Научная статья на тему 'Вопросы формирования компетентностного портрета инженера высокотехнологичной отрасли промышленности'

Вопросы формирования компетентностного портрета инженера высокотехнологичной отрасли промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCY PORTRAIT / ENGINEERING EDUCATION / HIGH-TECH SECTOR OF ECONOMY / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зосимов Матвей Владимирович, Моисеев Валерий Александрович, Шафикова Инна Римовна, Шорохов Сергей Александрович

Рассматриваются вопросы необходимости модернизации структуры и содержания подготовки инженерных кадров для высокотехнологичного сектора экономики. На основе проведенного анализа формируются представления о компетентностном портере современного инженера и требованиях предъявляемых к нему. Представлен набор ключевых компетенций специалиста-инженера, который должен позволить ему выполнять трудовые функции на высоком профессиональном уровне. Делаются выводы о том, что получение необходимого объема компетенций зависит не только от набора соответствующих дисциплин, а еще, в большей степени, от набора образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зосимов Матвей Владимирович, Моисеев Валерий Александрович, Шафикова Инна Римовна, Шорохов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of forming a competency portrait of an engineer of a high-tech industry

The issues of the need to modernise the structure and content of the training of engineering personnel for the high-tech sector of the economy are considered. On the basis of the analysis, representations are made about the competency portrait of a modern engineer and the requirements imposed on it. A set of key competences of the specialist-engineer is presented, which should enable it to perform labour functions at a high professional level. Conclusions are drawn that the acquisition of the necessary amount of competences depends not only on a set of relevant disciplines, but also, more so, on a set of educational technologies.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования компетентностного портрета инженера высокотехнологичной отрасли промышленности»

УДК 377

Зосимов Матвей Владимирович

кандидат технических наук Костромской автодорожный колледж

Моисеев Валерий Александрович

кандидат технических наук, доцент Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Шафикова Инна Римовна

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Шорохов Сергей Александрович

кандидат технических наук, доцент

Костромской государственный университет ksu-conference@mail.ru, moiseev56@mail.ru, shafikova_inna@mail.ru, shor@kmtn.ru

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОРТРЕТА ИНЖЕНЕРА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассматриваются вопросы необходимости модернизации структуры и содержания подготовки инженерных кадров для высокотехнологичного сектора экономики. На основе проведенного анализа формируются представления о компетентностном портере современного инженера и требованиях предъявляемых к нему. Представлен набор ключевых компетенций специалиста-инженера, который должен позволить ему выполнять трудовые функции на высоком профессиональном уровне. Делаются выводы о том, что получение необходимого объема компетенций зависит не только от набора соответствующих дисциплин, а еще, в большей степени, от набора образовательных технологий.

Ключевые слова: компетентностный портрет, инженерное образование, высокотехнологичный сектор экономики, образовательные технологии.

К настоящему времени сложилась ситуация в которой существующая система подготовки инженеров зачастую не может в полной мере удовлетворить потребности высокотехнологичного производства и рынка труда, а также обеспечить требования к качеству подготовки специалистов (бакалавров, магистров) [1; 2; 9].

Вместе с тем, в ряде публикаций [3; 14] отмечается, что современный инженер должен обладать высоким уровнем технологической культуры, что позволит говорить о нем как о компетентностном человеке, способном к созданию материальных и социальных ценностей за счет своей преобразовательной деятельности [10].

Отличительной чертой современного инженера, работающего в высокотехнологическом сегменте, является способность и готовность решать комплексные нестандартные инженерные задачи, проектировать и конструировать сложные технические объекты с учетом требований всех показателей качества и оценивать полученные результаты. Для этого ему необходимы: коммуникативность и умение общаться в коллективе, абстрактное и системное мышление, логический анализ, творческое мышление, использование личностного потенциала и др. Чтобы обеспечить эти составляющие успешной трудовой деятельности необходимо: включить в содержание образовательного процесса разносторонние виды деятельности, погрузить учащегося в ситуации, имитирующие реальные производственные условия, в полной мере задействовать образовательный потенциал каждого студента и приобретенный им ранее опыт, развивать навыки научного творчества и креативные способности [8].

В этой связи следует отметить, что компетентностный подход предоставляет широкие возможности для формирования технологической культуры инженеров путем моделирования структуры и содержания профессиональной подготовки с помощью различных форм, методов и средств активного обучения [10].

Вместе с тем, основными причинами, которые сдерживают динамику совершенствования и повышения эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов являются следующие:

- недостаточная готовность профессорско-преподавательского состава к реализации современных образовательных технологий и методик, направленных, в том числе, на раскрытие проек-тно-конструкторских компетенций;

- противоречие между сформированностью у специалиста комплекса широких, в том числе междисциплинарных, знаний и отсутствием навыков их использования в реальных ситуациях на практике и трудовой деятельности на рабочих местах;

- несоответствие получаемых кейсов компетенций выпускников инженерных вузов тем требованиям, которые предъявляются к ним рынком труда и предприятиями высокотехнологичного сектора экономики.

Учитывая нахождение отечественной системы образования в международном поле предоставления образовательных услуг, соответствующих болон-ской декларации необходимо учитывать и мировые тенденции формирования компетенций и требования зарубежных стандартов. Согласно обобщенным данным анализа отечественных и зарубежных стандартов и требований (WashingtonAccord, EURACE, CDIO Syllabus (международ.), Национальная рамка

© Зосимов М.В., Моисеев В.А., Шафикова И.Р., Шорохов С.А., 2017 Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

127

квалификаций (отеч.), Федеральные государственные образовательные стандарты, критерии Ассоциации инженерного образования) следует исходить из того, что современный инженер будет удовлетворять требуемому уровню подготовки в том случае, если он способен:

- комплексно решать нестандартные инженерные задачи и принимать нетривиальные решения;

- продуктивно осуществлять профессиональную деятельность и взаимодействовать внутри профессиональной среды;

- работать в команде при реализации сложных междисциплинарных проектов;

- активно использовать творческую инициативу и мышление, задействовать креативные качества в профессиональной деятельности (проектно-кон-структорской, производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской);

- повышать уровень своего образования и развивать компетенции непрерывно в течение всей жизни.

Для высокотехнологичных отраслей промышленности необходимо готовить кадры в содержание подготовки которых включались бы предметы, обеспечивающие формирование компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а это, прежде всего, предметы, имеющие в своей основе междисциплинарный, интегрированный характер. Это обеспечит гибкость инженера в меняющихся условиях профессиональной среды. Междисциплинарные предметы и курсы дисциплин ориентированы на то, чтобы инженер решал проектные задачи путем интегрирования своих знаний из разных областей, включая общепрофессиональные и специальные. В составе про-ектно-конструкторской компетенции инженера должны присутствовать: проектно-конструктор-ские ЗУНы (знания, умения, навыки); умения использовать в своей профессиональной деятельности современные информационные технологии, включая программно-математические и инженерные комплексы программ; готовность обоснованного выбора рациональных решений из ряда имеющихся альтернативных вариантов; способности к творческой реализации и креативному мышлению; мотивация и готовность непрерывно повышать свою квалификацию и самообразовываться.

В результате учета междисциплинарного подхода будет возможно сформировать проектно-конструкторскую компетентность, отвечающую современным требованиям и содержащую знания и умения, связанные с использованием современных технологий и средств проектирования, выбором рациональных решений в условиях многозадачности и наличием многовариантных решений.

В компетентностном портрете инженера необходимо предусмотреть возможность усвоения

учебных дисциплин, которые будут формировать проектно-конструкторскую компетенцию, включающую в себя следующие способности выпускника-инженера:

- анализировать и прогнозировать проблемы в области профессиональной деятельности;

- осуществлять проектно-конструкторскую деятельность, используя современные средства автоматизированного проектирования и средства создания всех видов чертежей, эскизов и технологических схем;

- формировать дорожную карту и организационно-методический план решения проблемы, выделяя приоритетные этапы и представляя ее содержание, структуру и имеющиеся взаимосвязи;

- осуществлять выбор рациональных решений исходя из совокупности имеющихся вариантов реализации;

- проводить научно-технические расчеты, в том числе с использованием программно-вычислительных средств;

- знать и использовать действующие в профессиональной области стандарты, требования ЕСКД, регламенты, технические условия и другие нормативно-методические документы;

- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности в целях решения инженерных задач [5; 6];

- объективно оценивать результаты своей деятельности и ее эффективность, реагируя на них и при необходимости оперативно проводя коррективы.

Компетентностный портрет должен строиться на основе учета и выполнения ряда процедур, включая: анализ всех элементов основной профессиональной образовательной программы и содержание дисциплин, наличие и содержание информационно-методического обеспечения учебного процесса, имеющийся кадровый потенциал и уровень владения им современными педагогическими технологиями, возможности реализации современных образовательных технологий.

Компетентностный портрет инженера должен в обязательном порядке содержать проектно-кон-структорские компетенции [4]. При их формировании следует выделить как минимум три взаимосвязанных этапа обучения: ориентирующий этап, преобразующий этап и заключительный творческий этап. Отличительными особенностями и задачами первого этапа является организация межпредметных связей.

Второй преобразующий этап направлен на выполнение совокупности типовых практических заданий, курсовых работ и проектов, подготовленных преподавателями профилирующих кафедр, заложенных в основной профессиональной образовательной программе. Творческий этап сосредоточен на реализации инженерного проекта междисциплинарного характера.

128

Вестник КГУ ^ 2017

Содержание образования является залогом успеха реализации любой модели образования, поэтому последующим этапом после построения компетентностного портрета инженера должно стать формирование учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД).

При анализе УМКД необходимо:

- сформулировать задачи подготовки по каждой дисциплине, в том числе с учетом требований профессиональных стандартов;

- обеспечить современное содержание курсов дисциплин;

- подобрать эффективные и малозатратные методики обучения, которые позволяет в короткое время достичь ожидаемых результатов обучения;

- применять эффективные контрольно-измерительные материалы, в том числе индивидуальные оценочные средства.

Крайне важна методическая организация элементов УМКД, которая предусматривает необходимость:

- разъяснения студентам таких базовых понятий и их содержания, как: модель образования, междисциплинарная связь, командная работа и др., что требует включения в основную профессиональную образовательную программу соответствующих предметов на ранних этапах обучения или предварительном (школьном) этапе;

- синтезирования знаний из различных дисциплин и курсов, в том числе перекрестная подготовка студентов разных кафедр и факультетов;

- освоения учащимися современных программно-математических комплексов различного назначения, как универсальных, так и специальных необходимых для той или иной специальности, необходимых для работы по проектам. Учитывая сложность современных вычислительных комплексов, здесь может быть организована специализация отдельных учащихся на тех или иных компонентах программ и их приложений.

Если следовать данным рекомендациям, то учащийся будет наделен не только проектно-кон-структорскими компетенциями, но и такими общекультурными компетенциями как: критическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в команде, ставить задачи, принимать самостоятельные решения и оценивать их.

Чтобы добиться эффективности реализации компетентностной модели подготовки инженерных кадров следует выполнить ряд требований:

- ввести в состав основной профессиональной образовательной программы спецкурс «Формирование технологической культуры будущего инженера»;

- использовать современные ^-образовательные технологии и электронное обучение, позволяющее сократить время на усвоение содержания отдельных предметов и курсов, одновременно

увеличивая время на творческую работу в составе рабочих групп и индивидуальные консультации с преподавателем;

- развивать мотивационную составляющую в процессе образования, за счет увеличения объемов времени на инженерное творчество;

- осуществлять непрерывный процесс повышения качества подготовки преподавателя, организуя и активизируя взаимодействие с ведущими предприятиями, организациями и институтами отрасли;

- популяризировать идеи формирования у учащихся технологической культуры в среде профессорско-преподавательского состава.

Набор компетенций специалиста-инженера должен позволить ему выполнять такие функции как: преобразовательную, интеллектуально-познавательную, креативно-исследовательскую и формирующую [10]. Данные функции должны быть согласованы с теми требованиями, которые формирует работодатель и рынок труда, в частности к ним относятся:

- понимать особенности и процессы, происходящие в окружающей среде и мире, анализировать и прогнозировать их возможные последствия и результаты;

- собирать, обрабатывать, обобщать и анализировать техническую информацию из различных источников, включая информацию на иностранных языках;

- находить, разрабатывать и применять новые принципы, технологии и процессы (инновации), с целью повышения качества, эффективности, снижения себестоимости, повышения производительности объекта и предмета производства;

- способность к творческому мышлению, наличие широкого кругозора и высокого уровня эрудиции, знание основ инженерных наук;

- навыки командной работы и построения межличностных производственных отношений, стрес-соустойчивость, коммуникабельность;

- умение проводить междисциплинарные работы и устанавливать межпредметные связи, управлять и организовывать научно-производственный процесс;

- оценивать инновационный потенциал и возможности коммерциализации научно-технических разработок и технологических решений;

- умение представлять результаты свое деятельности, готовить и проводить презентации, свободно выражать свои мысли, отстаивать свои предложения и суждения, говорить грамотным техническим языком;

- искать рациональные, в том числе компромиссные конструкторско-технологические, организационно-методические и управленческие решения;

- мотивировать свою деятельность, выстраивать индивидуальные траектории обучения и повышения квалификации, строить карьеру и др.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

129

Для решения быстро меняющихся инновационных задач, современный инженер должен быть готовым к тому, чтобы осуществлять творческую деятельность на высоком инженерно-культурном уровне, которая, в конечном итоге, должна воплотиться в социально значимые для личности, предприятия и государства результаты. Инженер нового времени ориентируется не только на технико-технологический результат своего труда, но и на такие составляющие понятия качества как экономические, эстетические, эргономические, патентно-правовые, нравственные и др. [7; 11-13].

Получение необходимого объема компетенций зависит не только от набора соответствующих дисциплин, а еще, в большей степени, от набора образовательных технологий. Это классические элементы образовательного процесса - лекции и семинары, это приемы, развивающие творческие и коммуникативные компетенции - деловые игры, обсуждения, мозговые штурмы и т.д., это и подходы, формирующие практические навыки - НИРС, практика, лабораторные работы, курсовое и дипломное проектирование.

Важное место отводится и самостоятельной подготовке, которая должна сопровождаться элементами электронного обучения. Именно эти современные образовательные технологии позволят мотивировать и увлечь учащегося в условно свободное время - время для самостоятельной работы. Эти занятия не будут скучными и утомительными, они должны содержать контрольные задания, задания для самостоятельной оценки, итоговые тесты и др. При этом весьма увлекательным является проведение оценки работ своих коллег и знакомство с выполнением ими схожих творческих заданий. Не случайно сейчас все ведущие университеты мира делают акцент на расширение присутствия в образовательном процессе электронных и 1Т-технологий обучения. Кроме того, элементы электронного обучения высвобождают время у преподавателей для более продуктивных занятий, например, индивидуальных консультаций, наставничества и др.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров: материалы региональной конференции. Воронеж, 22-24 ноября 2011 г. - Воронеж: ВГТУ, 2011. - 94 с.

2. Видякина О.В., Дмитриева Е.М. Система подготовки кадров для инновационной экономики

России. - М.: Проспект, 2014. - 105 с.

3. Взятышев В.Ф., Делекторский Б.А. Инженерное образование и современный специалист // Вестник высшей школы. - 1987. - № 6. - С. 7-19.

4. Вехтер Е.В. Развитие проектно-конструктор-ских компетенций бакалавров технического профиля: дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2012. - 255 с.

5. Галиновский А.Л. Информационно-аналитическое сопровождение физико-технического послевузовского образования - М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2006. - 206 с.

6. Галиновский А.Л. Перспективы повышения качества образовательного процесса в аспирантуре физико-технического профиля за счет информационно-аналитического обеспечения // Открытое образование. - 2006. - № 1. - С. 29-34.

7. Галиновский А.Л. Перспективы подготовки элитарных кадров в аспирантуре технических вузов с учетом инновационных тенденций развития отечественного образования // Инженерное образование. - 2004. - № 2. - С. 114.

8. Галиновский А.Л., Хапаева С.С. Вопросы и задачи развития магистратуры в инженерных вузах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. -2015. - № 2. - С. 108-115.

9. Интеллектуальная собственность и современные техника и технологии для развития экономики: материалы III Республиканской молодежной науч.-практ. конф. в рамках Всерос. студенческого форума «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России», Йошкар-Ола, 23-28 ноября 2015 г. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. - 159 с.

10. Мурашко С.В. Формирование технологической культуры будущих инженеров на основе ком-петентностного подхода: дис. . канд. пед. наук. -Йошкар-Ола, 2011. - 249 с.

11. Негодаев И.А. Философия техники. - Ростов н/Д, 1997. - 535 с.

12. Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования / В.В. Садырин, Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, А.А. Саламатов. - М.: ООО «Лаборатория знаний», 2015. - 248 с.

13. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. - 2006. - № 4. - С. 10-15.

14. World Skills Russia. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://worldskills.ru/home/nashi-chempiony (дата обращения: 06.10.2016).

Вестник КГУ i 2017

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.