Научная статья на тему 'Вооруженные силы Азербайджана как составляющая государственной системы обеспечения национальной безопасности'

Вооруженные силы Азербайджана как составляющая государственной системы обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
896
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рзаев Ибрагим Бадал Оглы

В статье характеризуется система обеспечения национальной безопасности Азербайджана: государственные органы, вооруженные силы, институты гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Azerbaijan Armed Forces as the Part in State System of National Security Insuring

Azerbaijan state system of national security insurance is studied, such as special state institutions, armed forces, civil society institutions.

Текст научной работы на тему «Вооруженные силы Азербайджана как составляющая государственной системы обеспечения национальной безопасности»

ПРОБА ПЕРА

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ АЗЕРБАЙДЖАНА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И.Б. РЗАЕВ

Кафедра международных экономических отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье характеризуется система обеспечения национальной безопасности Азербайджана: государственные органы, вооруженные силы, институты гражданской обороны.

Система обеспечения национальной безопасности. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению национальной безопасности в Азербайджане, в соответствии с Законом «О национальной безопасности», образуется государственная система обеспечения национальной безопасности [1, № 181, 2004, 6 августа]. В эту систему входят органы государственной власти Азербайджанской Республики, органы местного самоуправления (Нахичеванская АР) и местные органы исполнительной власти, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Система обеспечения национальной безопасности Азербайджанской Республики (АР) создается для разработки единой государственной политики, эффективного применения процесса защиты национальных интересов в политической, экономической, социальной, военной, информационной, экологической, научной, культурной и духовной, а также в других сферах в форме комплексной деятельности. Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, реализующие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Центральные государственные органы и местные органы исполнительной власти, должностные лица, юридические и физические лица участвуют в мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения национальной безопасности в выше перечисленных сферах.

Обеспечение национальной безопасности Азербайджанской Республики в военной сфере - это осуществление комплексных мер по защите от реальных и потенциальных угроз военного характера, направленных против независимости, суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики, и обеспечение обороноспособности национальных интересов военными средствами. Основными мерами в обеспечении национальной безопасности в военной сфере являются: (1) повышение уровня военной полготовки и боеспособности

Вооруженных сил и других военизированных формирований, мобилизационная

готовность существующих военных резервов; (2) развитие военно-промышленного комплекса, внедрение современного вооружения и военно-технических достижений; (3) достижение благоприятного соотношения сил вблизи государственных границ Азербайджанской Республики; (4) обеспечение надежной охраны государственных границ АР; (5) осуществление деятельности в направлении предотвращения разработки, производства, распространения, создания запасов и применения оружия массового уничтожения; (6) развитие системы военного образования, улучшение работы по обеспечению Вооруженных Сил и других военизированных формирований квалифицированными кадрами; (7) ведение борьбы с преступностью против службы; (8) осуществление сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в целях обеспечения национальной безопасности Азербайджанской Республики в военной сфере; (9) предотвращение использования территории страны в качестве транзитной в незаконном распространении компонентов и технологий оружия массового уничтожения, средств доставки его в цель, новых технологий военного производства; (10) выявление, предупреждение и предотвращение деятельности, направленной на ослабление военного и экономического потенциала, боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил и других военизированных формирований АР; (11) обеспечение безопасности стратегически важных в области оборонного комплекса объектов, а также научно-технических исследований, имеющих значение с точки зрения военных интересов, и результатов этой деятельности, в том числе данных, документов и средств программного обеспечения.

Государственные органы, силы и средства. Для осуществления практической деятельности по реализации поставленных задач по обеспечению национальной безопасности в Азербайджанской Республике создана государственная система обеспечения национальной безопасности. Основу этой системы составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.

К силам и государственным органам обеспечения национальной безопасности относятся в соответствии со ст. Закона «О национальной безопасности», во-первых, Вооруженные Силы и иные предусмотренные законодательством военизированные формирования; во-вторых, органы спецслужб; в-третьих, полиция, прокуратура, таможня, налоговые и иные правоохранительные органы; в-четвертых, органы, несущие ответственность за безопасное ведение работ в области промышленности, энергетики, транспорта, обеспечивающие безопасность связи и информации, охрану окружающей среды и здоровья населения, и иные государственные органы, участвующие в обеспечении национальной безопасности.

К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которое непосредственно используются для обеспечения национальной безопасности.

Государственные органы исполнительной власти Азербайджана подразделяются на министерства и комитеты, службы, агентства. По функциональным аспектам среди органов исполнительной власти можно выделить органы, обеспечивающие безопасность в социально-политической сфере, экономике, в сфере охраны природы и сохранения здоровья населения, в области науки, просвещения и культуры, а также обеспечения личной, общественной и государственной безопасности. К основным министерствам и ведомствам относятся: Министерство национальной безопасности (МНБ), Министерство обороны (МО), Министерство иностранных дел (МИД),

Министерство внутренних дел (МВД), Штаб гражданской обороны, Министерство по налогам, Пограничная служба в составе МНЕ, Служба военной контрразведки (ныне входит в состав МНБ), Государственная фельдъегерская служба при Правительстве АР. Кроме того, такие министерства и ведомства Азербайджана, как Государственный таможенный комитет, Министерства здравоохранения, финансов, экономического развития, юстиции, труда и социального развития, природных ресурсов и экологии, чья деятельность связана с обеспечением национальной безопасности страны. К основным структурам также следует отнести Прокуратуру Азербайджанской Республики и Верховный Суд. Они напрямую связаны с деятельностью по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Создание и развитие национальных сил самообороны. Вторым по значению государственным органом системы обеспечения национальной безопасности Азербайджана, после Министерства национальной безопасности, является Министерство обороны. Министерство обороны - структура для нашей страны новая. После ликвидации Азербайджанской Демократической Республики в 1920 году, Министерство обороны республики было реорганизовано. Сначала Азербайджану разрешили иметь свою национальную дивизию, которая впоследствии была расформирована. После провозглашение государственной независимости в 1991 году, Азербайджану пришлось приложить огромные силы для создания национальной армии. Все это происходило в тот момент, когда Азербайджан был вовлечен в войну со стороны Армении. Причем, военные действия велись на территории Азербайджана еще до распада СССР, и, естественно, все вооружения, техника и имущество находились тогда в подчинении Советской Армии.

28 августа 1991 года Указом Президента Азербайджанской Республики была создана Комиссия по определению правового статуса войск и военных объектов Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, дислоцированных на территории Азербайджана. Через два дня, 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджанской Республики, в интересах защиты суверенитета и территориальной целостности страны, принял Постановление «О создание сил национальной самообороны». Одновременно парламент дал поручения соответствующим комиссиям Верховного Совета подготовить законопроект о статусе, структуре и порядке организации сил национальной самообороны Азербайджанской Республики [2, 1991, № 15-16, ст. 265]. Спустя неделю, Президент Азербайджана издал Указ «Об образовании Министерства обороны Азербайджанской Республики» [2, 1991, № 17-18]. Силы национальный самообороны были включены в состав Министерства обороны, а командующий национальными силами обороны одновременно являлся первым заместителем Министра обороны.

Все эти практические действия Азербайджанского Правительства не дали ощутимых результатов. Патриотически настроенные общественно-политические силы требовали более решительных экстренных мер. Продолжением законодательного закрепления обороноспособности страны стало образование со сравнительно широкими полномочиями Совета обороны Азербайджанской Республики под руководством самого Президента [2, 1991, № 17-18, ст. 325]. В состав Совета вошли восемь членов, в основном депутаты парламента и чиновники госструктур. Было решено, что члены Совета обороны Азербайджанской Республики в Совете работают на постоянной основе. Верховный Совет утвердил Положение «О Совете обороны Азербайджанской Республики» [2, 1991, ноябрь]. В

Положении говорится: «Совет обороны Азербайджанской Республики является постоянно действующим государственным органом, образуемым в целях обеспечения обороны Азербайджанской Республики, ее безопасности и территориальной целостности, а также выработки и осуществления политики в области оборонного строительства». Задачи Совет обороны заключались в следующем: (1) определять основные направления политики в области оборонного строительства; (2) разрабатывать и осуществлять мероприятия по реализации политики в области оборонного строительства, по защите территориальной целостности и обеспечению нерушимости ее границ; (3) осуществлять руководство обороной; (4) обеспечивать проведение мобилизационной работы; (5) руководить созданием оборонной промышленности. Для изучения и подготовки вопросов членам Совета обороны разрешалось привлекать руководителей, представителей министерств, ведомств, других органов государственного управления, специалистов и экспертов. Разрешалось также осуществлять контроль за деятельностью всех органов государственного управления по вопросам обороны. Организационной формой деятельности Совета обороны являлись его заседания. Решения по обсуждаемым вопросам оформлялись протоколом, подписывались Президентом и были обязательными для исполнения.

Казалось, уже были достигнуты определенные положительные результаты в вопросе правовых оформлений военного строительства. Защита родины стала первостепенной задачей и постоянно находилась в ведении главы государства. Однако по непонятным причинам в начале 1992 года Совет обороны был упразднен указом Президента [2, 1992, № 1, ст. 17]. По официальной версии, это было связано с введением президентского правления в отдельных местностях Азербайджанской Республики, и такой шаг, якобы, повысил качество координации деятельности по обеспечению безопасности населения. Также говорилось, что Совет обороны в основном реализовал возложенные на него задачи и большинство его членов выполняют функции по обеспечению безопасности на занимаемых ими должностях в структурах государственной власти и управления. Ликвидация Совета обороны отрицательно сказалась на состоянии обороноспособности Республики. Первые месяцы 1992 года одни поражения национальных сил самообороны следовали за другими. В обществе царил хаос. Азербайджану угрожал кризис власти. В марте 1992 года Национальный Совет Верховного Совета Азербайджанской Республики (орган, временно исполняющий функции парламента) принял Постановление «О создании Государственного комитета обороны Азербайджанской Республики» [2, 1992, № 5, ст. 119]. В компетенцию Комитета входили те же задачи, что и у Совета обороны. В ноябре 1993 года была учреждена должность Государственного советника Республики по военным делам.

Вооруженные силы. Несмотря на трудности того времени, Азербайджану как независимому государству и субъекту международного права, в соответствии с Конституцией и Конституционным актом «О государственной независимости Азербайджанской Республики» от 18 октября 1991 года, удалось создать свои собственные Вооруженные Силы. Они призваны служить вооруженной защите суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и интересам нашей страны, предотвращению вооруженного нападения на государство, а при агрессии - ее отражению. Закон «О Вооруженных Силах» был принят 9 октября

1991 года. В тот же день Верховный Совет Азербайджана принял соответствующее Постановление о порядке введения в действие данного Закона. Учитывая важность этого события, 18 сентября 1992 года Президент подписал Указ № 217 «Об

объявлении 9 октября Днем Вооруженных Сил Азербайджанской Республики». Парламент Азербайджана решил национализировать имущество Вооруженных Сил СССР, расположенных на территории страны. Кабинету Министров Азербайджана было дано поручение провести инвентаризацию. Начались переговоры о поэтапном выводе личного состава Вооруженных сил СССР с территории Азербайджана. По мере создания Вооруженных Сил Азербайджанской Республики осуществлялись меры по постепенной замене личного состава воинских частей и подразделений Вооруженных Сил СССР личным составом Вооруженных Сил Азербайджана.

Согласно Постановлениям Верховного Совета от 9 октября 1991 года, в подчинение Министерства обороны Азербайджанской Республики передавались Военный Комиссариат, Высшее общевойсковое командное училище, Высшее военное мореходное училище и Штаб гражданской обороны Азербайджанской Республики [2, 1991, октябрь]. Парламент Азербайджана поручил Министерству обороны страны в трехмесячный срок создать пограничные части для обеспечения защиты ее границ. Министерство обороны по мере необходимости отозвало проходящих воинскую службу в составе Вооруженных Сил СССР граждан Азербайджана для прохождения оставшеюся срока воинской службы в рядах национальной армии. Первый шаг был сделан 7 апреля 1992 года, когда Верховный Совет принял Постановление об отзыве находящихся на военной службе в Латвии, Литве, Эстонии и Белоруссии. Министерство обороны обратилось к находящимся за пределами Республики военнослужащим-азербайджанцам с предложением поступить на службу в ряды Вооруженных Сил Азербайджана.

Кабинет Министров обязался безотлагательно обеспечить боеприпасами, вооружением и техникой Вооруженные Силы и организовать производство оборонного характера внутри страны в целях снабжения армии вооружением и прочим необходимым снаряжением. Министерство обороны начало переговоры о выделении из вооружений и другого материально-технического имущества Вооруженных Сил СССР той части (кроме ядерного оружия), которая соответствует сумме ассигнований из национального дохода Азербайджанской Республики, передаваемого в течение 70 лет на нужды Вооруженных Сил СССР, и передаче ее в собственность Азербайджанской Республики. Переговоры завершились в основном безрезультатно ввиду политических, технических и прочих причин. Необходимые военную технику и другое имущество для национальной армии Азербайджан приобрел за счет собственных средств, практически все создавая «с нуля».

В самом начале у национальной армии отсутствовал соответствующий дисциплинарный устав Вооруженных Сил. С целью предупреждения воинской недисциплинированности среди военнослужащих применялись «Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР», «Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил СССР», «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР», а также «Устав строевой службы Вооруженных Сил СССР», утвержденные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года [2, 1992, № 10, ст. 368]. Национальные документы Азербайджана были готовы только через два года. Постановлением Милли Меджлиса от 23.09.1994 г., № 888, Дисциплинарной устав, Устав внутренней службы, гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Азербайджанской Республики был введен в действие. Для повышения качества и совершенствования системы медицинского обслуживания личного состава в августе

1992 года Указом Президента был образован Координационной совет по военномедицинскому обеспечению.

На сегодняшний день ВС Азербайджанской Республики состоят из сухопутных войск, сил противовоздушной обороны, военно-воздушных и военно-морских сил. В организационном отношении Вооруженные Силы состоят из объединений, соединений, воинских частей, военных организаций и военно-учебных заведений. Руководство Вооруженными Силами осуществляет в качестве Верховного главнокомандующего Президент Республики. Укомплектование ВС и прохождение военной службы осуществляются в соответствии с законами «Об основах призыва на военную службу в Азербайджанской Республике» [2, 1992, № 11] и «О военной службе» [2, 1992, № 21], другими законодательными актами. В Вооруженных Силах Азербайджана не допускается деятельность каких-либо организаций и профессиональных союзов, преследующих политические цели. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдатский (матросский), ефрейторский, прапорщицкий (мичманский) и офицерский состав, а офицерский состав в свою очередь - на младший, старший и высший офицерский состав. В Азербайджане установлены следующие виды действительной военной службы: (1) действительная военная служба солдат и матросов, ефрейторов; (2) действительная сверхсрочная военная служба солдат и матросов, ефрейторов; (3) действительная военная служба курсантов военных учебных заведений; (4) действительная военная служба прапорщиков и мичманов; (5) действительная военная служба офицеров. Возраст призывников действительной срочной военной службы солдат и матросов, ефрейторов составляет от 18 до 35 лет.

Министерство обороны. В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «Об обороне» от 1993 года, Министерство обороны реализует политику в области строительства Вооруженных Сил в соответствии с решениями высших органов государственной власти. Министерство обороны является государственным органом, руководящим Вооруженными Силами Азербайджана и местными органами военного управления, несет полную ответственность за их развитие, а также готовность к выполнению оборонных задач [2, 1993, № 23-24]. Министерство обороны выполняет следующие функции: (1) оценивает военно-политическую обстановку и определяет степень военной угрозы; (2) разрабатывает и представляет Президенту проекты государственных программ строительства и развития Вооруженных Сил, вооружений и военной техники, планы мобилизации, дислоцирования ВС, предложения о размерах отчислений из бюджета на оборону; (3) руководит боевой, оперативно-тактической и морально-психологической подготовкой войск; (4) организует воспитание личного состава в военно-патриотическом духе; (5) руководит развитием военной науки, организует и проводит военно-научные исследования; (6) дает государственные заказы на создание, производство и ремонт военной техники и другого военного имущества, участвует в осуществлении контроля за их разработкой, испытанием, производством и качеством; (7) устанавливает численность личного состава родов и видов Вооруженных Сил Азербайджанской Республики, их объединений, соединений и воинских частей, в пределах своих полномочий готовит и размешает военные кадры, присваивает воинские звания; (8) участвует в исполнении действующего законодательства по вопросам подготовки граждан к военной службе; (9) планирует и организует подготовку военнообязанных, призывает граждан на действительную срочную военную службу и увольняет в запас военнослужащих, отслуживших установленные сроки службы, призывает военнослужащих на сборы, а также мобилизацию и демобилизацию; (10) сотрудничает с вооруженными силами других государств; (11) в случаях, установленных законодательством Азербайджанской

Республики, принимает нормативные акты по вопросам обороны и контролирует их исполнение; (12) организует несение военной службы и обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащих, гражданского состава, уволенных с военной службы и членов их семей; (13) организует исполнение законодательства Азербайджанской Республики об охране окружающей среды в период деятельности военных образований и организаций.

Деятельностью Министерства обороны руководит министр. Министр обороны и его заместители назначаются и освобождаются от занимаемой должности Президентом Республики. Министр обороны входит в состав Совета безопасности, а также в состав Межведомственной комиссии по охране государственной тайны при Президенте. В целях развития Вооруженных Сил, укрепления их материально-технической базы и финансирования необходимых социальных мер создан Фонд помощи Вооруженным Силам [1, 2002, № 189, 20 августа]. Распорядителем Фонда является сам Президент. Выдача и перечисление денежных средств по счетам фонда осуществляются исполнительным директором Фонда на основании распоряжения министра обороны. Финансовым источником Фонда являются средства, поступающие на добровольной основе от физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Азербайджанской Республики, а также другие, не запрещенные законодательством поступления. Помимо перечисленных направлений средства Фонда используются на проведение военных научно-исследовательских и конструкторско-испытательных работ, подготовку военных кадров, повышение их квалификации. Деятельность самого Фонда финансируется за счет расходов на содержание аппарата Министерства обороны. Министр обороны утверждает бюджет Фонда на календарный год и осуществляет контроль над исполнением сметы поступлений и отчислений.

Основным функциональным органом Министерства обороны является Генеральный штаб. В его функции входит разработка планов применения Вооруженных Сил, мобилизационных планов и планов оперативного оборудования территории, предложений по военной доктрине. Генштаб является основным органом оперативного управления войсками и силами флота. Он организует разведывательную деятельность в интересах обороны страны, поддерживает необходимую военную готовность ВС, организует оперативную подготовку штабов и войск, осуществляет научно-исследовательские работы по оперативностратегическим вопросам военного характера.

Министерство обороны Азербайджанской Республики входит в состав Совета Министров обороны стран СНГ (образован Решением Совета глав государств СНГ от 15.04.1994 г.). В компетенцию Совета входят в основном вопросы оборонного характера. Рабочим органом Совета является Секретариат. В целях координации военного сотрудничества создан постоянно действующий рабочий орган — Штаб. Штаб необходим для непрерывного руководства Коллективными силами по поддержанию мира в странах СНГ и объединенными военными системами Совета МО и комитетов, созданных при нем на временной основе. Также Штаб осуществляет взаимодействие с соответствующими органами стран Содружества. Совет МО уполномочен создавать комитеты по направлениям и вопросам военного сотрудничества. По согласованию с Советом министров иностранных дел стран СНГ, Совет назначает и освобождает от должности командующих Коллективными силами по поддержанию мира.

Штаб гражданской обороны. Одним из наиболее значимых органов системы обеспечения национальной безопасности Азербайджанской Республики является

Штаб гражданской обороны. После провозглашения государственной независимости Азербайджанской Республики существующее при СССР ведомство гражданской обороны было передано в подчинение Кабинет Министров Азербайджана. Были расширены структура и функции Штаба ГО. В целях обеспечения выполнения главами местной исполнительной власти своих обязанностей по гражданской обороне в соответствии с условиями военного времени, Указом Президента в 1992 году была введена в аппарат глав исполнительной власти районов (городов) Азербайджана должность «начальника штаба гражданской обороны» [2, 1992, № 11]. Начальники штабов гражданской обороны в своей деятельности одновременно были подчинены Штабу гражданской обороны Азербайджана и главам исполнительной власти районов и городов. Правовые основы и регулирование общественными отношениями в этой области подчинено Закону «О гражданской обороне», принятом в конце 1997 года [4). Согласно данному Закону, гражданская оборона понимается как система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, юридическими и физическими лицами в целях обеспечения безопасности населения в мирное время или во время войны на суше, в воде и воздушном пространстве. Мероприятия осуществляются на объектах производственного и социального назначения и окружающей среды в пределах территории Республики.

Основными задачами Штаба ГО являются: (1) разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, катастроф и стихийных бедствий; (2) руководство гражданской обороной страны, поисково-спасательной службой Азербайджана; (3) обеспечение функционирования системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; (4) руководство работами по ликвидации аварий и катастроф и т.д. Штаб ГО возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый Президентом. Управленческий контроль за законностью деятельности, эффективным и по назначению использованием сил и средств в области ГО осуществляется Министерством обороны.

Другим важным подразделением является пограничная служба. Первый шаг по защите государственных границ законодательно был оформлен 9 ноября 1992 года Указом Президента № 299 «О совершенствовании структур управления охраной государственной границы Азербайджанской Республики». А в конце июля 2002 года Президент издал Указ № 741 «О создании Государственной пограничной службы». Государственная пограничная служба обеспечивает реализацию пограничной политики в сфере охраны государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах. Охрана государственной границы - неотъемлемая часть системы обеспечения национальной безопасности - на суше, море, реках, озерах и иных водоемах возлагается на пограничные войска, а в воздушном пространстве - на силы противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. Режим государственной границы и ее охрана регулируются Законом «О государственной границе Азербайджанской Республики» [3]. Деятельность пограничных войск устанавливается Законом «О пограничных войсках» [2, 1994, № 16].

Государственную пограничную службу возглавляет командующим пограничными войсками, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Президентом.

На территории Азербайджана не размещены иностранные военные базы, за исключением использования Россией Габалинской радиолокационной станции (РЛС) «Дарьял». Согласно договору, РЛС и все установленное на ней оборудование Азербайджан передал России в аренду сроком на 10 лет, и за это Россия выплачивает Азербайджану 7 млн. долл. в год. Габалинская РЛС «Дарьял» (такие станции на

территории СССР были единичными) построена в 1985 году, используется для слежения за теми точками в Южном полушарии, откуда можно ожидать запуска баллистических ракет. Долгое время РЛС создавала напряжение в отношениях Азербайджана и России из-за неопределенности ее статуса. В частности, Россия настаивала на том, что срок аренды должен быть не менее 20 лет, в то время как Азербайджан в ответ выдвигал условие 5-летний аренды. Кроме того, Россия, вопреки договоренности стран СНГ о разделе имущества, находящегося на территории бывших Советских республик, а также не учитывая тот факт, что аналогичная РЛС в латвийском городке Скрунде была попросту разрушена, не соглашалась с желанием Баку стать единоличным собственником всей станции. Наконец, 25 января 2002 года во время официального визита Президента Азербайджана в Москву была достигнута договоренность и подписано Соглашение «О статусе Габалинской радиолокационной станции (РЛС «Дарьял»), принципах и условиях ее использования» между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией. Соглашение ратифицировано Законом Азербайджанской Республики от 19 марта 2002 года, № 276-ПГ. Таким образом, прогресс очевиден, причем достигнут он не за счет уступок какой-либо одной стороны, а в результате разумного учета интересов друг друга. Соглашение об использовании РЛС «Дарьял» открывает перспективы широкого военно-технического сотрудничества в других сферах, в частности в области противовоздушной обороны. Это подтверждает тот факт, что именно азербайджанские силы ПВО, согласно Договору, будут осуществлять прикрытие РЛС с воздуха, а Россия в свою очередь займется их модернизацией.

На территории Азербайджана не допускаются транзитные перевозки военных сил, вооружений, военной техники, компонентов и технологий оружия массового уничтожения, за исключением действия международных договоров. Таким образом, обеспечение национальной безопасности страны путем развития договорной базы отношений с государствами региона и мировым сообществом, модернизация и совершенствование управления силами национальной безопасности остаются важнейшими составляющими деятельности руководства Республики Азербайджан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азербайджан. Газета Азербайджанской Республики.

2. Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики.

3. О государственной границе Азербайджанской Республики. Закон АР, № 13 от 09.12.1991 г.

С изменениями от 20.06.1995 г., № 1066.

4. О гражданской обороне. Закон АР, № 420-1Г от 30.12.1997 г.

AZERBAIJAN ARMED FORCES AS THE PART IN STATE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY INSURING I.B. RZAYEV

International Economic Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6 Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

Azerbaijan state system of national security insurance is studied, such as special state institutions, armed forces, civil society institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.