Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность в системе социального взаимодействия'

Волонтерская деятельность в системе социального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
306
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макеева Инна Александровна, Макеева Елена Александровна, Логинова Елена Валерьевна

Статья посвящена анализу волонтерской деятельности в системе многообразия видов социальной деятельности человека. Особое внимание авторами уделено истории становления и осмысления волонтерской деятельности в различные исторические эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность в системе социального взаимодействия»

УДК 316.627

Макеева Инна Александровна

учитель иностранных языков .

МБОУ гимназии «САН» г. Пензы

innamia88@yandex.ru

Макеева Елена Александровна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории и философии,

Пензенский государственный университета

архитектуры и строительства

elenamea82@yandex.ru

Логинова Елена Валерьевна

Студент.

Пензенского государственного университета

архитектуры и строительства

elenamea82@yandex.ru

Inna A. Makeeva

a teacher of foreign languages

gymnasium "SUN", Penza

innamia88@yandex.ru

Elena A. Makeeva

candidate of historic science, associate professor

of the department of history and philosophy of the

Penza State University of Architecture and Construction

elenamea82@yandex.ru

Elena V. Loginova

student of the Penza State University

of Architecture and Construction

elenamea82@yandex.ru

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Volunteer Work in the System of Social Cooperation

Аннотация. Статья посвящена анализу волонтерской деятельности в системе многообразия видов социальной деятельности человека. Особое внимание в статье уделено истории становления и осмысления волонтерской деятельности в различные исторические эпохи.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, социальные взаимодействия, гуманизм.

Annotation. The article is devoted to the analysis of volunteer work in the system of type varieties of social human activity. In the article special attention is

given to the history of the formation and comprehension of volunteer work in different historical periods.

Key words: volunteer work, social cooperation, humanism.

На протяжении уже многих лет особое место в жизни человека занимает идея духовного просвещения. В это понятие входит множество основ, на которых и строится личность. Например, тот или иной вид социальной деятельности задает внутренние ориентиры человека: познание окружающего мира, самопознание, осмысление жизненных ценностей, желание к результативной и созидательной деятельности на благо общества. Особую роль во всем многообразии видов социальной деятельности человека (политической, спортивной, экономической, культурной т.д.) занимает волонтерская деятельность.

На основе наиболее часто используемых в международной практике понятий «волонтерство» объясняется как широкий круг деятельности, состоящий из традиционных форм взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и иные формы гражданского участия, основным аспектом которого является добровольная помощь на благо широкой общественности, не получая при этом денежного вознаграждения. Волонтерство как деятельность появилось еще во Франции в 1920 году после окончания Первой мировой войны. Тогда немецкая и французская молодежь помогали в восстановлении разрушенных в ходе войны ферм в районах наиболее масштабных сражений. Однако и раннее внимание ученых привлекал вопрос об оказании безвозмездной помощи на благо обществу или конкретному человеку. Обусловлено это множеством причин. Во-первых, усилением в обществе критических ситуаций как мирового, так и местного характера, вызванных деятельностью самого человека в разных сферах экономики, спорта, политики, культуры, науки, религии и т.д. и требующих особенного интереса со стороны добровольцев. Во-вторых, такие понятия как «милосердие», «добро», «гуманизм», «добродетель» составляют основу идеологии социальной волонтерской деятельности. Так, философы различных эпох и областей научных знаний в своих учениях раскрывали вопрос о духовно-нравственных ценностях человека, благодаря которым и происходит осмысление волонтерства как феномена.

Представление бескорыстной, добровольной помощи людям, нуждающимся в ней, нашло свое отображение в работах философов досократического периода. В своих сочинениях древние мыслители особое внимание уделяли «милосердию «и «гуманизму» [3]. Основоположником философии древнего Китая, известной как конфуцианство, был учитель Кун или Конфуций. Центральное место в учениях Конфуция занимает понятие «жэнь» - гуманность или человеколюбие. В этом и заключается характеристика человека, и его цель духовно - нравственного совершенствования, и принцип взаимоотношений людей в обществе. Конфуций считал, что человеколюбивым можно назвать того, кто не только лишь старается закрепить себя на

правильном пути и реализовать дела на более высоком уровне, но и помогает в этом другим людям.

С течением времени понятие о бескорыстной и безвозмездной помощи стало появляться во многих работах философов. Так, учение о четырех добродетелях (по-другому называемых как социальные, гражданские, или родовые, кардинальные) впервые были раскрыты в далеком прошлом - в классической древности - античности. Так, Платон в своих работах понятие «добродетель» объяснял как определенную деятельность каждой частицы души к достижению той или иной цели, которая соответствует её природе. По мнению философа существует четыре основные добродетели, на которых строятся все остальные: мудрость (добродетель разумной части души), мужество (добродетель воли), благоразумие (чувство меры, самообладание) и справедливость (общая деятельность всех трех частей души). Все без исключения добродетели должны являться определенным ориентиром для человека на протяжении всей его жизни [1].Согласно учениям другого древнегреческого философа, Аристотеля, человек, обладая разумом, проделывает дальнейший путь собственной дальнейшей жизни в обществе в соответствии с нравственными нормами и правилами (уважение ближнего, благородные поступки во имя него и ради его благополучия и т.д.). Для каждого отдельного индивидуума главнейшей целью его жизни должна быть реализация своих способностей в обществе, где он живет, в нахождении такой деятельности, где наилучшим образом раскроются все его способности и навыки. Например, оказание безвозмездной помощи является одним из способов достижения этой цели [2].

Во многих современных работах, посвященных изучению возникновения благотворительности и волонтерской деятельности, ученые связывают появление данного явления с образованием христианства. Так, в эпоху средневековья представители патристики и средневековой схоластики были убеждены, что высшее благо - это Бог. Смирение, вера, любовь, помощь ближним, служение Богу, - все это является основными христианскими законами, которые становились основными ориентирами в жизни верующего человека. Так, в произведениях известного того времени средневекового философа Августина проблемы Бога, любви, добра и зла занимают одно из центральных мест. Он считал, что одной из важнейших добродетелей является преодоление эгоистичности и бескорыстная любовь и внимание к ближнему своему. Августин писал, что через любовь каждого человека к ближнему как брату, усмиряется в сердце чувство ненависти и эгоизма, себялюбия. Другой человек должен стать нравственной целью: «Всякого человека, поскольку он человек, следует любить ради Бога».

Идеи гуманистов Дж. Бруно, А. Данте, Ф. Петрарки и др. стали появляться в эпоху Возрождения. В своих работах они подразумевали, что благом является все то, что удовлетворяет потребности человека и способствует совершенствованию его личности во всех сферах, а добродетель - это характерные особенности, личные качества и образ жизни человека. А. Данте и Ф. Петрарка отмечали принципы равенства, свободы и

справедливости. Нормами взаимоотношений между людьми они считали гуманизм, играющий важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Взаимодействуя между собой, индивид соблюдал главную мысль того времени - непричинения вреда другому. Все это порождало особое отношение к другим людям - гуманность. Гуманизм является одним из первоначальных принципов волонтерского направления.

Ф Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Локк, Б. Спиноза -являются представителями эпохи научной революции. Они активно развивали идеи антропоцентризма.

Ф. Бэкон поддерживал идею гуманистов и считал, что людей объединяет справедливость, согласно которой человек не должен причинять зла другому, а это есть ни что иное как гуманизм. Также, он считал, что гуманность и милосердие порождает стремление любить, которое заложено в каждом человеке. Б. Спиноза считал, что добродетель есть любовь к Богу, и сравнивал ее с пользой. Главная ее цель - сохранять свою жизнь и продолжать существование. Это определяет поведение человека в будущем и заставляет его ценить другого человека, а, значит, уважительно к нему относиться, особенно, если он нуждается в помощи.

Идеи философов Эпохи Просвещения (И.Кант, Г.Ф.Б. Гегель, Д.Дидро) представляли собой систему взглядов на человеческие отношения, основой которых должны стать добрые дела, поступки и мысли. И. Кант считал, что каждое разумное существо должно обладать нравственным, добродетельным поведением. В этом случае большинство людей думает не только о себе, но и о благополучии другого человека и оказывает ему помощь и поддержку. Д. Дидро основой человеческих отношений считал нужду людей друг в друге, так как каждый человек, по его мнению, ждет помощи от других. Если индивид осознает это, то он выбирает правильный путь вхождения в общественную жизнь.

Представители западной и русской философии XIX в. (А. Шопенгауэр, В.С. Соловьев, Н.К. Рерих, Л.Н. Толстой) рассматривают помощь другому как высшее благо. Под ним они понимали единство добродетели и благонравия. В своих работах философы XIX в. часто упоминали «альтруизм», который считали основоположником волонтерской деятельности. А. Шопенгауэр активно развивал тему, которая основывалась на том, что через сопереживание другому человек познает свою ценность. В. Соловьев обосновывал альтруизм через жалость, считал ее неотъемлемой частью человеческого характера, а эгоизм - пороком. Соблюдение принципа альтруизма - это естественное проявление человеческой природы. Главный принцип альтруизма: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Исходя из этого принципа, человек старается не причинять вреда другим, а наоборот -оказывать помощь при необходимости. Человеколюбие и сострадание - основа взаимоотношений между людьми в процессе их жизнедеятельности [5].

Философы ХХ в. (Н.В. Борковская, И.А. Гундаров, Ф.А. Селиванов, В. Татаркевич, В. Франкл., Э Фромм и др.) считают, что для обретения гармонии человек должен оказывать ближним безвозмездную помощь, которая

основывается на любви к окружающим. Гармоничное бытие человека напрямую зависит от соответствия жизни нравственным идеалам, чистой совести людей, их духовности [4]. В этом случае волонтерская деятельность представляет собой формирование у людей таких личных качеств и ценностей, которые поддерживают гармоничное сосуществование в окружающем мире, уважение к ближним, культуре, традициям и ценностям.

Таким образом, в разные эпохи волонтерскую деятельность связывали с разными понятиями: изначально с благом, добром, добродетелью, позже - с гуманизмом и благополучием человека, современные философы - с милосердием и альтруизмом. Волонтерская деятельность рассматривалась как нематериальная сторона жизнедеятельности человека, основанная на идеях нравственности, духовного развития, моральных ценностей, присущих тому или иному отрезку времени.

Позже волонтерская деятельность стала активно набирать популярность во всех странах мира, в том числе и в России, но, несмотря на быстрый рост популярности, все равно существует множество проблем и препятствий, которые не дают развиваться волонтерству. Среди них можно выделить недостаточность информации, т.е. люди просто не знают, как вступить в волонтерское движение, куда обратиться, в каких акциях и проектах могут принять участие и внести вклад в общественное дело.

Литература:

1. Антология мировой философии. Минск; М., 2001. 928 с.

2. Аристотель и античная литература. М., 1978. 325 с.

3. Гуманизм // Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. М, 2004. С. 121-122.

4. Кропоткин П. Современная потребность в выработке основ нравственности / Электронная библиотека «Avtonom.org». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/ethics.html (дата обращения 16.05.2017).

5. Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/49/ (дата обращения 16.05.2017).

Literature:

1. Anthology of worldwide philosophy. Minsk; M., 2001. 928 p.

2. Aristotle and antique literature. M., 1978. 325 p.

3. Humanism // Dictionary of philosophical terms / scientific edition V.G. Kuznetsov. M., 2004. Pp. 121-122.

4. Kropotkin P. Modern need in formulating moral foundation / e-library «Avtonom.org». [electronic resource]. Access mode: http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/ethics.html (date of access 16.05.2017).

5. Philosophy: encyclopedic dictionary./ edited by A.A. Ivin. M.: Gardariki. 2004. [electronic resource]. Access mode: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/49/ (date of access 16.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.