Научная статья на тему 'Волго-каспийский бассейн. Его проблемы и пути развития'

Волго-каспийский бассейн. Его проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1483
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ КАНАЛ / ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ / ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ / VOLGA/CASPIAN CANAL / PLANNING WORKS / DREDGING CRAFTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Соломаткин Юрий Александрович, Арчаков Иван Анатольевич, Сапунов Григорий Иванович

Приведено описание причин сооружения Волго-Каспийского морского судоходного канала, состояние уровня Каспия, его понижение в разные годы и в связи с этим увеличение пути и глубин судоходного канала. Мероприятия, проводимые Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт> в настоящее время для обеспечения безопасности мореплавания на акватории канала, состояние дноуглубительного флота, проектные работы, мониторинг по экологической безопасности, расходы на дноуглубительные работы Волго-Каспийского морского судоходного канала, обеспечение плавания в зимнюю навигацию по ВКМСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Соломаткин Юрий Александрович, Арчаков Иван Анатольевич, Сапунов Григорий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLGA/CASPIAN BASIN. PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT

The article reviews the reasons for construction of the Volga/Caspian maritime traffic cannel, the state of the Caspian Sea level, its lowering in different years and the related elongation and deepening of the navigation canal. The scope of the discussion covers the issues connected with the actions currently undertaken by the Astrakhan Division, ROSMORPORT, to ensure safe navigation in the canal water zone, as well as with the state of dredging crafts, ecological safety monitoring, costs for dredging in the Volga/Caspian maritime traffic canal and maintenance of winter navigation in it.

Текст научной работы на тему «Волго-каспийский бассейн. Его проблемы и пути развития»

© Ю.А. Соломаткин, И.А. Арчаков, Г.И. Сапунов, 2015

УЛК 577:615-9 (262.81

Ю.А. Соломаткин, И.А. Арчаков, Г.И. Сапунов

ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ БАССЕЙН. ЕГО ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Приведено описание причин сооружения Вопго-Каспийского морского судоходного канала, состояние уровня Каспия, его понижение в разные годы и в связи с этим увеличение пути и глубин судоходного канала. Мероприятия, проводимые Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт» в настоящее время для обеспечения безопасности мореплавания на акватории канала, состояние дноуглубительного флота, проектные работы, мониторинг по экологической безопасности, расходы на дноуглубительные работы Волго-Каспийского морского судоходного канала, обеспечение плавания в зимнюю навигацию по ВКМСК.

Ключевые слова: Волго-Каспийский канал, проектные работы, дноуглубительный флот.

Историческая справка. Волго-Каспийский морской судоходный канала является главным (единственным) путем, соединяющий внутренние водные (судоходные) пути с Каспийским морем. На своем протяжении от Астрахани судовой ход проходит по естественному водотоку Бахтемиру и в морской части - по искусственной днопрорези.

Необходимость сооружения судоходного канала в дельте Волги возникла в середине XIX века, в связи с ростом грузооборота и габаритов судов. В 1874 году положено начало регулярным путейским работам на Бахтемирском направлении и этот год считается годом основания Волго-Каспийского морского судоходного канала.

В 1891 году грузооборот по каналу составлял 2,4 млн тонн, т.е. приблизительно третью часть того, что перевозилось через Суэцкий канала.

К началу первой мировой войны на канале были достигнуты глубины до 3,6 м, при длине искусственной прорези 33 км. С 1929 г. началось катастрофическое понижение уровня Каспия. В течение 10 лет он понизился на 2 м, а после 40 годов еще на 1 м.

С развитием народного хозяйства СССР грузооборот значительно вырос на канале, особенно перевозки нефтепродуктов. В годы Великой Отечественной войны значение канала стратегически возросло.

В 1941—1955 гг. глубины поддерживались до 3,6 м, ширина 100-120 м, канал был продлен до 168 км.

С 1955 г. по 1970 год произведена реконструкция канала для современных на то время судов. Ежегодные объемы дно-работ составляли до 10 млн куб. с привлечением до семи зем-караванов одновременно.

В 70-80 годы грузооборот по каналу составлял 15-20 млн тонн в год.

В настоящее время Волго-Каспийский морской судоходный канала - ключевое звено водной составляющей международного транспортного коридора Север-Юг, основная водная магистраль, соединяющая Каспийское море с Волгой, а через нее с другими морями России и Европы.

Современный грузооборот по каналу составляет - 8 млн тонн. С развитием Морского торгового порта Оля годовой грузооборот планируется повысить до 30 млн тонн.

Современные габариты Волго-Каспийского морского судоходного канала составляют — длина 188 км. в том числе:

— Морская часть канала (искусственная) имеет протяженность 102 км.

— Речная часть канала 86 км.

Ширина канала 100-120 м.

Навигационная глубина -5,1 м. позволяющая обеспечить безопасное движение судов с осадкой до 4,5 м.

Мероприятия по обеспечению безопасности мореплавания на акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала

1. Навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения безопасности судоходства и меры по его совершенствованию.

Навигационно-гидрографического обеспечения на Волго-Каспийском морском судоходном канале выполняется силами Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт».

Филиал выполняет ежегодные промерные работы для контроля глубин на акватории канала, выставляет летние плавучие предостерегательные знаки (в количестве 285 ед.) и зимние плавучие предостерегательные знаки (в количестве 32 ед. на участ-

ке 138-170 км. ВКМСК), обслуживает береговые навигационные знаки, а именно: семь пар береговых линейных створных знаков, двенадцать пар береговых знаков якорных стоянок, информационные знаки (одностороннего движения), выполняет мониторинг уровней горизонта воды на трех водомерных постах (53 км ВКМСК, о. Искусственный, 145 км ВКМСК).

Для улучшения безопасности судоходства на акваториях морских портов Астрахань и Оля Астраханский филиал планирует:

- установку шести новых автоматизированных водомерных постов, что позволит улучшить мониторинг за изменением уровней горизонта воды.

- обследование дна акваторий морских портов на предмет инородных предметов, которые могут повлиять на безопасность судоходства, гидролокатором бокового обзора. В 2012 году был выполнен проект береговых навигационных знаков акваторий морских портов Астрахань и Оля, что позволит выполнить корректировку действующих и установку новых береговых СНО с учетом изменившегося русла канала и гидрометеорологических условий. В 2013 году выполнен проект плавучих предостерегательных знаков акваторий морских портов Астрахань и Оля, что позволит оптимизировать расстановку и количество ППЗ для улучшения безопасности судоходства.

В настоящее время Астраханский филиал выполняет замену металлических плавучих предостерегательных знаков на пластиковые, что позволит сократить расходы по эксплуатации и ремонту.

Дноуглубительный флот

Учитывая требования Администрации Морского портов Каспийского моря плавание судов в Северной части Каспийского моря допускаются суда с регистровым классом не ниже 0-ПР2,0 (том 4 Правил классификации и постройки судов (река-море) плавания с составом радиообрудования для связи с Морской подвижной службой и оборудованном судовым трен-спондером АИС).

При проведении мониторинга наличия дноуглубительной техники с вышеуказанными требованиями выявлено, что в Астраханской области по состоянию на 05 июня 2012 года имеются три компании владеющий флотом позволяющие проводить дноработы в северной части Каспийского моря.

ООО «Олинская строительная компания» (ООО «ОСК») (или ее группа компаний) имеет в Астрахани четыре земкаравана:

— два многочерпаковых земнаряда («Бахтемир», «Инженер Агашин») с составом самоходных шаланд «Кизань», «Быстрая», «Бассара», «Бузан», «Буг» (емкость трема от 300 до 600 куб. м);

— два рефулерных землесоса («Ахтубинск», Антеа) с наличием плавучего грунтопровода до 800 метров. Основная часть вышеуказанного флота ООО «ОСК» была построена в середине прошлого века и в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии.

ООО «Беляна» — имеет в наличии рефулерный землесос «Бивер1700» (год постройки 2010) данный земснаряд позволяет проводить дноуглубительные работы на мелководье, а также осуществлять намывные работы с отвалом грунта по плавучему грунтопроводу до 1000 метров.

Астраханский район гидротехнических сооружений и судоходства имеет в наличии собственный многочерпаковый земснаряд с самоходными шаландами (калсс регистра «Р»). Дноуг-лубитльные работы проводит во внутренних водных путях (на реке).

Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт» — В 2012 году приобретен самоотвозной трюмный землесос «Иван Черемиси-нов» (емкость трюмов- 1000 м3), в 2013 году приобретен рефулерный землесос Голландской постройки «Арсений Волынский», производительностью - 2000 м3/ч, также произведен заказ на строительство серии рефулерных землесосов для проведения дноуглубительных работ в закрытой части Волго-Каспийского морского судоходного канала.

Привлечение подрядчиков для проведения дноуглубительных работ в северной части Каспийского моря

Определенными специалистами в сфере дноуглубления ведется мониторинг наличия подрядных организаций в прилегающих областях Астраханской области в случае необходимости проведения дноуглубительных работ в мелководной Северной части Каспийского моря возможно привлечения нескольких крупных дноуглубительных компаний, которые выполнят дноуглубительные работы, а также и намывные работы по созданию островов с использованием современных технологий.

Необходимо учесть, что после строительства островов и подходных каналов потребуется постоянно поддерживать подходные габариты в условиях повышенной заносимости.

На основании вышеизложенного для определения привлечения количества и видов дноуглубительной техники необходимо детально рассмотреть районы дноработ (глубина, ветровой и волновой режим, категория грунта про трудности разработки, дальность и вид отвала грунта и необходимый объем для создания островов).

Дноуглубительные работы

По заказу Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» ежегодно подрядными организациями выполняются ремонтные дноуглубительные работы с целью снятия наносных грунтов из прорези канала и поддержания заданных параметров. Ежегодные объемы ремонтных дноуглубительных работ на Волго-Каспийском морском судоходном канала составляют от 1,4 до 2,0 млн куб.

В 2014 году объемы работ увеличены до 3,5 млн куб. в связи с понижением уровня Каспийского моря и планируемым выводом крупногабаритных объектов (нефтегазодобывающих платформ) Лукойл в Каспийское море по Волго-каспийскому морскому судоходному каналу.

Для выполнения в 2015 году дноуглубительных работ планируется задействовать один самоотвозной трюмный землесос «Иван Черемисинов», два рефулерных и два много-черпаковых земснаряда.

С учетом расширения портовой деятельности и увеличением грузооборота в Астраханском регионе, ФГУП «Росмо-порт» проводит модернизацию (закупку) дноуглубительного флота для проведения работ на Волго-Каспийском морском судоходном канале. В 2012 году приобретен самоотвозной трюмный землесос «Иван Черемисинов», в 2013 году приобретен рефулерный землесос Голландской постройки «Арсений Волынский», также произведен заказ на строительство серии рефулерных землесосов для проведения дноуглубительных работ в закрытой части Волго-Каспийского морского судоходного канала.

Для проведения ежегодных плановых работ два вышеуказанных земснаряда позволят обеспечить гарантированные габариты канала.

При проведении дноуглубительных работ будут проводиться сопутствующие мероприятия — компенсационные

мероприятия по возмещению ущерба рыбным запасам нанесенного от проведения ремонтных дноуглубительных работ в 2012-2014 г.

В процессе проведения ремонтных дноуглубительных работ наносится ущерб водным биоресурсам в связи, с чем ФГУП «Росморпорт» финансирует (оплачивает) компенсационные мероприятия по возмещению ущерба рыбным запасам, путем осуществления комплекса работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения (выпуск молоди сазана и осетровых).

За последние три года (2012-2014 гг.) ФГУП «Росморпорт» возместил ущерб рыбным запасам на сумму 5,7 млн руб. в объеме выпуска в р. Волга и ее водотоки молоди:

- сазана — 2,769 млн шт.;

- осетровых - 9 млн шт.

В настоящее время в Росрыболовстве согласовываются объемы компенсационных мероприятий на 2015 год.

Экологический мониторинг

Ежегодно до начала, в процессе и по окончанию проведения ремонтных дноуглубительных работ специализированным предприятием ФГУ «Северо-Каспийская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» проводится экологический мониторинг окружающей среды. На основании полученных отчетов отмечено, что проведение ремонтных дноуглубительных работ негативное влияние на окружающую среду не оказывает, а в некоторых случаях по окончанию дноработ зафиксировано понижение концентрации фоновых загрязнителей в донных отложениях.

Проектные работы

С целью повышения безопасности мореплавания и экологической безопасности в дельтовой части Астраханской области по заказу Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» разработаны проекты проведения ремонтных дноуглубительных работ с природоохранными мероприятиями:

- «136-160 км ВКМСК» на период 2009-2013 г. Проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. В период 2009-2011 г. Ремонтные дноуглубительные работы производились в соответствии с проектом.

Объемы ремонтного дноуглубления ВКМСК

г.

В 2012 в связи с планируемым выводом нефтегазодобывающих платформ потребовалось увеличить объемы дноработ с 1,9 млн куб. до 3,150 млн куб., в настоящее время ведутся переговоры с РЦПКБ «Стапель» о корректировки ранее разработанного ими проекта.

— «50-52 км ВКМСК» разработан проект на период проведения работ 2012-2015 гг., проект откорректирован с учетом поступления самоотвозного трюмного землесоса «Иван Черемисинов» и рефулерного землесоса «Арсений Волынский».

— «123-127 км ВКМСК» был разработан проект на период проведения дноуглубительных работ в 2012 году самоот-возным трюмным землесосом.

— «Судовой рейд, акватория причалов Морского торгового порта Оля» проект разработан на период проведения дно-работ 2011-2015 гг. Проект прошел согласования в природоохранных органах, в июне пройдут общественные слушания.

Обеспечение мореплавания в зимнюю навигацию но ВКМСК

С целью повышения безопасности мореплавания в период зимних навигаций на акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала решить вопрос о приобретении (привлечении) современных судов (паромов) с усиленным ледовым классом для безопасной работы паромных переправ (с Маячное, с Ямное, с Трудфронт, с. Федоровка).

В 2015 году планируется:

— провести Научно-исследовательские работы Волго-Каспийского морского судоходного канала. На основании полученных исследований параллельно будет разрабатываться проект проведения ремонтных дноуглубительных работ Волго-Каспийского морского канала с учетом мероприятий по сокращению заносимости канала, понижению ущерба окружающей среде и повышения безопасности мореплавания с учетом маловодья в северной части Каспийского моря;

— ввести в эксплуатацию региональной системы безопасности мореплавания на акватории Морского торгового порта Астрахань и Оля;

— усовершенствовать навигационную обстановку Волго-Каспийского морского судоходного канала;

— провести плановые ремонтные дноуглубительные работы с обеспечением на период зимней навигации 2014-2015 гг. проходной осадки судов до 4,5 м.

Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт» планирует для проведения дноуглубительных работ в речной части ВКМСК задействовать современный самоотвозный трюмный землесос «Иван Черемисинов». Для эффективного проведения дноработ самоотвозым землесосом потребуются береговые карты намыва с целью размещения извлекаемого грунта (впоследствии грунт будет использован при строительстве МТП Оля и других

гидротехнических сооружений). На основании вышеизложенного необходимо совместно с Администрацией области, проектным институтом и ФГУП «Росморпорт» определить при разработки проекта РДР 0-188 км ВКМСК земельные участки для размещения карт намыва, гттш

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Соломаткин Юрий Александрович - и.о. директора, rmp@astranet.ru, Арчаков Иван Анатольевич - заместитель начальника по дноуглублению, ivan-rmp@rambler.ru, Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт»,

Сапунов Григорий Иванович - ст. преподаватель Каспийского института морского и речного транспорта, филиал Волжской Государственной академии водного транспорта, Sapunov_grigorii@mail.ru.

А

UDC 577:615-9 (262.81

VOLGA/CASPIAN BASIN. PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT

Solomatkin Yu.A., Acting Director, Astrakhan Division, Rosmorport, Russia, Archakov I.A., Deputy Head for Dredging, Astrakhan Division, Rosmorport, Russia,

Sapunov G.I., Senior Lecturer, Caspian Institute of Sea and River Transport, Volga State Academy of Water Transport, Russia.

The article reviews the reasons for construction of the Volga/Caspian maritime traffic cannel, the state of the Caspian Sea level, its lowering in different years and the related elongation and deepening of the navigation canal. The scope of the discussion covers the issues connected with the actions currently undertaken by the Astrakhan Division, ROSMORPORT, to ensure safe navigation in the canal water zone, as well as with the state of dredging crafts, ecological safety monitoring, costs for dredging in the Volga/Caspian maritime traffic canal and maintenance of winter navigation in it.

Key words: Volga/Caspian canal, planning works, dredging crafts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.