Научная статья на тему 'Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи'

Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1952
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ОБЩЕСТВЕННО-ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / VOLUNTEERS ACTIVITY / SOCIAL-LABOUR ACTIVITY / SOCIAL SERVICE / WORK EDUCATION / HUMAN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сикорская Лариса Евгеньевна

Трудовое воспитание формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда. Сущность гармоничного развития личности в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания: нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. Умный, образованный, культурный человек любой труд делает творческим, радостным. Поэтому труд и является важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer's Activity as a Form of Work Education of Student Youth

Work education formation of necessary moral human qualities for labour activity by dint of activity. The essence of a harmonic personal development lies in inseparable connection between work education and other sides of education: moral, esthetic, intellectual, physical. A wise, educated, cultural person makes different kinds of work more creative and joyful. In that reason, work is an important condition, which guarantees a healthy base for personal development in a group and progress of such a group in toto.

Текст научной работы на тему «Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи»

Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи

Л. Е. Сикорская (Московский гуманитарный университет)*

Трудовое воспитание — формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда. Сущность гармоничного развития личности в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания: нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. Умный, образованный, культурный человек любой труд делает творческим, радостным. Поэтому труд и является важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива в целом. Ключевые слова: волонтерство, общественно-трудовая активность, социальное служение, трудовое воспитание, развитие человека.

Volunteer’s Activity as a Form of Work Education of Student Youth

L. E. Sikorskaia

(Moscow University for the Humanities)

Abstract: Work education — formation of necessary moral human qualities for labour activity by dint of activity. The essence of a harmonic personal development lies in inseparable connection between work education and other sides of education: moral, esthetic, intellectual, physical. A wise, educated, cultural person makes different kinds of work more creative and joyful. In that reason, work is an important condition, which guarantees a healthy base for personal development in a group and progress of such a group in toto.

Keywords: volunteer’s activity, social-labour activity, social service, work education, human development.

Т рудовое воспитание — формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда. Сущность гармоничного развития личности — в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания: нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. Умный, образованный, культурный человек любой труд делает творческим, радостным. Поэтому труд и является важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива в целом.

На различных этапах развития нашей страны этот вопрос решался по-разному.

До перестройки под трудовым воспитанием понималось (в широком смысле) целенаправленное формирование коммунистиче-

ского отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина. В более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. Считалось, что коммунистическое отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.

В зарубежной педагогике (Общие основы педагогики, 1967) вслед за Г. Кершенштейне-ром и Дж. Дьюи трудовое воспитание рас-

* Сикорская Лариса Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-74-59. Эл. адрес: lara.64@mail.ru

сматривалось только как главное средство подготовки дисциплинированных, аккуратных и добросовестных исполнителей, стремящихся исключительно к достижению личного успеха и материального благополучия. Считалось, что такое определение целей трудового воспитания в зарубежной педагогике направлено на затушевывание классовых противоречий, укрепление основ антагонистического государства.

Современная отечественная педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органичную часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и образовательных институтах. Трудовое воспитание ребенка, как пишет В. А. Сла-стенин (Сластенин, 2003: 58), начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. В дальнейшем труд становится необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности молодого человека.

Отечественная педагогика стоит на следующих позициях: воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием молодого человека, основанном на глубоком знании черт его личности и социальных условий его жизни. Педагогика индивидуального подхода, как считает И. П. Подласый (Подласый, 2003: 80-81), имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к каждому отдельному студенту, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и талантов каждого студента. Считается, что индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания. Но реализовать его требования на практике, в условиях групповой (коллективной) формы воспитания достаточно сложно.

Социальные философы ХУ1-ХУШ вв. впервые высказали идею о трудовом воспитании как средстве формирования свободного гармоничного человека, готового трудиться на благо всех членов общества. Т. Мор в «Утопии» провозгласил идеал общества: все его члены заняты трудом, которому обучаются с детства в школах, на полях, в мастерских. Т. Кампанелла главную особенность воспитания видел в соединении обучения с трудом. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать детей к сельскохозяйственному труду и различным ремеслам, утверждая, что овладение профессиями обеспечивает человеку материальную независимость. В XIX в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что основная задача воспитания — подготовить молодое поколение к успешной трудовой деятельности, обеспечить его всестороннее развитие. Особенно подробно Фурье разработал методы привлечения детей к труду. В организованных Р. Оуэном школах дети с раннего возраста вовлекались в коллективный труд.

Значительный вклад в теорию трудового воспитания внесли русские социальные философы. Н. Г. Чернышевский развил мысль о превращении труда в первую потребность человека, удовлетворение которой будет приносить ему истинное наслаждение. Педагог К. Д. Ушинский («Труд в его психическом и воспитательном значении», 1860) раскрыл значение свободного физического труда для всестороннего развития человека и поддержания в нем чувства собственного достоинства.

В. И. Ленин видел главное направление трудового воспитания в соединении обучения с производительным трудом. Он писал: «...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» (Ленин, 1973: 485).

Важным моментом в системе современного трудового воспитания является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть индивидуальные природные задатки и склонности человека. Сегодня трудовое воспитание тесно связано с политехнической базой подготовки молодых специалистов. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства, вооружает общетрудовыми знаниями и навыками, развивает творческое отношение к труду, способствует правильному выбору профессии.

Но, анализируя готовность молодого человека к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может сделать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В частности, у любого человека от природы есть задатки каких-либо способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра. Такой искрой в современных условиях может стать волонтерство.

Волонтерское движение, по мнению В. В. Баровой (Барова, 2001: 20), волонтерские организации, волонтеры — эти понятия неразрывно связаны с формированием гражданского общества, становлением особых отношений между человеком, сообществом и государством. Волонтеры — это выражение личностной гражданской позиции. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной конвенцией о правах ребенка 1989 г. исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», волонтеры рассматривают свою деятельность как институт социального, культурного, экономического и экологического развития.

Российское детско-молодежное общественное движение, как считает С. С. Гиль (Гиль, 2003: 3) пережило в 90-х годах ХХ в. кардинальную ломку механизмов отношения к их инициативам со стороны государства. Фактическая ликвидация и самоликвидация на государственном уровне крупнейших организаций, выполняющих воспитательную функцию в образовательных учреждениях и тру-

довых коллективах, в начале 90-х годов ХХ в. сменилась бурным ростом числа новых объединений, а впоследствии и попытками воссоздать образцы всеобщих государственных движений и детей, и молодежи. Такие организации способны формировать потребность к труду, трудолюбие, общественно-трудовую активность, сознательную дисциплину труда и другие качества личности молодого человека, необходимые ему для трудовой деятельности на благо общества, отражают социально-нравственный аспект в решении современных задач трудового воспитания.

В социальных науках первые обращения российских авторов к теме возникновения и развития волонтерских (добровольческих) организаций относятся к середине 90-х годов XX в., среди них работы В. Щербиной (1995), К. Флямер, В. Н. Якимца (1996), К. Беляевой (1996), С. У. Алексеевой (1997), А. Сан-гурова (1997), В. Нечаева (1997), Ю. Н. Качаловой (1997), Е. А. Тополевой (1999), М. Либо-ракиной, М. Слободской (1996), Н. В. Ходыревой (2002), М. А. Щербакова (2003). К этому же периоду можно отнести появление переводных работ таких авторов, как Э. Геллнер (1997), З. Роуз (1995), К. В. Эбнер, Р. Дюка-рев, К. А. Фокс, О. Холмз (1998) и др., в которых рассматриваются различные аспекты волонтерского движения в США и странах Западной Европы, существенно отличающегося по проблематике от российских общественных объединений в силу исторических, культурных, правовых различий между странами.

В это же время отечественная педагогическая наука обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения к проявлениям индивидуальности, религиозных предпочтений, которые в то время еще не были частью образовательной практики. В этой связи стало очевидным, что классическая модель образования перестала отвечать требованиям современности, предъявляемым к личности обществом эпохи всеобщей информатизации, диалога культур и транснациональных корпораций. Возникла потребность в новых философско-

педагогических концепциях, которые могли бы стать методологической основой современной педагогики, реконструкции традиционного образовательного процесса.

Развитие философии образования является одним из важнейших условий теоретического переосмысления традиционного понимания трудового воспитания. Система, основанная на философских идеях классического, советского образования, требует нового осмысления и новых подходов для описания современных педагогических инноваций, что предполагает иные мировоззренческо-философские понятия. Например, современное понимание волонтерской деятельности, привлечение студентов к волонтерской практике следует прежде всего рассматривать в рамках социально-педагогической работы.

В данном контексте понятие волонтерской деятельности как формы благотворительного служения во имя высоких гуманистических идеалов традиционно связывает образовательные и социальные институты в единое социальное пространство.

Студенчество представляет собой наиболее образованную, интеллектуально развитую и активную часть молодежи и является возможным «инициативным ядром» для реализации волонтерских проектов, их реальной перспективной и обширной социально-педагогической базой. Такая позиция российского студенчества может стать неким «социальным стандартом» для остальной молодежи, послужить основой для формирования социальной нормы отношения к волонтерским движениям, благотворительности, безвозмездному общественному труду. В связи с этим обратимся к некоторым выводам социологического опроса студенческой молодежи, направленного на изучение общественного мнения российского студенчества о волонтерской социальной работе, проведенного Федеральным информационным центром молодежных социальных программ в апреле 2002 г. (Добро без границ, 2003: 24-25):

— несмотря на то что лишь 10% респондентов считают волонтерские работы пре-

стижными в глазах молодежи, в целом около 40% согласились бы принять в них участие; причем потенциальная волонтерская активность молодежи по сравнению с Москвой выше в регионах более чем вдвое;

— среди стимулов и мотивов участия в волонтерской социальной деятельности на первое место выходят рационально-прагматические (практические навыки и умения, материальное вознаграждение, призы и пр.), но эмоциональные и альтруистические также имеют большое значение (благодарность людей, которым помогаешь);

— многие молодые люди (особенно в регионах) готовы принять волонтерские социальные работы как форму профессиональной ориентации и профессиональной практики, а также видят в такого рода деятельности один из вариантов альтернативной гражданской службы.

Идея гармонично развитой личности, связанная с идеей гражданского общества, способного обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, является основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Эта идея определяет и ценностные ориентации культуры, имеющие не только функционально-личностное значение, но и ориентирующие личность в историческом и социальном мире: в социальном времени (в истории), в социальном пространстве (в обществе), в социальном взаимодействии и социальном движении (деятельности).

Современное трудовое воспитание, реализующееся в рамках практической педагогической работы со студенческой молодежью, формы привлечения волонтеров к такой работе основываются, как считает Л. Виилма (Виилма, 2001: 40), на трех основных подходах, каждый из которых подразумевает свою идеологию, методы и направления деятельности.

1) Функциональный подход, представляющий консервативную идеологию и предполагающий такие формы практической работы, которые призваны направить «кипучую» энергию молодежи в социально приемлемое

русло; здесь делается акцент на моральном развитии молодого человека.

2) Интерпретативный подход, принятый в либеральной идеологии и предполагающий развитие личности молодого человека, направленное на преодоление трудностей, связанных с переходом от детства к взрослости; акцент делается на развитии положительного образа Я, создании устойчивых межличностных взаимоотношений, обучении практическим навыкам взаимодействия с существующими социальными структурами.

3) Гуманистический подход, соответствующий реформистской идеологии и развивающий социальное обучение как тип работы с молодежью, предполагающий, что в обществе существуют различные формы неравенства, которые негативно влияют на некоторых молодых людей; эти структурные факторы задерживают личностное развитие человека, но на ситуацию неравенства можно воздействовать, реформируя существующие социальные институты, законы и основания управления.

Изменение жизненных стратегий, усиление роли традиций, религиозной идеологии, других социокультурных ценностей ставят перед современной педагогической наукой и практикой новые вопросы, на которые часто, как говорилось выше, нет однозначного ответа. Но, учитывая российский исторический опыт, одним из ответов может стать волонтерская деятельность как один из видов воспитательной работы в системе современного высшего образования. Воспитывая и обучая молодых сегодня, мы формируем (образуем) образ будущего нашего общества на относительно длительную перспективу, длиной по крайней мере в одну человеческую жизнь. Воспитывая и обучая поколение за поколением на протяжении столетий, по мнению Д. Карнеги (Карнеги, 1989: 6), мы имеем возможность получить определенный тип народа с его специфическими качествами, менталитетом, духовными и нравственными качествами.

Произошедшие в России глобальные социально-экономические, политические пре-

образования, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели к существенному росту негативных явлений. Самым беззащитным и неподготовленным к этим изменениям оказалось взрослеющее поколение 90-х годов ХХ в. — основной стратегический ресурс обновляемой России. Процесс социализации этих молодых людей происходил в сложной, конфликтной обстановке радикально меняющегося общества. В этот ре-формационный период вследствие непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодежи от культурно-исторических ценностей, фиксировалось ее заметное отстранение от влияния на социально-экономическое, политическое и духовное развитие страны. Энергичность, предприимчивость, решительность (и даже отчасти присущий молодому человеку авантюризм) не были использованы государством и обществом в конструктивном аспекте, что неминуемо отразилось в росте числа девиантных и делинквентных проявлений в молодежной среде. Для многих представителей нового поколения очевиден был кризис идентификации, молодежь 90-х годов ХХ в. не видела, не осознавала своего предназначения в обществе.

Что же ценит, на что надеется, во что верит молодое поколение XXI в.? Какие смыслы определяют сегодняшний вектор поведения молодого человека? Какова диалектика понятий «культура» и «ценности» в сознании современного студенчества?

Сегодня достаточно много говорится об общечеловеческих ценностях. Однако смысловое значение той или иной человеческой ценности в разных культурах понимается по-разному. Более того, у людей разных поколений «свой спектр» базовых ценностей, которыми они руководствуются в жизни и деятельности. Что же такое общечеловеческая ценность? Какие ценностные приоритеты у сегодняшнего молодого поколения россиян? Каковы они — базовые ценности современного студенчества? Есть ли различия между ценностями молодежи России и дру-

гих стран? Насколько они соответствуют общекультурным, нравственно ориентированным нормам?

Одной из наиболее значимых ценностей молодого поколения россиян является ценность социального успеха. Несмотря на то что для определенной части студенческой молодежи его достижение возможно «всеми доступными средствами» и «любые способы хороши», все-таки определяющей чертой современного студента является его ориентированность на социально значимые инициативы и его участие в социально-политической жизни страны. Ценным для молодого человека является сама межкультурная интеграция молодежи разных стран для решения глобальных социально-политических программ. В то же время «в дефиците жизнедеятельности молодежи» остаются проявления толерантности, терпимости и эмпатии на меж-культурном (межэтническом и межрелиги-озном) уровне, независимость мышления, основанного на моральных ценностях.

Одновременно можно отметить, что одной из значимых ценностей современной студенческой молодежи является социальное служение, определяемое как активность молодого человека, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере путем организации благотворительной, правозащитной, волонтерской работы. Толерантность — стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми. Толерантность является сложным образованием, так как люди склонны объединяться в одну общность с теми, кто разделяет их убеждения, разговаривает на том же языке, имеет ту же культуру, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время люди склонны враждебно или со страхом относиться к «другим», отличным от них.

Воспитание молодежи в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Молодой человек должен осознавать, что позитивное отношение к себе — элемент

толерантности в целом — сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Пути развития личности зависят от воспитания и от тех ценностей, которые выбрал молодой человек как ориентир в дальнейшей жизни. Позиция терпимости и доверия — это основа осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Таким образом, привлечение молодежи к волонтерской деятельности создает новые возможности для трудового воспитания и развития личности. Принципы и мотивы волонтерства и собственно сама волонтерская деятельность способствуют формированию таких важных качеств, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, повышают чувство самоуважения и гуманного, толерантного отношения к другим, способствуют занятости молодого человека общественно полезным делом, формируют у него качества и навыки, важные для взрослой, в том числе и будущей профессиональной, жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барова, В. В. (2001) Добровольцы в социальных учреждениях. Тюмень : ООО «Опцион-ТМ Холдинг».

Виилма, Л. (2001) Душевный свет. Екатеринбург.

Гиль, С. С. (2003) Педагогика поддержки инициатив молодежи. М. : Социальный проект.

Добро без границ (2003). М. : ФИЦ МСП.

Карнеги, Д. (2002) Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Минск : Попурри.

Ленин, В. И. (1973) Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 2. М.

Общие основы педагогики (1967) / под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана. М.

Подласый, И. П. (2003) Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС.

Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. (2003) Общая педагогика / под ред. В. А. Сластенина : в 2 ч. М. : ВЛАДОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.