Научная статья на тему 'Вопросы изучения языка и повышения коммуникативности в неязыковой среде'

Вопросы изучения языка и повышения коммуникативности в неязыковой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСЕДА / ОТБОР ТЕКСТОВ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ЗАНЯТИЯ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / CLASSES / CONVERSATION / SELECTION OF TEXTS / SPEAKING / COMMUNICATION SKILLS / TEACHER / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазылова Алтынай, Оспанова Аксауле, Темирбаева Жаксыгул

Для быстрого и эффективного изучения языка в неязыковой среде необходимо заинтересованность обучаемого, что способствует результативному изучению неродного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пазылова Алтынай, Оспанова Аксауле, Темирбаева Жаксыгул

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of studying language and improve the communicative in the non-linguistic environment

For fast and effective language learning in non-linguistic environment requires the student’s interest that, promotes to efficient study of non-native language.

Текст научной работы на тему «Вопросы изучения языка и повышения коммуникативности в неязыковой среде»

Section 7. Pedagogy

Conclusion: So, summing up, it’s possible to specify the following basic differences between traditional and reflexive processes.

Traditional management paradigm based on the following value orientations: survival, balance, adaptation, consumption, exploitation and manipulation. An institution was not seen as an integral social system that could work in conditions of autonomy and independence.

Traditional management is weakly based on scientific management knowledge or it uses the conceptual foundations that do not reflect the latest scientific researches, and often rejects them, considering them not suitable for educational institutions. It is not based on professional management because it does not actually recognize the profession of a “head" and doesn’t see it as a job. In addition, at the time of formation of the traditional management the necessary infrastructure for management education was not created. Power over subordinates is regarded as a value that exceeds in its significance the values of teaching and development. That’s why a “management vertical" is being built, based on the total manual, which is expressed in the strict regulation of all aspects of the activities of an educational institution.

In such management attention is focused on the stable functioning of an educational institution, with a weak focus on self-development and self-improvement.

Traditional management may be regarded as nonreflexive, because often leaders of actions are contrary to the desire for self-government, i. e. intrinsic activity and orientation of the system do not coincide with the direction of external influences on it.

Reflexive management exists within the “subject-subject” relations. An educational institution is considered as an open complex social system that is influenced not only by stable, recurring factors and laws, but also by a factor of randomness and unpredictability.

Reflexive control is oriented, not on the amount, the intensity of volitional control of a leader but and its consistency with the processes of self-organization and self-structuring in a nonlinear environment of an educational establishment. One of the main tasks of such management becomes the support and initiating of the processes of self-organization.

Thus, the reflexive management can be defined as directed self-organization in the “subject-subject” relations.

Reference:

1. Wiener N. The person-manager/N. Wiener. - St. Petersburg: Peter, 2001. - 288 p.

Pazylova Altynay, master degree of the University of Syrdaria Master degree of pedagogical science, Ospanova Aksaule Senior teacher, Temirbaeva Zhaksygul, Kazakhstan E-mail: altynai_pazylova@mail.ru

Questions of studying language and improve the communicative in the non-linguistic environment

Abstract: For fast and effective language learning in non-linguistic environment requires the student’s interest that, promotes to efficient study of non-native language.

Keywords: classes, conversation, selection of texts, speaking, communication skills, teacher, student.

Пазылова Алтынай, магистрант университета Сырдария, м. п. н., Оспанова Аксаулe, Темирбаева Жаксыгул. старший преподаватель, Казахстан

E-mail: altynai_pazylova@mail.ru

Вопросы изучения языка и повышения коммуникативности в неязыковой среде

Аннотация: Для быстрого и эффективного изучения языка в неязыковой среде необходимо заинтересованность обучаемого, что способствует результативному изучению неродного языка.

Ключевые слова: занятия, беседа, отбор текстов, устная речь, коммуникабельность, преподаватель, студент.

126

Questions of studying language and improve the communicative in the non-linguistic environment

Изучение языка требует большой усидчивости, заинтересованности. При четкой целевой установке такой курс мобилизует эмоционально-волевые резервы личности обучаемых, допускает высокий темп занятий. Поэтому в учебно-методической литературе последних лет понятие краткосрочности стало употребляться в сочетании с понятием интенсивности обучения.

При всех преимуществах ориентации на известный состав обучающихся нельзя упускать из виду, что любая учебная группа — всегда коллектив индивидуальностей и эффективность усвоения предъявляемого речевого материала будет зависеть от четкой индивидуализации методических приемов в соответствии с особенностями личностных свойств обучаемых.

Для начала нужно провести «настраивающую» беседу и завершить ее письменным сочинением, которое и послужит своего рода тестом для определения интересующих нас данных.

Отбор текстов для чтения в данной группе проводится вместе с обучающимися. Текстовым материалом может быть представлен любой журнал, газета на русском языке. Это позволяет обучающимся выбрать по названиям и после беглого просмотра те рассказы или отрывки, которые привлекут их внимание, а затем мотивировать свой выбор. Так с первых шагов формируется творческое отношение обучающихся к процессу занятий. Преподаватель предлагает свои варианты выбора, останавливаясь на текстах, которые вызовут активную речевую реакцию, дадут простор для споров и дискуссий в данной группе.

Для определения оптимальных форм организации учебной работы важно также опираться на знание индивидуальных творческих способностей обучаемых, их коммуникабельность, особенности мышления, типы восприятия, памяти.

Обучая устной речи, мы исходим из того, что научиться говорить можно только говоря. Следовательно, задача педагога — «разговорить» обучающихся, мобилизовать, активизировать их речевой потенциал, помочь им преодолеть психологическую скованность, увлечь предметом беседы, нестандартной формой занятий, чтобы заговорили даже самые молчаливые и неконтактные.

Обучение устной речевой деятельности в среде изучаемого языка не должен, по нашему мнению, замыкаться только в рамках аудитории, где создается лишь имитация языковой среды. Мы разрабатываем тип «внеаудиторного» занятия по данной теме. Та-

кое занятие дает познавательный материал, но вырабатывает в основном лишь навык аудирования.

Практика показывает, что на обычной экскурсии, как и в любой другой обстановке, у обучающихся может вовсе не возникнуть потребность заговорить, и тогда наша методическая программа будет выполнена лишь наполовину [1, 35-38].

Задача преподавателя состоит в том, чтобы находить стимуляторы речевой активности, чтобы студент не был пассивным внеаудиторное время в восприятии новой информации.

Например.

Шаблон «преподаватель — студент» ставит некий барьер и не дает обучающемуся раскрепоститься в своих мыслях, поэтому знакомство с группой можно начинать и не в аудитории. Дистанция между преподавателем и учеником, барьер ранга не так ощутимы, когда в неофициальной обстановке возникает неофициальная беседа. Первая встреча и знакомство могут происходить в библиотеке, в студенческой столовой, перед университетом и т. п. Полезным будет попутное знакомство со студентом, в библиотеке или на экскурсии в университетском музее.

В дальнейшем процесс работы и полученные навыки реализуются на практике во время знакомства с «интересными людьми»— корреспондентом молодежной газеты, молодым певцом, художником и др. Эти встречи планируются так, чтобы гости стали «соучастниками» учебного процесса. Готовясь к такой встрече, учащиеся обдумывают вопросы для интервью и обязательно вступают в беседу по интересующим их проблемам. Можно также практиковать интервью с преподавателем, служащими университета или работниками других предприятий.

Сразу после неофициального знакомства преподаватель ведет группу к университетскому зданию. В вестибюле университета преподаватель сообщает учащимся самые интересные сведения об этом вузе, а затем рассказывает, как найти нужную аудиторию. Это не так просто сделать для людей, которые впервые находятся в этом здании. Один из обучающихся должен повторить описание маршрута, а затем ему можно предложить повести своих друзей к нужной аудитории. Интересен и другой вариант: обучающиеся спрашивают, как пройти в аудиторию (на факультет), у студентов университета.

Формулы речи, лексика, фразеология заранее отбираются преподавателем и вводятся в процессе естественной коммуникации, т. е. ничего не должно быть стихийно. Чтобы привлечь обучающихся к активной

127

Section 7. Pedagogy

речевой деятельности во время такого занятия, мы поручаем им обращаться за справкой к прохожим, к продавцам, комментировать действия людей на улице, описывать их внешность и т. п. [2, 47-53]

Одна из важных деталей внеаудиторного занятия — запрет говорить на родном языке. Не категорический запрет строгого наставника, а добровольная, осознанная договоренность студентов с преподавателем, который сумел убедить обучающихся в целесообразности такого приема.

Можно составить план-карту центральной части реального города, где обучающиеся живут или учатся, к этому плану можно постоянно обращаться перед выходом на центральную площадь, в парк, в театр. По этому же плану, а также по имеющемуся макету города обучающиеся комментируют свой предстоящий или уже проделанный путь.

На учебных занятиях можно создать такие условия, которые позволили бы расширить рамки иноязычной речевой деятельности обучающихся ситуациями естественного общения. Стимулом к совершению речевого действия служат либо реально возникающие ситуации, либо подставные, спровоцированные в учебных целях. Умение создавать иллюзию естественной беседы зависит от мастерства преподавателя. Если в аудитории появляется альбом с редкими фотографиями известных писателей, актеров, сборник стихов, то за тонко направляемой в нужное методическое русло живой беседой учащиеся перестают чувствовать себя «обучаемыми и наставляемыми», ищут способ убедить, доказать, испытывают радость познания или удовлетворение от проявляемой осведомленности.

Если представить для учащегося реальную перспективу вашего визита в его родной город и попросить нарисовать и прокомментировать план пути от вокзала до центра города, то такой комментарий, несомненно, будет дан со всей тщательностью и детализацией, особенно если преподаватель будет «уточнять» его для себя, переспрашивая и вникая в подробности (Где находиться...?).

Как приучить студентов «впитывать» слова и формулы речи в языковом окружении?

Обучающиеся постоянно ведут так называемые «корреспондентские» блокноты, куда вносятся записи по заданию преподавателя. Это могут быть реплики пассажиров такси или говорящих по телефону, диалоги на почте, в книжном магазине, в библиотеке и т. п. Все это приучает иностранцев к активному аудированию, которое входит в привычку, превращается

в навык. Также в блокнот ведутся записи незнакомых слов из прочитанных журналов, газет, книг.

Записи из блокнота обрабатываются в аудитории с помощью преподавателя. Поскольку обучение устной речи не идет в отрыве от обучения другим видам речевой деятельности, на материале бесед обучающиеся пишут репортажи, небольшие сочинения проблемного характера.

Хотя специфика краткосрочных форм обучения обусловливают тенденцию к интенсификации учебного процесса, к концу курса заметен некоторый спад внимания, активности, интереса слушателей к усвоению учебного материала. Частично это объясняется усталостью от темпа и общего напряжения, появляющимся чувством уверенности в своей языковой компетенции, сменой ощущения новизны ощущением обыденности. Поэтому изменение форм работы, вовлечение обучающихся в новую сферу общения снова может усилить мотивацию и станет мощным фактором повышения эффективности учебного процесса.

Преподавателю предстоит внести новый эмоциональный заряд и проявить методическую изобретательность, чтобы вызвать интерес студентов и поднять их угасающую речевую активность. Особую роль при этом играет фактор занимательности, элементы соревнования, игры. В процессе занятий можно предложить составление лингвистических кроссвордов, которые содержат популярные поговорки, пословицы, яркие разговорные выражения, фразеологизмы на определенную тему. Такие виды работ оживляют занятия, вносят в нее веселую разрядку. [3, 86-88]

Подъему речевой активности способствует и разучивание песен. Эта форма работы, как никакая другая, содействует установлению более тесного психологического контакта студентов с преподавателем. При этом без умственной перегрузки, без перенапряжения обогащается словарь студентов и не только пассивными лексическими залежами, но и словами, имеющими выход в речевую практику.

Может показаться, что использование подобных видов работ оказывается в противоречии с тенденцией к минимизации учебного материала в рамках поставленной цели и ограниченного времени. Однако преимущество предложенных методов и приемов мы видим в том, что они стимулируют студентов к дальнейшей самостоятельной работе над языком, учат использовать в речи разнообразные выразительные средства.

128

The introduction in the educational process of automated educational systems

Список литературы:

1. Рассудова О. П. Научно-методические проблемы краткосрочных форм обучения. М.: Искусство, 1986. 46 с.

2. Митрофанова О. Д. О психологических основах организации учебного материала по русскому языку с учетом специальности. «Русский язык за рубежом» 1989, № 1, с. 52-54.

3. Кулибина Н. В. Читаем по-русски: кн. Для учителя. Рига: Retorika, 2008. 128 с.

Pozdnyakova Natalya Olegovna, Tyumen state oil and gas University, assistant of the Department «Technology of mechanical engineering» E-mail: Pozdniak-nata@mail.ru

The introduction in the educational process of automated educational systems

Abstract: Automated Training Course — a software tool training staff implementing the presentation of educational material. Using the forms of learning based on information technology promotes intensive development of skills, and the ability to analyze information, to improve the perception of the new information, and also enables transmission of large amounts of information the student.

Keywords: Automated training courses, educational process; educational cooperation; forms of training.

Позднякова Наталья Олеговна, Тюменский государственный нефтегазовый университет, ассистент кафедры «Технология машиностроения» E-mail: Pozdniak-nata@mail.ru

Внедрение в образовательный процесс автоматизированных образовательных систем.

Аннотация: Автоматизированный Учебный Курс — это программное средство профессиональной подготовки персонала, реализующее предъявление учебного материала. Использование форм обучения на основе информационных технологий способствует интенсивному развитию навыков работы, умению анализировать информацию, улучшению восприятия новой информации, а также дает возможность передачи большего объема информации обучаемым.

Ключевые слова: Автоматизированный Учебные ствие; формы обучения.

Тенденции развития современного общества требуют пересмотра того, как человек приобретает знания в новых социально-экономических условиях. Во время, когда компьютерные сети становятся основным средством социальной адаптации и коммуникации.

Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. В настоящее время в учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения используются недостаточно широко, что тормозит процесс выхода Российской образовательной системы на новый этап, на котором выпускники вузов будут более

Курс, учебный процесс; образовательное взаимодей-

подкованы в обращении с электронными продуктами, а поэтому и более востребованы на современном рынке труда. [1]

Болонская декларация подписана в 1999 году 29 министрами образования европейских государств. Ее целью является создать единое европейское образовательное пространство, руководимое едиными принципами. Основные цели Болонского процесса:

— создать европейский образовательный проект;

— сделать европейское образование более конкурентоспособным по сравнению с образованием США;

— обеспечить реформирование и модернизацию системы образования [2].

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.