Научная статья на тему 'Вопросы формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций в Республике Казахстан'

Вопросы формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байболтаева Н. А., Лахаева Г. Б.

В статье рассмотрены вопросы формирования учетной политики сель­скохозяйственных организаций. Исследованы: этапы формирования учетной политики; факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики; основные элементы, структура учетной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций в Республике Казахстан»

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

© Байболтаева Н.А.*, Лахаева Г.Б.*

Казахский национальный аграрный университет, Республика Казахстан, г. Алматы

В статье рассмотрены вопросы формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций. Исследованы: этапы формирования учетной политики; факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики; основные элементы, структура учетной политики.

Ключевые слова: учетная политика сельскохозяйственных организаций; элементы учетной политики; аспекты учетной политики; методический аспект учетной политики; организационно-технический аспект учетной политики.

Современное экономическое развитие Республики Казахстан требует совершенствования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в сельскохозяйственных организациях. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве основы для отечественного учета выбраны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), признанные во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления качественной и надежной информации. Применение МСФО для субъектов крупного предпринимательства и организации публичного интереса определено Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Среди актуальных вопросов организации бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях республики в условиях адаптации к МСФО особое место занимают вопросы формирования учетной политики.

Согласно закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности [1].

Финансовая отчетность сельскохозяйственной организации состав-ля-ется с целью обеспечить заинтересованных лиц информацией, которая мо-

* Доцент кафедры «Финансы, учет и аудит», кандидат экономических наук, доцент.

* Студент.

жет быть полезной при принятии соответствующих экономических решений. Поэтому данная цель и определяет важность формирования учетной политики организации, так как решение зависит от показателей финансовой отчетности сельскохозяйственной организации, которое, в свою очередь, в существенной степени и определяется сформированной учетной политикой. Исходя из этого главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность организации, сформи-ровать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой организации.

Формирование учетной политики сельскохозяйственной организации в соответствии с международными учетными принципами требует:

- адаптации зарубежного опыта формирования учетной политики к отечественной практике учета; определения факторов, оказывающих влияние на выбор и обоснование учетной политики сельскохозяйственных организаций, структуры учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета, а также в соответствии с МСФО;

- предложения рекомендаций по формированию комплексной учетной политики сельскохозяйственной организации, что позволит повысить качество составляемой учетной политики сельскохозяйственных организаций.

В настоящее время формирование учетной политики в сельско-хозяй-ственных организациях республики имеет определенные проблемы. В частности:

- учетная политика сельскохозяйственными организациями не рассматривается в качестве инструмента в управлении экономическим субъектом;

- недостаточно полно раскрываются организационные, технические и методические аспекты учетной политики;

- при составлении учетной политики сельскохозяйственными организациями не учитываются отраслевые особенности их деятельности.

Действующие нормативно-правовые акты в области бухгалтерского и налогового учета слабо ориентированы на раскрытие отраслевых особенностей объектов учета, которые характерны для сельскохо-зяйственных организаций. Таким образом, вопрос формирования учетной политики сельскохозяйственными организациями в связи с переходом на МСФО остается не решенным.

При формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях рациональным представляется выделение следующих этапов [2]:

1. подготовительный этап - определение объектов бухгалтерского и налогового учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика сельскохозяйственных организаций; анализ действующего законодательства, регулирующего выбранные направления, разделы и объекты учета;

2. этап принятия решения - выбор одного из предполагаемых нормативными документами вариантов; самостоятельная разработка собственного варианта решения, который не регламентируется нормативными документами; экономическое обоснование выбранного варианта решения путем экономических расчетов и экспертных оценок;

3. оформление избранной учетной политики сельскохозяйственных организаций.

В рамках подготовительного этапа составления учетной политики должны быть учтены факторы, влияющие на выбор способов ведения учета и их разработку, которые можно разделить на две группы [3]:

1. общие факторы, влияющие на выбор способов ведения учета для сельскохозяйственной организаций всех форм собственности;

2. факторы, обусловленные спецификой сельскохозяйственного производства.

Анализ всех факторов, оказывающих влияние на выбор и обоснование учетной политики сельскохозяйственной организации, поможет правильно и мотивированно подойти к ее разработке (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики [3]

К общим факторам, которые необходимо учитывать при формировании учетной политики сельскохозяйственной организаций всех форм собственности, относятся: многообразие организационно-правовых форм, хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, агрохолдинги и другие интегрированные структуры); масштабы деятельности сельскохозяйственных организаций (объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции, численность работающих, стоимость имущества и т.д.); степень свободы действий (самостоятельные действия в вопросах ценообразования, выбора партнеров); отношения с системой налогообложения (освобождение от разных видов налогов, льготы по налогообложению); стратегия финансово-хозяйственного развития, возможность использования инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач; уровень квалификации руководящих и бухгалтерских кадров; материальная база (обеспеченность автоматизированными системами учета и информационными системами).

Сельское хозяйство является специфической отраслью. Специфика деятельности сельскохозяйственных организаций обусловлена множеством факторов и проявляется в самых различных направлениях деятельности. Поэтому данное обстоятельство определяет особенности ведения учета и разработки учетной политики сельскохозяйственной организации. При формировании учетной политики для сельско-хозяйственной организаций целесообразно учитывать особенности специфики сельскохозяйственного производства. Поэтому ко второй группе факторов следует отнести факторы, которые необходимо учитывать исключительно в сельскохозяйственных организациях.

В нашей стране требование о формировании и утверждении учетной политики установлено на законодательном уровне. Нормы в отношении учетной политики содержатся в документах всех уровней системы нормативного регулирования в республике. Согласно закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете, национальными и международными стандартами» [1].

Так как состав нормативных документов, регулирующих порядок формирования учетной политики, довольно значителен, то основные нормативные документы, регламентирующие создание учетной политики сельскохозяйственных организаций, можно условно разделить на следующие группы: 1) документы общего характера, применяемые вне зависимости от отраслевой принадлежности организации; 2) отраслевые документы, регламентирующие порядок бухгалтерского учета в соответствии с отраслевой спецификой, разработанные Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан.

К документам первой группы относятся: Гражданский кодекс Республики Казахстан; Налоговый кодекс Республики Казахстан; закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»; Национальные стандарты финансовой отчетности; Правила ведения бухгалтерского учета; Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий; Вторую группу документов составляют методические рекомендации с учетом специфики сельскохозяйственной отрасли, разработанные в основном Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан. Считаем необходимым систематизировать нормативно-правовую базу, регулирующую процесс разработки учетной политики, следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Систематизация законодательного и нормативного регулирования учетной политики сельскохозяйственной организации

Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» определяет основные элементы учетной политики, поэтому в приказе сельскохозяйственной организации об учетной политике должны быть отражены все параметры финансово-экономической деятельности организации, которые непосредственно используются в ее работе (рис. 3).

Рис. 3. Основные элементы учетной политики сельскохозяйственной организации

Учетная политика предполагает целостность системы бухгалтерского учета в сельскохозяйственной организации и охватывает все ее составляющие аспекты: методическую и организационно-техническую стороны. Методический аспект подразумевает то, какие именно способы оценки имущества и обязательства, начисления амортизации и исчисления себестоимости продукции и т.п. использует сельскохозяйственная организация; организационно-технический аспект - как реализуются эти способы в учетных регистрах на синтетических счетах, как осуществляется эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы [4].

В табл. 1 представлена структура учетной политики для целей бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях.

Таблица 1

Структура учетной политики для целей бухгалтерского учета сельскохозяйственной организации

№ Аспекты учетной политики Альтернативные варианты

Организационно-технический аспект

1. Организация бухгалтерского учета 1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. 2. Передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру. 3. Вести бухгалтерский учет самому руководителю.

2. Форма бухгалтерского учета 1. Автоматизированная. 2. Журнально-ордерная. 3. Упрощенная. 4. Мемориално-ордерная.

Методический аспект

1. Методика ведения бухгалтер-

ского учета

1.1. Создание резерва по сомнительным долгам 1. Метод процента от объма реализации, выполненных работ (оказанных услуг). 2. Метод учета счетов по срокам оплаты.

1.2. Методы начисления амортизации основных средств, нема- 1. Прямолинейный. 2. Производственный.

териальных активов 3. Метод уменьшающегося остатка.

1.3. Методы оценки товарно-материальных запасов Метод средневзвешенной стоймости. Метод «ФИФО». Метод специфической идентификации.

1.4. Методы учета затрат на производства сельскохозяйственной продукции Нормативный.

Попередельный метод.

Методы оценки биологических 1. Методы оценки по справедливой стоимости. 2. Методы оценки по себестоимости.

1.5. активов и сельскохозяйственной продукции и т.д.

Таким образом, можно отметить, что учетная политика сельскохозяйственной организации определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовой службы, но и всей сельскохозяйственной организации в целом, поэтому является важным распорядительным документом.

В настоящее время необходимость разработки и применения сельскохозяйственными организациями учетной политики для целей финансового и налогового учетов не вызывает сомнений. Вместе с тем все больший интерес стали представлять вопросы разработки учетной политики для целей управленческого учета. Проблема формирования учетной политики для целей управленческого учета актуальна для сельскохозяйственных организаций,

что обусловлено не только спецификой отрасли, но и сложностью становления управленческого учета в организациях данной отрасли.

Список литературы:

1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». - Астана, 2007. - С. 5.

2. Корнеева Т.А. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие в схемах и таблицах. - М.: Эксмо, 2008. - 224 с.

3. Осипова А.И. Методологические основы формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций // Аудит и финансовый анализ. -2011. - № 3. - 1,13 п.л.

4. Алибекова Б.А., Байболтаева Н.А. Некоторые вопросы формирования учетной политики предприятия // Бухгалтерский учет и аудит. - Алматы, 1998. - № 1. - 0,5 п.л.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

© Хапаев И.Б.*

Карачаево-Черкесский филиал Российского государственного социального университета, г. Черкесск

В данной статье проводится краткий анализ аграрного сектора Карачаево-Черкесии, Дагестана и Ставропольского края, характеризуется динамика развития животноводческой и растениеводческой отрасли данных регионов Северного Кавказа, рассматривается динамика сельскохозяйственного производства, выявляется роль региональных целевых программ в развитии отдельных отраслях сельского хозяйства, обозначаются проблемы развития данной отрасли и меры по их устранению.

От степени развития аграрного сектора страны зависит экономическое и материальное благосостояние ее граждан, повышение или понижение общего уровня жизни.

В условиях фактически произошедшей регионализации управления АПК основная тяжесть в создании системы продовольственного обеспечения страны ложится именно на субъекты Федерации, несущие непосредственную ответственность перед населением за его достаточное обеспечение качественным продовольствием.

* Заведующий кафедрой Экономики, менеджмента и финансового права, кандидат философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.