые гг. на фоне быстрого роста Интернета в практике обучения студентов за рубежом стали чрезвычайно популярны виртуальные классы [2]. Все больше людей осознают удобство и гибкость электронного обучения, отвечающего их образовательным целям и напряженному образу жизни. В зарубежной практике преподавания считается, что хорошо разработанная система электронного обучения в любом его виде дает такие же качественные результаты, как и хорошо разработанное традиционное обучение [7, р.171]. Например, 67% руководителей учебных заведений США уверены, что электронное обучение - это долгосрочная стратегия развития их учреждений, а 57% из них убеждены, что результаты электронного обучения равны или даже превосходят результаты очного или традиционного обучения [1, р.146]. К очевидным плюсам онлайн курсов относят: расширение границ за счет того, что в одном классе могут обучаться студенты из разных стран и культур, городов и регионов одной страны и даже студенты с ограниченными физическими возможностями здоровья; кооперацию образовательных усилий разных учебных заведений, как в пределах одного города, так и внутри страны или в международном образовательном пространстве, в результате которой не редко более продвинутые и качественные электронные курсы могут быть предложены менее престижными учебными учреждениями; обеспечение слушателей обширной информацией за счет безграничных возможностей сети Интернет [8, р. 43].

Зарубежный опыт создания систем электронного обучения в вузе заслуживает внимания и особенно важен для России, которая находится еще на начальном этапе информатизации образования и применения различных видов электронного обучения в образовательном процессе. С одной стороны, опыт ведущих стран мира, как например США, интересен с точки зрения разработанной дидактики электронного обучения и электронной педагогики, рассматривающих психолого-педагогические аспекты и специфику электронного обучения (ЭО). С другой стороны, не менее интересен опыт стран Азии, которые в последние годы активно внедряют новые направления электронного обучения (гибридное или смешанное, мобильное) в образовательные системы высших учебных заведений. В данной статье мы остановимся на одном из наиболее сложных вопросов ЭО - качество ЭО и способы его эвалюации, и покажем из чего, по мнению зарубежных, а именно, американских исследователей, складывается эффективная модель ЭО в вузе.

Повышение качества образовательных услуг, в том числе в сфере электронного обучения является приоритетной задачей каждого современного учебного заведения [5, р.1721]. Анализ научной литературы США показывает, что вопросы качества электронного обучения в вузе имеют несколько аспектов [3, р.169]:

1. Качество учебного контента и необходимая техническая поддержка для получения ожидаемых в электронном обучении результатов.

2. Опыт преподавателя, применяемые методики и качество обучения студентов.

3. Качество администрирования системой электронного обучения.

В результате проведения анкетирований студентов, обучающихся по программам ЭО, американские вузы определили ведущие критерии оценивания качества электронных курсов, которые сводятся к 4 группам: критерии качества содержания курса или контента; критерии качества организации курса и его структуры; критерии интерактивности курса или уровня взаимодействия преподавателя и студентов и студентов между собой; критерии качества

используемых технологий [4, р.44].

При оценивании содержания курса следует обращать внимание на такие первичные показатели, как польза, привлекательность учебного материала, адекватность используемой информации и образовательных ресурсов, наличие заданий для выстраивания индивидуальной траектории изучения материала и организации самостоятельной работы.

Структура и организация курса, как правило, вызывают больше нареканий со стороны студентов, чем его содержание. Возможно потому, что они плотно перекликаются с взаимодействием преподавателя и студентов. Структура предполагает постоянное обновление курса, его усовершенствование, быстрое реагирование на замечания и пожелания слушателей, привлекательный интерфейс. Это особенно касается формулировок заданий и форматов их выполнения студентами и наличия методических рекомендаций для студентов. Организация электронных курсов предполагает также качество разработки и дизайна курсов, возможности их тиражирования и способы набора слушателей на курсы.

Интерактивность курса вызывает наибольшее количество замечаний у слушателей курсов. Студенты ожидают быстрой ответной реакции на свои письменные работы, преподаватели же зачастую затягивают с проверкой их работ. Им также хочется ощущать постоянное руководство со стороны преподавателя и его заинтересованность не только в создании замечательного по содержанию курса, но и наличия в дальнейшем высокого уровня взаимодействия. В этом же критерии рассматриваются синхронное и асинхронное взаимодействие слушателей курса. Из них первое привлекает студентов больше.

Критерии качества технологий предполагают анализ используемых инструментов, технологий и наличие группы технической поддержки. Здесь также учитывается возможность быстрого, легкого и надежного доступа к образовательным ресурсам, на базе которых обеспечивается удаленный доступ к учебным материалам или выстраивается взаимодействие с преподавателем. Студенты, как правило, отмечают сложности, возникающие в связи с несочетаемостью используемых ими компьютеров и программ с предлагаемыми вузом техническими возможностями.

Следует помнить, что подготовка и проведение электронных курсов требует намного больше времени, чем проведение традиционного занятия. Когда электронный курс преподается впервые, преподаватели могут затратить на него от 40% до 50% времени учебной нагрузки или около 20 учебных часов в неделю [8, р.42]. При основной загруженности преподавателей в традиционной форме обучения вряд ли у них возникнет большое желание разрабатывать электронные курсы, которые требуют не только больших временных затрат, но и специальной подготовки и стремления работать по-другому. При повторном проведении уже разработанного курса дефицит времени уменьшается, но не исчезает полностью. В системе дополнительного образования это отражается еще на одном показателе - стоимости образовательных программ. Поскольку электронные курсы требуют намного больше усилий, они и стоить должны дороже, а работа преподавателя должна оплачиваться выше. Но как будет на это реагировать рынок? Возьмет ли он дорогостоящие образовательные программы?

Опыт преподавателя и качество преподавания являются приоритетом образовательной политики многих зарубежных стран, потому что, по убеждению большинства исследователей, качество преподавателя и достижения студентов связаны напрямую. По мнению американских исследователей, качество преподавания включает такие показатели как [9, р.23]:

• интеллектуальная точность используемого учебного материала,

• умение доступно объяснить сложный материал,

• доступность преподавателя студентам,

• интерес со стороны преподавателя к академической успеваемости студентов,

• способность и желание оценивать успехи студентов строго, но справедливо.

Большое внимание в американской практике электронного обучения уделяется вопросам эвалюации работы преподавателя. Оценить работу преподавателя можно несколькими путями. Так, деятельность преподавателя могут оценить руководство, коллеги или студенты. Можно также оценить портфолио преподавателя. При этом считается, что портфолио может сыграть решающую роль при оценке. Важны также студенческие оценки, потому что студенты видят преподавателя больше других и могут достаточно точно оценить эффективность его учебной деятельности. Эвалюация преподавателя студентом должна проводится в форме исследования или опроса. Установлено, что студенческие оценки помогают точно определить качественных и некачественных преподавателей. Анкетирование студентов затрагивает, как правило, три основных темы: эвалюацию

программы в целом (качество, используемые технические возможности, плюсы и минусы); эвалюацию преподавателя (знания, эффективность преподавания, адекватность обратной связи); эвалюацию учебного процесса и его результатов (новые знания и материалы; предложения по улучшению качества курса, сравнение этого курса с другими, свой опыт обучения электронно) [4, р.41]. Хотя оценка курсов студентами помогает оценить качество содержательной и технической стороны курса, а именно: удобство навигации, доступность ресурсов библиотеки, возможность и эффективность взаимодействия с преподавателем - зарубежные исследования не рекомендуют полагаться только на мнения студентов. Студенты недостаточно квалифицированы и компетентны, чтобы судить о компетентности преподавателя, поэтому их нельзя просить оценить компетентность преподавателя. Попытки провести эвалюацию преподавателей только на основе эвалюации студентов могут стать грубой ошибкой [9, р.21]. В любом случае, эвалюация будет более объективной при использовании всех перечисленных выше способов оценки деятельности преподавателя.

Американские исследователи также уделяют внимание возможности профессионального развития и роста преподавателей [4, р.36]. Нужно создать такие условия преподавателю, чтобы он находился в состоянии непрерывного профессионального развития. Этот процесс стимулирует креативность и сотрудничество между преподавателями. Кроме того, это также процесс сотрудничества между преподавателями и администрацией, целью которого является улучшение преподавания и профессиональный рост, который в конечном итоге скажется на улучшении достижений студентов. Распространенной практикой является прикрепление опытного преподавателя к преподавателям-новичкам или применение группового преподавания (team teaching), что не только обучает, но и вовремя снимает назревающие проблемы. Подобные методики помогают преподавателям быстрее адаптироваться к быстро меняющемуся времени, студентам и ситуациям. Однако здесь важно учесть психологическую сочетаемость преподавателей и избегать ситуаций, когда более сильный и опытный наставник подавляет личность начинающего преподавателя [9, р.21].

Не меньшее внимание в американской практике электронного обучения отводится вопросам качества администрирования системы электронного обучения в вузе. Руководители американских вузов понимают, что информа-тизация образования - это долговременный процесс. Они также осознают, что внедрение системы электронного обучения должно быть, по крайней мере, общеуниверситетским усилием. Это значит, что руководители разных уровней и административный аппарат вуза должны быть искренне заинтересованы в проведении информатизации образования и находить для этого необходимые денежные средства [6, р.26]. Все административные усилия должны быть направлены в одном направлении, в том числе, усилия по обучению профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала. Именно от правильного администрирования зависит качество программы в целом, потому что оно определяет миссию, разрабатывает бизнес-план, создает техническую инфраструктуру, обеспечивает аккредитацию и возможности для привлечения социума.

Много внимания в американской практике электронного обучения уделяется также вопросам повышения его качества. Можно отметить наиболее обсуждаемые в американской дидактической литературе меры по улучшению качества и повышению эффективности электронного обучения [8, р.39].

• Относительно небольшое количество студентов в учебной группе. Для того чтобы взаимодействие между студентами и преподавателями в электронных курсах было эффективным, количество студентов в классе не должно превышать 20-25 человек. Если студентов больше, необходимо создавать дополнительные группы.

• Привлечение опытных преподавателей. Проведение курсов должно осуществляться опытными преподавателями, специально обученными для работы онлайн. Это особенно важно в случае с дистанционным обучением. Нельзя допускать до дистанционного обучения преподавателя только потому, что он хороший преподаватель или опытный лектор. Для подготовки и обучения преподавателей к созданию электронных курсов и преподаванию онлайн эффективно проведение семинаров или курсов повышения квалификации в течение учебного года. Здесь полезно показать стандарты, которым должны отвечать электронные курсы. Если преподаватель быстро прекращает посещать подобные семинары или курсы, это свидетельствует о том, что он не будет хорошим онлайн преподавателем.

• Организация курсов. Электронные курсы должны быть хорошо организованы и иметь четкое расписание или график работы. Это означает фиксированные даты проведения занятий, обсуждения или проверки заданий, участия в дискуссиях или прочих событиях курса при свободном графике выполнения самого задания.

• Наличие интересных учебных материалов. Учебные материалы также должны учитывать

разные стили обучения, присущие для студентов аудиалов, визуалов или кинестетиков. Неслучайно, в американских электронных, и особенно дистанционных, курсах один и тот же материал представлен как в традиционном письменном формате, так и в аудио или видео файлах. Кроме того, для креативных и самостоятельных студентов предлагаются различные проектные работы или задания-исследования.

• Знание специфики электронной педагогики. Эффективные электронные курсы имеют четкие цели и конкретные задачи, четко и ясно сформулированные задания, разработанную систему оценивания результатов студенческого прогресса на уровне промежуточного, рубежного и итогового контроля, а также эффективно используют наглядные материалы (презентации, аудио или видео файлы).

• Наличие критериев качества электронного курса. Гарантию качества дают четыре составляющие электронного курса: учебный дизайн, содержание или контент, методика преподавания курса и полученный результат. Все они оцениваются по определенным внутри каждой группы критериям.

В заключение отметим, что по единодушному мнению американских практиков электронного обучения, наличие четких и понятных образовательных стандартов электронного обучения, в том числе международного уровня, помогает создать качественные, интересные, практически значимые, востребованные и гибкие электронные курсы, открывающие доступ к имеющимся в других вузах возможностям и высококвалифицированным преподавателям. В том случае, если применение новых технологий в учебном процессе высшей школы, улучшает контакт между преподавателем и студентом, развивает кооперацию и взаимодействие между студентами, стимулирует активное обучение и повышает мотивацию, оправдывает ожидания и преподавателей и студентов, можно говорить об эффективности его применения в образовании.

The article analyzes the implementation of e-learning technologies into the educational system of the USA and presents the outlook of American educators on the most vital issues of electronic pedagogy which can be very helpful for creation of effective e-learning system at universities and colleges. The key words: informatization in education, ICT, e-learning, university education, lifelong learning

Список литературы

1. Hope A. & Guiton P. Strategies for Sustainable Open and Distance Learning // World Review of Distance Education and Open Learning. Vol. 6. USA: Routledge,

2006.URL:http://books.google.ru/books?id=AlbNsWGZzRIC&pg=

PA146&lpg=PA146&dq=http://nt.+media.++hku.hk/no_sig_diff/+phenoml.html.&source=bl&ots=R8kh

7ZgxhA&sig=g41OoeuLVhn1r2QSTHvfy8biQ1g&hl=ru&ei=fEfkS7vjJIqMOOSq7dsN&sa=X&oi=book

_result&ct=result&resnum=1&ved=0CBYQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false

2. Issues with Designing a Virtual Classroom // Phil for Humanity: A Guide for the Survival of Humankind, and Improving the World, Society, and Yourself!

3. URL:http://www.philforhumanity.com/Issues_with_Designing_a_Virtual_Classroom.html

4. Kiefer-O'Donnell R. & Spooner F. Effective Pedagogy and E-Learning // Teacher Education and Special Education. 2002. Vol. 25. № 2. P. 168 - 170. P. 169.

5. Montague R. & Pluzhenskaia M. Web-based Information Science Education (WISE): Collaboration to Explore and Expand Quality in US Online Education // Journal of Education for Library and Information Science. 2007. Vol. 48. № 1. P. 36 - 51.

6. Pop A. Quality Standards and the new technologies in higher education foreign languages instruction // Proceedings of the 20th International DAAAM Simposium . Vienna, 2009. Vol. 20. № 1. P. 1721.

7. Richardson J. Quality Education Is Our Moon Shot: An Interview with Secretary of Education Arne Duncan // The Phi Delta Kappan. Vol. 91. № 1. 2009. P. 24-29

8. Roper A. R. The Development of Online Student Skills: Successful Online Students Share Their Secrets // Proceedings of the Technology, Colleges & Community Worldwide Online Conference

2007. Golden Gate University: USA. 2007. PP. 170-183. URL: http://etec.hawaii.edu/ proceedings/2007/ roper.pdf

9. Tinker R. E-Learning Quality: The Concord Model for Learning from a Distance / NASSP Bulletin. Vol. 85 № 628. 2001. P. 36 -46.

10.Weems D.M. & Rogers C. B.H. Are US teachers making the grade? // Management in Education. 2010. Vol. 24(1). P. 18 - 24.

Об авторе

Войтович И. К. - кандидат филологических наук, доцент Института иностранных языков и литературы, Удмуртский госуниверситет, ivoytovich@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.