Научная статья на тему 'Вопросы интеграции науки и искусства в исследовании художественной культуры Ренессанса'

Вопросы интеграции науки и искусства в исследовании художественной культуры Ренессанса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
932
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RENAISSANCE / SCIENCE AND ART / ARTMETRY / INTEGRATION / METHODOLOGY OF STUDY / SYNERGETIC APPROACH / РЕНЕССАНС / НАУКА И ИСКУССТВО / ИСКУССТВОМЕТРИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портнова Т.В.

Автор обращается к художественному материалу Ренессансной эпохи, разрабатывает методологические подходы к интеграционным процессам науки и искусства, позволяющим дополнить понимание специфики ренессансной культуры данного периода, в котором изобразительное искусство и наука соединяются в единую философско-антропологическую идею. В отдельных разделах статьи показано, в каких аспектах воплощаются научные концепции, формирующие идеальный строй художнического мировоззрения. Синергетический подход позволил взглянуть на соотношение научного и художественного начала в творческой деятельности мастеров Возрождения и выявить их общие и особенные черты, помогающие направить заинтересованных студентов-исследователей на дальнейшие изыскания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INTEGRATION OF SCIENCE AND ART IN THE RESEARCH OF ARTISTIC CULTURE OF THE RENAISSANCE

The author refers to the artistic material of the Renaissance era, develops methodological approaches to the integration processes of science and art, allowing to supplement the understanding of the specificity of the Renaissance culture of this period, in which the visual arts and science are combined into a single philosophical and anthropological idea. In separate sections of the article it is shown in what aspects the scientific concepts that form the ideal structure of the artistic worldview are embodied. The synergetic approach made it possible to take a different look at the relationship between scientific and artistic creativity of the leaders of the Renaissance and to identify their common and special features that help guide interested research students to further research.

Текст научной работы на тему «Вопросы интеграции науки и искусства в исследовании художественной культуры Ренессанса»

модействия, можно заключить, что правильная организация образовательного процесса и оптимально выстроенная деятельность педагогического коллектива, позволяют обеспечить ориентированный на обучающегося подход при изучении учебных дисциплин, оптимизировать построение воспитательно-образовательного процесса в целом, повысить эффективность образовательной и воспитательной деятельности, способствующей разностороннему развитию личности обучающегося, что соответствует современным научным концепциям.

Библиографический список

В качестве личного вклада авторов статьи выступают предложенные подходы и методы обучения иностранным языкам с учетом зарубежного опыта, культурно-исторического наследия и современных тенденций в образовании, прошедшие апробацию при проведении практических занятий по дисциплине «Иностранный язык» в образовательной организации высшего образования, позволяют внести разнообразие в организацию образовательного процесса и способствуют решению обозначенной в статье проблемы.

1. Семененкова Т.М. Об организации педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в МКОУ Жерелёвская СОШ. Available at: https://multiurok.ru/files/ob-orghanizatsii-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nos.html

2. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik / Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben,. 2. Auflage, 1994.

3. Морковин А.М. Зарубежный опыт функционирования вальдорфских школ на современном этапе. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71).

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.

5. Кузьмина Л.Г, Кавнатская Е.В. Современные культуроведческие подходы к обучению иностранным языкам. Вестник ВГУ, Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001; 2.

6. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике. Культуроведческие аспекты языкового образования: сб. науч. трудов. Под редакцией В.В. Сафоновой. Москва: Еврошкола, 1998: 27 -35.

7. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 2000.

References

1. Semenenkova T.M. Ob organizacii pedagogicheskoj deyatel'nosti s uchetom individual'nyh osobennostej obuchayuschihsya v MKOU Zherelevskaya SOSh. Available at: https:// multiurok.ru/files/ob-orghanizatsii-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nos.html

2. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik / Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben,. 2. Auflage, 1994.

3. Morkovin A.M. Zarubezhnyj opyt funkcionirovaniya val'dorfskih shkol na sovremennom 'etape. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71).

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999.

5. Kuz'mina L.G., Kavnatskaya E.V. Sovremennye kul'turovedcheskie podhody k obucheniyu inostrannym yazykam. Vestnik VGU, Seriya Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2001; 2.

6. Safonova V.V. Problemy sociokul'turnogo obrazovaniya v yazykovoj pedagogike. Kul'turovedcheskie aspekiy yazykovogo obrazovaniya: sb. nauch. trudov. Pod redakciej V.V. Safonovoj. Moskva: Evroshkola, 1998: 27 -35.

7. Passov E.I. Kommunikativnoe inoyazychnoe obrazovanie: Koncepciya razvitiya individual'nosti v dialoge kul'tur. Lipeck, 2000.

Статья поступила в редакцию 30.07.19

УДК 7.067 +37.01

Portnova T.V., Doctor of Arts, Professor, Russian State University n.a. A.N. Kosygin (Moscow, Russia), E-mail: infotatiana-p@mail.ru

ISSUES OF INTEGRATION OF SCIENCE AND ART IN THE RESEARCH OF ARTISTIC CULTURE OF THE RENAISSANCE. The author refers to the artistic material of the Renaissance era, develops methodological approaches to the integration processes of science and art, allowing to supplement the understanding of the specificity of the Renaissance culture of this period, in which the visual arts and science are combined into a single philosophical and anthropological idea. In separate sections of the article it is shown in what aspects the scientific concepts that form the ideal structure of the artistic worldview are embodied. The synergetic approach made it possible to take a different look at the relationship between scientific and artistic creativity of the leaders of the Renaissance and to identify their common and special features that help guide interested research students to further research.

Key words: renaissance, science and art, artmetry, integration, methodology of study, synergetic approach.

Т.В. Портнова, д-р искусствоведения, проф., Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, г. Москва, E-mail: infotatiana-p@mail.ru

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ИСКУССТВА В ИССЛЕДОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕНЕССАНСА

Автор обращается к художественному материалу Ренессансной эпохи, разрабатывает методологические подходы к интеграционным процессам науки и искусства, позволяющим дополнить понимание специфики ренессансной культуры данного периода, в котором изобразительное искусство и наука соединяются в единую философско-антропологическую идею. В отдельных разделах статьи показано, в каких аспектах воплощаются научные концепции, формирующие идеальный строй художнического мировоззрения. Синергетический подход позволил взглянуть на соотношение научного и художественного начала в творческой деятельности мастеров Возрождения и выявить их общие и особенные черты, помогающие направить заинтересованных студентов-исследователей на дальнейшие изыскания.

Ключевые слова: Ренессанс, наука и искусство, искусствометрия, интеграция, методология изучения, синергетический подход

Введение

В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Вопросы интеграции науки и искусства в изучении художественной культуры Ренессанса для исследователей представляют особый интерес. Изучение эпохи Ренессанса соприкасается со временем великих географических открытий, успехов европейской цивилизации в изучении земного шара, освоением новых частей света, материков, стран, народов и культур, творчеством великих мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых значимое место принадлежит Леонардо да Винчи. Открытия и изобретения, сделанные в этот период, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества и на историю искусства, способствовали становлению экспериментального метода на базе соединения науки и художественной практики. Формируется новая концепция человека - решительной и предприимчивой личности. Такого рода свобода получает антропоцентрическое измерение, поскольку именно в этом горизонте сознания она может получить оправдание и обосновать свои претензии на собственную фундаментальную значимость. В рамках этой свободы создаются необходимые и достаточные условия для проявления пред-

приимчивости, изобретательности, человеческой активности, образованности, познания мира и себя в этом мире. Особенность искусства Ренессанса состоит в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа, разум и природа приравниваются, наука и искусство рассматривается как два совершенно равноправных способа изучения природы. К анализу их творчества вполне правомерно применить понятие искусствометрия, отражающая математическую выверенность, пропорциональность и гармонию в построении художественных произведений. Художники достигают поистине широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. «Те, кто влюбляется в практику без науки, - как утверждал Леонардо да Винчи, - подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса. Ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории и без нее ничто не может сделано хорошо в случаях живописи» [1, с. 124]. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Именно синергизм науки и искусства породил необычайный прогресс в развитии европейской культуры.

[2], Этим объясняется появление титанических личностей, воплощавших в себе синтетическое единство науки и искусства.

Методология и источники

Исследование ориентировано на то, чтобы выявить и проанализировать основные методологические проблемы, которые встают при изучении тем, вязанных с ролью науки в искусстве Ренессанса.

Географические и хронологические границы нашего исследования ограничены Италией - страной классического и показательного Ренессанса.

Научная новизна исследования состоит в осуществлении анализа синер-гетических аспектов науки и искусства, проявляющихся в культуре Ренессанса. Несмотря на то, что эпоха Возрождения по сей день приковывает внимание различных исследователей, проблема синтеза науки и искусства как особого типа творчества в культуре Возрождения не рассматривалась. Остается не разработанным вопрос о специфике научного познания, об его существенных отличиях от познания художественного в контексте произведений мастеров Ренессанса.

Общая цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть образно-научную специфику ренессансного мышления, понимающего творческий процесс и художественное творение как познание мира.

Материал статьи ориентирован на решение следующих задач:

- определить значимость науки для творческой концепции мастеров эпохи Ренессанса;

- рассмотреть формы взаимодействия науки и искусства в сфере художественной культуры;

- выявить общие и особенные черты в научном и художественном поле деятельности мастеров эпохи Ренессанса;

- обосновать утверждение о том, что именно синергизм науки и искусства породил особый вид творчества в эпоху Ренессанса

Обратим внимание на то, что при выделении научных аспектов в искусстве Ренессанса, мы воспринимали художественную культуру данного периода как не непрерывный процесс развития от проторенессанса к позднему Возрождению, а дискретно, так как не видим в этой методологии противоречий между различными позициями в изучении этапов данной культурной эпохи, как особенных, но в то же время типических в значительной мере.

Имеется весьма обширная литература, посвященная исследованию художественного наследия мастеров Ренессанса, работавших в разные периоды. Особенно много материалов о титанах Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэля и др. Имеется общая литература, которая косвенно или прямо касается нашей проблематики: Л.М. Баткин [3], [4], П.П. Гайденко [5], Э. Гарэн [6], Р. Гвардини [7], В.П. Сваровская [8], Н.И. Ушакова [9]. Отметим также труды, имеющие непосредственное отношение к материалам работы: М.В. Алпатов [10], И.И. Чечеткина [11], H. [Butterfield.12]. Из монографической литературы можно выделить исследования: В.П. Зубов [l3], G. Grinnell. [14], S. Richmond [15]. Эти фундаментальные и серьёзные исследования служили важным ориентиром в написании работы. Однако они чётко не выделяют и не структурируют научные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при изучении Вузовского курса «Искусство Ренессанса» С нашей точки зрения они важны, поскольку показывают пути и определяют направление поисков для студенческих исследовательских работ, включенных в учебный процесс.

Итак, в изучении и практике преподавания курса «Искусство Ренессанса» необходимо отметить следующие аспекты, соотносимые с научными категориями:

Познание природы и реалистическая школа изображения

Подлинное новаторство Ренессансной эпохи рождается в результате глубокого овладения традициями реалистической школы рисунка, живописи и скульптуры. Между традицией и новаторством существуют диалектические взаимоотношения. Традиция рождает новаторство, заключает в себе необходимость следующего этапа. В средневековой Европе наблюдалось символическое описание мира, где вещи соотносятся друг с другом не по оптическим, а по внутренним качествам. Это проявлялось в разнообразном отклонении от реалистического понимания формы (примитивность композиции, плоскостность изображения, плохо нарисованные фигуры), иногда объясняемые национальными особенностями восприятия художника. «Земной мир средневекового человека не имел четких пространственных параметров. И не только потому, что он был раскрыт в пространственную неизмеримость небес. - средневековый мир был не измерим в каких либо фиксированных мерах в силу отсутствия в нем стабильности. Как можно измерить расстояние от одной горы до другой, когда сами легко могут быть сдвинуты со своих мест не только по слову господа бога. Но и по молитве любого смертного - вера двигает горами. Обнажает дно морское, поворачивает вспять течение рек» [16, с. 22]. Если в искусстве средневековья человек существовал в природе и вместе с ней и со всем земным миром был противопоставлен миру внеземному, небесному, то в искусстве Ренессанса человек существует в замкнутом, архитектонически устроенном мире, представляющем собой привычное, изученное пространство, выделенное из необъятного и неоформленного бытия, подчиненного естественной природе. Профессиональная, реалистическая школа ренессансных мастеров заключается в целенаправленном и разностороннем изучении и познании законов окружающего мира средствами изображения. Рисунок и живопись с натуры является для них профессиональной школой, поскольку только путём постоянной практики в живописи с натуры

развивается чувствительность глаза к многообразию цветовых и тоновых градаций, что позволяет ренессансному художнику превращать цвет, заключенный в краске в выразительное средство интерпретации действительности. Продумывая композиционное решение, художники Ренессанса исходят из той суммы образов и впечатлений, которые им дали жизненные наблюдения и практика работы с натуры. Чувство прекрасного рождается в общении с природой. Эмоциональные переживания, полученные от встречи с ней, являются необходимым условием образного решения произведения. От этого опыта и уровня профессионального мастерства зависит потенциал художественного мышления и успех в работе. Такое единство исследовательского и художественно-эмоционального освоения действительности являлось необходимым параметром для художественного творчества мастеров Ренессанса.

Изучение научной перспективы

В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека другой эпохи, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства. Можно говорить об определенной эволюции освоения художниками Ренессанса законов научной перспективы. Как замечает И.Е. Данилова: «У художников треченто все предметы, все фигуры оседают, оказываются сжатыми, спрессованными в нижней, земной зоне, которая становится тесной, перенасыщенной. В следующем, XV столетии эта нижняя зона начинает раздвигаться, растягиваться в глубину, отвоевывая у плоскости новое земное пространство - пространство третьего измерения... Пятнадцатый век увлекался моделированием. Модель давала возможность опробовать новую структуру, приспособить ее, освоить и в случае необходимости внести изменения, ибо человеку - творцу, в отличие от божественного промысла, свойственно экспериментировать, ошибаться, исправлять ошибки, добиваться совершенства» [17, с. 22].

Самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67 - 1337). В своей основной работе в росписях капеллы дель Арены в Падуе он трактует евангельские эпизоды как события обычной человеческой жизни. Помещая их в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов, достигает пространственности, хотя планы, на которых показывается действие, не отличаются повышенной глубиной пространства. Архитектура и пейзаж подчинены происходящему действию, детали в разрабатываемых композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру. Джотто предопределил путь развития Ренессанса: динамику, драматичность повествования, переход от плоскостных изображений к объёмным, уподобленным рельефу. Новая концепция живописи основывается на линейной перспективе и объёмной трактовке фигур. Джотто заложил научную основу искусства Ренессанса. Хотя он не был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако смелый разрыв с существенными принципами средневековой традиции делают его родоначальником инновационного, сближающегося с наукой искусства.

На научную основу ставится в эпоху Ренессанса и искусство театральной декорации. Поистине иллюзионистский эффект дают декорации, созданные Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751-1831) для оперных и балетных спектаклей в театрах Милана, Рима, Венеции, Падуи, Александрии, Мантуи, Генуи. Он стремился создать атмосферу другого пространства. Поэтому художник-постановщик в то время - это, прежде всего, архитектор, который может построить дворец на сцене, создать грот или павильон. П. Гонзага принадлежат теоретические труды («Музыка для глаз и театральная оптика», «О чувстве вкуса и прекрасном», ««Замечания о постройке театра»). Он создал «Театр декораций», в который зрители приходили насладиться красотой. При этом звучала живая музыка, на сцене менялись красивые пейзажи, дворцы, площади, развалины античных храмов. Многогранные отношения, возникающие в пространстве театра, позволяют умножать и углублять мир художественного воспроизведения жизни, и, благодаря своей концентрации и интенсивности совершающихся там событий, превосходить «реальную реальность» [18].

Новейший опыт перспективного построения, используемый мастерами Ренессансной эпохи, показывает, что истинный документализм, идущий от натуры, - не равнодушный, не созерцательный, а заинтересованный, усиливает художественную насыщенность изобразительных образов. Чуждый обезличенной фотографичности, соединяющий непосредственное наблюдение с целенаправленным движением художественной мысли, он помогает анализу и обобщению.

Исследования анатомического строения человека

Художники и скульпторы Ренессанса стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Живопись обогатилась не только линейной и воздушной перспективой, но и знанием анатомии и пропорций человеческого тела, решались проблемы точного рисунка, естественного движения. Целый ряд художников разрабатывали проблемы движения и строения человеческого тела, поэтому они получили в науке название аналитиков. Такие как Мазаччо, Андреа Кастаньо, Доменико Венециано. Леонардо да Винчи является наиболее ярким представителем «возрожденческого» типа личности. Во всякой области, становившейся предметом его изучения, он систематически расширял и углублял свои знания, проверял их на опыте и приводил связь с математикой. Работая во всех областях знания и искусства, он всюду был оригинален и велик, его можно назвать предвестником зарождавшейся науки. Открытия Леонардо да Винчи в области анатомии человека и живот-

ных могут считаться исследовательскими проектами, послужившими базой для создания анатомического атласа для художников, а инженерные проекты стали прообразами будущих конструкторских изобретений. Участником осуществления собственных проектов был сам Леонардо да Винчи [19]. А дель Поллайоло можно считать одним из первых живописцев Ренессанса, который, занимаясь в анатомическом театре, начал изучать человеческую мышечную систему. Дошедшие до нас его многочисленные графические рисунки и рукописные описания научной деятельности Леонардо позволяют познакомиться с внедрением методов анатомического исследования (наблюдение, производимое в процессе препарирования, система изображения органов и тел в поперечном разрезе, сравнительный анализ, зарисовки в различных проекциях, последовательное описание). Вместе с тем они передают специфику индивидуального авторского проектного замысла Леонардо, разрабатывающего область визуальной динамически-пластической анатомии.

Появление новых конструктивных систем в архитектуре

Именно в эту эпоху Ренессанса архитектурное формообразование получает рациональный, проектный характер [20]. Материальные объекты зарождаются сначала в виде проектов, и лишь затем выполняются в материале. Если предыдущие стили развивались последовательно, то Возрождение избрало отправной точкой развития искусства художественно-культурное наследие далёкого прошлого. Всевозможные новации наблюдались и в городском строительстве. Опираясь на античные образцы, новые архитектурные идеи переосмысливались современными архитекторами. Так, самой значительной работой Брунеллески стало возведение купола над уже готовой конструкцией собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Сложную задачу перекрытия огромного пролета по диаметру купола он решает помощью собственно разработанной оригинальной конструктивной системы. Не традиционная, граненая форма купола, состоящая из двух оболочек, с внутренним полым пространством, найденный приём изгиба рёбер создала устойчивую конструкцию, ощущение его парения над городом. Кроме культовых сооружений для эпохи Ренессанса характерно возведение светских сооружений новых типов: дворцов (палаццо), театров, больниц, воспитательных домов. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы. Вместо напряжённого вертикализма готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные формы. Архитектура Возрождения отказывается от каркасной конструктивной системы готики и переход на новую, более простую, экономичную, достаточно гибкую систему, во многом облегчающую труд архитектора. Интерьеры дворцов обладали богатством своего декоративного убранства, однако, это не были копии или имитации древнеримских интерьеров, т. к. зодчие Возрождения могли иметь представление о внутреннем пространстве жилых домов римлян лишь по описаниям Витрувия. Лучшие интерьеры дворцов этой эпохи обладали пропорциональной гармонией, элементы которого создавали модульную взаимосвязь. Архитектура Ренессанса представляет, пожалуй, самый яркий пример мастеров, которые знают, как заставить функциональный стандарт служить эмоциональной стороне зодчества

Изобретения новых художественных технологий

Кроме традиционных строительных материалов, известных в предшествующие эпохи, в архитектуре Ренессанса использовались новые технологии. Немалое внимание уделяется облицовке зданий, покрытых штукатуркой и мрамором. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Он используется как в конструкциях, так и в элементах оформления. Всё более важным материалом становятся строительные растворы. Они используются не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых архитектурных элементов. Ренессансная архитектура характеризуется чередованием материалов и цвета, широко используются полихромные материалы:

Библиографический список

терракота, майолика и глазурованный кирпич. Изделиям из этих материалов легко придать различную форму, что позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления.

Технические новшества распространяются на скульптуру и живопись. Флорентийский скульптор Донателло - один из наиболее ярких мастеров Раннего Возрождения работал в самых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. В своих творениях использовал античное наследие, опираясь на глубокое изучение натуры, смело обновляя средства художественной выразительности, участвовал в разработке теории линейной перспективы, возродил скульптурный портрет и изображение обнаженной фигуры, отлил первый бронзовый памятник.

Масляная живопись, согласно описаниям Джорджо Вазари (1511-1574), в «Жизнеописаниях великих художников, скульпторов и архитекторов», вышедших в свет в 1550 году, была изобретена Яном ван Эйком (1390-1441), впоследствии стала признанной общеевропейской техникой, именно она раздвинула вглубь живописное полотно и дала возможность передавать картинное пространство [21]. Кроме того, масляная живопись дала больше возможностей для творческого эксперимента, воплощения своих идей на полотне, ею можно было работать не только в мастерской, но и на открытом воздухе - пленере. Недавние открытия французских реставраторов касаются микроскопичности мазков на живописных произведениях Леонардо да Винчи, на которых толщина слоя лессировок составляла один-два микрона. Известно, что художник сам изобретал добавки к лакам, краскам, маслам, он добивался чередования слоев красок, достигая великолепного эффекта различного преломления лучей света, падающих на картину. Вслед за ним Джорджоне начинает искать тайну живописи в освещении и его переходах, в игре света и тени, выступая предшественником Караваджо и целого направления караваджизма.

Разнообразие и обилие хранимых в музеях материалов даёт широкую возможность для выделения и исследования целых групп художественных произведений, в которых техника выступает в своей самодовлеющей ценности.

Выводы

Выделив в отдельные разделы направления научных изысканий в архитектуре, скульптуре и живописи, мы пытались показать, как менялись условия работы и творческий метод художников. Систематизировать положения статьи можно следующим образом: 1. Научность в искусстве Ренессанса - тип художественного мышления, новый способ познания мира. 2. Интеграция науки и искусства - пограничное явление, находящееся на границе между, на первый взгляд, различными, но вместе с тем смежными сферами деятельности творца. 3. Искусство, мыслимое на научное основе, - новое слово в художественной культуре Ренессанса, оно связано с изменившимся сознанием эпохи, а потому представляет собой новый способ освоения действительности, положенный в основу конструирования особой модели мира. 4. Синергизм искусства и науки способствовал формированию нескольких вариантов их взаимодействия и отразился в творческой практике архитекторов, скульпторов и живописцев, синергизм может быть определён как искусствометрия, помогающая познать необычную математическую гармонию ренессансных произведений. Важно определение значимости научных идей и изучение их конкретных проявлений в художественной образности произведений различных мастеров. Многообразие состава музейных коллекций, включающих произведения Ренессансной эпохи, - неисчерпаемый источник для научных исследований. Оно наглядно показывает, сколь сложны, не похожи друг на друга могут быть пути развития человеческой культуры. Огромный хронологический диапазон коллекций мира даёт возможности сопоставления творений, создававшихся разными мастерами, помогает нам ощутить движение истории и осознать себя в её потоке, подводит к пониманию культуры и искусства сегодняшнего дня. Все проанализированные факторы позволяют утверждать, что именно синергизм науки и искусства эпохи Возрождения породил особый аналитический вид творчества, требующий соответствующих образных сцеплений.

1. Мастера искусств об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Москва-Ленинград: ИЗОГИЗ, 1936; Т. 1.

2. Аршинов В.И., Буданов В.Г Когнитивные основания синергетики. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. Москва: Прогресс-традиция, 2002: 67 - 108.

3. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. Москва: Искусство, 1990.

4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Москва: Наука, 1989.

5. Гайденко П.П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса. Наука и культура: сборник статей. Москва, 1984: 252 - 268.

6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Москва: Прогресс, 1982.

7. Гвардини Р Конец Нового времени. Самосознание культуры и искусства XX века. Москва, Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000.

8. Сваровская В.П. Некоторые методологические проблемы взаимодействия науки и искусства. Методологические проблемы развития науки. Новосибирск, 1984: 129 - 146.

9. Ушакова Н.И. Взаимодействие науки и искусства. Проблемы диалектики. Ленинград, 1984; Вып. 12: 130.

10. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. Москва: Прогресс, 1986.

11. Чечеткина И.И. Взаимодействие философии, искусства и науки в эпоху Возрождения. Вестник Казанского технологического университета. 2014; Т. 17; Вып. 18: 326 - 329.

12. Butterfield Н. Renaissance Art and Modern Science. - University Review, Vol. 1, No. 2 (Autumn, 1954): 25 - 37.

13. Зубов В.П. Леонардо да Винчи и его научное значение. Леонардо да Винчи. Избр. произведения. Москва: Наука, 1955.

14. Grinnell G. Heaven and Earth Reconciled: The Common Vision of Renaissance Art and Science. Leonardo. Vol. 21, No. 2 (1988): 195 - 199.

15. Richmond S. The Interaction of Art and Science. Leonardo, Vol. 17; No. 2 (1984): 81 - 86.

16. Данилова И.Е. Тема природы в итальянской живописи кватроченто. Советское искусствознание. 1981; 2: 22.

17. Акимов Н.П. Театр, техника, наука. Художественное и научное творчество. Под редакцией Б.С. Мейлаха. Ленинград: Наука, 1972: 201 - 209.

18. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. Санкт-Петербург: Амфора, 2006: 202.

19. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореферат диссертации... доктора искусствоведения. Москва, 1990.

20. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Москва: Альфа-книга. 2008.

References

1. Mastera iskusstv ob iskusstve. Izbrannye otryvki iz pisem, dnevnikov, rechej i trakiatov. Moskva-Leningrad: IZOGIZ, 1936; T. 1.

2. Arshinov V.I., Budanov V.G. Kognitivnye osnovaniya sinergetiki. Sinergeticheskaya paradigma. Nelinejnoe myshlenie v nauke i iskusstve. Moskva: Progress-tradiciya, 2002: 67 - 108.

3. Batkin L.M. Leonardo da Vinchii osobennostirenessansnogo tvorcheskogo myshleniya. Moskva: Iskusstvo, 1990.

4. Batkin L.M. Ital'yanskoe Vozrozhdenie v poiskah individual'nosti. Moskva: Nauka, 1989.

5. Gajdenko P.P. Videnie mira v nauke i iskusstve Renessansa. Nauka i kul'tura: sbornik statej. Moskva, 1984: 252 - 268.

6. Gar'en 'E. Problemy ital'yanskogo Vozrozhdeniya. Moskva: Progress, 1982.

7. Gvardini R. Konec Novogo vremeni. Samosoznanie kul'tury i iskusstva XX veka. Moskva, Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga, 2000.

8. Svarovskaya V.P. Nekotorye metodologicheskie problemy vzaimodejstviya nauki i iskusstva. Metodologicheskie problemy razvitiya nauki. Novosibirsk, 1984: 129 - 146.

9. Ushakova N.I. Vzaimodejstvie nauki i iskusstva. Problemy dialektiki. Leningrad, 1984; Vyp. 12: 130.

10. Alpatov M.V. Hudozhestvennye problemy ital'yanskogo Vozrozhdeniya. Moskva: Progress, 1986.

11. Chechetkina I.I. Vzaimodejstvie filosofii, iskusstva i nauki v 'epohu Vozrozhdeniya. VestnikKazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2014; T. 17; Vyp. 18: 326 - 329.

12. Butterfield N. Renaissance Art and Modern Science. - University Review, Vol. 1, No. 2 (Autumn, 1954): 25 - 37.

13. Zubov V.P. Leonardo da Vinchi i ego nauchnoe znachenie. Leonardo da Vinchi. Izbr. proizvedeniya. Moskva: Nauka, 1955.

14. Grinnell G. Heaven and Earth Reconciled: The Common Vision of Renaissance Art and Science. Leonardo. Vol. 21, No. 2 (1988): 195 - 199.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Richmond S. The Interaction of Art and Science. Leonardo, Vol. 17; No. 2 (1984): 81 - 86.

16. Danilova I.E. Tema prirody v ital'yanskoj zhivopisi kvatrochento. Sovetskoe iskusstvoznanie. 1981; 2: 22.

17. Akimov N.P. Teatr, tehnika, nauka. Hudozhestvennoe i nauchnoe tvorchestvo. Pod redakciej B.S. Mejlaha. Leningrad: Nauka, 1972: 201 - 209.

18. Leonardo da Vinchi. O nauke i iskusstve. Sankt-Peterburg: Amfora, 2006: 202.

19. Sidorenko V.F. Genezis proektnoj kul'tury i 'estetika dizajnerskogo tvorchestva. Avtoreferat dissertacii... doktora iskusstvovedeniya. Moskva, 1990.

20. Vazari D. Zhizneopisaniya naibolee znamenityh zhivopiscev, vayatelej izodchih. Moskva: Al'fa-kniga. 2008.

Статья поступила в редакцию 22.07.19

УДК 374

Tislyankova V.I., Senior Lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafieva

(Krasnoyarsk, Russia), E-mail: wita88@list.ru

Furyaeva T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Social Pedagogy and Social Work of the Krasnoyarsk State Pedagogical

University. V.P. Astafieva (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: tat.fur130@mail.ru

CULTURAL AND LEISURE PROJECTING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF HUMANITIES. The problem and purpose of the article is to find the pedagogical possibilities of the effective cultural and leisure projecting in professional training of bachelors of the humanities in changing socio-cultural conditions. The article presents an analysis of showing bachelors their future professional activities. Namely, the authors turn to design technology, the main actions of which are the gradual involvement of bachelors in the development and implementation of cultural and leisure projects through their participation in real urban and regional cultural and leisure practices in order to enrich their design skills. The authors trace positive dynamics of the phased conduct of pedagogical actions, focusing on the effectiveness of the practical activities of cultural and leisure design in the process of training bachelors.

Key words: cultural and leisure activities, design of cultural and leisure activities, professional training of bachelors.

В.И. Тислянкова, ст. преп. каф. социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: wita88@list.ru

Т.В. Фуряева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический

университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: tat.fur130@mail.ru

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Проблема и цель представленной статьи заключается в нахождении педагогических возможностей результативного культурно-досугового проектирования в профессиональной подготовке бакалавров гуманитарного профиля в меняющихся социокультурных условиях. Статья посвящена пристальному анализу погружения бакалавров в будущую профессиональную деятельность, а именно авторы обращаются к технологии проектирования, основными действиями которой выступает поэтапное вовлечение бакалавров в разработку и реализацию культурно-досуговых проектов, через их участие в реальных городских и региональных культурно-досуговых практиках с целью обогащения их проектировочных умений. Авторы прослеживают позитивную динамику поэтапного ведения педагогических действий, акцентируют внимание на результативности проведения практической деятельности культурно-досугового проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, проектирование культурно-досуговой деятельности, профессиональная подготовка бакалавров.

Происходящие в России за последние годы перемены в различных сферах общественной жизни, продиктованные процессами глобализации, непосредственным образом способствуют ускорению «социодинамики культуры». Под её воздействием резко возрастают темпы производства, распространения и потребления культурных ценностей. На заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ в декабре 2018 года определены ключевые направления культурной политики как основы общественной жизни. Было отмечено, что по мере освоения накопленных обществом культурных ценностей, степени развития личности растут потребности в её культурно-творческом самовыражении. Необходимость удовлетворения этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка в сфере культуры, которые требуют новых профессиональных качеств и от специалистов. Благодаря новым технологиям появляются новые формы культур-но-досуговой самоорганизации. Это приводит к новому запросу на специалистов культурно-досуговой деятельности, появляются новые или смежные профессии (аниматора, специалиста ивент-сервиса, социального педагога-руководителя

досуговых программ, технолога социально-культурной сферы и др.). Решить проблему подготовки кадров, которую диктует современная ситуация сможет прикладной бакалавриат, направленный на практическое профессиональное обучение.

Безусловно, подготовка современного выпускника должна быть ориентирована на учет появляющихся в социально-экономических условиях проблем социокультурных учреждений и вооружить их эффективными способами разрешений подобных ситуаций. Поэтому для социально-ориентированной экономики нашей страны необходима подготовка будущих бакалавров культурно-досуговой деятельности в контексте интеллектуального, нравственного и социокультурного потенциала личности, интегрированного в теорию и реалии профессиональной культуры [1].

Как показывает практика, применение технологий проектного обучения на всех этапах делает учебный процесс более эффективным и увлекательным. Это обусловлено тем, что, во-первых, сама технология имеет широкую область

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.