Научная статья на тему 'Вопросы финансирования экспортных операций в современных условиях'

Вопросы финансирования экспортных операций в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы финансирования экспортных операций в современных условиях»

Экспортные операции

ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСАООИЯХ

А.В. ДРАЧИНСКИЙ

кафедра «Мировая экономика и МВКО» Финансовая академия при Правительстве РФ

Развитие экспорта и укрепление экспортного потенциала страны, как отмечено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 26 мая 2004 г., является одним из важнейших направлений экономической политики России на современном этапе, что объясняется исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Новые тенденции в мировой экономике и международном разделении труда, усиление конкуренции на внешних рынках, исчерпание экстенсивных факторов развития российского экспорта и незначительная доля в его структуре готовых изделий, прежде всего мащино-технической продукции, требуют повышения эффективности экспортной деятельности, в том числе повышения уровня развития экспортоориенти-рованных сфер экономики.

Экспорт России в 2004 г. составил 181,5 млрд дол. и по сравнению с 2003 г. увеличился на 35,8%, в том числе в страны дальнего зарубежья — 152,1 млрд дол. (рост на 34,5%), в страны СНГ — 29,4 млрд дол. (рост на 43,3%). Столь значительный рост стоимостных объемов экспорта являлся следствием улучшения мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей и некоторых других товаров, в частности, черных и цветных металлов.

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в 2004 г. практически не изменился и составил 58,2% от всего объема экспорта в эти страны (в 2003 г. — 57,8%), однако темп роста стоимостного объема экспорта этой группы был высоким и составил 136,0%. Основным фактором роста стоимостного объема экспорта были беспрецедентно высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в первую очередь на нефть).

В 2004 г. по сравнению с 2003 г. стоимостный объем нефтепродуктов, оформленных на экспорт,

увеличился на 35,4%, за счет роста средней цены до 233,3 дол./т против 180,9 дол./т в 2003 г.

Второй по значению товарной группой в российском экспорте являлись металлы и изделия из них. В 2004 г. здесь отмечался наибольший структурный сдвиг: удельный вес экспорта металлов и изделий из них в общей структуре экспорта достиг 17,7%, увеличившись на 3,3 процентных пункта по сравнению с 2003 г. Стоимостный объем экспорта металлов и изделий из них увеличился в 2004 г. на 65,3%. Следует отметить, что наблюдаемый рост стоимостного объема данной группы происходил в большей степени за счет усиления ценовой конъюнктуры по черным и цветным металлам, а также роста спроса на них в азиатских странах.

В 2004 г. темп роста стоимости экспорта черных металлов составил 192,7%. Увеличение экспорта (физических и стоимостных объемов) коснулось практически всех основных видов черных металлов: ферросплавов — на 22,4% и в 2,2 раза соответственно; чугуна — на 18,2% и в 2,3 раза; полуфабрикатов из железа или нелегированной стали — на 19,5% и в 2,2 раза; проката из железа и нелегированной стали —■ на 60,4% (по стоимости).

В 2004 г. отмечался высокий уровень цен и на цветные металлы. Несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом физические объемы поставок меди снизились на 17,1%, а объемы поставок никеля незначительно увеличились — на 5,6%, стоимостные объемы поставок этих цветных металлов возросли на 35,7 и 44,2% соответственно. Поставки алюминия необработанного на экспорт (физические объемы) выросли на 14,4%.

Доля машин и оборудования в экспорте России в страны дальнего зарубежья в 2004 г. составила 5,5%, что ниже уровня данного показателя 2003 г. на 1,6 процентных пункта. Российский экспорт носил однобокий характер, что являлось од-

5 (125) - 2005

ним из негативных моментов, тормозящих его развитие. Так, 56,0% стоимости экспорта этой продукции в 2004 г. обеспечивалось за счет двух товарных групп: 84 (механическое оборудование, ядерные реакторы) и 88 (летательные аппараты).

Главной статьей экспорта в страны СНГ в 2004 г. оставалась продукция топливно-энергетического комплекса — 45,1% от всего объема экспорта в эти страны, что на 2,1 процентных пункта больше, чем в 2003 г. В 2004 г. поставки нефтепродуктов (физические объемы) по сравнению с прошлым годом выросли на 19,6%, в том числе бензина автомобильного — на 42,7%, дизельного топлива — на 38,0%, мазута — на 24,0%. Поставки природного газа увеличились на 21,3%.Экспорт сырой нефти остался на уровне прошлого года.

Значительный удельный вес в торговле со странами СНГ приходился на машины и оборудование. Их доля в экспорте в 2004 г. составила 21,0% (в 2003 г. — 21,3%). Однако, как и экспорт в страны дальнего зарубежья, российский экспорт в страны СНГ ноЬил однобокий характер: 72,5% стоимости экспорта этой продукции обеспечивалось за счет двух товарных групп — 84 (механическое оборудование, ядерные реакторы) и 87 (транспортные средства).

Высокий уровень топливно-сырьевой экспортной специализации российской экономики вызывает определенную обеспокоенность научно-эко-номической общественности возможностью обострения в России «голландской болезни». Международная рейтинговая компания Standard & Poor's распространила комментарий, в котором отмечается, что РФ становится классической жертвой «голландской болезни», которая возникает в условиях, когда высокие цены на сырье приводят к резкому увеличению экспортных доходов, что приводит к укреплению национальной валюты и угрожает конкурентоспособности промышленности.

В условиях сильного укрепления российского рубля наиболее уязвимой отраслью промышленности становится машиностроение. В России от когда-то крупнейшей отрасли народного хозяйства остались только энергетическое и транспортное машиностроение, а также военный сектор авиакосмической промышленности.

2004 г. окончательно отделил успешные сектора отечественного машиностроения от тех, которые не смогли выжить в первые 15 лет рыночной экономики. Сохранились только те машиностроительные предприятия, деятельность которых была сопряжена либо с обслуживанием инфраструктурных отраслей экономики — электроэнергетики и отчасти транспорта, либо с исполнением экспортных контрактов — преимущественно предприятия военно-промышленного комплекса. Однако вы-

сокие цены на металл и укрепление рубля грозят поставить перед машиностроителями крупные проблемы: усиление конкуренции с импортом машиностроительной продукции и снижение поступлений экспортной выручки при значительном росте рублевых издержек.

Российское машиностроение — вторая отрасль отечественной промышленности после нефтяной. За 10 месяцев 2004 г. объем производства в ней вырос на 12% — до 1729,3 млрд руб. По прогнозу Минэкономразвития РФ, по итогам года машиностроение вырастет на 11,7%, что будет первым результатом по промышленности. Между тем темпы роста в текущем году в отрасли упали почти в 4 раза: с 22,5% в январе (по отношению к январю 2003 г.) до 5,3% в октябре (к октябрю 2003* г.), хотя в годовом исчислении превысят уровень 2003 г. По данным Федеральной службы государственной статистики, наибольший рост в машиностроении наблюдается в металлургическом (рост на 20,2% за 10 месяцев) и железнодорожном (20,6%) машиностроении, а также в производстве средств связи (91,1 %). Наиболее кризисная ситуация в приборостроении (рост на 7,3%), станкостроении (снижение на 3%) и производстве бытовых приборов.

Итоги оружейного экспорта за 2004 г. оказались оптимистичными: стоимость поставок составила 5,8 млрд дол., что на 400 млн дол. больше прежнего рекорда, установленного в 2003 г. Валютные поступления достигли 6 млрд дол., что также на 400 млн дол. выше показателей 2003 г. С момента создания ФГУП «Рособоронэкспорт» в 2000 г. объемы военных поставок постоянно росли, и в 2003 г. был впервые преодолен барьер в 5 млрд дол. Это рекорд даже для советских времен — отчасти потому, что СССР оружие нередко раздавал бесплатно. В 2003 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» наторговал на 5,12 млрд дол. — 90% всего оружейного экспорта страны. В настоящее время почти достигнут предел роста стоимостного объема экспорта российских вооружений: на большинстве предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) половина производственных мощностей не только морально, но и физически изношена, зарплата на треть меньше, чем в целом по промышленности, а средний возраст специалистов - около 50 лет.

Большое количество претензий заказчиков к качеству выпускаемого вооружения может привести к тому, что в ближайшие годы сократятся экспортные поступления от продажи российского оружия. Например, до 2010 г. Россия планирует продать самолетов Су на 700 млн дол. Но уже в 2011-2015 гг. экспорт «сушек», по прогнозам, может принести только 300-400 млн дол. Иностранные заказчики хотят, чтобы новые образцы вооружения

V > ДПЙДЖЕСТШШНеы

проходили обкатку в российской армии, дорабатывались и только после этого поставлялись на экспорт. Однако при том, что размер гособоронзаказа в России каждый год увеличивается (в бюджете 2005 г. он возрос на 30% — до 187 млрд руб.), армия получает единичные экземпляры новой военной техники и обкатать новые виды вооружения не может. При этом по? сравнению с 1991 г. количество рекламаций на единицу поставленной продукции увеличилось в среднем в 10 раз.

На оружейные рынки мира поступает все больше новинок. Например, очень перспективные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — своего рода шестое поколение авиационной техники. Российская же оборонная промышленность пока выпускает образцы, созданные в конце 70-х — начале 80-х гг. прошлого века. Они, конечно, модернизируются, причем существенно, однако базовые модели самолетов семейств Су и МиГ, систем ПВО остаются прежними.

Предугадывая наступление тяжелых времен, руководители предприятий российского ОПК меняют стратегию своих действий. В частности, пытаются увеличить объемы военного экспорта за счет расширенной поставки запчастей. Пока эта сфера не развита — всего около 17% экспорта. Хотя мировая тенденция — зарабатывать главным образом не на поставке готовых изделий, а именно на запчастях и обслуживании поставленной техники. Ни для кого не секрет, что именно в этой сфере Россия сильно уступает своим конкурентам —- многие российские образцы вооружения, проданные за границу, не могут функционировать именно из-за нехватки запчастей и плохо налаженного послепродажного обслуживания. Причина, по мнению руководства ФГУП «Рособоронэкспорт», проста — бюрократизированность системы получения лицензий на подобную деятельность. Для оформления лицензии на торговлю запчастями или ремонт руководителю военного предприятия потребуется 2—3 года, и только в одном Министерстве обороны РФ перед получением подписи министра надо собрать до 40 подписей в различных подчиненных инстанциях.

ФГУП «Рособоронэкспорт» вместе с Агентством по промышленности намерен провести каталогизацию всех имеющихся запасных частей, чтобы иметь возможность торговать ими по Интернету. Создаются технические центры на территории заказчика. Например, в Индии — по ремонту морской техники. Ведутся переговоры о создании подобных предприятий в Малайзии и Мексике. Объем поставок запчастей мог быть увеличен за счет тех 14 предприятий, которые сегодня имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Еще одно направление расширения экспорта — модернизация российского вооружения под стандарты НАТО. В этом особенно нуждаются новые страны-члены Альянса, которым слишком дорого приобретение западных образцов военной техники — от 10 до 15 млрд дол. для каждой страны. Под калибр Североатлантического союза выпускаются последние модели автомата Калашникова—АК-101 иАК-102. Совместно с западными компаниями Россия модернизирует авиационную технику стран Восточной Европы. Уже прошли тендеры в Польше, Болгарии, Венгрии. На очереди танки Т-72, которые россияне будут модернизировать совместно с сербской компанией. Причем не только в Европе, но и в арабских странах. На хорошо зарекомендовавшую себя 152-мм гаубицу «Мета» будет установлен натовский 155-мм ствол.

Расширяется география поставок вооружения: в 2003 г. оно шло в 53 страны, в 2004 г. — уже в 59 стран плюс ООН. Основными партнерами остаются Индия и Китай, на которые приходится 49 и 34% экспорта вооружения соответственно. По прогнозам, такое положение сохранится до 2007-2008 гг. В 2010 г. истекает срок действия межправительственного соглашения о военно-техническом сотрудничестве между Индией и Россией. В конце минувшего года «Сухой» совместно с корпорацией «Иркут» завершили поставки Су—30МКИ для ВВС Индии и объявили о начале серийного лицензионного производства этих машин на заводах корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Всего в Индии будет 190 «сушек». По количеству этот парк уступит только истребителям МиГ-21, лицензионное производство которых в Индии велось с 1960-х гг. Контракт по Су-30МКИ принес России около 3 млрд дол.

В целях дальнейшего развития программы Су-30МКИ, модернизации поставленных самолетов разрабатывается концепция создания в Индии сервисного технического центра для обеспечения безаварийной и ритмичной эксплуатации самолетов Су.

Активная маркетинговая политика ФГУП «Рособоронэкспорт» уменьшает процент двух стратегических партнеров — Индии и Китая — за счет других стран. В частности, ожидается заключение контракта с Саудовской Аравией. С Марокко, куда военную продукцию не поставляли ни СССР, ни Россия, заключен контракт в январе 2005 г.

В последнее время сразу несколько арабских стран ведут с Россией переговоры о создании у них единой системы противовоздушной обороны на базе российских зенитных ракетных комплексов «Бук», «Тор» и С-300. В качестве средства оплаты ФГУП «Рособоронэкспорт» теперь готов не толь-

ко принимать валюту, но и брать, например, нефтью и газом. Или предоставлением российским добывающим компаниям возможности разрабатывать месторождения на территориях этих стран. А Таиланду вообще позволено частично расплачиваться куриным мясом.

В декабре 2004 г. Курганский машиностроительный завод офйциально объявил об отправке 17 БМП-3 в Южную Корею. Кроме того, в феврале 2005 г. туда же будут отправлены еще 20 боевых машин пехоты. Контракт на поставку Сеулу 37 БМП-3 был заключен в марте 2004 г. между российским госпосредником — ФГУП «Рособоронэкспорт» и Минобороны Южной Кореи. Поставка осуществляется в счет погашения российского госдолга. В 1991 г. Сеул предоставил Москве 1 млрд дол. в виде банковского кредита и 470 млн дол. в качестве товарного кредита. Однако в 1992— 1994 гг. Россия не могла обслуживать внешний долг, и он возросло 2,24 млрд дол. В 1996-1997 гг. в счет госдолга Россия уже поставила в Южную Корею 33 БМП-3, а также 33 танка Т-80У, 30 вертолетов Ка-32, 770 противотанковых ракетных комплексов «Метис-М» и 45 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» на общую сумму 460 млн дол.

На стратегию ФГУП «Рособоронэкспорт» повлияет и изменение номенклатуры вооружений, поставляемой за рубеж продукции. Несколько последних лет преобладала авиационная техника, однако в следующем году на первый план выйдет морской компонент, который составит более половины портфеля заказов (подписанные и вступившие в силу контракты). А портфель заказов российских поставщиков оружия продолжает держаться на отметке 12-13 млрд дол. Преобладание морской тематики приведет к тому, что валютные поступления в 2006 г. будут примерно на 1 млрд дол. меньше, хотя физические объемы поставок остаются примерно те же. Дело в том, что за строительство кораблей деньги выплачиваются поэтапно.

Для активизации поставок оружия за рубеж есть и внутренние резервы. К моменту создания единого ФГУП «Рособоронэкспорт» в ноябре 2000 г. право на поставку готовой продукции имели еще 6 предприятий: корпорация «МиГ» (производит самолеты), Коломенское КБ машиностроения (разработчик ПЗРК, самоходных и вертолетных противотанковых комплексов, ракетных оперативных комплексов), Тульское КБ приборостроения (противотанковые и танковые комплексы управляемого вооружения, зенитные ракетно-пушеч-ные комплексы), Реутовское НПО машиностроения (противокорабельные крылатые ракеты, ракеты-носители, космические аппараты), Санкт-Пе-

тербургское ЦКБ морской техники «Рубин» (подводные лодки) и Московский концерн «Антей» (комплексы ПВО). ФГУП «Рособоронэкспорт» прилагает усилия к тому, чтобы участвовать в управлении вновь создаваемых оборонных холдингов. При этом ФГУП не стремится получить контрольный и даже блокирующий пакет акций — госпосреднику по продаже оружием важно участвовать в работе Совета директоров, чтобы контролировать ситуацию внутри корпорации. В 2005 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» помог 25 предприятиям ОПК, поручившись за них перед банками на сумму 151 млн дол., в получении оборонщикам взаймы из собственных средств. ФГУП «Рособоронэкспорт» собирается участвовать в управлении самолетостроительным и вертолетостроительным холдингами. А поскольку требования покупателей по качеству ВВТ в последние годы выросли в несколько раз, «Рособоронэкспорт» намерен взять на себя функции военной приемки.

В процессе осуществления предприятиями внешнеторговой деятельности большая роль отводится банковскому обслуживанию экспортных операций, которое выражается в предоставлении большого спектра услуг предприятиям. Наиболее характерны следующие основные направления банковского участия в экспортных операциях предприятий:

1) осуществление расчетов по экспортным операциям;

2) осуществление валютного контроля;

3) предоставление услуг торгового финансирования.

Форма осуществления расчетов по экспортно-импортным операциям между экспортерами и импортерами определяется при заключении контракта различными факторами. Наиболее распространенными формами банковских расчетов и платежей, осуществляемыми российскими предприятиями, являются:

1. предоплата (авансовые платежи);

2. открытый счет и оплата после отгрузки;

3. расчеты чеками;

4. международный банковский перевод (МБП) в свободно конвертируемой валюте (СКВ);

5. документарный товарный аккредитив;

6. документарное товарное инкассо.

Все расчеты и платежи ведутся только в той СКВ, которая официально разрешена к свободному и неограниченному использованию в стране импортера и одновременно приемлема для получения страной экспортера в соответствии с действующими в этих странах валютным регулированием и валютным законодательством, в том числе с законом о валютном контроле.

Преимущественно используются в валютных расчетах на базе МБП только 4 (четыре) валюты, входящие с 1999 г. в сложную составную единицу СДР и имеющие официальный статус свободно используемой валюты по внешней торговле и по текущим операциям: доллар США, евро, английский фунт стерлингов, японская иена, в том числе по экспортным поставкам в развивающиеся страны. С 1995 г. происходит внедрение в международные торговые расчеты швейцарского франка, сингапурского доллара и ряда других валют.

Категорически и полностью запрещен валютный трансферт — прямой перевод (изъятие) иностранной валюты СКВ через банки в безналичной форме из банка в стране импортера (покупателя) в другую страну, в частности в страну экспортера.

Валютный платеж между банками в СКВ всегда реализуется только через местный валютный (денежный) рынок третьей страны, где данная СКВ — валюта конечного платежа по торговому контракту — юридически по своему статусу является национальной валютой и законным платежным средством (legal tender).

4 Устанавливается курс валюты цены и, прежде всего, курс валюты конечного платежа по счету—фактуре (инвойсу) и соответственно по приказу платежного поручения, который банк экспортера дает банку импортера — его корреспонденту (конечному плательщику по внешнеторговой поставке).

Международные банковские переводы по внешней торговле и другие расчетные и платежные операции по обслуживанию экспорта и импорта товаров и услуг квалифицируются только как банковские документарные товарные операции.

Специально оформляется международный банковский перевод при рассрочке валютного платежа на срок более чем 180 дней по внешней торговле (с конца 1999 г. - 90 дней).

Осуществление валютного контроля в Российской Федерации. Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к возникновению новой для экономики России проблемы — сложилась целая система «бегства» капитала из страны, где главное место занимают внешнеторговые операции. Среди основных причин укрытия валютной выручки можно выделить: нестабильная экономическая ситуация, отсутствие благоприятного инвестиционного климата, несовершенство налоговой системы, незащищенность границ.

Уполномоченные кредитные организации совместно с Федеральной таможенной службой осуществляют контроль за движением валютных средств на территории РФ. Таким образом, банковское обслуживание экспортных операций пред-

приятий является необходимой составляющей системы валютного регулирования.

Преследуя цель обеспечения полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления государственного бюджета, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов, кредитные организации оказываются в двойственном положении. Как агенты валютного контроля, они подотчетны ЦБ РФ и обязаны осуществлять контроль за валютными операциями, проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами. С другой стороны, им приходится решать сложную проблему — осуществление реального валютного контроля и сохранение клиентов.

В связи с действием совместной Инструкции ГТК и ЦБ РФ от 13.10.99 № 101 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российской Федерации выручки от экспорта товаров» на все сделки, предусматривающие поступление экспортной выручки в РФ, оформляется паспорт сделки экспортера.

Итак, по каждому заключенному внешнеторговому контракту экспортером оформляется паспорт сделки, который содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств.

Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где у предприятия открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по данному контракту. Паспорт сделки подписывается: от имени участника внешнеэкономической сделки — лицом, имеющим право первой подписи по счету данного предприятия в уполномоченном банке; от имени банка — одним из уполномоченных лиц банка подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка, как агента валютного контроля.

В целях осуществления валютного контроля за поступлением экспортной выручки экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения ЦБ РФ. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком. Подписание паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; за зачисление в пол-

ДДЙДЖЕСТ® ИНДНСЫ

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.